КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ТЕРМИНЫ

За право обозначать территорию интердисциплинарного взаимодействия между блоком когнитивных наук и литературоведением борются два термина - когнитивная поэтика и когнитивное литературоведение. Английский филолог Питер Стоквелл[1] относит термин «когнитивная поэтика» ко всему комплексу исследований литературы, опирающихся на концепции, заимствованные из когнитивной лингвистики и психологии. Американский литературовед Алан Ричардсон[2] рассматривает когнитивную поэтику как часть когнитивного литературоведения.

По мнению автора аналитического обзора, «когнитивное литературоведение видит в литературе особый род ментальной деятельности, а своей задачей полагает изучение репрезентации (т.е. представления) знания и обработки информации в литературе и литературном чтении»[3]. По словам одного из основателей направления М. Тернера, цель литературного когнитивизма - «выявление связи между структурами (patterns) мысли и структурами выражения»[4]. Задача когнитивного литературоведения - не столько создавать интересные и свежие интерпретации художественных произведений, сколько объяснять имеющиеся путем ссылок на когнитивные механизмы, обеспечивающие эти интерпретации. Может быть, главную функцию когнитивных исследований литературы следует определить как экспланаторную[5].

Общей предпосылкой работ когнитивистской ориентации является гипотеза о существовании глубинных структур человеческого сознания, которые предопределяют особенности смыслопорождения художественного текста и делают возможным восприятие литературного произведения читателем[6]. На наш взгляд, в таком понимании предмета изучения заложен двоякий подход к исследованию ментальных феноменов:

«от автора» и «от читателя», что позволяет говорить о порождающей когнитивной поэтике и когнитивной поэтике восприятия.

Основным методологическим тезисом когнитивных работ является положение о том, что «многие наши способы мышления ярче всего выразились именно в литературном творчестве»[7], или, по афористичному заключению Р. Цура, «поэзия эксплуатирует в эстетических целях когнитивные процессы, которые изначально развились для внеэстетиче- ских целей»[8].

Область исследовательских интересов когнитивного литературоведения определяется его генетической близостью психологии. Она поставляет когнитивному литературоведению: а) объяснительные модели репрезентации художественной реальности в авторском/читательском сознании (модели нейронных карт, модулей сознания и т.п.); Ь) разнообразные психофизиологические теории: уровней памяти, законов восприятия, схем обработки информации человеческим мозгом и др.; с) концептуальный аппарат (гештальт, фигуро-фоновые отношения, ментальная репрезентация, модальность восприятия и др.).

По степени использования данных психологии (в том числе экспериментальных) и по предпочитаемым методам и моделям можно разграничить основные направления cognitive literary studies. Другим критерием их разграничения может служить объект исследования - механизмы образования тропов, прежде всего метафоры; закономерности организации и восприятия поэтического текста; повествовательные техники, логика повествования.

А. Ричардсон предложил описать когнитивное литературоведение как комплекс дисциплин, разметив полевую карту интердисциплинарных исследований. По мнению Ричардсона, направления, составляющие когнитивное литературоведение, различаются теоретически, методологически и практически. В числе основных называются когнитивная риторика и теория концептуальной интеграции (conceptual blending) - ответвление когнитивной лингвистики, восходящее к работам по концептуальной метафоре Д. Лакоффа и М. Джонсона; когнитивная поэтика (работы Р. Цура, теория литературных универсалий П. Хогана); когнитивная нарратология (исследования М.-Л. Риан, М. Флудерник, С. Кина и др.).

Следуя схеме, предложенной А. Ричардсоном, кратко охарактеризуем основные концепции указанных направлений, сопоставив с западными исследованиями аналогичные по замыслу работы, выполненные отечественными когнитологами.

  • [1] Stockwell Р. Cognitive poetics: An Introduction. London: Routledge, 2002.
  • [2] Richardson A. Studies in literature and cognition: A field map (introduction) //The work of fiction: Cognition, culture, and complexity / ed. by A. Richardson,E. S|)olsky. N.Y.: Ashgate, 2004. P. 1-29.
  • [3] Третъяков В. А. Указ. соч. С. 319.
  • [4] Цит. по: Западное литературоведение XX века: энциклопедия. М.: Intrada,2004. С. 181.
  • [5] Экспланаторность (от англ, explain - объяснять ) - одна из черт когнитивной парадигмы в целом.
  • [6] Лозинская Е.В. Когнитивное литературоведение: авторы, методы,перспективы // Человек: образ и сущность. 2010. № 1. С. 203.
  • [7] Лозинская Е.В. Литература как мышление. С. 28.
  • [8] Tsur R. Toward a Theory of Cognitive Poetics. P. 4. Или, как об этом болеепоэтично высказалась Э. Спольски: «Само мышление может низвергнуть васв поэзию» (цит. по: Западное литературоведение XX века: энциклопедия.С. 182).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >