ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ И МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ДОМАШНЕГО АРЕСТА
© 2015 О. Л. Дегтярева
Научно-исследовательский институт ФСИН России
В статье анализируется практика применения электронных средств для надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы и контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Во второй половине XX в. мировая и российская уголовная политика и судебная практика развивались в направлении оптимизации уголовных наказаний, выразившейся в увеличении количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, а также в гуманизации уголовных наказаний, выражающейся в расширении практики назначения судами не связанных с лишением свободы наказаний за совершение преступлений средней и малой тяжести.
Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы1.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года2 (далее - концепция) предполагается развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы, в частности, увеличение к 2020 г. общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами. С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.
В настоящее время в рамках реализации основных положений концепции электронные средства применяются уголовно-исполнительными инспекциями для надзора за осужденными при исполнении наказания в виде ограничения свободы и контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений при осуществлении меры пресечения в виде домашнего ареста в качестве альтернативы содержанию под стражей.
Наказание в виде ограничения свободы исполняются уголовно-исполнительными инспекциями с 2010 г. (введены Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ3). Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 ЗЧГ« 1984 регламентирует применение средств электронного надзора при исполнении данного вида наказания.
«Закрепленная в УПК РФ мера пресечения в виде домашнего ареста (ст. 107 УПК РФ) десять лет (с 21 по 2011 г.) в большей степени находилась в «режиме» научных исследований и поиска эффективных практических приемов повышения ее эффективности учеными и практиками, занимающимися проблемами мер уголовно-процессуального принуждения»5.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ6 в ст. 107 УПК РФ были внесены значительные дополнения, в частности, конкретизирован срок, на который избирается мера пресечения в виде домашнего ареста, определены основания и порядок его продления, ограничена предельная продолжительность пребывания лица под домашним арестом, в том числе с учетом срока содержания под стражей в качестве меры пресечения, определен орган, осуществляющий контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений, а именно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 7297 функции исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста возложены на уголовно-исполнительные инспекции. В ч. 10 данной статьи закреплена возможность использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, перечень и порядок применения которых определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 № 1348.
В настоящее время УИИ при исполнении наказания в виде ограничения свободы и меры пресечения в виде домашнего ареста используется электронный браслет в комплекте со стационарным контрольным устройством и мобильным контрольным устройством. Сбор, хранение и обработка информации о соблюдении осужденным установленных судом ограничений, полученной с использованием оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, осуществляется региональным сервером мониторинга, включающим серверное, компьютерное, коммуникационное оборудование и полное программное обеспечение.
Располагая накопленными УИИ с момента начала применения СЭМПЛ данными, необходимо отметить более низкий уровень повторной преступности среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, к которым применялись электронные средства надзора и контроля, по сравнению с теми лицами, к которым данное оборудование не применялось.
Согласно данным 2013 г. уровень повторной преступности (УПП) осужденных к ограничению свободы, отбывавших наказание с применением СЭМПЛ, составил 1,25, в то время как аналогичный показатель для осужденных, отбывавших наказание в виде ограничения свободы без использования электронных средств персонального надзора и контроля, составил 2,09 (из 61 735 осужденных к ограничению свободы, состоявших на учете УИИ в 2013 г., 24 411 человек отбывали наказание с применением электронных средств персонального контроля и надзора, из них 304 человека совершили повторное преступление после постановки на учет; из 37 324 осужденных, отбывавших наказание без применения СЭМПЛ, уголовные дела за преступления, совершенные после постановки на учет, возбуждены в отношении 780 человек.
Если в начальный период применение оборудования СЭМПЛ было несколько избирательным (в частности, в ряде территориальных органов одним из критериев при принятии решения об использовании электронных средств персонального надзора и контроля было финансовое положение осужденного к ограничению свободы, а именно его способность возместить материальный ущерб в случае утраты или повреждения оборудования), то накопление опыта применения СЭМПЛ позволило сделать практику использования данного оборудования более универсальной, что определило некоторое увеличение в 2014 г. УПП осужденных, отбывавших наказание в виде ограничения свободы с применением СЭМПЛ, до 1,39; тем не менее данный показатель все равно ниже (на 0,29 процентных пункта) по сравнению с аналогичным показателем для осужденных, к которым во время исполнения данного вида уголовного наказания СЭМПЛ не применялась (1,68).
Анализ практики применения электронных средств при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста в 2014 г. показал следующее: данная мера пресечения исполнялась в течение года в отношении 9 180 подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, из которых к 6 721 применялись электронные средства контроля. Уровень повторной преступности подозреваемых и обвиняемых, к которым средства электронного контроля не применялись, составил 0,33. Для лиц, отбывавших меру пресечения в виде домашнего ареста с применением СЭМПЛ, УПП равен 0,1 (7 подозреваемых и обвиняемых виновно совершили общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания, из 6 721 состоявшего на учете), что в 3,3 раза ниже показателя криминальной активности данной категории подучетных УИИ лиц, в отношении которых электронные средства контроля не применялись.
Таким образом, доказанная эффективность применения электронных средств персонального надзора и контроля за осужденными к ограничению свободы и подозреваемыми и обвиняемыми, которым судом определена мера пресечения в виде домашнего ареста, позволяет предложить рассмотреть целесообразность расширения сферы применения СЭМПЛ в целях профилактики криминального поведения подучетных УИИ лиц. [1]
- [1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р«О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерациидо 2020 года». 2 Там же. 3 Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительногокодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы». 4 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 №198«Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных техническихсредств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциямидля обеспечения надзора за осужденными к наказанию виде ограничения свободы». 5 Овчинников Ю. Г. Практика использования средств персонального контроля приприменении домашнего ареста // Российский следователь. - 2014. - № 16. 6 Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовныйкодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 7 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. №729«Об утверждении положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 20.02.1999, от 28.03.2010, от 23.04.2012. - № 360). 8 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2013. - №134«О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных техническихсредств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроляза нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и(или) ограничений», утверждающее перечень и правила применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться для осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений.