Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК)
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что лица, в отношении которых применена мера пресечения или находящиеся в местах лишения свободы и совершившие побег, как правило, склонны к совершению новых преступлений, опасны для общества. На их поиск направляются силы правоохранительных органов, которые отвлекаются от выполнения иных обязанностей. Побег может дезорганизовать работу исправительных учреждений.
Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов, осуществляющих исполнение судебных решений. При совершении побега с применением насилия, угрозы применения насилия, с применением оружия дополнительным объектом является жизнь и здоровье лиц.
Объективная сторона побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи заключается в противоправном самовольном оставлении лицом, отбывающим наказание или находящимся в местах предварительного заключения, места лишения свободы, места содержания под стражей или конвоя, под стражей которого оно находилось.
Местами лишения свободы являются колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии, тюрьмы. Лица, которым назначено наказание в виде ареста, должны отбывать его в арестных домах. В настоящее время арест как вид наказания не применяется до создания арестных домов.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 9 октября 2002 г. № 123-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[1] местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск РФ.
В случаях, предусмотренных УИК, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы.
В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
Уклонение от маршрута следования лицом, которому разрешено передвижение без конвоя, состава преступления не образует, а влечет за собой дисциплинарную ответственность.
Преступление может быть совершено только в течение времени отбывания наказания в виде лишения свободы или в период срока содержания под стражей.
Состав данного преступления формальный. Оно является оконченным с момента пересечения пределов охраняемой территории, выхода из-под контроля конвоя и после получения реальной возможности выбирать маршрут передвижения. Преступление является длящимся. Оно длится на стадии оконченного преступления до задержания виновного или до его явки с повинной.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Специальная цель — уклонение от отбывания наказания. Мотив преступления на квалификацию не влияет.
Субъект преступления специальный — им может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и отбывающее наказание в виде лишения свободы, ареста или находящееся в местах предварительного заключения. Побег лица, не достигшего 16-летнего возраста, влечет за собой дисциплинарную ответственность.
Субъектом побега не может быть признано лицо, которое незаконно осуждено к лишению свободы или в отношении которого с нарушением закона избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В данном случае говорить о наличии специального субъекта преступления, предусмотренного ст. 313 УК, нельзя.[2]
Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются совершение побега группой двух и более лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 313 УК), с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 3 ст. 313 УК).
Согласованность действий при отсутствии сговора не образует данного квалифицирующего признака. Сговор является предварительным, если он состоялся до начала выполнения объективной стороны преступления. Организованная группа в отличие от группы лиц характеризуется признаками устойчивости и организованности и, как правило, преследует цель совершить несколько преступлений в течение продолжительного времени. Побег организованной группой характеризуется тщательным планированием, распределением ролей между участниками.
В том случае, когда тяжкий вред здоровью причинен при квалифицирующих обстоятельствах, предусмотренных ч. 3 или 4 ст. 111 УК, необходима квалификация по совокупности преступлений, поскольку санкции ч. 3 и 4 ст. 111 УК более строгие, чем в ч. 3 ст. 313 УК. Причинение смерти также не охватывается ч. 3 ст. 313 УК и требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 313 ист. 105 УК.
Угроза применения насилия, опасного для жизни и здоровья, охватывается составом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 313 УК, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК не требует.
Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели.
Определение огнестрельного оружия дается в ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».[3] Использование перечисленного в нем оружия при побеге влечет квалификацию по ч. Зет. 313УК.
К предметам, используемым в качестве оружия, относятся любые предметы, которыми потерпевшему могут быть причинены телесные повреждения, опасные для жизни и здоровья (нож, бритва, топор и пр.), а также предметы, предназначенные для временного поражения цели (аэрозольные устройства и т. п.).
Под применением оружия необходимо понимать его демонстрацию или использование его поражающих свойств.