ПОРЯДОК, УСЛОВИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

© 2015 Э. В. Лядов

кандидат юридических наук, доцент Академия права и управления ФСИН России

В статье рассматриваются вопросы применения уголовного наказания в виде исправительных работ, выявляются отдельные аспекты проблемного характера, предлагаются пути их разрешения, отмечаются некоторые спорные моменты судебной практики.

На современном этапе развития правового государства одним из приоритетных направлений является сокращение объема использования наказания в виде лишения свободы и все более широкое применение альтернативных ему наказаний. Одним из таких видов являются исправительные работы.

Известное пенитенциарной практике на протяжении продолжительного периода времени наказание в виде исправительных работ зарекомендовало себя как достаточно эффективная мера правового воздействия на лиц, совершивших преступления.

Впервые уголовное наказание в виде исправительных работ в России было установлено инструкцией Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке проведения заседаний»1.

Осужденный к данному виду наказания, в отличие от лишения свободы, не теряет социально полезных связей, не общается с закоренелыми преступниками. Помимо этого имеется возможность позитивного влияния со стороны трудового коллектива и семьи, положительных дружеских отношений, которые способствуют его исправлению и перевоспитанию.

Наказание в виде исправительных работ указано практически во всех разделах Особенной части УК РФ за исключением только одного - раздела XI, закрепляющего преступления против военной службы. Исправительные работы предусмотрены в 105 статьях, что составляет 41 % статей Особенной части УК РФ, 142 санкциях.

В настоящее время исполнение наказания в виде исправительных работ регламентируется гл. 7 УИК РФ (ст. ст. 39^46), Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества[1] и возлагается на уголовно-исполнительные инспекции, являющиеся структурными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний, структура и штат которых определяются приказом ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24.

3

Данный вид наказания отбывается осужденными по основному месту работы, а осужденными, не имеющими основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправлении по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

По данным ФСИН России до 2011 г. удельный вес осужденных к наказанию в виде исправительных работ по отношению ко всем осужденным, прошедшим по учетам УИИ, находился примерно на одном уровне и колебался в пределах 7,1-7,6 %. С 2012 г. наблюдается тенденция к ежегодному увеличению количества таких осужденных. Так, в 2012 г. их удельный вес составил 10,8 %, в 2013 г. - 14,1 %, а в 2014 г. - 14,9 %.

Говоря об абсолютных показателях применения рассматриваемого вида наказания, мы можем наблюдать следующую динамику с 2004 по 2013 г.: 2004 г. - 85 425 человек, 2005 г. - 86 186, 2006 г. - 88 489, 2007 г. - 82 678, 2008 г. - 82 316, 2009 г. - 78 238, 2010 г. - 74 754, 2011 г. - 74 389, 2012 г. - 103 206, 2013 г. - 133 058,2014 г. - 137 578 человек.

Как отмечает Т. Ф. Минязева, большинство действующих мер уголовно-правового характера включает в себя трудовую занятость осужденных и в качестве элемента содержания, и в качестве одного из основных средств исправительного воздействия на них. В таком наказании как исправительные работы труд - основной элемент содержания, по его показателям исчисляются и сроки отбытия данного вида наказания5.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 УИК РФ срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания на основании расчетных сведений, предоставленных организацией. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции.

В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не меньше количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней, и отсутствуют основания, установленные УИК РФ для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Таким образом, продолжительность исполнения наказания может превысить календарный срок наказания6. Расчет отбытого и неотбытого срока наказания производится инспекцией на основании документов, поступивших из организации.

Следует отметить, действующая редакция ч. 3 ст. 42 УИК РФ определяет, что время, в течение которого осужденный не работал, не засчитывается в срок наказания независимо от причин отсутствия этого лица на рабочем месте. Исключения из данного правила предусмотрены ч. 3 ст. 72 УК РФ, согласно которой время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ, а также ст. 80 УК РФ, регламентирующей замену неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания в виде исправительных работ. В последнем случае засчитывается время отбывания лишения свободы с момента вынесения определения (постановления) суда о замене лишения свободы исправительными работами до момента фактического освобождения из-под стражи в указанном соотношении.

Федеральным законом от 30.12.2006 №273-Ф3 «О внесении изменений в ст. 25 и 44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»7 в ч. 5 ст. 44 УИК РФ, регламентирующую порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам, были внесены изменения, касающиеся пособия по временной нетрудоспособности осужденного. Закон определил, что данное пособие исчисляется из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда, в отличие от ранее действующего положения, предусматривающего исчисление «за вычетом удержаний». Что же касается удержаний, то они, в соответствии с ч. 2 ст. 44 УИК РФ, производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую его половину независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ уголовно-исполнительная инспекция может направить в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания, предусмотренным ч. 4 ст. 50 УК РФ, а именно принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

К сожалению, в рамках данной статьи невозможно рассмотреть все проблемные вопросы, связанные с реализацией уголовного наказания в виде исправительных работ, поэтому остановимся только на некоторых из них.

В процессе реализации уголовного наказания в виде исправительных работ возникают проблемы, связанные с отказом отдельных руководителей предприятий (организаций) в трудоустройстве осужденных к данному виду наказания со ссылкой на отсутствие вакантных мест, а также, в отдельных случаях, просто нежелании трудоустройства осужденных, несмотря на присутствие данных предприятий в утвержденном главами администраций городских и сельских поселений перечне мест для отбывания осужденными исправительных работ. Например, 25 ноября 2013 г. для отбывания наказания в ЗАО «Московское», расположенное в г. Рязани, была направлена осужденная Т., которой было отказано в трудоустройстве в связи с отсутствием рабочих мест. По данному факту была проведена проверка прокуратурой Рязанского района и выявлено, что данный отказ был необоснован. 31 января 2014 г. генеральному директору ЗАО «Московское» вынесено соответствующее представление, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Такая ситуация приводит к невозможности исполнения приговоров и постановлений судов по причинам, не зависящим от осужденных, и целиком возлагается на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, вынужденных осуществлять поиск предприятий (организаций) и включать найденные организации в вышеуказанный перечень8.

В практике имеются случаи, когда ни в ходе предварительного расследования, ни в ходе судебного заседания не устанавливается личность обвиняемого, а затем и подсудимого.

Так, И. был осужден 24 декабря 2013 г. Пронским районным судом Рязанской области по ч. 1 ст. 228 УК РФ, ему было назначено наказание в виде исправительных работ сроком 1 год с удержанием 10 % из заработной платы в доход государства. Осужденный злостно уклонялся от отбывания наказания, скрылся от контроля инспекции. Было установлено, что у него отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие его личность, в том числе отсутствует форма № 1 в территориальном органе УФМС, нет вышеуказанных документов и в материалах уголовного дела. Таким образом, как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании личность И. была установлена исключительно с его слов.

Наказание в виде исправительных работ назначается судами и лицам, не имеющим гражданства Российской Федерации, постоянного места жительства и документов, удостоверяющих личность. Так, 17 апреля 2013 г. мировым судьей судебного участка № 37 Домодедовского судебного района Московской области был осужден Л. по ч. 1 ст. 167 УК РФ к 8 месяцам исправительных работ с удержанием 15 % из заработной платы в доход государства.

Имеют место случаи, когда суды неправильно исчисляют срок наказания и направляют в уголовно-исполнительные инспекции исполненный приговор, то есть приговор, по которому наказание уже отбыто.

Так, 24 декабря 2013 г. филиалом по Рыбновскому району ФКУ У ИИ УФСИН России по Рязанской области был получен для исполнения приговор, вынесенный мировым судьей судебного участка ЗУ« 56 судебного района Рязанского районного суда Рязанской области от 20 ноября 2013 г. в отношении К., осужденного по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 158 УК РФ к 4 месяцам исправительных работ с удержанием 15 % из заработной платы в доход государства. Согласно приговору в срок отбывания наказания было зачтено время содержания под стражей 11 октября 2013 г. и с 12 октября 2013 г. по 20 ноября 2013 г., из расчета 1 день лишения свободы за 3 дня исправительных работ.

В перерасчете, исходя из максимально возможного количества рабочих дней в месяце, равного 23 дням, получаем зачтенный срок исправительных работ более 5 месяцев.

Согласно требованиям ч.ч. 3-5 ст. 40 УИК РФ осужденные к исправительным работам не имеют права на увольнение по собственному желанию из организации, в которой отбывают наказание, не могут отказаться от предложенной работы, а также обязаны уведомить сотрудников УИИ об изменении места жительства. Однако действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность осужденного за неисполнение указанных условий отбывания исправительных работ. Предлагаем внести изменение в соответствующую статью УИК РФ и установить ответственность осужденных к исправительным работам за перечисленные выше нарушения. [2]

  • [1] 2
  • [2] Елизаров А. Б. Наказания, не связанные с изоляцией от общества: теория и практика: учебное пос. - Иваново, 2007. - С. 38. 2 Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 142 (ред. от 22 августа 2014 г.) //Российская газета. - 2009. - 14 августа. 3 Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности: постановление Правительства Рос. Федерации от 16июня 1997 г. № 729 (ред. от 23 апреля 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 25. - Ст. 2947. 4 Об утверждении типовых структуры и штатного расписания уголовно-исполнительной инспекции: приказ ФСИН РФ от 23 января 2012 г. № 24 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2012. -№ 16. 5 Минязева Т. Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в светеКонцепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерациидо 2020 г. // Российская юстиция. - 2013. - № 3. - С. 31. 6 Лядов Э. В. Исправительные работы и применение трудового законодательства //Законодательство. - 2007. - № 2. - С. 74-79. 7 О внесении изменений в ст. 25 и 44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2006 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 10 января. 8 Рожнова М. Ю. Проблемные вопросы по исполнению наказания в виде исправительных работ и пути их решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://express-kamchatka.com/novosti-korotko/7598-problemnye-voprosy-po-ispolneniyu-nakazaniya-v-vide-ispravitelnykh-rabot-i-puti -ikh-resheniya.html (дата обращения:20.03.2015).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >