ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНУ ПРЕДМЕТОВ ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКИ ЛИЦАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

© 2015 Р. Р. Гильмутдинов

Самарский юридический институт ФСИН России

Статья посвящена выяснению отдельных аспектов наследственного права с участием лиц, осужденных к лишению свободы. Рассмотрены некоторые проблемы наследования по закону предметов обычной домашней обстановки осужденными.

Разнообразие субъектов наследственного правоотношения, их правового статуса, социального статуса и других характеристик включает в себя различный набор прав, обязанностей и условий их реализации. Прямо или косвенно законодательство устанавливает различные условия для участия в этих отношениях различных категорий лиц, чей правовой статус отличается от обычных. В связи с этим категория граждан Российской Федерации, осужденных по решению суда за совершение уголовного преступления и прежде всего приговоренных к лишению свободы, представляет особый интерес.

Лица, осужденные к лишению свободы, пользуются правом наследования и завещательного распоряжения имуществом наравне с гражданами, находящимися на свободе. Это правомочие вытекает из факта обладания осужденным имуществом на праве частной собственности. Неразрывная связь права наследования с правом частной собственности вытекает из ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Из ст. 1116 ГК РФ следует, что к наследованию могут призываться граждане, в том числе и осужденные, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. При осуществлении наследования по завещанию наследниками могут быть граждане, в том числе и осужденные, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети последнего, родившиеся после его смерти1.

Первый вопрос, который может возникнуть при наследовании по закону, когда один из наследников находится в местах лишения свободы, - это распределение предметов домашней обстановки, оставшейся после смерти наследодателя. Перечня упомянутых предметов в ГК РФ не содержится. Во всяком случае к предметам обычной домашней обстановки нельзя отнести такое имущество, как жилой дом, хотя бы и незначительной стоимости его, дачу, автомашину, предметы роскоши, денежные средства, облигации, а также личные вещи наследодателя. Общепринято считать, что те предметы, которые предназначены для обслуживания повседневных нужд семьи (мебель, посуда, домашняя утварь и т. д.), без которых не может обойтись ни одна семья и которыми, следовательно, каждая семья обладает в том или ином объеме, являются предметами обычной домашней обстановки. «Спор между наследниками по вопросу о том, какое имущество следует включить в состав предметов обычной домашней обстановки и обихода, разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела, а также местных обычаев. При этом необходимо иметь в виду, что антикварные предметы, а также представляющие художественную, историческую или иную ценность, не могут рассматриваться в качестве предметов обычной домашней обстановки и обихода, независимо от их целевого назначения. Для выяснения вопроса о художественной, исторической либо иной ценности предмета, по поводу которого возник спор, суд может назначить экспертизу», отмечается в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 г.2

О. С. Иоффе полагал, что в решении вопроса о судьбе предметов обычной домашней обстановки и обихода, входящих в состав наследственной массы, следует опираться на то состояние, которое имело место до заключения гражданина под стражу, то есть осужденный наследник имеет право на эти предметы, если он до ареста проживал совместно с наследодателем. По смыслу закона здесь имеются в виду те наследники, которые, проживая совместно с наследодателем, пользовались указанными предметами для удовлетворения повседневных бытовых нужд3.

В числе лиц, осужденных к лишению свободы, могут быть и нетрудоспособные. Последние могли и не состоять в родственных отношениях с наследодателями, но до момента осуждения к лишению свободы находиться на иждивении. Согласно ст. 1148 ГК РФ граждане, относящиеся к наследникам по закону, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, наследуют по закону вместе и наравне с наследниками этой очереди, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет (ч. 1). Оказывает ли влияние лишение свободы лица, находившегося до осуждения на иждивении умершего, на возможность быть включенным в круг законных наследников по основанию иждивения? По существу данного вопроса в юридической литературе высказались лишь О. С. Иоффе и Н. И. Карусев. В частности,

О. С. Иоффе писал: «Если и после заключения наследника под стражу наследодатель продолжал поддерживать связь с ним и оказывать ему материальную помощь, например, путем отправки посылок, денежных переводов или передач, иждивенческие отношения следует признать сохранившимися. Вместе с тем и при сохранении иждивенческих отношений в указанных формах необходимо, чтобы до заключения наследника под стражу он находился на иждивении наследодателя не менее года, ибо если в этот срок засчитать время пребывания наследника под стражей, то тогда эпизодическая помощь заключенному в пределах одного года уже давала бы ему право на наследство. Но такое решение было бы явно несправедливым, ибо во время пребывания под стражей нетрудоспособный заключенный находится на содержании государства. Поэтому право на получение наследства должно возникать у заключенного лишь при условии, что он находился на содержании наследодателя не менее года до заключения наследника под стражу». Указанную позицию разделял Н. И. Карусев.

Рассмотрев влияние осуждения к лишению свободы на возможность реализации наследственных прав гражданами, находящимися в местах лишения свободы, можно сделать вывод, что эти лица пользуются правом наследования извещательного распоряжения имуществом наравне с гражданами, находящимися на свободе. Это правомочие вытекает из факта обладания осужденным имуществом на праве частной собственности. Более детальная регламентация различных особенностей и нюансов удостоверения завещаний лиц, осужденных к лишению свободы, в Гражданском и Уголовно-исполнительном кодексах, а также подготовка и издание специальных практических рекомендаций по удостоверению завещаний и доверенностей для начальников мест лишения свободы поможет преодолеть указанные проблемы.

  • 1 Гражданский кодекс Российской Федерации, от 26 ноября 2001 г. Ч. 3. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49.
  • 2 Калпина А. Г. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2000. - Т. 2. - С. 75.
  • 3 Толстой Ю. К., Сергеев А. П. Гражданское право. - М.: Проспект, 1998. - Т. 3. - С. 23.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >