Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow Отечественная история

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИИ

Система политических партий в начале XX в.

В изучении становления и развития многопартийности России в начале XX в. присутствуют два подхода: через призму истории большевизма и через комплексное рассмотрение системы политических партий, социально-политических условий ее функционирования. Второй подход позволяет создать подлинно научную историю политических партий.

Формирование системы политических партий России происходило в условиях общенационального политического кризиса. Во время предреволюционной ситуации 1903—1904 гг. активизировалось либеральное движение, продолжалось создание политических партий в национальных районах. Наиболее интенсивно процесс образования партий развернулся после принятия Манифеста 17 октября 1905 г. В России возникло и в разное время существовало около 100 партий. Типология многопартийной системы включала в себя следующие типы партий:

  • • консервативные, выступавшие за сохранение самодержавной системы;
  • • консервативные либералы «октябристского типа»;
  • • либералы или конституционные демократы;
  • • неонародники;
  • • социал-демократы.

Революция 1905—1907 гг. создала благоприятные, условия для образования политических партий, как русских, таки национальных. Все они в те годы действовали вполне легально. Число их вместе с ранее возникшими нелегально к исходу революции было более пятидесяти. Все политические партии можно свести к трем основным классификационным группам:

  • 1) революционно-демократические (социал-демократические и неонароднические);
  • 2) либерально-оппозиционные (партии русской и национальной либеральной буржуазии, а также либеральной интеллигенции);
  • 3) консервативно-охранительные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархические, черносотенные).

Ниже речь пойдет о наиболее крупных политических партиях, имевших общероссийское значение.

РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) организационно оформилась на II съезде (1903 г.). Тогдаже произошел ее раскол на большевиков и меньшевиков. Однако формально (вплоть до марта 1917 г.) и те, и другие продолжали считаться членами одной партии. На II съезде РСДРП была принята единая (для большевиков и меньшевиков) программа, состоявшая из двух частей.

Первая часть («программа-минимум») предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия, введение демократической республики и широкого местного самоуправления, предоставление права самоопределения всем нациям, входящим в состав России, установление 8-часового рабочего дня для лиц наемного труда; в аграрном вопросе — возвращение крестьянам земель, «отрезанных» от их наделов во время проведения реформы 1861 г., отмена выкупных и оброчных платежей за землю, возвращение ранее выплаченных крестьянами выкупных сумм.

Вторая часть программы РСДРП («программа-максимум») предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Реализацию этой программы большевики и меньшевики представляли себе по-разному. Большевики ориентировались на немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже предусматривали возможность непосредственного «перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую», — без какого бы то ни было переходного периода. Меньшевики считали насаждение социализма утопией. Они полагали, что после буржуазно-демократической революции должен пройти определенный период развития капитализма, который превратит Россию в развитую капиталистическую страну с демократическими свободами и учреждениями.

Партия эсеров хотя формально и заявила о своем образовании в 1902 г., но организационно оформилась на Учредительном съезде, состоявшемся 29 декабря 1905 г. — 4 января 1906 г. в Финляндии, на котором были приняты ее программа и устав.

Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными нациями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замена ее «народной милицией», введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, «падающих на труд», но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

Центральное место в программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю вообще из частной собственности. Но они выступали не за национализацию, а за «социализацию», т.е. передачу земли не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе предусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев. Организация трудовых ассоциаций предусматривалась не только в сфере земледелия. В этом эсеры видели создание социалистической формы хозяйства. Они выступали за сохранение крестьянской общины как основы формирования социалистического характера общественных отношений в деревне.

Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций — вплоть до вооруженных, восстаний и применения индивидуального политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как «крайнее» средство. Им занималась небольшая «боевая группа», которая вначале насчитывала 10—15, а в ходе революции 1905—1907 гг. — 25—ЗОчеловек. Руководили «боевой группой» Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц — министра народного просвещения И.П. Боголепова (1901 г.), министров внутренних дел Д.С. Сипягина (1902 г.) и В.К. Плеве (1904 г.), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905 г.).

Еще в конце 1904 г. из Партии социалистов-революционеров выделилась группа, стоявшая на позиции широкого применения террористической борьбы. В конце 1906 г. она оформилась в «Союз социалистов-революционеров-максималистов», который представлял собой крайне левое крыло эсеровского движения и сосредоточил свою деятельность на «экспроприациях» и индивидуальном терроре. Лидером группы был М.И. Соколов, казненный в 1906 г. по приговору военно-полевого суда. К 1907 г. группа была практически разгромлена. Из среды эсеров выделилась и группа анархо-коммунистов — последователей П.А. Кропоткина, однако влияние ее было невелико, несмотря на авторитет лидера.

В числе неонароднических социалистических партий, отвергавших насильственные методы борьбы, видное место занимала Трудовая народно-социалистическая партия (народные социалисты, или энесы). Она официально заявила о себе в сентябре 1906 г., когда вышел в свет первый, программный выпуск ее бюллетеня «Народносоциалистическое обозрение». Партия окончательно оформилась в ноябре 1906 г. К 1907 г. в ней числилось 56 местных организаций, в которых состояло в общей сложности не более 2 тыс. членов. В основном это городская интеллигенция, земские служащие и незначительное число крестьян. Видными идеологами энесов являлись профессора и публицисты А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин, Н.Ф. Анненский, В.И. Семевский, принадлежавшие к «левому флангу» легального народничества.

Исходя из своеобразия российских условий (преобладание крестьянского населения и наличие поземельной общины), энесы выступали за особый для России путь к социализму, минуя капитализм как наиболее «прямой, естественный и безболезненный», опираясь на развитие общинных начал в русской народной жизни. Их программа предусматривала ликвидацию монархии и введение «демократической республики», замену постоянной армии «народной милицией», отмену сословного строя, утверждение равенства всех граждан перед законом, введение свободы совести, слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища. Высшим органом управления страной предлагалось однопалатное Народное представительное собрание, избираемое всеми гражданами, достигшими 20 лет, независимо от пола, национальности и вероисповедания, путем прямого, равного и тайного голосования. Энесы выступали за повсеместное введение земского, городского и сельского самоуправления, основанного на широких демократических началах. Были убежденными сторонниками права наций на самоопределение.

В аграрном вопросе они в качестве первоочередной меры считали конфискацию помещичьих, казенных, удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель и передачу их в общенародную собственность. Но конфискация не должна была коснуться крестьянских надельных, а также тех частновладельческих земель, на которых «ведется трудовое хозяйство». В печати энесы активно выступали против столыпинской ломки общины.

Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на своем I (Учредительном) съезде в Москве 12—18 октября 1905 г. Позднее она стала называть себя «партией народной свободы». Была преимущественно «интеллигентской» партией. В ней состояли преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, представители либерально настроенных помещиков и буржуазии, отчасти ремесленники. В свои ряды привлекла лишь немногих рабочих и крестьян.

В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции. Членами этой партии были видные ученые В.И. Вернадский, С.А. Муромцев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский, известные историки А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер, М.О. Гершензон, Ю.В. Готье, экономисты и публицисты П.Б. Струве, А.С. Изгоев, видные земские деятели Ф.И. Родичев и И.И. Петрушкевич, земский врач А.И. Шингарев.

Кадеты стремились стать над партиями, объединить вокруг себя или подчинить своему влиянию другие оппозиционные самодержавию партии и течения. Главной своей целью они провозгласили введение в стране демократической конституции (отсюда и название партии). Неограниченную монархию, согласно программе, должен сменить парламентарный демократический строй (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа). Они выступали за разделение властей — законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение «гражданских политических прав личности», свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. Ими предусматривалось введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. В программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов.

В решении аграрного вопроса кадеты предусматривали частичное «отчуждение» (до 60%) помещичьей земли в пользу крестьян, но «по справедливой оценке» (т.е. по рыночным ценам), выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками ее обобществления.

Программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществления своих целей они добивались только мирным» средствами — путем получения большинства в Государственной Думе и проведения через нее намеченных реформ. Кадетская партия не была единой. Впоследствии в ее составе определились три направления: «левые», «правые» кадеты и центр.

Среди правых партий заметную роль в политической жизни страны играл «Союз 17октября» (октябристы), принявший это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии началось в конце октября 1905 г., завершилось на I съезде, состоявшемся 8— 12 февраля 1906 г. в Москве. Это была партия крупного капитала — верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков-пред- принимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник А.И. Гучков, «прирожденный политик», высокообразованный блестящий оратор и публицист, экстравагантный, склонный к авантюризму человек.

Октябристы ставили своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Они выступали за наследственную конституционную монархию, в которой император как носитель верховной власти ограничен постановлениями «Основных законов». Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были и против установления парламентарного строя, как неприемлемого для России политически и исторически. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула «самодержавный»; предусматривали введение двухпалатного «народного представительства» — Государственной Думы и Государственного совета, формируемых на основе цензовых выборов — прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения.

В национальном вопросе исходили из принципа сохранения «единой и неделимой России», выступая против любой формы «федерализма». Исключение они делали лишь для Финляндии, при условии ее «государственной связи с империей». Допускали культурную автономию для других народов России.

Социальная программа октябристов сводилась к следующему. Для разрешения аграрного вопроса они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель, а также содействие покупке земли крестьянами «у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка, требовали возвращения крестьянам отрезков, произведенных от их наделов в 1861 г. Допускали и «принудительное отчуждение» части частновладельческих земель с обязательным вознаграждением владельцев за счет казны. Выступали за регулирование аренды, переселение малоземельных и безземельных крестьян на «свободные земли», требовали уравнения крестьян в правах с остальными сословиями, активно поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

Октябристы признавали свободу рабочих организаций, союзов, собраний и право рабочих на стачки, но только на почве экономических, профессиональных и культурных нужд, при этом на предприятиях, «не имеющих государственного значения». Выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, но не в ущерб промышленникам, введения страхования рабочих. Требовали сокращения налогового обложения населения. Были сторонниками расширения народного образования, декларировали необходимость реформы суда и административного управления.

Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию с Государственной Думой. Они выступали за «сильную монархическую власть», но и за необходимость проведения реформ, обеспечивавших свободу буржуазному предпринимательству. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом — их главные программные требования.

«Промежуточное» положение между кадетами и октябристами занимала «Партия мирного обновления» и ее преемница «Партия прогрессистов». Первая сформировалась в июле 1906 г. из «правых» кадетов и «левых» октябристов. Представляя собой умеренных либералов, они не принимали курс октябристов, но и «левый уклон» кадетов в некоторых программных вопросах (главным образом в решении аграрного, здесь они склонялись к требованию октябристов). Лидерами «мирнообновленцев» были видные земские деятели — один из основателей «Союза 17 октября» граф П.А. Гейден и Д.Н. Шипов, а также крупный землевладелец князь Н.Н. Львов и профессор Московского университета князь Е.Н. Трубецкой.

Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912г. Как и «Партия мирного обновления», она оказалась «правее кадетов и левее октябристов». Это была самая «буржуазная» по своему составу партия. Ее костяк составляли тузы и воротилы московского капитала, а учредителями выступали крупные московские фабриканты А.И. Коновалов, братья В.П. и П.П. Рябушинские, С.Н. Третьяков. Прогрессисты выступали за конституционно-монархический строй, выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод. Рупором их была газета «Утро России».

Помещичье-монархические и клерикальные консервативные партии были представлены «Союзом русского народа» и «Русским народным союзом имени Михаила Архангела». «Союз русского народа» оформился в ноябре 1905 г. в Петербурге. Ставил своей целью защиту славянской и русской культуры. В него входили титулованная знать, высшее чиновничество и часть творческой интеллигенции. Импульс правому движению дали революционные события 1905 г. Весной 1905 г. в Москве появилась «Русская монархическая партия». Быстрый рост черносотенных организаций происходил после издания Манифеста 17 октября 1905 г.

За несколько месяцев в разных городах были зарегистрированы десятки черносотенных союзов и партий: «Союз законности», «Партия народного порядка», «Царско-народиое общество», «Самодержавномонархическая партия», патриотическое общество молодежи «Двуглавый орел» и др. В 1906 г. была предпринята попытка создать единый центр — Главную управу объединенного русского народа. Самой крупной организацией явился «Союз русского народа». К весне 1907 г. в него влилась большая часть правых организаций и групп. Ему содействовали правительственные лица, оказывал финансовую помощь Департамент полиции, покровительствовал сам Николай И. Члены «Союза» заявляли, что их партия объединяет до 3 млн человек; противники считали, что максимум 10—20 тыс., в действительности — от 60 до 100 тыс. человек.

Представители правого экстремизма возродили лозунг «православие, самодержавие, народность». Черносотенцы как последовательные защитники самодержавия пользовались особым расположением царского двора, но вместе с тем нападали на чиновничью бюрократию. «Союз» заявлял, что все народности, имеющие исконную племенную оседлость в коренной России и живущие извечно среди русского народа, «он признает равными себе, своими верными и добрыми соседями, друзьями и сородичами». Но вместе с тем выступал с требованием лишить евреев всех прав, изгнать их из учебных заведений, где учатся христианские дети, и даже запретить им заниматься промыслами. Черносотенцы носились с идеей содействовать созданию еврейского государства и выселить туда всех российских евреев, «каких бы материальных жертв такое выселение не потребовало от русского народа». Они категорически отвергали изменение государственного строя на конституционный или парламентской основе.

В качестве первоочередной меры члены «Союза» считали необходимым созыв Земского собора из «излюбленных коренных русских людей», выступали за «единую и неделимую Россию», не допуская национального самоопределения в любой форме. Они отстаивали принцип неприкосновенности частной земельной собственности, отвергая любые варианты отчуждения частновладельческой земли даже за вознаграждение ее владельцам. Ими проповедовалась безусловная необходимость неограниченной власти царя и господствующего положения Русской православной церкви. В Москве, Петербурге, Архангельске, Астрахани, Вологде, Гомеле, Екатеринославе, Киеве, Кишиневе, Минске, Одессе, Тифлисе, Ярославле черносотенцы создали «боевые дружины», в которых состояли главным образом мелкие ремесленники, лавочники, дворники и даже деклассированные элементы. Своими противниками черносотенцы считали не только революционеров, но и Милюкова, Витте, Столыпина. Стремились содействовать карательным органам самодержавия. Их «методы борьбы» — избиения демонстрантов, погромы, убийства из-за угла.

Вторая монархическая организация — «Русский народный союз имени Михаила Архангела» — представляла собой отколовшуюся в ноябре 1907 г. от «Союза русского народа» клерикальную ее часть. Как самостоятельная партия она оформилась с принятием ее устава в марте 1908 г. В этой партии насчитывалось около 20 тыс. членов, в основном представителей наиболее консервативной части православного духовенства. Основателем и лидером партии стал тот же В.М. Пуришкевич. Она преследовала те же цели, что и «Союз русского народа».

Особенности системы политических партий России в рассматриваемый период:

  • • ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», адекватно выражавших их интересы партий;
  • • не было правительственной (в западном понимании) партии, поскольку Совет Министров назначался не Думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа;
  • • ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытания властью;
  • • слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный);
  • • в Государственной Думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные;
  • • крестьянская Россия и российская «глубинка» была слабо охвачена процессом партийно-политического строительства, который шел в основном в административных и промышленных центрах страны.

После революции 1917 г. происходило резкое сокращение численности членов всех основных партий, а многие мелкие партии и группы прекратили свое существование.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 
Популярные страницы