КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НАУЧНЫХ ТЕРМИНОВ

Адресант — участник социальной коммуникации,х выступающий в роли отправителя сообщения, создателя текста, предназначенного для передачи адресату (реципиенту) (подробнее см. § 2 гл. 1).

Адресат (реципиент) — участник социальной коммуникации, выступающий в роли получателя сообщения (текста) от адресанта (подробнее см. § 2 гл. 1).

Аксиология (греч. axia — ценность; logos — слово, понятие) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направление и мотивацию человеческой деятельности (подробнее см. § 1 гл. 5).

Архетип (греч. arche — начало; typos — образ, первообраз) — в терминологии К. Г. Юнга усвоенный членами определенной социальной группы образец типичного для данной общности поведения, влияние которого на их деятельность не осознается и не контролируется (подробнее см. § 2 гл. 6).

Гносеология (греч. gnosis — знание; logos — учение) — теория познания, в рамках которой изучаются характеристики познающего субъекта, свойства познаваемого объекта, условия возможности установления и специфика познавательного «субъект-объектного» отношения между ними, а также проблема достижения истины.

1 Курсивом выделены понятия, значение которых объясняется в данном словаре.

Естественная установка — понятие феноменологической философии; свойственное субъекту познания как носителю обыденного практического мышления «наивное», некритическое восприятие мира, как природного, так и социального, существование которых принимается на веру. Подлежит исключению в процессе феноменологической редукции (подробнее см. § 2 гл. 2).

Жизненный мир — понятие феноменологической философии; интерсубъективная социальная среда, в которую «погружены» субъекты, выступает как общая среда коммуникации (подробнее см. § 2 гл. 2; § 1 гл. 4).

Знак — материальный объект, используемый для получения, хранения и передачи информации в процессе социальной коммуникации; выступает как интерсубъективное явление, т. е. обретает смысловое значение только при наличии интерпретирующих его субъектов (подробнее см. § 2 гл. 1).

Институционализация — в рамках феноменологической социологии понятие, обозначающее процесс превращения человеческих действий в социальные институты (подробнее см. § 1 гл. 3).

Интенциональность сознания (лат. intentio — стремление, внимание) — понятие феноменологической философии, с помощью которого обозначается такое основополагающее свойство человеческого сознания, как предметность, направленность на предмет (подробнее см. § 2 гл. 2).

Интернализация — в рамках феноменологической социологии процесс, посредством которого объективированный социальный мир воспринимается сознанием индивидуумов в ходе социализации (подробнее см. § 1 гл. 3).

Интерсубъективность — понятие феноменологической философии, которое указывает на внутренне присущую сознанию социальность и на то, что мир переживается человеком как общий для него и других. Интерсубъективность выступает основой общности субъектов и условием их коммуникации (подробнее см. § 2 гл. 2; § 1 гл. 6).

Интертекст — смысловое пространство, из которого черпаются знания для понимания воспринимаемого текста, т. е. вся совокупность текстов, которые используются для интерпретации данного текста.

Информация — имеющие знаковую (текстуальную) форму сведения о чем-либо, ранее неизвестные субъекту (подробнее см. § 2 гл. 1).

Когнитивный (лат. cognitio —знание, познание) —познаваемый, соответствующий познанию.

Коммуникация (социальная) — одно из ключевых понятий постнеклассической науки, представляющее собой социальное взаимодействие, основанное на интерпретации социально значимой информации, имеющей знаковую (текстуальную) форму (подробнее см. § 2 гл. 1).

Легитимация — в рамках феноменологической социологии процесс социального признания социальных институтов (подробнее см. § 1 гл. 3).

Научная парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — культурно обусловленная система теоретических, методологических и ценностных ((аксиологических) установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества (подробнее см. § 1 гл. 1).

Объективация — в рамках феноменологической социологии процесс, посредством которого социальные институты, представляющие собой результат экстернализации, приобретают характер объективности, т. е. независимости от человека (подробнее см. § 1 гл. 3).

Онтология (греч. ontos — сущее, бытие; logos — учение) — в философии учение о бытии; общая теория права может быть рассмотрена как онтология права, т. е. как наука о бытии права.

Позитивизм (научный) — философское направление, возникшее в 30-е годы XIX в., представители которого полагали, что научное знание должно быть только позитивным, т. е. основанным на фактах, положительно известных нам из опыта. Научный позитивизм явился методологической основой классического этатизма и социологизма (подробнее см. § 1 гл. 2).

Праксеология (греч. praxis — действие; logos — учение) — философская концепция человеческой деятельности.

Семиотика, семиология (греч. semeion — знак) — направление современной постнеклассической науки, предметом исследования которой являются знаковые (семиотические) системы в качестве информационных источников социальной коммуникации (подробнее см. § 4 гл. 1).

Синергетика —направление современной постнеклассической науки, объектом исследования которого являются сложные, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся, системы, в которых само человеческое действие является компонентом системы, что позволяет их также характеризовать как человекоразмерные. Такие системы являются открытыми, т. е. способны обмениваться веществом, энергией и информацией с внешней средой (подробнее см. § 1 гл. 1).

Текст — связная и полная последовательность знаков, несущая в себе определенный смысл (текст в широком смысле), а также знаковое сообщение, специально предназначенное для передачи каким-либо адресатам (текст в узком смысле) в процессе коммуникации; выступает как интерсубьективное явление, т. е. обретает смысловое значение только при наличии интерпретирующих его субъектов (подробнее см. § 2 гл. 1).

Типизация — в рамках феноменологической социологии взаимное отнесение хабитуализированного поведения друг друга к определенному типу, вследствие чего взаимодействующие субъекты выступают друг для друга как носители определенных ролей. Взаимная типизация создает основу для стабильного взаимодействия субъектов.

Феноменологическая редукция — метод, при помощи которого феноменология исследует опыт сознания. В процессе феноменологической редукции упраздняются свойственные естественной установке представления об окружающем мире. Результатом феноменологической редукции является обнаружение в сознании субъекта эйдоса явления (подробнее см. § 2 гл. 2).

Феноменология (греч. phainomenon — являющее себя; logos —учение) — ведущее направление неклассической и постнеклассической философии, в рамках которого исследуются феномены сознания (подробнее см. § 2 гл. 2).

Хабитуализация — в рамках феноменологической социологии опривычивание действий субъектов, которые наилучшим образом достигают социально значимой цели, повторяются, становятся образцом и осознаются в качестве такового. Хабитуализация предшествует институционализации (подробнее см. § 1 гл. 3).

Эйдос (греч. eidos — вид, образ, образец) — результат феноменологической редукции, чистая сущность явления, представленная в сознании субъекта (подробнее см. § 2 гл. 2).

Экстернализация — понятие, используемое в феноменологической социологии; представляет собой процесс непрерывного проявления внутреннего «Я» в коммуникативной деятельности (подробнее см. § 1 гл. 3).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ