Защита прав человека в учреждениях УИС священнослужителями Русской православной церкви в контексте реализации общечеловеческого принципа обеспечения и защиты свободы совести и вероисповедания

Значение православия в России в контексте общечеловеческих ценностей трудно переоценить. Русская православная церковь (далее - РПЦ) всегда выступала носителем духовности и нравственности. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, без знания основ православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и образованным человеком.

Отечественная история располагает обширным материалом, позволяющим судить о тесном сотрудничестве между РПЦ, государством и вооруженными силами.

Только в период Великой Отечественной войны на оборону страны было собрано 200 млн р. силами простых граждан с помощью РПЦ, которая доказала, что является единственным институтом, способным консолидировать вокруг себя все слои общества. Люди сдавали деньги, одежду, обувь, жертвовали последним ради Родины именно под эгидой РПЦ.

Православие всегда выступало тем духовным оплотом, которое на протяжении столетий сплачивало и укрепляло основы государства Российского.

Сегодня РПЦ принимает активное участие в лечении «социальных болезней» нашего общества. Активное взаимодействие между представителями РПЦ и институтами гражданского общества, органами и учреждениями ФСИН России создает условия для реализации общечеловеческого принципа обеспечения и защиты свободы совести и вероисповедания.

На сегодняшний день в УИС немало умных и сильных людей, ратующих за возрождение России, разделяющих единые ценности православия.

Растет количество православных храмов, построенных на территориях исправительных учреждений, так как руководители колоний и изоляторов совершенно верно оценивают необходимость подведения под всю структуру воспитания и исправления отбывающих наказание прочной духовной платформы.

Защита прав человека в учреждениях УИС священнослужителями РПЦ подразумевает, прежде всего, планирование работы с осужденными в рамках христианского вероучения РПЦ, учения о спасения своей души. РПЦ следует максимально сосредоточить свои усилия на организации мероприятий, сдерживающих рост негативных влияний не только в гражданском обществе, но и снижающих количество проявлений девиантного поведения в учреждениях УИС.

Сегодня сотрудничество РПЦ с органами и учреждениями ФСИН России имеет свою правовую историю.

С 90-х гг. реализация прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания является предметом научного исследования1. Современный этап взаимодействия уголовно-исполнительной системы в России с религиозными организациями начался в 1989 г[1] [2].

Созданию Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями предшествовало несколько событий1.

В декабре 1999 г. министр юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайка и святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II заключили соглашение о сотрудничестве в области «духовного окормле- ния» и религиозно-нравственного просвещения осужденных[3] [4].

В деле укрепления взаимодействия между вооруженными силами и правоохранительными органами немало сделал патриарх Московский и всея Руси Алексий II[5].

Приказом по Главному управлению исполнения наказаний (далее - ГУИН) Министерства юстиции Российской Федерации (далее - МЮ РФ) за № 146 от 17 августа 2001 г. создана комиссия по реализации соглашения о сотрудничестве с РПЦ. В состав комиссии вошли представители синодального отдела. В августе 2003 г. подписано отдельное соглашение между ГУИН МЮ РФ и синодальным отделом Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, которое является надежной основой для продолжения деятельности РПЦ в учреждениях УИС.

В связи с передачей уголовно-исполнительной системы в Министерство юстиции Российской Федерации1 необходимостью взаимодействия сотрудников уголовно-исполнительной системы в области «духовного окормления» и религиозно-нравственного просвещения осужденных духовенством РПЦ принято соглашение о сотрудничестве с учреждениями УИС[6] [7].

Указанное соглашение основывается на следующих нормативноправовых актах: Конституции Российской Федерации[8], Уголовноисполнительном кодексе Российской Федерации[9], действующем Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»[10].

На сегодняшний день взаимодействие между органами, учреждениями ФСИН России и РПЦ регламентируется соглашением, подписанным директором ФСИН России А. А. Реймером и святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Соглашение подписано 22 февраля 2011 г[11].

Результативность совместной работы РПЦ и учреждений ФСИН России подтверждает география сотрудничества.

Уже к 2007-2008 гг. в 64 субъектах Российской Федерации было организовано 228 воскресных школ, где проходили религиозное обучение свыше 7 500 верующих осужденных. Количество православных верующих составляло около 80 %

В большинстве учреждений ФСИН России для пастырских посещений епархиальными управлениями закреплены конкретные священнослужители и приходы. В учреждения доставляется духовная литература, гуманитарная помощь в виде продуктов питания, лекарств и медицинских препаратов, одежды и обуви[12] [13].

Известны положительные примеры деятельности гражданских инициативных групп в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы.

Так, при поддержке координационного совета по поощрению социальных, образовательных, культурных, информационных и иных инициатив под эгидой РПЦ в 2011 г. прошел конкурс «Православная инициатива»[14].

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре 6 октября 2011г. состоялась Всероссийская конференция «Социальная реабилитация заключенных в понимании гражданского общества и Русской православной церкви. Духовно-нравственные аспекты и инструменты ресоциализации».

В рамках конференции прошло обсуждение существующих программ ресоциализации заключенных, рассмотрены возможности создания сети православных реабилитационных центров.

Куратор проекта, Татьяна Манакова, поделилась с участниками конференции опытом, связанным с возможностью получения поддержки в рамках конкурса грантов в организации работы по социальной реабилитации заключенных.

В качества примера куратор проекта представила проект-победитель конкурса грантов «Православная инициатива». Автором гранта выступила Самарская епархия и детская колонии в Самаре.

В колонии был создан православный центр «Возрождение» для осужденных подростков с оборудованием специального помещения. В рамках проекта был проведен круглый стол на тему духовнонравственного воспитания осужденных подростков, организованы семинары для сотрудников школы и воспитательного отдела колонии, родительские конференции и мероприятия для родителей. С подростками ставились спектакли, проводились факультативы по основам христианского вероучения, классные часы, организовались конкурсы. Воспитанников обучили основам художественной резьбы по дереву (с присвоением квалификации «резчик по дереву») для более успешной адаптации в обществе.

На сегодняшний день руководителями проектного направления «Социальное служение» конкурса «Православная инициатива» являются председатель синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеймон и министр юстиции Российской Федерации А. Коновалов.

Проектам ресоциализации освобожденных из мест заключения придается особое значение. Разрабатываются проекты, направленные на обучение освободившихся осужденных новым профессиональным навыкам. Им активно оказывается моральная поддержка, включение в активную социальную жизнь.

Сегодня процесс взаимодействия между РПЦ и ФСИН России продолжает идти по пути развития, укрепления нормативно-правовых отношений между ними. Прослеживается явная тенденция дальнейшего успешного взаимодействия между ведомствами. Принятие новых нормативноправовых документов усовершенствует правовые взаимоотношения между РПЦ и ФСИН России, увеличивает количество возможностей для священнослужителей РПЦ в деле защиты прав осужденных в местах лишения свободы.

Подтверждением этому выступает подписание и принятие в последнее время, как минимум, двух главных документов.

Первый документ - это «Миссия тюремного служения РПЦ и пенитенциарные учреждения»[15], в тексте которой прописаны основные направления тюремного служения в пенитенциарных учреждениях, виды миссионерской работы РПЦ в пенитенциарных учреждениях.

Однако особое внимание следует обратить на пункт «Миссия РПЦ в защиту достоинства, свободы и прав человека в пенитенциарных учреждениях». В нем указано, что церковь считает своим долгом в случае необходимости возвышать голос в защиту осужденных. Это сформулировано в основах учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека, где сказано, что «с древних времен и до сего дня РПЦ «печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации». Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления»1.

Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в сфере тюремного служения касается всех участников уголовноисполнительного процесса - заключенных, сотрудников учреждений и членов их семей. Миссия реализуется с учетом следующих направлений:

  • - привлечение внимания общественности к идеям ресоциализации (реадаптации) осужденных;
  • - содействие выдвижению кандидатур священнослужителей в региональные наблюдательные комиссии и общественные советы при территориальных органах уголовно-исполнительных систем государств;
  • - участие в деятельности общественных организаций пенитенциарной направленности; участие в работе комиссий по «социальным лифтам» и иным методикам режимного стимулирования поведения осужденных при учреждениях исполнения наказаний;
  • - участие в рассмотрении вопросов помилования и условнодосрочного освобождения.

Наряду с этим необходимо остановиться и на рассмотрении видов миссий тюремного служения РПЦ в пенитенциарных учреждениях. В тексте документа изложен перечень должностей, допустимых для плодотворной работы РПЦ в деле тюремного служения:

1. Институт пенитенциарных (тюремных) священнослужителей[16] [17] [18] включает в себя:

о

  • а) постоянного тюремного священнослужителя ;
  • б) приходского тюремного священнослужителя[19];
  • в) приходского пенитенциарного священнослужителя1;
  • г) священнослужителя[20] [21] [22].

Далее прописаны другие сотрудники миссии тюремного служения с указанием их видов деятельности.

  • 2. Координатор тюремного служения[23].
  • 3. Штатный сотрудник церковного учреждения в сфере тюремного служения[24]. Для него церковное тюремное служение является основным родом профессиональной деятельности.
  • 4. Доброволец (волонтер)[25].
  • 5. Жертвователь1.
  • 6. Член попечительского совета, созданного при государственном, церковном или ином учреждении социальной реадаптации и ресоциализации[26] [27] [28].

Организацию миссии РПЦ предполагается осуществлять на следующих уровнях: общецерковный, епархиальный, благочиннический и на уровне приходов и подворий.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что миссия тюремного служения РПЦ направлена на духовно-пастырское окормление и возврат в общество исключительно только тех лиц, которые были осуждены или пребывают до суда под следствием в местах принудительного содержания. Исторически именно контингент лиц, содержащихся под стражей, является основной паствой, духовно окормляемой священнослужителями тюремных храмов, взаимодействующих в контакте с государственными службами исполнения наказаний. Это направление представляет собой миссию тюремного служения РПЦ в узком понимании этого слова.

Работа сотрудников уголовно-исполнительных систем по социальной адаптации в местах принудительного содержания, в которой активное участие принимают священнослужители, начинается с момента поступления осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу в исправительных учреждениях.

С этой целью организуется их общеобразовательное и профессиональное обучение, проводятся занятия по правовому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию, психодиагностические и психокоррекционные мероприятия, работа по восстановлению социально полезных связей.

Однако следует помнить, что вышедшие на свободу лица выпадают из-под юрисдикции органов уголовно-исполнительной системы. Дальнейшее трудовое и бытовое устройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы, возлагается на органы внутренних дел, взаимодействие с которыми не входит в компетенцию службы исполнения наказаний, а соответственно, синодального и епархиального отделов по тюремному служению.

В то же время не заключенные под стражу лица, имеющие возможность свободно посещать храм и духовно окормляться у приходских священнослужителей, не должны быть лишены пастырско-

душепопечительной заботы РПЦ. К их числу относятся люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием: субъекты досудебных разбирательств, подростки, имеющие проблемы с законом, члены семей и дети лиц, содержащихся под стражей, освободившиеся заключенные, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и прочие. Обустройство и деятельность социальноадаптационных центров таковых лиц не имеют принципиальных отличий от существующих церковных институтов социальной помощи.

Второй документ - это проект «О деятельности РПЦ по реабилитации наркозависимых». На данный момент документ находится на рассмотрении. Текст проекта помещен на официальном сайте межсоборного присутствия Синодального отдела РПЦ[29].

Предполагается внедрять проект не только в отношении больных наркоманией, находящихся на свободе, но и в отношении больных наркоманией, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

В тексте документа рассмотрены следующие положения:

  • - социальная опасность лиц, употребляющих алкогольные напитки и наркотические вещества, для гражданского общества;
  • - основные принципы церковной реабилитации наркозависимости;
  • - организационные моменты реабилитационной работы как на общецерковном, так и епархиальном уровне;
  • - взаимодействие с государственными структурами, обществом и СМИ в деле реабилитации наркозависимых.

Ни для кого не секрет, что одной из девиаций, широко распространенных в заключении, является употребление алкогольных напитков и наркотических веществ.

Алкоголизм и наркоманию в местах лишения свободы следует рассматривать как следствие тяжелой духовной болезни, способной закабалить человеческое сознание, превратить его в «раба ситуации», лишить его воли, человеческого облика, то есть образа Божия, и вконец ожесточить его сердце.

Работа с данной категорией людей, отбывающей наказание в заключении, - одна из наиболее трудных задач, требующих немедленного решения. Современная медицинская наука и различные научно-технические достижения предлагают различные методики и препараты, пытаясь излечить больных от этих недугов. Но, к сожалению, далеко не всегда результат эффективен.

Наркотические вещества широко применяются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии. Но немедицинское употребление, употребление их без предписаний лечащего врача противозаконно, губительно для здоровья и греховно.

«Наркомания - это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях.

Для выведения наркозависимого в устойчивую ремиссию1, необходимо его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей РПЦ»[30] [31].

Согласно вероучению РПЦ употребление алкогольных напитков и наркотических веществ - осознанный грех, разрушающий Богоданную человеческую природу»[32].

Их употребление лишний раз подтверждает страстность человеческой природы, слабость ее духовного состояния. «Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени осознает, что злоупотребление психоактивными средствами может иметь для его жизни трагические последствия. Это нарушение нормального функционирования организма, развитие пагубной болезни - наркотической зависимости, разрушение социальных связей.

С точки зрения христианского вероучения, грехом считается стремление достичь изменения сознания с помощью психоактивных веществ. Их употребление уводит человеческое сознание от реальности для получения удовольствия. В силу этого человек не желает преодолевать жизненные трудности. Формирующаяся зависимость толкает человека на совершение все более тяжких как уголовных, так и греховных деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституция и т. д. Больной алкоголизмом или наркоманией завершает жизнь тяжким грехом - самоубийством.

Римское право считается тем правовым фундаментом, на котором строится вся современная правовая система. Основы построения гражданского общества были заложены еще в древности. Однако христианское учение это нисколько не умаляет. Христианская мораль и философия древнего мира имеют общий фундамент в рассуждении о духовно- нравственном облике человека. Совершение греха самоубийства свидетельствует о нарушении одной из христианских заповедей, заповеди «Не убий». Еще Тит Ливий утверждал, что никакое преступление не может иметь законного основания1.

Человек - это разумное, свободное существо. На любой стадии зависимости человек может сделать выбор в пользу отказа от употребления алкоголя и наркотических веществ и с Божьей помощью остановить надругательство над Божьим образом и подобием, имеющимся в каждом человеке.

Употребление алкогольных напитков и наркотических веществ негативно сказывается на членах семьи больного, которые, как правило, сами становятся созависимыми[33] [34], приспосабливаясь к патологической деформации в межличностных отношениях. Они также нуждаются в помощи специалистов.

Эпидемия алкоголизма и наркомании является следствием духовного неблагополучия всего общества, усиливающегося эгоизма и отчуждения между людьми, утраты фундаментальных духовных ценностей и нравственных ориентиров[35].

Все это наносит непоправимый урон не только больному, его семье и близким, но и всему обществу, ставит под вопрос общечеловеческие ценности и их необходимость в гражданском обществе.

Христианское отношение священнослужителей РПЦ к больным алкоголизмом и наркоманией, членам их семей способно осуществить духовно-нравственное возрождение их душ. Осужденному, желающему искренне исправиться и встать на путь спасения своей души, следует уповать на милосердие Бога, ибо он «.... хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»1. «Нет воли Отца... Небесного, чтобы погиб один из малых сих»[36] [37].

Служители РПЦ не могут не оказать помощь осужденному, решившему прекратить прием наркотических средств или употребление алкоголя.

В этом смысле священнослужители и члены общины выступают в качестве «соработников Божиих». Всякая борьба с грехом начинается с намерения человека. Для выхода из алкогольной или наркотической зависимости необходимо со стороны больного проявить сильную волю и большое желание. Добровольное желание зависимого человека прекратить алкоголизацию или наркотизацию и согласиться на реабилитацию - необходимое условие успеха реабилитационного процесса.

Рассуждения ученых древнего мира и христианской мысли подтверждают вышесказанный тезис. В древности считалось, что следует поступать по праву, а не действовать силой. Так, в частности, утверждалось, если речь заходит о нарушении прав римского гражданина, то промедление считалось опасным.

Согласно христианской вероучительной практике одного лишь желания избавиться от пагубной страсти недостаточно. Чтобы это произошло, необходимо в молитве, духовных трудах и подвигах уповать на Божью силу и действие Божьей благодати.

Как следует из текста проекта, «церковная реабилитация - это есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к вечной жизни людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ. Она начинается с преодоления зависимости и восстановления социальных навыков при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковной общины»[38].

Показателем успеха церковной реабилитации наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни.

В проекте выделено три основных принципа церковной реабилитации:

Принцип 1. Церковная реабилитация есть в первую очередь результат действия Божественной благодати, являемой в церковных Таинствах

Господь выступает как целитель душевных и телесных недугов. Благодаря этому освобождает больного наркозависимостью в ответ на его усилия и желание, в ответ на соработничество с ним. В церковной реабилитации особая миссия возлагается на православного священника как служителя церковных таинств, пастыря, духовника и молитвенника. Основной этап реабилитации выстраивается с опорой на священника. Он как ответственный за все происходящее в общине высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов. Группа проходящих реабилитацию людей также сознает его руководящую роль в реабилитации.

Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины

Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах, а также в созданных или патронируемых РПЦ учреждениях. В церковной реабилитации особое значение придается жизни участников реабилитации среди членов церковной общины.

Спаситель говорил ученикам: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Отличительным, видимым признаком новой благодатной жизни являются любовь и забота друг о друге последователей Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Участник процесса реабилитации, вошедший, в жизнь церковной общины, члены которой стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду.

Церковная реабилитация предусматривает не механическое вхождение в Церковь, но поэтапное освоение «азов» духовной жизни и постепенное приобщение к участию в Таинствах Церкви. Степень и сроки воцерко- вления и вовлечение в жизнь общины определяются желанием каждого проходящего лечение.

Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации

Компетентность составляют понимание духовной и физической природы зависимости, необходимые знания и владение навыками, обладание информацией о методиках, используемых в государственных реабилитационных учреждениях.

В процессе реабилитации помогающий должен вооружить участников реабилитации всеми необходимыми знаниями о зависимости и о возможных путях ее преодоления.

Желательно привлекать к участию в церковной реабилитации специалистов: наркологов, медиков, психологов, социальных работников, сотрудников психолого-педагогических служб ФСИН России.

Однако профессионалы могут допускаться к участию в реабилитационном процессе, организованном в православной общине, при условии, что они являются воцерковленными людьми или, как минимум, принимают христианскую систему ценностей. Единство мировоззрения основных деятелей реабилитационного процесса является необходимым условием внутренней непротиворечивости реабилитационного процесса и органичного совмещения реабилитации с жизнью церковной общины.

Следующим не менее важным пунктом выступает организация реабилитационного процесса. Реабилитационный процесс, предлагаемый РПЦ, включает в себя следующие этапы:

  • - первичное консультирование, которое проводится в кабинетах первичного приема или заочно - по телефону доверия;
  • - дезинтоксикацию, которая проводится в медицинских учреждениях;
  • - мотивационный период, проводимый в мотивационных центрах;
  • - основной период церковный реабилитации, который предполагает участие реабилитанта в церковной жизни и проводится внутри приходских или монастырских церковных общин, желательно в значительном удалении от крупных городов;
  • - ресоциализацию, которая проводится в центре, расположенном в каком-либо из крупных городов, и в ходе которой прошедшему реабилитацию человеку бесплатно или с частичной оплатой предоставляется жилье, оказывается помощь в трудоустройстве, дается возможность получить консультативную помощь специалиста и пастырское окормление священника;
  • - постреабилитационное сопровождение, которое осуществляется с согласия прошедшего реабилитацию человека и включает поддержание связи с проводившей реабилитацию церковной общиной;
  • - работу с родственниками наркозависимых: помощь семье наркоза- висимого в выходе из состояния созависимости, в разрешении проблем, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию; в отдельных случаях наркозависимому может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии.

Начиная с мотивационного периода, церковная реабилитация включает участие реабилитантов в церковных Таинствах, молитву церковную и домашнюю, пост, трудовое послушание, индивидуальное духовное руководство. В процессе реабилитации следует заниматься также культурным развитием наркозависимых. При работе с родственниками наркозависимых людей достижению благоприятного результата содействуют индивидуальные консультации, групповая работа и беседы с духовниками.

Задача организации церковной реабилитации наркозависимых состоит из двух уровней.

Первый уровень - общецерковный.

В рамках этого уровня синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению призван:

  • - осуществлять постоянный мониторинг деятельности по противодействию наркомании в епархиях;
  • - создавать и постоянно обновлять базу данных;
  • - осуществлять взаимодействие с епархиальными центрами противодействия наркомании, а также с учрежденными при участии Церкви некоммерческим организациям (НКО), координировать взаимодействие между епархиями;
  • - обеспечивать подготовку сотрудников и волонтеров для работы с наркозависимыми в церковных общинах;
  • - содействовать созданию ресурсных центров на базе церковных общин, успешно осуществляющих реабилитацию наркозависимых, где могли бы проходить обучающие семинары, осуществляться стажировка духовенства и церковных работников;
  • - осуществлять взаимодействие с государственными структурами, в сферу компетенции которых входит профилактика наркозависимости;
  • - взаимодействовать с авторитетными представителями научного сообщества в области развития реабилитации наркозависимых;
  • - информировать общество о деятельности РПЦ по работе с наркозависимыми через СМИ, в частности, через Интернет и телевидение;
  • - признано необходимым вводить в соответствующие учебные курсы духовных школ разделы, посвященные проблемам зависимости от психоактивных веществ и работе с людьми, попавшими в такую зависимость.

На епархиальном уровне следует создавать епархиальные структуры по противодействию наркомании, работающие по следующим направлениям:

  • - координация профилактической, реабилитационной и постреабилитационной деятельности церковных организаций;
  • - организация и проведение семинаров для клириков и церковных социальных работников с целью повышения их компетентности в вопросах наркозависимости;
  • - осуществление на региональном уровне связи с общественными организациями и государственными структурами в деле противостояния наркотической угрозе;
  • - осуществление связи со структурами, занимающимися противодействием наркотической угрозе в других епархиях;
  • - открытие в крупных городах кабинетов для первичного приема наркозависимых и создание службы телефонов доверия;
  • - основание церковных мотивационных центров вблизи от больших городов;
  • - оказание поддержки приходам и монастырям, которые начинают заниматься реабилитацией наркозависимых;
  • - создание центров ресоциализации (социальные гостиницы, «дома на полпути», адаптационные квартиры), где прошедшие реабилитацию люди могут некоторое время жить под контролем специалистов и под окормлением священника;
  • - поддержание связи и взаимодействие с учреждениями государственной наркологии, СПИД-центрами, медицинскими учреждениями, помощь которых может потребоваться при работе с наркозависимыми.

В рамках взаимодействия РПЦ с государственными структурами и обществом в деятельности по реабилитации необходимо церковногосударственное сотрудничество в области профилактики наркомании и оказания помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость. РПЦ признает приоритетным сотрудничество с министерствами и ведомствами, их структурными подразделениями. Развивая социальное служение в этой сфере, РПЦ считает необходимым свое участие в работе межведомственных советов и иных организаций по выработке и реализации государственной политики в сфере противодействия наркотической угрозе, а также сотрудничество с соответствующими общественными организациями.

Во взаимодействии с государственными структурами и общественными организациями РПЦ может, в частности, решать следующие задачи:

  • - развитие сети учреждений по реабилитации больных наркоманией, созданных РПЦ и ее каноническими подразделениями либо с их участием;
  • - поддержка церковных общественных проектов на местах по созданию консультационных служб и телефонов доверия по проблемам наркомании;
  • - профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников реабилитационных центров, медиков, психологов, педагогов и специалистов социальной сферы для работы с наркозависимыми, разработка и реализация образовательных программ и программ повышения квалификации в этой области;
  • - подготовка и издание печатных материалов, информации, размещаемой на сайтах органов исполнительной власти, организаций РПЦ, общественных организаций по проблемам противодействия наркомании и помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость;
  • - организация совместной информационно-просветительской деятельности среди подростков и молодежи, направленной на духовно-нравственное становление личности и профилактику девиантного поведения;
  • - работа с наркозависимыми заключенными в заведениях пенитенциарной системы;
  • - создание благотворительных фондов с целью обеспечения финансовой поддержки проводимых РПЦ мероприятий по профилактике употребления наркотиков и реабилитации наркозависимых лиц;
  • - проведение общенациональных благотворительных акций анти- наркотической направленности с привлечением к участию в них предприятий и организаций, в том числе коммерческих;
  • - реализация мероприятий, посвященных проведению Всемирного дня борьбы с наркотиками;
  • - создание координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий), осуществляющих деятельность на постоянной или временной основе в рамках реализации соглашений в этой сфере между РПЦ, государственными структурами и общественными организациями, участие в совместной деятельности в уже существующих аналогичных органах;
  • - создание рабочих групп в целях разработки представляющих взаимный интерес проектов законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся проблемы противодействия наркотической угрозе.

Одной из главнейших задач РПЦ в духовно-нравственном смысле - обратить внимание человека, отбывающего наказание в местах лишения свободы, на право выбора. Это право выбора между жизнью и смертью. Иначе говоря, это выбор, в результате которого человек сам принимает решение, кем он хочет быть: полноценным членом общества после освобождения из мест лишения свободы или, полностью деградировав, превратиться в животное в полном смысле этих слов?

Господь Бог создал человека по образу и подобию своему. А это означает постоянный творческий поиск, духовные искания человека, стремление человека реализовать себя в духовном мире. Но все это возможно лишь в том случае, если человек свободен и свободу свою мыслит в рамках божественного бытия.

Именно в силу этого в области преодоления наркотизации РПЦ не одобряет применение заместительной терапии (использование метадона или других аналогичных препаратов)[39]. Данный способ является одним из вариантов снижения социального вреда. Но он, к сожалению, препятствует решению главной, с точки зрения РПЦ, задачи - исцелению больного, преображению его души для вечной жизни в Царствии Божьем.

Поэтому в рамках обсуждения проекта РПЦ надеется на соответствующий отклик из числа лиц гражданского населения в области реабилитации наркозависимых в местах лишения свободы. Допускается, что инициатива гражданского общества может проявиться себя в предложении оригинальных программ, направленных на предотвращение наркотической угрозы в учреждениях и органах ФСИН России.

Совершенно очевидно, что все создаваемые методики церковной реабилитации должны находиться в согласии с православной антропологией, опираться на аскетическую традицию РПЦ.

В нашем обществе наркозависимые и лица, употребляющие алкогольные напитки, считаются безнадежными. Считается бесполезным на эту категорию людей тратить время и осуществлять финансовые вложения в их выздоровление. Но это совершенно не соответствует действительности. Потому как, на наш взгляд, трудность ситуации обусловлена ее индивидуальностью и специфичностью. Наркозависимым и людям, страдающим алкоголизмом, особенно в местах лишения свободы, вдвойне сложно объяснить цель и смысл жизни, донести основные положения христианской морали, определить духовно-нравственные ориентиры, указать на ценность человеческой жизни.

Именно поэтому в рамках реализации прав человека в учреждениях УИС, священнослужители РПЦ, прихожане храмов, участники различных гражданских инициативных групп призваны создать условия для реализации общечеловеческих принципов, нацеленных на обеспечение и защиту свободы совести и вероисповедания.

РПЦ активно призывает всех граждан государства и ведомственные учреждения сплотить усилия в деле реабилитации наркозависимых в местах лишения свободы.

Внимание к лицам, употребляющим наркотические вещества, со стороны государства ничтожно. Духовно-нравственной работы с ними практически не проводится. Выделение финансовых средств тоже невелико, поэтому в качестве одной из своих главных миссий РПЦ следует рассматривать организацию проектов, нацеленных на реабилитацию наркозависимых в местах лишения свободы.

Если же обратиться к нормативно-правовым условиям содержания лиц, страдающих наркоманией, то выяснится, что организация и проведение духовно-нравственной работы с наркозависимыми осужденными даже и не подразумевается.

В УИК рассмотрен ряд исправительных учреждений1, лечебных исправительных учреждений[40] [41], исправительных учреждений для раздельного содержания осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях[42].

В соответствии с законодательством совершеннолетние осужденные наркоманы отбывают уголовные наказания в исправительных колониях, которые различаются по режиму и возможностям проведения их лечения. В настоящее время существуют несколько типов уголовно-исполнительных учреждений, в которых содержатся осужденные наркоманы1.

Специализированных лечебных колоний для осужденных наркома- нов-женщин и осужденных наркоманов-несовершеннолетних в уголовноисполнительной системе России не предусмотрено. Они отбывают наказание совместно с иными осужденными данной категории и проходят лечение преимущественно по месту отбывания наказания. Несовершеннолетние наркоманы отбывают наказание в воспитательных колониях вместе с другими осужденными. Сейчас на территории России функционируют 65 воспитательных колоний. Из них три колонии - для несовершеннолетних женского пола»[43] [44] [45].

Раздельное содержания наркозависимых осужденных от других осужденных - необходимое условие, способствующее соблюдение прав человека, условие, благодаря которому возможно снизить количество употребления наркотических веществ в местах лишения свободы.

По результатам социологического исследования, проведенного среди сотрудников исправительных учреждений, на предмет организации размещения перечисленных категорий осужденных, выяснилось следующее. 80 % респондентов считают невозможным совместное содержание осуж- денных-наркоманов с осужденными, не являющимися наркоманами. Из числа опрошенных респондентов 20 % допускают нахождение в одном учреждении осужденных наркоманов и не наркоманов при условии, если численность осужденных-наркоманов не будет превышать 15 %1.

За совместное содержание в лечебном исправительном учреждении осужденных, прошедших и не прошедших принудительного лечения, высказалось 74 % сотрудников, но с учетом того, что будет обеспечена внутренняя изоляция осужденных, прошедших принудительное лечение от тех, кто лечится. О целесообразности перевода в другие исправительные учреждения (ненаркологические) осужденных, прошедших принудительное лечение от наркомании, заявили 58 % сотрудников[46] [47].

По результатам опроса за проживание осужденных-наркоманов в отдельных изолированных участках высказалось 54 %. За организацию труда осужденных-наркоманов отдельно от остальной массы осужденных - 48 %, за раздельное посещение общей столовой и клуба - 32 % опрошенных. В решении проблемы содержания осужденных-наркоманов необходимо учитывать мнение медицинского персонала исправительных учреждений. К примеру, 100 % опрошенных медицинских работников считают недопустимым совместное содержание осужденных-наркоманов с другими осужденными. Наряду с этим 83 % из числа медперсонала высказались за раздельное содержание в одном учреждении осужденных-наркоманов, подлежащих принудительному лечению, от осужденных, прошедших лечение[47].

Таким образом, по мнению сотрудников уголовно-исполнительных учреждений, содержание осужденных-наркоманов целесообразно только в лечебных исправительных учреждениях, без совместного пребывания их с другими осужденными.

Лечение от наркомании в виде амбулаторного наблюдения в соответствии с действующим законодательством осуществляется в колониях по месту отбывания наказания и в лечебных исправительных учреждениях1.

Лечение больных наркоманией и алкоголизмом осуществляют специализированные лечебные исправительные учреждения, специально предназначенные для этого. В большинстве субъектов Федерации, где отсутствуют специализированные учреждения для лечения наркомании, лечение наркомании проводится на базе медицинской части или областной больницы при одном из исправительных учреждений региона. Низкие возможности учреждений по исполнению наказаний в обеспечении полноценного лечения от наркомании объясняются принудительным характером лечения. По оценкам специалистов, рецидив наркомании после освобождения из мест лишения свободы - около 95 %.

Неудовлетворительно выглядит ситуация с обеспечением исправительных учреждений штатными врачами психиатрами-наркологами, медицинским оборудованием, специализированными участками медицинских частей, специальными медицинскими препаратами. Из девяти учреждений исследуемого региона врачи психиатры-наркологи имеются только в трех (30 %), в остальных учреждениях они не предусмотрены штатным расписанием. Только в одном учреждении из девяти имеется лечебный стационар (11 %). В сочетании с другими негативными обстоятельствами, такими как отсутствие современных методик, недостаток квалификации медперсонала и другими, причина высокого рецидива наркомании очевидна.

Статистический учет наркоманов ведется по двум показателям. Учитываются по оперативным учетам лица, склонные к употреблению наркотиков, в том числе лица, которым судом назначено принудительное лечение от наркомании[49] [50].

Согласно показателям деятельности ГУФСИН России по Самарской области за первый квартал[51]:

Изъято

3 месяца 2011 г.

3 месяца 2012 г.

(+/-%)

Спиртных напитков промышленного производства(л) кустарного производства (л)

198,42 % 273,5 %

231,5 % 200

+ 16,67 %

- 26,87 %

Наркотических

веществ

1872,986

1995,982

+ 6,56

Количество больных наркоманией

1298

1187

- 8,55 %

Таким образом, мы наглядно убеждаемся в том, что РПЦ следует принимать активное участие в организации и контроле мероприятий, проводимых различными инициативными группами гражданского общества в деле реабилитации наркозависимых в местах лишения свободы. Эти действия призваны создать условия для реализации права каждого человека в местах лишения свободы на общечеловеческие ценности, защиту его права на выражение его свободы совести и вероисповедания. Осуществив духовно-нравственное возрождение осужденных, мы можем говорить и об их физическом здоровье.

Учреждениям, органам ФСИН России и митрополиям РПЦ необходимо взаимодействовать в плане организации «специальной подготовки» священников, направляемых для «духовного окормления» в места лишения свободы. Под «специальной подготовкой» следует понимать не только знание теологических, богословских, религиоведческих дисциплин, но и основ оказания медицинской помощи, основ правовой культуры, уголовного права, уголовно-исполнительного права. Священникам необходимо разъяснить положения и постановления Совета Европы по правам человека, решения Европейского суда, европейские стандарты правотворчества и законодательства. Людей духовного сана, направляемых для «духовного окормления» в учреждения У ПС, нужно обучить, как следует грамотно и верно объяснять постановления, выносимые судом, нормы пресечения в отношении наркозависимых.

Реализация проекта по реабилитации, больных алкоголизмом и наркоманией в местах лишения свободы - работа сложная и трудоемкая.

На сегодняшний день пока отсутствуют результативные проекты, нацеленные на реабилитацию наркозависимых осужденных. Поэтому мы считаем, что наша работа обратит внимание научной, православной общественности, лиц гражданского населения, представителей ведомственных учреждений на необходимость организации проектов реабилитации наркозависимых осужденных.

Как следует из положений миссии РПЦ в пенитенциарных учреждениях, проекта «О деятельности РПЦ по реабилитации наркозависимых», 108

гражданской инициативы Т. Манаковой невозможно обойтись без привлечения к работе в деле реабилитации наркозависимых в местах лишения свободы прихожан храма, волонтеров, работников службы милосердия1.

Привлекать прихожан храмов, а именно тех храмов, в которых служат священники, участвующие в ресоциализации осужденных, считаем совершенно необходимым. Так как именно наглядные примеры ведения христианской жизни прихожан храма способны изменить ситуацию, помочь оступившимся людям совершить верный выбор, выбор в пользу жизни, своей семьи, всего нашего общества.

Основное условие для участия в ней - это ведение христианского образа жизни. А христианский образ жизни это - регулярное посещение храма, чтение духовной литературы, причащение Святых Христовых тайн, участие в работе социальных служб, добровольческих отрядов.

Г. Б. Романовский

  • [1] Давыденко В. Христианское служение в местах лишения свободы // Преступление инаказание. - 2006. - № 4. - С. 22-23; Логинов С. Развитие взаимодействия с общественными и религиозными организациями (объединениями) // Ведомости уголовноисполнительной системы. - 2004. - № 7. - С. 11-15; Бикбулатов И. Слово Божье //Преступление и наказание. - 2006. - № 7. - С. 18-19; Ларин А. Начать жить с чистойграфы // Преступление и наказание. - 2010. - № 2. - С. 9-11; и др.
  • [2] В соответствии с приказом МВД СССР от 10.10.89 г. № 250 приняты «Рекомендациипо взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов». До конца 1990 г. действовало Постановление ВЦИКи СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» с изменениями идополнениями от 23 июня 1975 г.; Другие материалы о деятельности РПЦ в учреждениях УИС см. подробнее: Кал еда Глеб (профессор, протоиерей). Остановитесь на путяхВаших: записки тюремного священника. - М.: Зачатьевский монастырь, 1995; Церковь,тюрьма, общество: по материалам православной печати под ред. Серафима Сагидулли-на. - М.: Синодальный отдел Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, 2004; Основы православноговероучения: программа и учебно-методические рекомендации / под ред. В. А. Беляевой. - М., 2005 (Рязанское епархиальное управление; Рязан. гос. педагогии. ун-т; Центр регион, правосл. образ); и др.
  • [3] Это заседание Священного синода РПЦ от 16 июля 1995 г. под председательствомпатриарха Московского и всея Руси Алексия II. В связи с увеличением объема работыпо данному направлению 23 мая 1995 г. был создан Сектор ОВЦС по связям с вооруженными силами и правоохранительными органами, руководителем, которого былназначен клирик Московской епархии протоиерей Федор Соколов. Поступило предложение образовать на общецерковном уровне специальную самостоятельную структуру// Тюремное служение Русской православной церкви: сборник материалов в помощьорганизации служения в местах лишения свободы / сост. Олег Скоморох (протоиерей),Н. В. Пономарева. - М.: Синодальный отдел Московской патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. - 2009. - С. 100.
  • [4] Тюремное служение Русской православной церкви: сборник материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы / сост. Олег Скоморох (протоиерей),Н. В. Пономарева. - М.: Синодальный отдел Московской патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. 2009. - С. 100.
  • [5] Он издал указ об образовании отдел Московского патриархата по взаимодействию свооруженными силами и правоохранительными учреждениями во главе с епископомКрасногорским Саввой (Волковым): Указ принят 17 июля 1995 г. // Официальный сайтМосковского Патриархата. 1ЖЬ: http://www.patriarchia.ru/db/text/421863.html (дата обращения: 12.12.2013). Патриарх Алексей утвердил измененный и дополненный уставотдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями от 17 октября 2000 г. Благодаря стараниям патриарха были одобрены основы социальной концепции, которая была принята на юбилейномархиерейском соборе в 2000 г. Этому вопросу посвящена IX глава «Преступность,наказание, исправление» (Доклад патриарха Московского и всея Руси Алексия II на архиерейском соборе в 2000 г. // Официальный сайт Московского Патриархата. 1ЖЬ:http://www.patriarchia.ru/db/text/421863.html) (дата обращения: 12.12.2013).
  • [6] Уголовно-исполнительная система из МВД России передана в ведение Минюста России во исполнение указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904«О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».
  • [7] Соглашение подписано министром юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайкой исвятейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Москве 28 августа2003 г.
  • [8] Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (поел. изм. в КонституциюРоссийской Федерации внесены 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 2009. - 21янв.
  • [9] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ч. 4. ст. 12., ст. ст. 23,142; ч. 3. ст. 165 УИК РФ) // Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации:текст с изм. и доп. на 1 июля 2012 г. - М.: Эксмо, 2012. - С. 13, 72, 78-79.
  • [10] Свобода совести и вероисповедания - это конституционное право каждого человекаисповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные ииные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды. Свобода совести и вероисповедания составляет основу духовнойсвободы человека, возводит в ранг конституционного положение о том, что совесть человека недоступна властному вмешательству, государственно-правовому регулированию. По этой причине право на свободу совести и вероисповедания как абсолютноеправо иметь и менять любую религию или убеждения не может быть ограничено никаким законом (Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №-125ФЗ «О свободе совестии религиозных объединений». Обсуждение проекта Федерального закона РоссийскойФедерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 13 октября 2011г. // Сайт Российской газеты. 1ЖЬ:ЬЦр/Луww.rg.ru/2011/10/10.verf-site-dak.html (дата обращения: 02.04.2013).
  • [11] Описание текста соглашения и его анализ. См.: подроб.: Катькова В. В. ДеятельностьРусской православной церкви в учреждениях УИС // Энциклопедия пенитенциарногоправа / под ред. Р. А. Ромашова. - Самара: СЮИ ФСИН России, 2013. - С. 425^427.
  • [12] Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с РПЦ: аналитический обзор (и. 5.2.1 плана НИР НИИ ФСИН России 2006 г.). - С. 7-8 // Центр содействия реформе уголовного правосудия. 1ЖЬ: http://www.prison.org/penal/stat/index.shtml(дата обращения: 02.04.2013).
  • [13] Влияние воцерковления осужденных на их поведение в период отбывания наказания:аналитическая справка: форум добровольцев // Православный портал о благотвори-тельнойи социальной деятельности. иЯЬ: Miloserdie.ru (дата обращения: 02.04.2013).
  • [14] Помощь заключенным // Грантовый конкурс «Православная инициатива». 1ЖЬ:http://pravkonkurs.ru/ поуо8Й/67-рото8Іі2ак1ис1іептт (дата обращения: 03.04.2013).
  • [15] Миссия тюремного служения РПЦ и пенитенциарные учреждения: документ принятна заседании Священного синода 12 марта 2013 г. // Информационно-аналитическийпортал «религия и закон». 1ЖЬ: http://religionip.ru/news/missiya (дата обращения:03.04.2013).
  • [16] Миссия тюремного служения РПЦ и пенитенциарные учреждения: документ принятна заседании Священного синода 12 марта 2013 г. // Информационно-аналитическийпортал «религия и закон». иИЛ: http://religionip.ru/news/missiya (дата обращения: 03.04.2013).
  • [17] Институт тюремных капелланов состоит из клириков, которым по благословениюепархиальных архиереев поручена организация тюремного служения и духовно-пастырское окормление участников уголовно-исполнительного процесса на постоянной основе в учреждениях УИС // Лекции, доклады, уроки, справочники. иИ.Ь:http://do.gendocs.ru/docs/index-101715.html (дата обращения: 02.04.2013).
  • [18] Это - настоятель или клирик пенитенциарного (тюремного) храма, находящегося нарежимной территории в местах принудительного содержания, назначается епархиальным архиереем (по согласованию с руководством пенитенциарного учреждения) иосуществляет богослужебную деятельность и духовно-пастырское окормление на постоянной основе по отношению к заключенным, сотрудникам учреждений и членам ихсемей. Принцип включения священнослужителей в работу исправительных учреждений на постоянной основе одобрен Архиерейским собором 2011 г. // Там же.
  • [19] Это - настоятель или штатный клирик приходского храма, расположенного в непосредственной близости - «шаговой» доступности от учреждения УИС. Ему епархиальным архиереем (по согласованию с руководством пенитенциарного учреждения) пору-
  • [20] чено в качестве дополнительного к приходскому служению осуществлять богослужебную деятельность и духовно-пастырское окормление в конкретном месте принудительного содержания (СИЗО, тюрьме, колонии, воспитательном центре, спецшколе ит. п.) на постоянной основе по отношению к заключенным, сотрудникам учреждений ичленам их семей // Там же.
  • [21] Это - настоятель или штатный клирик приходского храма, назначенный епархиальным архиереем осуществлять духовно-пастырское окормление членов семей лиц,находящихся в учреждениях, исполняющих наказания, освободившихся из заключенияосужденных, подростков, имеющих проблемы с законом. Даже в том случае, если онинаправлены судами в специальные воспитательные или реабилитационные центры социальной адаптации для малолетних преступников. Настоятель или штатный клирикоказывает помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением (в том числе лиц, входящих в кругзарождающихся в последнее время новых, досудебных форм реализации уголовногопреследования) // Лекции, доклады, уроки, справочники. 1ЖЬ:http://do.gendocs.ru/docs/index-101715.html (дата обращения: 02.04.2013).
  • [22] Сфера деятельности священнослужителя - защита достоинства, свободы и прав человека по отношению к заключенным, сотрудникам пенитенциарных учреждений и членам их семей, после избрания в установленном порядке участвующий по благословению епархиального архиерея в деятельности региональных наблюдательных комиссийи общественных советов при территориальных органах УИС, попечительских и иныхорганизаций // Там же.
  • [23] Это - штатный сотрудник религиозной организации, епархиальный координатор(священнослужитель или мирянин), в своей работе подотчетен епархиальному архиерею, координатор в рамках благочиния - благочинному, приходской координатор -настоятелю. Координатор тюремного служения занимается координацией диакониче-ской деятельности в сфере тюремного служения, а также организацией социальныхпроектов реабилитации (ресоциализации) // Там же.
  • [24] Штатный сотрудник участвует в работе реабилитационного центра для бывших заключенных или подростков, имеющих проблемы с законом. Он оказывает помощь лицам, попавшим в трудную ситуацию в связи с уголовным преследованием; принимаетучастие в работе благотворительного фонда помощи семьям осужденных, нуждающимся членам семей сотрудников УИС и ветеранам; участвует в работе приюта длядетей заключенных, оставшихся без родительского попечения, других социальных богоугодных учреждений. Пастырское попечение о таком сотруднике - сфера ответственности духовников церковных учреждений тюремного служения // Там же.
  • [25] Это человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в тюремном церковном служении. Для выполнения добровольческой работы от
  • [26] волонтера, участвующего в работе с участниками процесса исполнения наказаний, ненаходящимися в условиях режимного учреждения, как правило, не требуется специальной квалификации. Предпочтительно, чтобы поле добровольческой деятельностимаксимально отражало личное призвание и способности волонтера. Однако для выполнения некоторых видов добровольческой работы среди лиц, пребывающих в местахпринудительного содержания, волонтеры проходят специальное обучение. Отбор кандидатур для этого служения осуществляется в установленном порядке после прохождения специального обучения // Там же.
  • [27] Это - гражданин, осуществляющий пожертвования на нужды тюремного служения.Пожертвования могут быть регулярными или единоразовыми // Лекции, доклады, уроки, справочники. 1ЖЬ: http://do.gendocs.ru/docs/index-101715.html (дата обращения: 22.05.2013).
  • [28] Это лицо, оказывающее содействие тюремному служению на основе принятых имобязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных //Лекции, доклады, уроки, справочники. 1ЖЬ: http://do.gendocs.ru/docs/index-101715.html(дата обращения: 22.05.2013).
  • [29] Проект документа «О деятельности РПЦ по реабилитации наркозависимых // Официальный сайт Липецкой и Елецкой епархии. иЯЬ: http://www.le-eparchy.ru/node/1933(дата обращения: 22.05.2013).
  • [30] Устойчивая ремиссия - согласно современным представлениям это такой этап лечения хронического заболевания, когда проявление болезни в значительной мере илиполностью исчез, но продолжает существовать в скрытой форме, будучи готовымивновь проявиться при соответствующих условиях (Ерышев О. Ф., Рыбакова Т. Г., Шабанов П. Д. Алкогольная зависимость: формирование, течение, противорецидивная терапия. - СПб.: Элби-СПб., 2002 // Клиника "КредоМЕД": психокоррекция для наркоза-висимых, Санкт-Петербург. 1ЖЬ: http://www.credomed.ru/libra_studio/fp/alco_tri.sw(дата обращения: 22.03.2013).
  • [31] Проект документа «О деятельности Русской православной церкви по реабилитациинаркозависимых» // Официальный сайт Липецкой и Елецкой епархии. 1ЖЕ:http://www.le-eparchy.ru/node/1933 (дата обращения: 12.06.2013).
  • [32] Книги Ветхого Завета: Первая книга Моисеева. Бытие. Гл.1. Ст. 27 // Библия: КнигиСвященного Писания Ветхого и Нового Заветов.
  • [33] Энциклопедия мудрости. - Можайск: Буколика; Росса, 2007. - С. 116.
  • [34] Под созависимостью понимается неадекватная болезненная вовлеченность родственников или близких зависимого человека в разрешение проблем, связанных с его наркотизацией. Такая вовлеченность может приводить к разрушительным последствиям дляздоровья и жизни этих людей. Созависимый человек поглощен тем, чтобы управлятьповедением другого человека, и перестает заботиться об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей (Проект документа «О деятельности Русскойправославной церкви по реабилитации наркозависимых» // Официальный сайт Липецкой и Елецкой епархии. 1ЖЬ: http://www.le-eparchy.ru/node/1933 (дата обращения: 12.06.2013).
  • [35] Проект документа «О деятельности Русской православной церкви по реабилитациинаркозависимых» // Научный богословский портал. иЯЬ: http://www.le-eparchy.ru/побе/1933 (дата обращения: 12.06.2013).
  • [36] Книги Нового Завета: Первое Послание к Тимофею. - Гл. 2. - Ст. 4 // Библия: КнигиСвященного Писания Ветхого и Нового Заветов.
  • [37] Евангелие от Матфея. - Гл. 18. - Ст. 12-17 // Библия: Книги Священного ПисанияВетхого и Нового Заветов.
  • [38] Проект документа «О деятельности РПЦ по реабилитации наркозависимых» // Официальный сайт Липецкой и Елецкой епархии. ІЖБ: http://www.le-eparchy.ru/node/1933(дата обращения: 14.06.2013).
  • [39] Метадон - (6-(диметиламино)-4,4-дифенилгептанон-3) - синтетический лекарственный препарат из группы опиоидов, применяемый как анальгетик, а также при лечениинаркотической зависимости. Синонимы: амидон (апнбопе), анадон (апабоп), фенадон(рйепаскте), долофин (сЫорЫпе), физептон (рйузерЮпе), гептадон (11ер1ас1опе). В России метадон входит в список Перечня наркотических средств, психотропных веществ иих прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (оборот запрещен).
  • [40] К их числу следует отнести: следственные изоляторы, колонии, колонии-поселения,воспитательные колонии, исправительные колонии строгого режима тюрьмы, исправительные колонии особого режима, исправительные колонии общего режима (см. подробно: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (с изм. на 3 мая2012 г.) // Сайт ЗАО «Кодекс». 1Л1Ь: http://docs.cntd.ru/document/9035522 (дата обращения: 14.06.2013).
  • [41] Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительныхучреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики инормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний(часть в редакции, введенной в действие с 14 марта 2001 г. Федеральным законом от9 марта 2001 г. № 25-ФЗ; доп. с 20 декабря 2008 г. Федеральным законом от 3 декабря2008 г. № 235-ФЗ - см. предыдущую редакцию) (Ст. 74. Виды исправительных учреждений // Там же).
  • [42] В ИУ установлено раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчини женщин, несовершеннолетних и взрослых. Лица, впервые осужденные к лишению
  • [43] свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве,осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненномулишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (часть в редакции, введенной в действие с 14 марта 2001 г. Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ; дополненас 11 декабря 2003 г. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ - см. предыдущую редакцию). Осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями,содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных (Ст. 80. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях // Там же).
  • [44] К данным видам учреждений относятся учреждения, исполняющие наказания в виделишения свободы, предназначенные для содержания и лечения наркоманов (специализированные лечебные исправительные колонии). Они проводят лечение в виде амбулаторного наблюдения. В УИС России колоний данного типа четыре: а) учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, не являющиеся специализированными,но в которых в числе прочих категорий осужденных отбывают наказание и осужденные-наркоманы; б) туберкулезные больницы (отделения) и противотуберкулезные исправительные колонии, где проходят лечение лица, больные активным туберкулезомлегких и наркоманией; в) наркологические (психиатрические) отделения областныхбольниц, предназначенные для обследования и проведения курса стационарного лечения больных наркоманией. Они имеются в большинстве субъектов Федерации в однойиз колоний. После проведения стационарного лечения эти осужденные должнынаправляться в те исправительные учреждения, где имеются врачи-наркологи (психиатры); г) лечение осужденных женщин проводится в межобластных психиатрическихбольницах системы исправительных учреждений (Канибер Ю. Н. Наркоситуация вучреждениях исполнения уголовных наказаний // Специализированный информационный веб-сайт «Новости украинской психиатрии». 1ЖЬ: http://www.psychiatry.ua/Ьоокэ/ргеуеЩ/рарег 13.html (дата обращения: 14.06.2013).
  • [45] Канибер Ю. Н. Наркоситуация в учреждениях исполнения уголовных // Специализированный информационный веб-сайт «Новости украинской психиатрии». 1ЖЬ:http://www.psychiatry.ua/books/prevent/paperl3.html (дата обращения: 27.06.2013).
  • [46] Канибер Ю. Н. Наркоситуация в учреждениях исполнения уголовных наказаний //Специализированный информационный веб-сайт «Новости украинской психиатрии».1ЖЬ: http://www.psychiatry.ua/books/prevent/paperl3.html (дата обращения: 27.06.2013).
  • [47] Там же.
  • [48] Там же.
  • [49] В соответствие с Инструкцией по организации принудительного амбулаторного лечения от алкоголизма или наркомании осужденных, отбывающих наказания в учреждениях УИС Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 3 августа2001 г. № 229. Проведение стационарного лечения осуществляется в соответствии сЗаконом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Там же).
  • [50] Канибер Ю. Н. Наркоситуация в учреждениях исполнения уголовных наказаний //Специализированный информационный веб-сайт «Новости украинской психиатрии».иЯЬ: http://www.psychiatry.ua/books/prevent/paperl3.html (дата обращения: 27.06.2013).
  • [51] Показатели деятельности ГУФСИН России по Самарской области за первый квартал2012 г. // Официальный сайт ГУФСИН России по Самарской области. 1ЖЬ:www.63.fsin.su/stat (дата обращения: 27.06.2013).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >