Методологические подходы в исследовании справедливости.

Среди таковых традиционно применяются нормативный и позитивный [689, с. 623], формальный и содержательный [681, с. 495] подходы. Поясним их:

  • нормативный подход к исследованию справедливости нацелен на поиск ее эталонов. Справедливость представляется как высшая ценность, к которой необходимо стремиться, и индикатор нравственного состояния общества относительно заданного ориентира. В качестве эталонов применяются религиозные заповеди, законы природы, нормы права, политические идеалы, требования договоров, объединяющих интересы различных людей. Такие идеи были сформулированы Платоном, Аристотелем, Блаженным Августином, Фомой Аквинским, Гегелем, Марксом, Бентамом и др. и мыслились к воплощению с помощью холистических моделей, проблема реализации которых сводилась к введению универсальных норм справедливости, которые мог бы устанавливать «сторонний наблюдатель»;
  • позитивный - нацелен на поиск способов достижения справедливости в рамках единого социального пространства. Предложенные способы опираются на принципы справедливости, сформулированные самими индивидами, которые добровольно приняли самообяза- тельства ради собственной выгоды. Данный подход впитал основные положения учений Гоббса, Локка, Руссо, Юма, Канта и других и был реализован в атомистических моделях общественного договора;
  • формальный подход к исследованию справедливости нацелен на поиск ее формы. В таких исследованиях справедливость обычно представляется в формах таких требований, как: 1) честное и неукоснительное соблюдение всеми норм, моральных предписаний, юридических законов и расценивание их нарушения как вопиющую несправедливость независимо от мотивов отступления от норм; 2) неукоснительное соблюдение правил одинакового обращения с людьми на основе действующих социальных норм, где одинаковое обращение с людьми означает неравное обращение по мере неравенства людей, т.е. следует учитывать пропорциональные меры в отношении лиц разного достоинства;
  • содержательный подход - нацелен на поиск справедливости по

сущности и разработку критериев, которые закладываются в основу

социально-экономических систем.

Сквозь призму обеих методологий вырисовываются противоречивые очертания сущности справедливости. Если в нормативном аспекте оценивается качество взаимоотношений индивида и общества по поводу обеспечения доступа к общему благу, то в позитивном - рассматривается способ установления взаимоотношений между индивидами по поводу возможности доступа к индивидуальным благам, на которые они претендуют. Иными словами, нормативная справедливость есть степень соответствия общепризнанным этическим ценностям, а позитивная - сфера дискусса об этичности тех или иных решений с целью выработки ограничений эгоистическим устремлениям и способов достижения конкурирующих целей. Следовательно, справедливость относится не только к результатам реализации принятых решений, но и к самой процедуре их принятия, а значит, ее смысл философский, что важно учитывать в экономике. «Философская справедливость могла бы дополнить экономическую в ситуациях неопределенности» [62, с. 25].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >