КОНЦЕПТ КАК ЕДИНИЦА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Выражение художественный концепт первым употребил, видимо,

А.С. Аскольдов-Алексеев, возобновивший в 1928 году философскую традицию использования термина «концепт», восходящую к Абеляру[1]. Предложив метафорическое определение концептов как «почек сложнейших соответствий мысленных конкретностей»[2], философ разделил концепты на познавательные (логические) и художественные, эстетически обусловленные. В основу противопоставления познавательный (ло- гический)/художественный концепт были положены признаки объекгив- ности/субъективности, всеобщности/индивидуальности.

В современных лингвостилистических работах художественный концепт занимает различное положение на шкале коллективное/индивиду- альное.

Согласно определению, представленному в словаре-тезаурусе «Коммуникативная стилистика текста» Н.С. Болотновой, художественный концепт является единицей поэтической картины мира автора, характеризуется эстетической сущностью и образными средствами выражения, обусловленными авторским замыслом[3].

Е.В. Сергеева определяет художественный концепт как «ментальное образование, прошедшее семиозис и осознаваемое как инвариантное значение ассоциативно-семантического поля, присутствующее в индивидуальном сознании создателя художественного текста».

На индивидуальной природе художественного концепта был сделан акцент в нашем исследовании когнитивной основы идиостиля: художественный концепт понимался как единица индивидуального сознания, авторской концептосферы, вербализованная в едином тексте творчества писателя[4] [5]. Такая трактовка художественного концепта, принятая в когнитивной поэтике, соотносится с определениями концепта, предложенными лингвистами в рамках лингвокогнитивного и психолингвистического направлений языкознания.

Концепт как лингвокогнитивное явление - это единица «ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике»[6].

  • [1] См. об этом: Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М.: Гнозис, 1994.
  • [2] Аскольдов (Алексеев) С.А. Коцепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. С. 269.
  • [3] ? Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус.Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008.С. 322.
  • [4] Сергеева Е. В. К вопросу о классификации концептов в художественномтексте // Вестник Томского государственного педагогического университета.2006. № 5. С. 98.
  • [5] Тарасова И.А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (на материале творчества Г. Иванова и И. Анненского): автореф. дис. ... д-ра филол. наук.Саратов, 2004.
  • [6] Краткий словарь когнитивных терминов. С. 90.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >