ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Размышляя о путях гуманитарного сознания в XXI веке, М. Эпштейн констатировал, что гуманитарный дискурс перешел от описательно- обобщающей к порождающей фазе (творческому порождению новых концептов, созданию множественных моделей возможных миров, новых научных направлений на стыке дисциплин)[1].

Развитие междисциплинарных интегративных тенденций свойственно не только филологии. Выработка путей и средств «налаживания продуктивного межпарадигмального и междисциплинарного диалога, направленного на взаимообогащение и взаиморазвитие»[2] [3] - одна их глобальных целей современного научного знания.

При оценке продуктивности предложенных междисциплинарных проектов филологу, как представляется, нужно исходить из постулата, сформулированного Н. Богомоловым: «Любые штудии во внелитера- турных рядах имеют смысл для литературоведа, лишь пока они могут объяснять нечто в системе литературы» . Такой объяснительный (экс- планаторный) характер носит новая пограничная дисциплина - когнитивная поэтика. Выделившись из содружества когнитивных наук, она «обитает» на стыке литературоведения, лингвистики и психологии.

Когнитивная поэтика на Западе рассматривается как территория обмена между когнитивной лингвистикой, специализирующейся на обнаружении общих механизмов функционирования языка, и литературной герменевтикой, ориентирующейся на индивидуализированную, истори- зированную интерпретацию уникального художественного произведения[4]. В отечественной научной среде когнитивная поэтика осознается как «междисциплинарный проект, воссоединяющий науку о литературе с лингвистикой»[5].

Когнитивная наука делится с поэтикой сведениями об организации ментальной сферы человека, о языке как разновидности (части) ментальных способностей. При этом современное понимание когниции не ограничивается исключительно логическими процедурами обработки информации - оно включает «представление, творчество <...> фантазирование и мечты <„> восприятие, мысленные образы, воспоминание, внимание и узнавание»[6].

Представляется, что отдельные концепции, выдвигаемые когнитивной поэтикой, могут обогатить теорию литературы продуктивными моделями порождения и восприятия художественного текста. Поэтика, в свою очередь, обогащает когнитивную науку представлениями о возникновении художественного смысла как индивидуально-стилистической и культурно-исторической категории. И как любая интегративная дисциплина когнитивная поэтика - это шаг вперед в осмыслении природы художественного творчества и художественного образа.

Мы определяем когнитивную поэтику как филологическую дисциплину, занимающуюся организацией («архитектурой») мыслительных форм автора, читателя, исследователя - который, в определенном смысле, - идеальный читатель. Базовой единицей этой организации в нашем исследовании считается концепт, выступающий прежде всего методологической формулой анализа художественных образов.

Ответ на вопрос, что нового открывает когнитивная поэтика в исследовании художественного мира и художественного текста, может быть таким: она заставляет пересмотреть границы между формой и содержанием, «продвинуть» понятие формы в область содержания, структурировать художественный смысл.

  • [1] Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: НЛО, 2004.
  • [2] Янчук В.А. Социокультурно-индетерминистская диалогическая перспектива формирования межкультурной компетентности // Известия Саратовскогоуниверситета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. Вып. 3. С. 244.
  • [3] Богомолов Н. Указ. соч. С. 180.
  • [4] Cognitive Poetics: Goals, Gains and Gaps. P. 2. Авторы вступительной статьивидят в противостоянии (когнитивной) поэтики и традиционной интерпретативной практики проявление дистинкции общее (законы)/отдельное (событие), эмпирические (объективные) факты/субъективная интроспекция.
  • [5] Третьяков В. Указ. соч. С. 324.
  • [6] Демьянков В. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 23.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >