Из истории формирования экзистенциальной традиции: экзистенциальная философия и экзистенциальный анализ

Считается, что экзистенциальная психология сформировалась под влиянием нескольких научных традиций, основными среди которых являются экзистенциальная философия, экзистенциальный анализ и гуманистическая психология.

Описывая историю развития экзистенциальной мысли, Р.Мэй начинает ее с лекций Шеллинга, которые в 1841 г. он читал в Берлинском университете. Едва ли не самым примечательным моментом этих лекций была их аудитория, в которой находились те, кому впоследствии предстояло стать более знаменитыми, чем их учитель, — Кьеркегор, Энгельс, Бакунин. 40-е годы XIX в. становятся началом экзистенциального направления в философии. В это время выходят работы Кьеркегора, Шопенгаура, ранние работы Маркса.

Именно Серен Кьеркегор (1813-1855) считается признанным лидером экзистенциального интеллектуального движения в XIX в.'

Впрочем, назвать Серена Кьеркегора лидером можно лишь с известной натяжкой — ровно настолько, насколько это энергичное понятие связывается с фигурой трагического затворника. Кьеркегор прожил свою короткую жизнь в Копенгагене, где получил образование в области теологии и философии. Он вступил в острую полемику с официальной церковью, прессой и последователями философии Гегеля. Следует помнить, что XIX в. был временем особенных успехов естествознания с его принципами обобщения и систематизации, в философии нашедших свое воплощение в идеях Гегеля.

Именно оппозиция гегелевской философии во многом повлияла на взгляды Кьеркегора, в центре которых находился «единичный» индивид. Датский философ в крайне резкой форме критиковал систему Гегеля за ее абстрактность, в которой конкретный человек утрачен, принесен в жертву принципам универсальности и абсолюта. Альтернативой гегелевской системе, по Кьеркегору, является личность, «единичный» индивид. Кьеркегор потому и считается основателем экзистенциализма, что он сформулировал его базовую позицию — экзистенция человека как свобода и возможность. Сам Кьеркегор, в соответствии со своей философской позицией, приговорил себя к одиночеству и страданию и прожил свою жизнь в соответствии с этим решением.

Центральное понятие экзистенциальной философии, ставшее ее названием, — экзистенция — «возможность быть». Этим чело-

* Подробнее см. Персоналии, где приводится дополнительная информация об ученых, оказавших наибольшее влияние на формирование экзистенциальной психологии.

век отличается от окружающего мира, от мира растений и животных, он есть то, чем он решил быть. «С духовной стороны человека характеризует его свойство быть единственным в своем роде. В животном мире преобладает родовое начало, а потому царствует необходимость, законы которой изучает наука. В сфере становящегося, исторического, событийного экзистенция уже больше напоминает царство свободы. Человек выбирает свое бытие, а значит, его экзистенциальная реальность не столько необходимость, сколько возможность» [Реале, Антисери, 1997, с. 159-160].

Д. А. Леонтьев в своей работе по проблемам психологии выбора отмечает, что «глубокий и блестящий анализ» темы выбора, принадлежащий Кьеркегору, до сих пор во многом остается непревзойденным. Особенность позиции философа в том, что «Кьеркегор задает экзистенциальный ракурс рассмотрения выбора не как отдельного психического акта или рационального решения, а как ситуации, в которую оказывается неминуемо вовлечена вся личность в целом. Выбор или уход от него имеют последствия для всей жизни человека и для его Я, последствия, существенно выходящие за рамки того порой частного вопроса, который является предметом решения» [Леонтьев, 20146, с. 57].

Место Кьеркегора в философии во многом определяется именно тем, что он первым в европейской философии предлагает принципиально иной, отличный от принятого взгляд на природу человека: человеческое существование не может быть сведено к законам существования природы, а значит, должно иначе описываться и пониматься. Человек выбирает свою жизнь, и в этом его величие и его уникальность.

Зародившиеся в 40-е годы XIX в. идеи, забытые в последующие декады, вновь привлекают внимание в 80-е годы благодаря работам Дильтея, Бергсона и — особенно — Фридриха Ницше (1844-1900).

Именно от Ницше прозвучал услышанный призыв «стать тем, что вы есть». Комментируя этот известный тезис Ницше, Флайн пишет: «Мы рождаемся биологическими существами, но мы должны стать экзистенциальными индивидами, принимая ответственность за свои действия... Многие люди никогда не узнают такой ответственности, но, скорее, уходят от своей экзистенциальной индивидуальности в комфорт безликой толпы» [Flynn, 2006]. «Формула величия человеческого бытия» Ницше акцентировала внимание на важности каждого момента проживаемой нами жизни, на полноте ее проживания. Его возвышенные и романтические идеи приобретают популярность, но как философские и моральные идеи считаются довольно слабыми. Возможно, Ницше импонировал последующим поколениям экзистенциалистов своим бунтарским духом, но его слава выходит за пределы философии прежде всего благодаря влиянию Ницше на писателей [Стретерн, 2014].

XX век усиливает актуальность проблем, которые почувствовали или предчувствовали С. Кьеркегор и Ф. Ницше. После Первой мировой войны, обострившей кризисные проблемы западного общества и возродившей интерес к духовному поиску первого поколения экзистенциальных философов, начинается третий этап в развитии экзистенциальной мысли.

По свидетельству историков науки, экзистенциализм, или философия существования, утвердился в Европе в период между двумя мировыми войнами и явился ответом на социальные и духовные кризисы своего времени. В отличие от разных форм «философского оптимизма» «экзистенциализм рассматривал человека как конечное существо, “заброшенное в мир”, постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях» [Реале, Антисери, 1997, с. 397]. «Экзистенциализм — философия суровая и трезвая. В центре ее исследований находится человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным. Сил человеку едва хватает на то, чтобы существовать и внутренне справляться с бременем судьбы. Вот почему именно экзистенциалисты приступили к разработке философского понятия “человеческое бытие”, выражавшего особую форму человеческой реальности» [Гуревич, 2009, с. 14].

Новыми лидерами экзистенциального движения становятся М. Хайдеггер и К. Ясперс.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) считается наиболее видным представителем экзистенциальной философии XX в. Его значение для экзистенциальной психологии определяется тем, что, по мнению авторов авторитетного издания по теориям личности К. Холла и Г. Линдсея, «Хайдеггер — своего рода мост к психологам и психиатрам» [Холл, Линдсей, 1997, с.308]. Главные вопросы, которыми задавался Хайдеггер: что такое бытие? Что значит существовать? В чем смысл бытия? В своих работах он ставил цель создания онтологии, определяющей смысл бытия. Центральная идея философии Хайдеггера — это постулат о том, что индивид есть бытие-в-мире. Он означает, что человек — это не объект, взаимодействующий с другими объектами в этом мире, но он не должен рассматриваться и как субъект, противостоящий миру. «Люди существуют через бытие-в-мире, а мир обретает свое существование, поскольку есть раскрывающее его Бытие» [Там же]. Хайдеггер обозначает человеческую реальность понятием Dasein, которое переводится на русский язык как «вот-бытие», «здесь-бытие», «присутствие» и др., однако в современной литературе все чаще используется без перевода.

Немаловажное место в рассуждениях Хайдеггера отводится обсуждению темы подлинности и неподлинности существования человека. «Неподлинность» чаще всего связана с погруженностью людей в повседневную жизнь, часто обезличенную вследствие нашей подчиненности общим правилам и стандартам: думая и поступая как другие, мы теряем свою подлинность, утрачивая свою индивидуальность, мы тонем в окружении. Привлекательность такого модуса существования — в его безопасности и сопутствующем ей спокойствии, чувстве уверенности, что может создавать иллюзию «правильной» жизни. Однако, теряя способность отличать подлинное от неподлинного, существенное от несущественного в окружающем мире и собственном бытии, мы лишаемся опоры, переживаем тревогу, чувства отчаяния, тоски, скуки, которые призваны пробудить в нас стремление к поиску нашей подлинности.

Хайдеггер разработал систему особых понятий — экзистенциа- лов. Существование человека, по М. Хайдеггеру, связано с переживанием онтологических данностей, таких как заброшенность в мир, бытие-к-смерти, свобода, ответственность, одиночество и др.

Карл Ясперс (1883-1969) развивает важную для психологии идею о «пробуждении для экзистенции» благодаря опыту пограничных ситуаций. Пограничные ситуации — это часть нашего человеческого существования, в котором присутствуют и страдание, и осознавание конечности жизни, и несчастья. Его взгляды, возможно, в немалой степени были связаны с его личным опытом: страдая с раннего детства тяжелым заболеванием, Ясперс с молодых лет жил с мыслью о скоротечности существования.

Проживание пограничных ситуаций дает человеку возможность усиления своей «самости», своей подлинности. Представления о подлинности и неподлинности занимают немалое место в рассуждениях Ясперса. Он является сторонником «понимающей психологии», противопоставляемой им естественнонаучным подходам в психологии. Наиболее известная книга Ясперса «Общая психопатология» (1913), описывающая феноменологический метод, оказала большое влияние на идеи и практику экзистенциальной психотерапии.

Философия существования, или экзистенциализм, становится одним из крупнейших и влиятельных направлений философии XX в., сыгравшим огромную роль в развитии гуманитарной мысли, интеллектуально-духовном поиске середины XX в.

Кьеркегор и Ницше, Хайдеггер и Ясперс — это имена, хотя и известные, но принадлежащие скорее к академическим кругам. Более популярная ассоциация, которая возникает у образованного человека, когда речь заходит об экзистенциальной философии XX в., — это парижское кафе на левом берегу Сены, где Жан-Поль Сартр (1905-1980) и Симона де Бовуар, окруженные молодыми интеллектуалами, ведут яростные споры о свободе, жизни, окружающем мире. Это один из немногих в прошлом веке случаев, когда философские дискуссии превращаются в особый культурный феномен определенного исторического времени [Flynn, 2006].

Особая атмосфера, дух времени — освобождение Парижа от оккупации, близящийся конец Второй мировой войны, рождающие невероятное чувство свободы, ожидание перемен, — оказывают огромное влияние на этот уникальный феномен в истории экзистенциальной философии (а может быть, и философии в целом). Первые работы Сартра были посвящены психологии, феноменологическому анализу эмоций и воображения. Интерес к психологии и сознанию приводит его к более фундаментальным вопросам о бытии человека. Главная тема для Сартра — это тема свободы. Свобода, по Сартру, — сущностная характеристика человека. «Свобода предшествует сущности человека, свобода — условие, благодаря которому сущность вообще возможна» [Реале, Антисери, 1997, с.409]. Свобода человека безусловна, он осуществляет постоянный выбор, позволяющий ему изменять свой жизненный проект, и потому он абсолютно ответствен за фундаментальный проект своей жизни. Среди работ Сартра — ряд жизнеописаний (Стендаля, Бодлера, пьеса о Фрейде и др.), представляющих собой примеры экзистенциальной аналитики.

Сартр — удивительная фигура своего времени. Литератор, публицист, страстно отстаивающий идеи свободы человека, отзывающийся на острые проблемы своего времени, харизматичная личность, он, по отзывам современников, имел огромное влияние не только на студенчество и интеллектуальную среду Парижа, но и на духовный климат Европы середины XX в. Именно в его работах наиболее отчетливым образом проявляются единство и напряжение между философией и литературой, концептуальностью и воображением, критичностью и вовлеченностью, философией как рефлексией и философией как образом жизни [Flynn, 2006].

Экзистенциализм оказал огромное влияние на искусство, кинематограф, литературу. В качестве представителей экзистенциальной традиции в литературе часто называют А. Камю, Ф. Достоевского, Ф. Кафку. Любопытно в этой связи замечание Холла и Линдсея: «...Большая литература всегда была, да и является, экзистенциальной, так как имеет дело с бытием-в-мире» [Холл, Линдсей, 1997, с. 318].

Кроме С. Кьеркегора, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, идеи и работы которых отражают сущность экзистенциальной традиции, в связи с ней часто приводятся имена Г. Марселя, М. Унамуно, М. Бубера, П. Тиллиха, русского философа Н. Бердяева, уже упоминавшихся литераторов А. Камю, Ф. Достоевского, Ф. Кафки, художников Пикассо, Ван Гога и др.

Специалисты (и отечественные, и зарубежные) не раз отмечали роль российской науки и культуры в становлении экзистенциализма. Темы смысла жизни, осмысления своего места в этом мире, вопросы свободы, ответственности, веры всегда были в центре внимания российской философии и литературы. Ф.М. Достоевский и Л. Н. Толстой являются, пожалуй, наиболее цитируемыми писателями в мировой экзистенциальной литературе. И. Ялом, известнейший американский психотерапевт экзистенциального направления, называет их самыми великими психологами [Пресс- конференция, 2010]. Достаточно вспомнить идею «великого сиротства» человека и «Легенду о Великом инквизиторе» Достоевского и рассказ Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича», который считается предельно точным с экзистенциальной точки зрения, «хрестоматийным» описанием переживания человеком своего ухода из жизни. В сущности, интерес к экзистенциальной тематике был свойственен многим российским философам, из которых чаще других упоминаются Л. Шестов и Н. Бердяев.

Лев Шестов (1866-1938), российский философ и литератор, считал Кьеркегора наиболее близким себе мыслителем. Знатоки его творчества отмечают, что «самым главным делом Шестова, делом всей его жизни, была борьба за человека» [Кудишина, 2007, с. 11]. В центре его внимания — темы свободы человека, его достоинства, обращение к самым глубинам человеческого существа. Человек идет к обретению экзистенциальной, живой истины своего существования через отчаяние, боль, страх, одиночество, когда «почва уходит из-под наших ног». По мнению Шестова, задача философии — «научить человека жить в неизвестности — того человека, который больше всего боится неизвестности и прячется от нее за разными догматами. Короче: задача философии не успокаивать, а смущать людей» [Шестов, 2011, с. 35].

Николай Бердяев (1874-1948), русский философ и публицист, пожалуй, наиболее известен западному читателю как представитель российской экзистенциальной мысли. Автор множества работ по проблемам свободы человека, его жизни и судьбы, Бердяев в своем взгляде на человеческую личность фактически исходит из экзистенциальной позиции. Его основные идеи — «идея самовозраста- ния человека, его способность преодолевать себя, выходить за пределы себя как данного и уже существующего»; «идея самотворения личности» — личность не является готовым продуктом природы, социума или Бога; идея незавершенности личности, уникальности человека и др. [Кудишина, 2007, с. 114-115]. Главное — это то, что сущность личности есть не нечто готовое и данное человеку, человек — активный, сам себя осуществляющий субъект.

Несмотря на общепризнанное влияние экзистенциальной философии на формирование экзистенциального направления в психологии, следует иметь в виду замечание Р. Мэя: «Было бы ошибкой думать об экзистенциальной психологии как о воскресении старой “философской психологии” девятнадцатого века. Экзистенциальный подход не представляет собой движения назад к кабинетным спекуляциям, но является попыткой понять человеческое поведение и опыт с помощью основополагающих структур — структур, лежащих в основе нашей науки и нашего представления о человеке. Это попытка понять природу тех людей, которые получают опыт, и тех, с которыми это только случается» [Мэй, 2001а, с. 11].

Т. Флайн следующим образом суммирует основные постулаты философии экзистенциализма, оговаривая, правда, что речь идет не столько о строгих определениях, сколько об общих обсуждаемых темах:

  • 1. Существование предшествует сущности. То, что вы есть (ваша сущность), есть в большей степени результат ваших выборов (вашего существования), чем наоборот. Сущность не есть предопределенность.
  • 2. Время сущностно. Мы существа, фундаментально включенные во временные рамки. В отличие от измеряемого времени, «часового» времени, время жизни, проживаемое время имеет качественный характер: «еще нет», «уже» и «сейчас» различаются между собой по значениям и ценности.
  • 3. Гуманизм. Экзистенциализм — это философия, центрированная на человеке. Она фокусируется на индивидуальном поиске человеком идентичности и значения среди социального и экономического давления массового общества в направлении поверхностности и конформизма.
  • 4. Свобода / Ответственность. Экзистенциализм — это философия свободы. В этом смысле мы всегда «больше», чем мы есть. Но мы ответственны настолько, насколько мы свободны.
  • 5. Этические рассуждения обладают особой важностью. Несмотря на возможные различия в интерпретации этического, признается фундаментальная необходимость исследования аутентичности наших собственных жизней и общества [Flynn, 2006, р.8].

Экзистенциальный анализ представляет собой еще одну линию влияния на формирование экзистенциальной психологии. Европейские психиатры, прежде всего Л. Бинсвангер и М. Босс, оказали значительное влияние на американских психологов, приложив экзистенциальные идеи к клинической практике [Churchill, Wertz, 2001].

Людвиг Бинсвангер (1881-1966), швейцарский психиатр, последователь 3. Фрейда, вместе с Юнгом учившийся у Блейера, создает свой метод экзистенциального анализа. Он считал, что для понимания проблем пациентов и их душевных расстройств необходимо анализировать способ существования человека в этом мире. На профессиональные взгляды Бинсвангера большое влияние оказали феноменологические идеи Э. Гуссерля и философия М. Хайдеггера, в частности ее центральное понятие «бытие-в-мире». Экзистенциальный анализ ориентирован на исследование подлинного бытия личности, выбирающей свой «жизненный план». По Бинсвангеру, экзистенциальный анализ — это «феноменологический анализ актуального человеческого существования», целью которого является «реконструкция человеческого опыта» [Холл, Линдсей, 1997, с.311]. Человек живет в мире значений, которые он приписывает фактам и событиям. Экзистенциальный анализ предполагает восстановление исторической биографии индивида, истории его внутренней жизни, что позволяет выявить тот индивидуальный способ, с помощью которого человек проектирует и мир, и себя. Бинсвангер описывает существование человека с точки зрения временных параметров, его прошлого, настоящего и будущего. Преобладание одного из этих параметров приводит к ограничениям внутреннего мира личности; особенно деструктивным для человека является уменьшение открытости будущему. Бинсванге- ра называют первым экзистенциальным врачом-психотерапевтом, оказавшим большое влияние на более поздних авторов [Летунов- ский, Есельсон, 2002].

Второе имя, часто упоминаемое в связке с Л. Бинсвангером, — Медард Босс (1903-1990). В результате личного знакомства с Хайдеггером и обсуждения с ним экзистенциальной проблематики Босс создает экзистенциальную форму психотерапии — Дазайн- анализ. По его мнению, источник неврозов человека коренится в том, что он закрывается от бытийных возможностей, исключает их для себя. Босс описывает основные экзистенциалы — фундаментальные характеристики человеческого существования, такие как пространство, время, телесность и др., которые являются базовыми условиями, ключевыми факторами жизни каждого. Он полагал необходимым изменить всю систему знаний о человеке. В частности, по мнению Босса, психология как наука о человеке должна претерпеть ряд трансформаций, которые позволят ей обрести экзистенциальные основания. Эти трансформации предполагают (1) движение от понимания тела в качестве физического организма к идее телесности; (2) от понятия психики к человеческому бытию- в-мире; (3) от концепта сознания к фундаментальной открытости человеческого существования; (4) от психического бессознательного к фундаментальной «сокрытости»; (5) от понятия влечения к человеческой возможности специфическим образом относиться к окружающему миру; (6) от психических инстанций (агентов) к экзистенциальному пониманию человеческих способов поведения; (7) от эмпатии к постижению того, как люди непосредственно понимают друг друга; (8) от психических причин и психодинамики к пониманию мотивационных контекстов [Там же, 2002].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >