ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УИС И ЦЕРКВИ

Н. П. Поливаева

Воронежский институт ФСИН России

Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность исправительной деятельности учреждений, исполняющих наказания, является привлечение к ней представителей государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций и религиозных объединений. Требования нормативно-правовых актов об использовании комплексного подхода к решению социальных проблем лиц, отбывающих уголовные наказания, предопределяют необходимость привлечения к данной деятельности государственных и общественных структур, имеющих ресурсы участия в ней. Одним из направлений такой деятельности является социальная адаптация лиц, находящихся в исправительных учреждениях, а также тех, кто освободился из мест лишения свободы.

В 2000-х гг. получили свое развитие следующие формы взаимодействия органов и учреждений УИС с общественными организациями в оказании помощи осужденным в процессе социальной адаптации:

  • - правовое просвещение персонала и осужденных;
  • - оказание осужденным различных видов социальной помощи;
  • - содействие обеспечения прав осужденных на свободу совести и вероисповедания;
  • - мониторинг прав осужденных и сотрудников;
  • - организация трудовой занятости, досуга, получения образования осужденными;
  • - обеспечение безопасности труда и благоприятной окружающей среды;
  • - участие в духовно-нравственном, правовом, физическом, культурном воспитании и развитии осужденных;
  • - восстановление, поддержание и развитие социально-полезных связей осужденных;
  • - участие в работе комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ;
  • - оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению из мест лишения свободы, решении вопросов трудового и бытового устройства,
  • - медицинского и социального обеспечения, ресоциализации и социальнопсихологической реабилитации;
  • - укрепление материально-технической базы производственной деятельности исправительных учреждений, решение вопросов финансирования;
  • - попечительство на общественных началах над ИУ[4, 5].

Существующая нормативно-правовая база определяет права религиозных объединений, сотрудничающих с УИС. Тезисно обозначим основные из них:

  • 1. По приглашению осужденных и по своей инициативе посещать ИУ для индивидуальной или массовой (групповой) работы с осужденными по распространению убеждений, религиозному обучению и воспитанию, удовлетворению потребностей осужденных в совершении обрядов, других религиозных церемоний и другому гуманитарному воздействию на отбывающих наказание.
  • 2. Проносить с собой на территорию учреждения и передавать осужденным предметы культа и религиозной символики (изготовленные не из драгоценных металлов), а также религиозную литературу для совершения религиозных обрядов.
  • 3.Оказывать помощь в оборудовании культовых помещений в выделенных администрацией ИТУ местах на территории жилой зоны, а также создавать на территории учреждений и вне их предприятия, производственные объекты и трудоустраивать на них осужденных; помогать освобожденным в их трудовом и бытовом устройстве.
  • 4.Организовывать воскресные школы (или «Библейские курсы»), иные формы обучения осужденных религиозным предписаниям, нормам своих вероучений и культовой практике, а также в воспитательных целях проводить для осужденных лекции, беседы, иные мероприятия общегуманитарного характера.
  • 5. Передавать через администрацию учреждения (гуманитарную помощь осужденным в виде предметов и вещей, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, а также разрешенных к продаже им согласно перечням, установленным Правилами внутреннего распорядка ИУ.
  • 6. Проводить работу с осужденными, направленную на социальную адаптацию осужденных, как в составе различных организованных формирований общественности, так и самостоятельно, направленную на исправление лиц, отбывающих уголовные наказания, а также ходатайствовать перед администрацией ИУ и вышестоящими органами о поощрении отдельных осужденных или смягчении наказания.
  • 7. Участвовать в мероприятиях по оказанию помощи осужденным, отбывающим наказания в ИУ в их социальной адаптации, а также создавать центры социальной адаптации для лиц, освобождающихся из ИУ[1].

Представители религиозных организаций, проводящие работу с осужденными, обязаны предъявить администрации ИУ справку о регистрации в качестве служителя культа, а также документ удостоверяющий личность. Об официальном разрешении посетить учреждение необходимо позаботиться заблаговременно (лучше получить его у высшего руководства). При этом необходимо или присутствие служителя церкви, или проситель должен иметь письменную рекомендацию церкви во время переговоров с администрацией ИУ. Следует также заранее оговорить время и продолжительность посещения. Взаимодействие ИУ с представителями религиозной организации напостоянной основе оформляется договором о сотрудничестве и составлением плана совместной деятельности [1].

Все перечисленное, подчеркнем, можно рассматривать как реальную перспективу сотрудничества ИУ и религиозных объединений. Именно эти права реализуют и в дальнейшем планируют осуществлять гражданские объединения религиозной направленности. Иначе говоря, нормативно-правовая база задает перспективные векторы совместной деятельности пенитенциарного ведомства и гражданского общества.

Современная практика взаимодействия учреждений УИС и Церкви, прежде всего, РПЦ многопланова, включает разные формы и направления. Во многих ИУ в последние годы активно формируются православные общины. Так, например, в Воронежской области в сентябре 1995 г. возникла Православная община в честь Святителя Николая Чудотворца, на территории ФКУ ИК-1. К администрации колонии обратились 5 осужденных спросьбой выделить помещение для молельной комнаты. Администрацией колонии были выделены жилое помещений одного из отрядов, строительные материалы для ремонта. Воронежско- Липецкая епархия предоставила религиозную литературу, необходимую церковную утварь, назначен окормляющий священник[2].

Состоялось первое богослужение. Число прихожан с каждымднем росло, и вскоре помещение уже не могло вместить всех желающих. В декабре 1999 г. было принято решение о строительствехрама. В феврале 2000 г. определено место под строительство (бывшая летняя эстрада). Образован фонд для сбора пожертвований на строительство храма. Спустя год, в июле 2001 г., община «переехала» в новый храм,еще год продолжались отделочные работы, и в начале лета 2002 г. начата роспись стен. Весной 2003 г. построена звонница[2].

Важной датой в истории общины стало 30 июня 2003 г. Именнов этот день Митрополитом Воронежским и Борисоглебским владыкойСергием храм был освящен (он был первым, который освятил владыка после своего назначения Митрополитом Воронежской и Борисоглебской епархии). В 2004 г. работы были продолжены, полностью закончена роспись, возведена декоративная кирпичная стена, и сегодня получился законченный архитектурный ансамбль.

При храме имеется и действует церковная библиотека - 2500томов, из них 60 рукописных. Постоянными читателями являются около 150 человек. Книги выдаются любому желающему. Систематически привозится и раздается благотворительно церковная литература [2]

Общиной адаптированы разработанные епархией методика проведения церковных служб применительно к исправительным учреждениям и методика проведения дистанционного обучения осужденных основам православной культуры от Тихвино-Онуфринского института.

Община колонии добилась немалых результатов среди общинИУ, за что неоднократно награждалась дипломами и грамотами:2003 г. - архиерейская грамота от Митрополита Воронежского иБорисоглебского Сергия «За усердные труды во славу Святой Церквипо строительству храма»;2006 г. - диплом за I место во Всероссийском смотре деятельности

православных общин осужденных «Не числом, а смирением»;2007 г. - грамота II Всероссийского смотра деятельности православных общин исправительных учреждений ФСИН России «Не числом, а смирением» за значительный вклад в дело возрождения духовности и совершенствования нравственного воспитания осужденных;2009 г. - грамота I Всероссийского конкурса православного киноискусства «Верой и Правдой» и др.

Община поддерживает тесную связь с Задонским монастырем,Алексеево-Акатовым женским монастырем (г. Воронеж), Костомаровским епархиальным женским монастырем, Дивногорским мужским монастырем, Андреевским монастырем «Помощь заключенным» (г. Москва), а также другими православными общинами ИУВоронежской области.

Осужденные, утратившие социальные связи, направляются в православный реабилитационный центр «Костенки». Выписывается епархиальная пресса: журналы «Преображение», «Фома», «МосковскаяПатриархия», «Задонский паломник», газеты Московского Патриархата «Мир всем», «Голос совести».

Проблемы и трудности возникали в связи с отсутствием постоянно окормляющего священника, в разное время община была закреплена за священниками Семилукского благочиния, или направлялисьсвященнослужители непосредственно из епархии для проведения отдельных служб. Начиная с 2010 г. по благословлению МитрополитаВоронежского и Борисоглебского владыки Сергия в храм назначенпостоянный настоятель. Назначение постоянного священника позволило чаще проводить службы и церковныетребы. Один раз в неделю священник посещает колонию,проводит беседы с прихожанами, посещает отряды, наставляет нарушителей в отряде СУОН, ШИЗО/ПКТ, проводит занятия с осужденными в воскресной школе.

Помимо работы с осужденными, священник принимает активное участие в жизни колонии: является членом совета воспитателейотряда, участвует в заседании аттестационной и административнойкомиссии учреждения, принимает участие в приведении к присягевновь принятых на службу сотрудников, организует паломническиепоездки с сотрудниками по святым местам, проводит занятия с личным составом в системе служебной подготовки. Для беспрепятственного посещения колонии в удобное время священник имеет постоянный пропуск.

Присутствие на территории колонии прежде всего величественного православного храма и общины оказывает позитивное влияниена социально-психологический климат в колонии. Достаточно сказать, что среди осужденных, которые регулярно посещают храм ипринимают участие в богослужениях, отсутствуют нарушители установленного порядка отбывания наказания, большинство их освобождается из колонии условно-досрочно. С целью профилактики правонарушений среди осужденных, с разрешения администрации, в отряде СУОН в конце ноября 2012 г. открыта молельная комната в честь Святителя Иоанна Рыльского.

За историю существования общины, те осужденные которые непосредственно участвовали в ее работе в места лишения свободы возвращались в единичных случаях. Например, из 8старост в места лишения свободы не вернулся никто. Трое из нихпродолжают служить при храмах на свободе, один является старостой в православном реабилитационном центре Костенки. Остальные создали семьи, ведут законопослушный образ жизни, не забывают о религии и регулярно посещают храмы. Многие из них продолжают приезжать в колонию, принимают участие в богослужениях, оказывают помощь администрации и священнику в воспитаниинарушителей.

В декабре 2010 г. местная религиозная организация - православный приход Никольского храма г. Семилуки - зарегистрированакак некоммерческая организация. Имеется устав, который был принятна учредительном собрании местной религиозной организации православного прихода Никольского храма 14 декабря 2010 г. и юридически закрепил цели и задачи прихода.

Руководство УФСИН проводит и организует совместно с Епархиальным управлением совместные семинары и конференции по проблемным вопросам тюремного церковного служения и постпенитенциарной реабилитации бывших осужденных. Местами проведения подобных мероприятий, как правило, являются храмы или монастыри Воронежской и Лискин- ской епархии. Во всех совместных мероприятиях принимают участие представители государственных и общественных органов и объединений региона (Правительство Воронежской области, Воронежская областная дума, Общественная палата Воронежской области, Прокуратура Воронежской области, общественная наблюдательная комиссия, Общественный совет при УФСИН).

Деятельность религиозных организаций Воронежской и Лискинской Епархии и их влияние на подготовку осужденных к освобождению и социальную реабилитацию после освобождения является важнейшим положительнымфактором воспитательной работы со спецконтингентом учреждений УИС. Высока инициативная составляющая отдела по тюремному служению Епархии в сотрудничестве с органами и учреждениями УФСИН России по Воронежской области. Так, именно по предложению отдела по тюремному служению был организован реабилитационный центр Св. великомученицы Анастасии Узоразрешительни- цы в с. Костенки, Хохольского района, где проходят адаптацию до 50 бывших осужденных [3].

Воронежская и Борисоглебская Епархия совместно с УФСИН издает специализированный журнал «Преображение в темнице», предназначенный для осужденных. Епархиальная радиостанция «Благовестив» ведёт раздел -«Пенитенциарные новости», где регулярно сообщается информация о деятельности тюремного отдела Епархии, о формах помощи осужденным и т.п.

УФСИН России по Воронежской области 28.09.2010г. подписало с Воронежской и Лискинской епархией ( в лице прихода храма Св. Анастасии Узорешительницы) партнерский договор о взаимном сотрудничестве. Совместная деятельность УФСИН России по Воронежской области и Воронежской и Лискинской Епархии нацелена на активное привлечение институтов гражданского общества к социальной адаптации и реабилитации бывших осужденных и процессу духовно-нравственного воспитания граждан. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия с февраля 2005 г. начала свою работу православная община социальной реабилитации бывших осужденных в с. Костенки. В настоящее время готовится к открытию общежитие на 100 человек[3].

Всего, с 2008г. (со времени установления отношений общины с УФСИН) через общину прошло более 800 бывших осужденных. Многие создали семьи, 4 человека приняли монашеский сан и ушли в монастыри. Из общего количества насельников за период с 2008г. 5 человек совершили повторные преступления в период нахождения в общине(что составляет 0,6 % от общего количества реабилитантов, находившихся в центре).За период сотрудничества с УФСИН выработана и действует четко налаженная схема принятия в общину. Информация о деятельности общины, её целях и задачах публикуется в уже упоминавшемся епархиальном издании «Преображение в темнице». Также информация об общине размещается на стендах объявлений в колониях и по радиоканалу епархии «Благовестив».

Ввиду того, что за каждой колонией и СИЗО закреплен православный священник, то он (совместно с администрацией колонии (СИЗО) и старостой православного прихода) готовит ходатайство о принятии бывшего осужденного в число братии после освобождения. В учреждение прибывает представитель реабилитационного центра (либо по его поручению окормляющий священник) и проводит с кандидатом собеседование на предмет поступления в общину.Община в свою очередь гарантирует трудоустройство и временную прописку, в том числе и условно-досрочно освобожденным. Сведения о поступивших реабилитантах направляются в Хохольский РОВД (по месту расположения реабилитационного центра) для осуществления контроля.

В общине построен и освящен православный храм в честь Св. Анастасии Узореши- тельницы, обустроен для приёма паломников святой источник в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Очень важно также, что приобретена и оборудована пилорама, производящая изделия из древесина. Функционирует свиноферма, есть отара овец, домашние козы, домашняя птица, кролики. Кроме того, на площади, выделенной для общины администрацией района во временное пользование (в 30 га), возделывается картофель и ку- куруза, пшеница, овёс. В перспективе предполагается расширение видов хозяйственной деятельности общины.

Работоспособные реабилитанты также участвуют в восстановлении и строительстве храмов в Воронежской области, где имеют возможность заработать личные деньги. Так, реабилитанты участвовали в строительстве храма в п. Шилово, с. Хреновое, интерната для коррекционных детей Воронежской области, дома-приюта для детей-сирот в с. Гвазда Бутурли- новского района.Свыше 100 реабилитантов приобрели собственное жилье, устроились на постоянную работу в Воронеже и Воронежской области.

В общине заведен определенный порядок, определяющий алгоритм жизни реабилитантов, а именно- соблюдение трезвого образа жизни, обязательное участие в утреннем и вечернем правиле, в праздничных Богослужениях, работе по благоустройству храма, территории общины, текущих хозяйственных делах.

Жизнедеятельность общины курирует лично митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Руководство УФСИН также поддерживает постоянную связь с общиной: посещает реабилитационный центр, приглашает кураторов центра на совещания и встречи по вопросам социальной адаптации и реабилитации бывших осужденных.Сотрудники УФСИН и ИУ области ежеквартально выезжают в реабилитационный центр для ознакомления с жизнью бывших осужденных.

Привлечение к процессу социальной адаптации и реабилитации бывших осужденных представителей РПЦ происходит в рамках мероприятий по реформированию УИС России до 2020г.При УФСИН Воронежской области работает Общественный совет, который ведет систематическую организационно-просветительскую, научно-методическую, информационно-правовую работу со всеми заинтересованными сторонами. Председатель отдела тюремного служения Епархии протоиерей Владимир (Рубан) является членом Общественного совета при УФСИН и председателем межконфессионального совета при данном Управлении. В частности, советом проводятся совместно с практическими работниками, священнослужителями, курсантами Воронежского института ФСИН обучающие семинары, «круглые столы» по проблемным вопросам исполнения уголовных наказаний, включая и вопросы церковного окормления сотрудников ИУ и осужденных.

Таким образом, скоординированные действия УФСИН и Воронежской и Борисоглебской Епархии позволяют обеспечить нормальное, ритмичное функционирование и развитие православной общины в с. Костенки и повлиять на фактическое улучшение криминогенной ситуации в Хохольском районе и внедрить новые прогрессивные формы реабилитационной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Конечно, во взаимодействии территориальных органов УИС и церкви существуют многочисленные проблемы (нехватка кадров, социально-экономических ресурсов для организации практической помощи православным и другим общинам и мн.др.). Но наличие реального взаимодействия областного пенитенциарного ведомства и Церкви существенным образом способствует решению жизнен но важных вопросов осужденных в периоды отбывания ими сроков в местах лишения свобо ды и после освобождения.

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Ананьев О.Г., Шатохин Д.Д. Взаимодействие органов и учреждений ФСИН России с государственными, муниципальными органами власти, общественными организациями и религиозными объединениями по оказанию помощи осужденным в социальной адаптации. Практические рекомендации. Рязань, 2014. - 28 с.
  • 2. Владимиров К.Б. Религиозная община в местах лишения свободы: актуальные

проблемы организации, нормативное регулирование и правоприменительная практика / Взаимодействие Русской Православной Церкви с государственной системой исполнения наказаний: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-

практической конференции (г. Рязань, 16-17 октября 2013 г.). - Рязань: Академия ФСИН России, 2014. - С. 34-39.

  • 3. Владимиров К.Б. Взаимодействие УФСИН России по Воронежской области с Воронежской и Лискинской Епархией по созданию православной общины социальной реабилитации бывших осужденных. Воронеж, УФСИН России по Воронежской области, 2015. - 5 с.
  • 4. Федотова И. Н. Тюремное служение религиозных объединений на современном этапе реформирования российской уголовно-исполнительной системы: практ. пособие / И. Н. Федотова; Федер. служба исполн. наказаний, Владим. юрид. ин-т Фе-дер. службы ис- полн. наказаний, каф. гуманит. дисциплин. - Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2015. - 76 с.
  • 5. Колобова Т.В. Взаимодействие уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с органами государственной власти и правоохранительными органами в сфере правового просвещения /Т.В. Колобова // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2016. - № 1. - С. 69-72.

УДК 345

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >