Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Люди, лишенные родительских прав: их социализация и жизненные траектории

Опекунская семья: бабушки (дедушки) и их внуки-сироты

После лишения родительских прав матери ребенок остается сиротой. Опекунские структуры определяют его или в детский дом, или в замещающую семью. Опекунская семья — один из видов замещающей семьи. Бабушки подставили плечо своим горе-детям, которых лишили родительских прав, взяв на воспитание детей-сирот (своих внуков).

Наше исследование среди опекунов (2009 г.) показало, что в опекунских семьях (по всему массиву) самое большое число детей-сирот (35,5%) находится в трудном подростковом возрасте “10-15 лет”. В возрасте “6-10 лет” — 27,8% детей-сирот. Меньше всего детей-сирот (8,9%) —- в возрасте “до 5 лет”.

В исследовании опекунов (2009 г.) кроме главной задачи — выявления причин появления людей, лишенных родительских прав, одной из задач было — изучить жизнедеятельность семьи опекунов. Задача же — исследовать создание опекунской семьи (прежде всего изучить мотивы принятия детей-сирот под опеку и адаптацию их в семье) — была одной из целей другого нашего социологического (количественного) исследования, проведенного среди опекунских семей в Москве (2007 г.). Исследование проводилось в 10 округах г. Москвы, численность опрошенных опекунов составила 350 человек. Методика исследования — раздаточное анкетирование. В 2012 г. было проведено панельное исследование, подтвердившее достоверность исследования 2007 г. В Москве в 2009 г. проводилось еще одно исследование, на основании которого и написана эта монография. Мы считаем вправе использовать также материалы исследования 2007 и 2012 гг. по вопросам создания опекунской семьи.

Одним из важнейших вопросов создания опекунской семьи является мотивация людей, берущих под опеку ребенка- сироту. При приеме детей в семью будущие опекуны руководствуются разными мотивами. Им был задан вопрос: “Почему вы взяли ребенка под опеку?”. Для ответа им были предложены следующие варианты: 1. “Не было своих детей”; 2. “Хотели, чтобы детей было больше в семье”; 3. “Хотели ребенка другого пола”; 4. “Это ребенок наших близких людей: погибших, заболевших родственников или друзей”; 5. “Из материальных соображений”; 6. “Из-за сострадания к брошенным детям”; 7. “Мы потеряли собственного ребенка”. Большинство опекунов (80%) (рис. 41) ответили “Это ребенок наших близких людей: погибших, заболевших родственников или друзей”. К этой категории относятся бабушки (дедушки), тети (дяди), старшие братья и сестры детей-сирот. У некоторых опекунов дети погибли во время катастроф или умерли, и они взяли своих внуков. Однако большая часть родителей их внуков была лишена родительских прав.

Приводим некоторые записи из анкет опекунов, характеризующие поведение их детей: “мать ребенка не жила дома, склонна к спиртному”, “родители ребенка наркоманы”, “ребенок моего умершего сына, а мать лишена родительских прав”, “ребенок потерял отца, мать больна”, “ребенок сына, который находился под арестом, а мать бросила ребенка”, “мать ребенка не стремилась взять дочку из роддома, мне стало жалко ребенка”. Нам хотелось бы обратить внимание на последнюю фразу. Из нее следует, что молодая дочь оставила ребенка в роддоме, а бабушка, уже немолодой человек, взяла ребенка дочери на воспитание. Этот пример говорит о том, как девальвировались нравственные ценности в нашем обществе.

Ответы опекунов на другие предложенные варианты о причинах взятия ребенка под опеку были следующие (см. рис. 41):

1. “Взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям” (17%);

2. “Не было своих детей” (10,1%); 3. “Мы потеряли собственного ребенка” (5,1%); 4. “Хотели, чтобы детей было больше в семье” (3,9%); 5. “Хотели ребенка другого пола” (2,1%). Никто не отметил вариант “Из материальных соображений”, хотя практика показывает, что такой мотив иногда присутствует у опекунов.

Мотив “Взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям” корреспондирует прежде всего с доминирующим мотивом “Это ребенок наших близких людей: погибших, заболевших родственников или друзей”. Выше уже было сказано, что этим мотивом преимущественно руководствуются родственники детей-сирот. Кроме родственников такой мотив может быть у людей-альтруистов или глубоко верующих. Некоторые из них материально не обеспечены, но считают своим долгом принести себя в жертву, взяв сироту. Психологи считают, что жертвенность не всегда приносит положительные плоды, так как ребенок должен жить в радости, а не в ситуации, когда принявший его опекун иногда сам едва выживает.

Рис. 41. Распределение респондентов по ответам на вопрос, почему они взяли ребенка под опеку1

К людям-альтруистам относятся супруги Бабанины. Вот что рассказала Т. В. Бабанина: “У нас была взрослая дочь Аня. Она устроилась работать в начальную школу учительницей. Однажды приходит из школы в слезах: к ней в класс пришли первоклашки (дети из приюта), и все на доске нарисовали дом. На следующий день мы с мужем пришли в детский дом, чтобы взять на выходные мальчика пяти лет, а затем оставили его в своей семье. Вскоре взяли и брата его. Сейчас в нашей семье два ребенка-инвалида, которых мы лечим” [72].

Мотив “Взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям” может переплетаться с другой мотивацией “Хотели, что-

1 Козлова Т. 3. Опекунская семья. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — С. 21.

93

бы детей было больше в семье”. Так, общественный деятель из Тверской области А. Зеленина, посещая детские дома, решила вместе с мужем взять мальчика, хотя у них уже было трое своих детей. Супруги хотели иметь большую семью, но, по словам А. Зелениной, “вряд ли современная женщина может позволить себе каждый год рожать”. У этой семьи мотивация “Взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям” переплелась с мотивом “Хотели, чтобы детей было больше в семье”. А. Зеленина пишет: “Изначально идея была моя. Однако трудно четко описать и как она родилась, и как окончательно сформировалась. Сначала проскальзывали какие-то мысли: “А может быть, стоит?” Считаю, что об усыновлении думают многие. Затем, конечно, идет огромная работа над собой, преодоление своих страхов. Как ребенок адаптируется в нашей семье? Сможем ли мы воспитать его? И сейчас я все еще не могу сказать, что у меня есть стопроцентная уверенность, что все будет прекрасно. Но я в это верю! Я убедилась на опыте других людей, что воспитание играет роль если не определяющую, то значительную. Особенно в жизни еще совсем маленького ребенка” [36].

Мотив “Взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям” может быть связан с таким мотивом, как “Выросли свои дети, стало пусто в доме”. Психологи называют это “эффектом опустевшего гнезда”. Нам известны такие пары, которые, вырастив своих детей, имея уже внуков, берут из детского дома детей (например, известный юрист М. Борщевский). Вначале процесс адаптации детей проходит сложно, но большинство из таких родителей не жалеют, что взяли на воспитание детей-сирот.

Мы согласны с некоторыми исследователями, которые считают, что с понятием мотивации тесно связано стремление к собственной реализации в жизни (Г. С. Красницкая, А. Г. Рудов, 2008). Самореализация в семейной жизни предполагает наличие семьи, а в семье — детей. Бытует выражение “Человек не зря прожил на земле, если он вырастил сына, посадил дерево и построил дом”. Такие внешние по отношению к личности жизненные стратегии иногда могут определить поведение человека. Это так называемая нормативная самореализация, когда источником мотивации индивида, его поведения и самореализации выступают внешние требования (И. В. Солодникова, 2007).

Итак, для реализации в семейной сфере индивид должен создать семью, родить и вырастить ребенка (или несколько детей).

В некоторых семьях нет детей. Ученые Академического института социальных исследований РГСУ в результате социологического исследования “Изменение образа жизни человека на постсоветском пространстве” (2008 г.) установили, что среди различных по составу семей самыми “несчастными” являются супруги без детей. В их семьях самый низкий процент “счастья” (около 30%) и высокий процент “несчастья” (около 16%) по сравнению с семьями, имеющими детей (А. В. Носкова, 2008).

Отсутствие детей в семье чаще всего связано с невозможностью родить собственного ребенка. Известны бездетные пары, которые после приговора врача о их бесплодии уже в молодом возрасте берут одного или несколько детей из детского дома. Мы специально обратили внимание на возраст усыновителей. Когда люди берут детей на воспитание будучи молодыми, у них еще много жизненных сил для воспитания детей. Правда, можно понять тех людей, которые в течение долгих (15-20) лет пытаются родить собственного ребенка. Не достигнув цели, такая пара в возрасте от 40 до 50 лет обращается в детский дом. Ниже мы расскажем об одной из таких пар, которая взяла двух близнецов из дома ребенка и сейчас находится в тяжелом положении, так как они (муж и жена) большую часть жизни прожили, как говорят, “для себя”.

Наряду с семейными парами, которые не могут родить своего ребенка, встречаются и случаи добровольной бездетности (речь не идет о категорическом отказе иметь детей). Это может быть связано с тем, что некоторые женщины боятся как беременности, так и родов. И в этом случае люди обращаются в детский дом, чтобы принять чужого ребенка на воспитание.

Ребенка из детского дома берут одинокие женщины. Это женщины, которые по каким-либо причинам не вышли замуж, или женщины, которые были замужем, но знают, что по медицинским показателям не могут иметь детей. Некоторые женщины слишком много в молодые годы занимались профессиональной деятельностью и к сорока годам остались одни. Итак, среди перечня мотивов, руководствуясь которыми люди берут детей под опеку, есть и мотив “Не было своих детей”.

Известна история журналистки Светланы Сорокиной, которая, не имея своих детей, взяла девочку из детского дома. Такое впечатление от всех интервью, которые дает Светлана по этому поводу, что она просто счастлива, оттого что у нее появилась дочь Тоня (Светлана Сорокина, 2007). Нет сомнения, что такой интересный и материально обеспеченный человек сможет дать своей дочери все необходимое для ее воспитания. В интервью С. Сорокина пишет: “Тоне исполнилось пять лет, и она все умеет. Бегло читает, пишет печатными буквами... Мы поступили в малышковую группу музыкальной школы при Гнесинке... В этом году в марте в первый раз я ее отвезла в Диснейленд, в Париж “ [118].

Среди мотивов есть и такой “Мы потеряли собственного ребенка”. Если родители находятся еще в детородном возрасте, то они попытаются родить ребенка. Если не могут это сделать, то в стремлении заполнить пустоту берут ребенка из детского дома. Однако психологи считают, что родителям не надо спешить заменить погибшего ребенка на чужого. В свое горе не нужно приводить чужого ребенка, так как он не уменьшит, а напротив, может увеличить их страдания. Родители будут все время сравнивать его с погибшим и еще больше горевать. Поэтому нужно подождать, когда боль от потери собственного ребенка утихнет. Тогда можно начать заниматься поиском ребенка для усыновления.

Мотив “Хотели, чтобы детей было больше в семье” иногда отражает истинное стремление родителей иметь большую семью. Выше мы приводили пример семьи А. Зелениной, взявшей к троим своим детям мальчика из детского дома. Однако некоторые родители, приводя этот мотив или мотив “Хотели ребенка другого пола”, скрывают истинный мотив взятия ребенка из детского дома, связанный с интересами своего родного ребенка. Например, им кажется, что ему одному скучно. Другие родители считают, что один ребенок в семье вырастет эгоистом. Однако взятый из детского дома ребенок может привнести такие проблемы, что может только усугубить семейную ситуацию. Психологи (Г. С. Красницкая, А. Г. Рудов, 2008) считают, что родителям, прежде чем брать еще одного ребенка в семью, нужно учесть ряд факторов: 1. Нельзя брать ребенка из детского дома, если родной ребенок — инвалид; 2. Нужно брать ребенка младше самого младшего в семье, чтобы родной ребенок не чувствовал себя обделенным любовью родителей, тогда он дружески примет “новичка”; 3. Нельзя брать ребенка из детского дома, если родители так заняты, что рассматривают ребенка из детского дома в качестве “гувернера” родному ребенку [36].

Нами были исследованы связи между социально-демографическими характеристиками опекунов и мотивацией принятия ребенка.

Было установлено, что социально-демографические характеристики тех опекунов, которые руководствовались мотивом “Это ребенок наших близких людей: погибших, заболевших родственников или друзей”, не влияют на принятие ребенка. Независимо от своего возраста, семейного и материального положения они берут детей-сирот своих близких людей под опеку. Насколько пол респондентов определяет мотивы взятия ребенка? Мотив “Не было своих детей” несколько больше характерен для женщин, чем для мужчин (9,4 против 8,3%). Это небольшое различие объясняется просто: замужние женщины, не имеющие детей, стремятся сохранить семью и первыми проявляют инициативу взять чужого ребенка. В случае потери своего ребенка женщины-матери, как правило, сильнее переживают боль утраты, а потому мотив “Мы потеряли своего ребенка” больше значим для женщин (5,5%), чем для мужчин (2,8%). Мотивы взятия ребенка, потерявшего своих родителей, которые были близкими людьми будущих опекунов, характерны примерно в одинаковой степени как для мужчин, так и для женщин.

Была выявлена связь между такими мотивами, как: “Не было своих детей”, “Хотели, чтобы детей было больше в семье”, “Хотели ребенка другого пола” и возрастом опекунов. Руководствуясь этими мотивами, опекуны берут детей в молодом и среднем возрасте, т. е. до 49 лет. Мотив принятия ребенка “Мы потеряли собственного ребенка” характерен для опекунов в возрасте от 40 до 69 лет.

Существует прямая связь между мотивом “Не было своих детей” и семейным положением. Одинокие и разведенные женщины указали именно на этот мотив при взятии ребенка под опеку.

Экономический фактор (материальное положение семьи) -— очень важный показатель для принятия каких-либо решений. Нами была исследована связь между мотивами взятия ребенка и материальным положением опекунов. Когда люди берут под опеку по таким причинам, как: 1. “Не было своих детей” или

2. “Хотели, чтобы детей было больше в семье”, или 3. “Хотели ребенка другого пола”, то в этом случае они (опекуны) вначале оценивают свое материальное положение, чтобы определить, смогут ли они содержать ребенка и дать ему все необходимое для нормального воспитания, и только потом принимают решение о принятии ребенка-сироты. Как показало исследование, люди, бравшие детей под опеку, руководствуясь этими тремя мотивам, оценили свое материальное положение как хорошее (около 50% опекунов) или среднее (около 50% опекунов).

Установлена связь между мотивами взятия ребенка и здоровьем опекунов. Большая часть респондетов (от 70 до 80%), которые взяли под опеку детей, руководствуясь такими мотивами, как “Не было своих детей” или “Хотели, чтобы детей было больше в семье”, или “Хотели ребенка другого пола”, оценили свое здоровье как отличное.

Таким образом, опекуны, прежде чем взять чужого ребенка на воспитание, оценивают и свое материальное положение, и состояние своего здоровья, чтобы определить, смогут ли они “поднять” ребенка и дать ему все необходимое для нормальной жизни.

Какая связь между мотивами взятия ребенка и его здоровьем? Исследование показало, что те опекуны, которые руководствовались мотивами: “Не было своих детей” или “Хотели, чтобы детей было больше в семье”, или “Хотели ребенка другого пола”, как правило, брали детей-сирот, имеющих минимум болезней, так как известно, что в детских домах нет практически здоровых детей. На наш вопрос: “Какое было здоровье ребенка на момент взятия?” в два раза больше респондентов отметили “здоров” по сравнению с теми, кто отметил “болен”. Этого нельзя сказать о родственниках, взявших детей своих близких. Какое у детей было здоровье, с таким и взяли.

Очень значимыми для понимания мотивации опекунов и развития института опекунства являются ответы на вопрос анкеты: “В настоящее время вы сожалеете о том, что взяли ребенка под опеку?” Оказалось, что никто из опекунов не сожалеет о том, что взял ребенка под опеку. Однако примерно двадцатая часть опекунов высказала некоторое сомнение, ответив: “И да, и нет”. Причины такого ответа отражены на рис. 42.

Анализируя их, надо отметить, что часть названных проблем возникает и в семьях с родными детьми. Такие, например, высказывания, как “Мое здоровье пошатнулось”; “Из-за приемного ребенка я лишился личной жизни”; “Нет той благодарности, которую ожидали”; “Ребенок вырос не тем, кем мы его представляли”, можно слышать и от родителей, вырастивших родных детей.

Рис. 42. Распределение респондентов в зависимости от причин сожаления о принятии ребенка под опеку1

1 Козлова Т. 3. Опекунская семья. — М.: Аспект Пресс, 2009. — С. 31.

99

Большинство же респондентов в качестве основной причины сожаления о взятии ребенка отметили вариант “Оказалось, что воспитывать чужого ребенка гораздо труднее, чем своего”. Безусловно, бабушкам сложнее воспитывать внуков, так как с возрастом приходят болезни, уходят силы. На свое нездоровье как проблему в воспитании внуков указало значительное число респондентов.

Некоторые из тех опекунов, которые ответили “И да, и нет”, не учли все обстоятельства и трудности воспитания детей. Так, молодая женщина в возрасте 40 лет в объяснение тому, что она уже чуть ли не жалеет о своем поступке, написала следующее:

11 Мы с мужем (мужу 44 года) не имели детей, взяли в этом году (2007) младенцев-двойняшек. Я не думала, что будет так трудно. Все время трачу по уходу за детьми. У меня уже депрессия. Не знаю, что делать? Хотела бы, чтобы социальные органы организовали летний отдых для детей”.

Ситуация понятная. Люди прожили значительное время без забот о детях. У них сформировался определенный образ жизни, который резко поменялся с появлением детей. Это ситуация, когда детей взяли двое взрослых людей. Труднее приходится одинокой женщине, которая берет ребенка-сироту из детского учреждения. Ниже рассказ о двух таких женщинах, принимавших участие в нашем исследовании.

Первый случай

Женщине 28 лет. Одинока. Работает старшим преподавателем в РУДН. Взяла девочку из дома ребенка в возрасте 1 год. Воспитывает его вместе со своими еще нестарыми родителями. Отвечая на вопрос: “Не жалеете ли Вы, что взяли ребенка?”, написала: “Не сожалеем, что взяли ребенка. Рады, что все так получилось”.

Женщина радуется вместе со своими родителями (ее маме 55 лет, а папе 58). Они обеспечены жилплощадью, помогают дочери растить принятую на воспитание внучку.

Второй случай

Женщине 40 лет. Одинока. Взяла девочку трех лет из дома ребенка на воспитание, под опеку. Ее ответ на вопрос о том, жалеет ли, что взяла ребенка, звучит так: “И да, и нет”. Женщина рассказала о своей жизни с ребенком: “Хронически не успеваю делать дела из-за недостаточных жилищных условий. Придется переоборудовать квартиру: после 21 часа выключаю свет и живу на кухне. Ждать в однокомнатной квартире еще 14 лет до совершеннолетия ребенка тяжело. Это мешает полноценной и трудовой, и личной жизни”. Она просит у муниципалитета устроить ее ребенка в детсад с вечерней группой, подобрать няню на почасовую работу за приемлемую цену.

Мотивация принятия ребенка у второй женщины — это стремление реализовать себя как личность в семейной жизни, пусть даже не в полной семье. Вырастить и воспитать достойного человека — это оправдание всей жизни, это самореализация. Однако, собираясь брать и воспитывать ребенка, женщина должна была все взвесить, а также понимать, что, скорее всего, ей придется отказаться от личной жизни, если не найдется мужчина, пожелавший жениться на ней и создать семью.

Иногда люди, принимая решение о принятии ребенка в семью, не додумывают о сложности и тяжести принятой на себя роли, о судьбе принятого ребенка. Не справившись с ролью усыновителей, такие люди через какое-то время могут отказаться от взятого ребенка. Самое плохое, что можно сделать для ребенка — это вернуть его в детский дом. У ребенка в таком случае возникает двойной стресс: он второй раз никому не нужен, его второй раз предали. Ниже рассказ об одном из таких случаев.

Одна бездетная семейная пара взяла сироту-мальчика из детского дома (Москва). Известно, что когда в бездетной семье появляется или ребенок, или даже животное (например, собака), то в семье может родиться свой ребенок. Живое существо является как бы катализатором рождения ребенка. Взятый из детского дома мальчик-сирота сыграл эту роль в принятой семье. У бездетной пары родился свой ребенок. Чужой стал не нужен. Названые родители вернули его обратно в детский дом. Всех поразило бездушие этих приемных родителей. Невольно возникает вопрос, каким воспитают эти родители собственного ребенка и не изменит ли он к ним отношение, когда узнает об их поступке? У возвращенного же в детский дом мальчика- сироты обострились ранее существовавшие болезни. Воспитатели детского дома не знали, что с ним делать. Одна из них взяла мальчика к себе домой.

В связи со случаями возвращения детей в детские дома специалисты (психологи, педагоги) предупреждают претендентов на роль опекунов о том, что нужно вначале (перед тем, как брать ребенка) оценить свои возможности и способности жить в нелегкой ситуации. Мотивация принятия ребенка-сироты у опекунов должна быть не столько эмоциональной, сколько взвешенной и продуманной.

Как показывают исследования разных авторов, подростковый возраст детей самый трудный. Не всем бабушкам-опекунам удается справиться с воспитанием внуков-подростков. Некоторых из них приходится отдавать (возвращать) в детские дома. Дети (юноши и девушки) возрастной группы “16 лет и старше” тоже не всегда управляемы. Из этой группы детей также иногда отдают (возвращают) в детские дом, иногда дети сами уходят от опекунов. Слишком большой интервал между возрастом бабушек и внуков. В связи с этим между ними большая разница в социокультурных представлениях и экспектациях.

Адаптация ребенка-сироты в новой семье (опекунской) начинается с момента принятия его. Исследования ученых показали, что в процессе адаптации психологические характеристики опекуна и ребенка играют значительную роль, но не определяющую [86]. В успешной адаптации семьи решающими являются социокультурные условия: адекватная помощь социальных служб при принятии опекунства, затем квалифицированное сопровождение опекунской семьи.

Как показали исследования психологов (В. В. Барабанова, 1995; Е. М. Рыбинский, 1995), наиболее типичными проблемами вхождения ребенка в замещающую семью являются:

1. Психологическая совместимость приемных детей и опекунов, а также приемных и кровных детей.

2. Комплекс вины, возникающий у опекунов вследствие неудовлетворенности своим воспитанием принятого ребенка.

3. Отсутствие одного из родителей.

4. Значительный возраст опекунов.

5. Отсутствие опыта воспитания детей у немолодых опекунов.

6. Недостаточная информированность опекуна о дефектах приемного ребенка-сироты.

7. Слабое представление опекунов о трудностях, которые им предстоит преодолеть [4].

Одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка в новой семье — это совпадение ролевых ожиданий ребенка и опекунов. Отсутствие своей идентичности у детей-сирот отрицательно влияет на процесс их адаптации в семье. Как показали исследования, дети-отказники, не имеющие никакого представления о своих кровных родителях и причинах своего сиротства, не вполне осознавая свою идентичность, войдя в семью, начинают бороться за собственную идентичность. Дети, пришедшие из кровных семей (родители погибли или лишены родительских прав), уже имеют свою идентичность (В. Н. Ослон, 2006).

Анализ адаптации детей-сирот в семьях опекунов показал, что процесс вхождения ребенка в семью идет гораздо успешнее при организации эффективного сопровождения. Служба сопровождения семьи, взявшей ребенка, — это уполномоченная служба, организованная органами социальной опеки и попечительства муниципалитета, объединяет в единый комплекс социальную, психологическую и педагогическую поддержку опекунской семье.

Опекунские семьи по своему составу неоднородные. Среди семей, взявших на воспитание ребенка, большинство полные семьи. Последнее обстоятельство способствует адаптации ребенка в них. Приемные семьи отличаются и по психологическому климату в момент взятия ребенка. Как правило, органы опеки и попечительства определяют детей в благополучные семьи. Надо заметить также, что большинство опекунов — это близкие родственники детей-сирот. Таким образом, ребенок попадает не к незнакомым людям, а к тем, которых он уже знал, что, конечно, способствует его адаптации. Однако и здесь есть подводные камни. Как отмечалось выше, у детей-отказников не может сформироваться определенная идентификация. Этого нельзя сказать о детях родственников опекунов. Среди внуков и племянников опекунов мало детей, от которых отказались сами родители. В большинстве своем они были лишены родительских прав. По мнению психологов, у детей опекунов сформирована идентификация — слепок с идентификации нерадивых родителей. Поэтому, попав к близким родственникам, они начинают отстаивать свое представление о жизни, что ведет к определенным трудностям их адаптации в новой семье. Однако адаптация детей в семьях близких родственников (бабушек, дедушек, тетей, дядей, сестер, братьев) проходит, безусловно, успешнее, чем вхождение в семью чужого ребенка, взятого из детского дома.

Исследование, проведенное в восьми городах (2009 г.), показало, что опекуны воспитывают внуков на протяжении нескольких лет (рис. 43). Из рисунка видно, что примерно четверть детей (по всему массиву опрошенных) находится под опекой почти 10 лет. Десятая часть — почти 15 лет. Из этого следует, что некоторые бабушки-опекуны растили своих внуков с детского возраста.

Рис. 43. Распределение опекунов по времени нахождения ребенка под опекой

Большинство опекаемых детей по исследуемым регионам (65,4%) учатся хорошо, четверть — посредственно, плохо учатся меньше 10% опекаемых детей (8,1%). Большинство респондентов назвали главной причиной плохой успеваемости внуков их болезни. Среди тяжелых болезней детей такие, как аутизм, нервные и костно-мышечные заболевания, болезни мочеполовой системы и др. Только небольшое число опекунов (16%) считают, что внук является трудным ребенком, т. е. они с ним не справляются.

При характеристике уровня успеваемости внуков около трети опекунов не стали уточнять, почему ребенок учится плохо, однако среди характеристик, определяющих “трудного подростка” есть такая: “Плохо учится”. Ребенок не болен, но плохо учится, так как не слушается бабушку. Хотя на вопрос к респондентам: “Слушается ли вас ребенок?” преобладающее большинство (92,1%) ответило утвердительно. На другой вопрос: “Что предпринимает опекун, чтобы ребенок вел себя в рамках дозволенного?” были получены такие ответы: в трудных ситуациях с воспитанием внуков опекуны в первую очередь обращаются к родственникам, во вторую очередь — к учителям. Только небольшой процент опекунов (7,1) думают отдать в детский дом. Такое же число опекунов обращаются в милицию.

Психологический комфорт и эмоциональная поддержка друг друга в опекунской семье зависят от ее социальнопсихологического климата. Каждая семья (в том числе и опекунская) состоит из нескольких человек. Она может быть небольшая —- два человека: опекун и подопечный ребенок, может быть несколько больше: опекун и его (ее) супруг (супруга), опекаемый ребенок (опекаемые дети), кровные дети, их бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники. У каждой из перечисленных групп свое особенное понимание правильных взаимоотношений и своей роли в жизни ребенка-сироты. “Нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, —- писал И. С. Кон, — который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей” [58, с. 107].

Психологи считают, что пик воспитательного влияния на ребенка приходится на его первые годы жизни. Вместе с тем, описывая взаимоотношения детей и опекунов, специалисты по детской психологии акцентируют свое внимание на детях подросткового возраста, так как он является одним из наиболее сложных в социализации личности.

Семья и взаимоотношения в ней оказывают большое влияние на формирование у ребенка различных социальных установок, эмоциональной культуры, на его нравственное и психическое здоровье. Преобладающие настроения, общий тон отношений в семье служат аккумулятором и усилителем всех поступков человека. Теплая, радостная атмосфера, доверительный стиль отношений между детьми и взрослыми в семье — одно из решающих условий психического здоровья как детей, так и взрослых. Отсутствие нормальной психической атмосферы в семье ведет к деформированности чувств ребенка: духовный мир его обедняется, появляются отрицательные черты характера, которые и выражаются в соответствующих формах поведения. Негативный социальнопсихологический климат в неблагоприятной семье отражается на безразличном отношении к учебе, а в дальнейшем может сказаться на выборе профессии.

При отсутствии контактов и доверия между взрослыми и детьми возникают конфликты. Они приводят к развитию отрицательных форм поведения и аморальных качеств у детей. Пик конфликтов наблюдается между опекунами и подростками в возрасте 12-15 лет (М. В. Вдовина, 2009).

Какие основные проблемы были выявлены в жизни опекунских семей? Главная проблема — не хватает денег. Если ребенок живет в полной семье, где работают дедушка или бабушка, то острых материальных проблем не возникает. Только четверть опекунов оценила свое материальное положение как хорошее. Больше половины (54,8%) — как среднее. Менее четверти — как плохое. Это “средняя температура” по исследуемым городам. Известно, что в Москве опекун на ребенка получает от государства 12 800 руб. в месяц (2012 г.), что больше, чем в других регионах. Наибольшую неудовлетворенность материальным положением высказали опекуны таких крупных городов, как Нижний Новгород и Улан-Удэ, где выплаты составляют 6000 руб. в месяц. Стоимость жизни в этих городах приближается к московской, а выплаты опекунам в два раза меньше.

Чем старше ребенок, тем больше на него требуется материальных средств. Опекуны (в основном неработающие пенсионеры) считают, что денежная выплата на ребенка недостаточна (даже в Москве было такое мнение среди опекунов).

Некоторые отцы опекаемых детей им не помогают, но и не хотят, чтобы их лишали родительских прав. В этом случае опекуны не получают от государства денежной выплаты на ребенка.

Вторая значимая проблема в опекунской семье “Не хватает времени и здоровья”. Опекуны — немолодые люди, у них могут быть хронические болезни. Им нужно время для обращения к врачам, для лечения. Кроме того, опекунам нужно больше времени по сравнению с людьми молодого или среднего возраста, чтобы справляться с трудной работой по воспитанию внуков.

В интервью опекунам был задан вопрос: “Скажите, какие сейчас у вас основные проблемы в жизни”?

Приведем несколько их ответов.

1. “Внук спокоен, занимается спортом, поступил в институт на факультет психологии. В школе особых проблем не было, так что можно сказать, что все у него в порядке сейчас”.

2. “Были кое-какие проблемы, но в основном так, мелочи, учился в школе неплохо, не курит, не пьет, занимается плаванием. Маму очень любит, несмотря на то, что такое вот у них было испытание. Сейчас поступает в университет”.

3. “Дочьмоя главная вина и проблема (избаловала я ее). Просила ее бросить пить. А вот детишки растут хорошие, ласковые, добрые, хорошо учатся, мальчик спортом занимается, а сестричка его танцами. Я стараюсь не повторить своих ошибок и вам говорю, не повторяйте мои ошибки, никогда не надо давать детям слишком много свободы, а то видите, что получается”.

4. “С воспитанием особых проблем-то нет, вот материальные проблемы в основном. Помогает государство: возят по лагерям, бесплатные обеды в школе выделяют, а вот денежная компенсация очень мала. Отец не отказывается от ребенка и не помогает. Он даже из комнаты вышел, когда услышал, что я про отца говорю”.

Выводы

1. В настоящее время замещающая семья (опекунская семья -— одна из ее разновидностей) является, с одной стороны, некоторым решением социального сиротства, с другой — вызовом современному обществу, в котором понизились нравственные нормы.

2. Большую часть среди опекунов составляют бабушки (дедушки) своих внуков. Родители этих детей были лишены родительских прав, некоторые умерли.

3. Отношения в семьях опекунов доброжелательные. Почти все опекуны к детям относятся с любовью. Дети отвечают им тем же.

4. Одна из наиболее значимых проблем опекунских семей -— материальная, не хватает денег для полноценного воспитания внуков. Эта проблема приобретает остроту там, где выплаты на опекаемого ребенка значительно меньше, чем в Москве.

5. Опекуны боятся перенести опыт воспитания своих детей на внуков.

6. Некоторые дети-подростки своим опекунам доставляют неприятности: грубят, не слушают их.

7. Большинство опекунов считает, что воспитание опекаемого ребенка является смыслом их жизни.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Популярные страницы