СЛАВЯНСКАЯ ЕВРОПА
Историческое бытие и изменение славян
Появление и расселение славян, первые свидетельства о которых сообщают Геродот (IV в. до. н.э.), Плиний Младший (I в.), Птолемей (II в.) и другие античные авторы, произошло в начале новой эры на обширной территории. Эта территория охватила пространство от Западной Азии до Центральной Европы и от Северного Ледовитого океана до Каспийского, Черного, Эгейского и Адриатического морей и привело к образованию нескольких славянских государств. После своего расселения восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и босненцы) славянские народы остаются соседями и связаны в значительной степени близкой исторической судьбой. Они жили в тесном общении друг с другом, в непрерывных хозяйственных, общественно-политических и культурных связях. Их объединяло сознание общего славянского происхождения. Они поддерживали друг друга, отстаивая свою независимость, благополучие и самобытность и существенно вписались в общеевропейскую культурную традицию.
Одна из причин этого кроется в верности славян традициям. Еще с древности исторические факты указывают на множество препятствий, событий и фактов их общественной и международной жизни, в процессе преодоления которых закалялась их способность и воля к самостоятельному славянскому существованию. Множество источников указывают на то, какой заметный след оставляют в быту, характере, душевности и культуре славян языческие верования. Древнеславянская религия и мифология защищают идею победы славянина и над врагом, и над сверхъестественными силами природы. Даже после принятия христианства, ставшего незаменимой предпосылкой приобщения славян к цивилизованному миру, они продолжали отстаивать некоторые из древних верований и практик в быту и своих культурных традициях. Все это способствовало формированию спокойствия и оптимизма - черты, устойчивой в этнопсихологической характеристике славян.
Исторические источники свидетельствуют о гуманной сущности древних славян. Они были сострадательными и гостеприимными, любили свободу и избегали грабительства и мародерства. В отношениях между собой и к другим племенам и народам проявляли демократичность, дружелюбие, миролюбие и солидарность. Уважали личность чужака наравне со своей, признавали и соблюдали его права.
Водоразделом прогрессивного формирования и восхода славянской государственности явились христианизация славян и возникновение славянской письменности. В предисловии к Евангелию создатель славянской письменности Константин Кирилл призывает славян служить Богу на своем родном языке: «Слушай, славянский народ! Слушайте Слово, ибо оно - от Бога...». Языковая близость между славянскими народами стала основой формирования славянской литературной общности, фактором осознанной близости славянских народов. Наряду с названиями народов: «русские», «чехи», «болгары», «хорваты» и так далее, они также называются «славянами» (подробнее см.: [134, с. 135-144]). Близость между славянскими народами, которая укрепляется и их общей исторической судьбой, представляет собой и одно из оснований Славяно-православного цивилизационного проекта в XXI в.
До XVI-XVII вв. южные славяне питали надежды сбросить тяжелое бремя османского ига собственными силами. Позднее популярным стал образ «деда Ивана», кровного брата, который придет как освободитель. Первообразом «деда Ивана», согласно преданиям, был русский царь Иван IV Грозный - победитель татар-мусульман. А освободительный вклад «братьев русских» в отношении балканских славянских и православных народов уникальный в своем роде. Русские освободили болгар от векового рабства ценой тысяч жертв.
Племенная, религиозная, языковая, а иногда общественно- политическая близость между славянскими народами, бесспорно, ведет и к общим закономерностям в развитии славянской государственности.
Как бы они не проявлялись в отдельные исторические периоды - в наиболее важные моменты они усиливаются. Сознание славянской общности - это не обязательно панславизм, а плод осознания общности интересов и перспективы славянских народов выйти из неславянской зависимости или рабства. Славянская общность также проявляется как культурная и литературная общность, что намного старше панславизма и славянофильства. В 1371 г. была основана Тырновская литературная школа, оказавшая огромное влияние на развитие православных славянских народов в культурном отношении и на культурное развитие всего европейского юго-востока. В 1762 г. первым представителем болгарского Возрождения - отцом Паисием Хилендарским написана «История славяно-болгарская» (и не только болгарская). В 1826 г. чех Павел Йосеф Шафарик опубликовал «Историю славянского языка и литературы по всем наречиям», сербский филолог Вук Караджич издал в начале XIX в. не «Сербский песенник», а «Славяно-болгарский песенник» и т.д. О наличии особого чувства между славянами пишет Ян Неруда: «при малейшем соприкосновении жизненных интересов здесь и там чувствуем такую нежность, какую может придать только любовь».
Чувство славянского единства и сопричастности, идущее с древних времен, сохраняемое и обогащаемое веками, нашло яркое подтверждение не только в борьбе славянских народов за национальное освобождение и самоопределение, но и в борьбе с гитлеровским фашизмом и нацизмом, с капиталистической эксплуатацией и тоталитарным политическим насилием, в деятельности по созиданию свободного, справедливого и гуманного общества, социальных государств и отделенных от государства церквей.
Сегодня славянские государства вместе с другими странами переживают очередной кризис человеческой жизнедеятельности и среды. Государства с преобладающим славянским населением испытывают на себе последствия господствующей глобальной неолиберальной модели рыночной экономики, вызванные заинтересованными внешними факторами после геостратегических перемен 1989-1991 гг.
Анализ происходящих в человеческом обществе процессов дает нам основание отметить, что в XX в. в ходе прогрессивного развития общества и человеческой мысли утверждаются и доминируют ценности цивилизации, связанные с развитием научно-технического прогресса (НТП), за счет индивидуальных нравственных ценностей и гуманизма. Даже экономически сильные государства, принадлежащие к англосаксонским, романогерманским и другим цивилизационным моделям, сумевшие развиться и удачно использовать НТП в социальной сфере и тем самым повысить уровень жизни своих граждан, сегодня открыто бьют тревогу по поводу бездуховности утвердившегося потребительского общества. Так, например американский политолог польского происхождения Збигнев Бжезинский подчеркивает: общество, которое не руководствуется общепринятыми абсолютными принципами и которое стимулирует индивидуальное самоудовлетворение, находится под угрозой разрушения. Американской культуре и американскому менталитету, по его мнению, грозит именно коллизия между «трудно разрешимыми социальными проблемами и ценностями» [62]. Указанная тенденция, порожденная бурным и неравномерным развитием НТП, усугубляется и из-за вспыхнувших, особенно после падения Берлинской стены, межэтнических, межрелигиозных и отчасти межгосударственных конфликтов. Это еще одно доказательство всеобщего кризиса человеческих ценностей в XXI в.
На фоне обозначившейся глобальной деструктивной тенденции общественного развития славянские народы, так называемые государства Восточного блока, слишком болезненно и ощутимо переживают возникшие как следствие негативные процессы и явления на своем пути к демократии. Политические перемены, происходящие в последние годы, ведут к резкой политической конфронтации в обществе, к срыву в экономическом развитии [в различной степени в различных государствах), а отсюда и к резкому снижению уровня жизни все большей части населения этих стран. Последовавшее классовое расслоение общества в результате рыночной экономики, лавина иностранных деструктивных идеологических, религиозных и других влияний привели к нестабильности и неуверенности людей в завтрашнем дне.
Увлеченные общим порывом перемен, охвативших страны Восточной Европы в конце 80-х гг. XX в., поверившие в очищающую силу демократии и восторженно приветствуя ее, славянские народы упустили управление и контроль над своими собственными богатствами, достижениями и будущим. Главное, что характеризует нравственно-психологическое состояние массового представителя Восточной Европы сегодня - это апатия. Его экономические и моральные устои сильно расшатаны. Болгарин, например, не верит ни своим политикам, провозгласившим себя демократами, ни иностранным «друзьям», ни международным организациям и учреждениям, горячо провозглашающих себя справедливыми борцами за права и самоопределение.
Отказавшийся от многих столетиями формировавшихся славянских и православных нравственных ценностей болгарин устремился к другим, совсем не представляя себе их сущность и способы их достижения. По мнению социологов и психологов, создавшийся ценностный вакуум начали бомбардировать привнесенные псевдоценности, которые серьезно расшатали его духовный мир: бездушие, лицемерие, хамелеонство, меркантильность и тому подобные «нравственные ценности», котирующиеся в межличностных отношениях.
Эти иностранные образцы мышления и поведения владеют в меньшей или большей степени не только умами болгарских масс, но и остальных славянских и конкретнее православных обществ. Мы ежедневно узнаем об этом из средств массовой информации Болгарии, России и других странах. Поэтому и состояние в идейном и нравственном отношении их граждан является естественным и закономерным результатом проведенных до настоящего момента «демократических перемен».
Основной целью взаимодействия между славянскими народами в будущем должно стать создание социального климата и среды, чувствительной к социальным идеям, основывающимся на сохранении и обогащении национальных культур и православных ценностей. Главное состоит в восстановлении и обогащении исторических связей дружбы и сотрудничества между славянскими народами во всех областях и сферах, поиске новых форм взаимодействия в соответствии с реалиями в национальном и международном аспектах.
Одна из возможностей выживания, сохранения и прогрессивного развития славянских народов и государств состоит в том, чтобы оглянуться назад во времени, в истории, ища живительные корни ценного и долгосрочного, выдержавшего испытания временем, что можно диалектически перенести в будущее. Начальный импульс должен идти от двух столпов - общности славянского языка и христианской религии с целью сохранения, развития и обогащения культурной идентичности славянских народов и славянской культурной общности. В конструктивном диалоге на трех уровнях (внутри государств, в межгосударственном и в межрегиональном плане) необходимо искать ценное, рациональное и значимое и в славянском единстве, и в общечеловеческом смысле. Славянская народностная и культурная общность должна развиваться и утверждаться и как саморазви- вающаяся система, и как равноправный член европейской демократической общности.
Следует создать организационные предпосылки и условия для восстановления цивилизационной идентичности славянской (в частности, православной) общности, чтобы с помощью взаимного обогащения национальных культур славянские народы утвердились в качестве важного фактора духовного и культурного общецивилизационного прогресса, исключая конфронтацию национальных культур и структур славянской, англосаксонской и романо-германской цивилизационных моделей европейской, американской, мусульманской или других культур и т.д.
Практическая реализация подобной задачи предполагает критический взгляд славянских народов на их собственную культурную среду и практику, причем теоретически следовало бы очистить ее от пошлости, привнесенной извне, которая испепеляет народностное ценное и самобытное национальное славянское наследие. Цель состоит в перенесении как с далекого, так и с ближайшего прошлого в современность тех структурных и организационных форм двусторонних и многосторонних связей и отношений между славянскими народами, которые могли бы вписаться с положительным знаком в переход к демократии и общественному прогрессу XXI в. Изначальной и объективной основой единства славянских народов будет дальнейшее изучение славянских языков. Независимо от множества курсов, школ и факультетов для обучения западным языкам, обязательно следует продолжить изучение русского и других славянских языков. Изучение английского языка не должно проводиться за счет изучения славянских языков, потому что может довести до уничтожения родовых славянских корней.
Наука признает основой человеческой общности - язык, быт, культуру. Существуют мнения, что Советский Союз и социалистические государства Восточной Европы саморазрушились в своих попытках слепо подражать Западу и при подобном подходе и впредь славянские народы могут разрушить свое будущее. Поэтому сегодня более чем необходимо в стремлении к национальному разграничению и эмансипации не разобщаться, а направить все усилия на возрождение и обновление в рамках единого проекта. Это должен быть проект государственной политики и церковной деятельности в различных сферах и областях, занявший достойное место в европейских структурах и общеевропейском доме. Необходимо не тотальное отрицание или некритическое применение всего, идущего от других цивилизационных моделей, а внимательное, с учетом реальностей, принятие решений, адекватных специфическим условиям славянских народов и государств, будущего наднационального объединения.
Двадцатилетний период (1991-2011) демократизации славянского мира категорически подтвердил, что необходимо не тотальное отрицание и отказ от славяно-социалистического государственно-общественного проекта, а критическое и разумное рассмотрение его достижений и дефектов и создание условий для возрождения всего ценного и значимого, что могло бы способствовать ускорению социального процветания в славянских государствах.
Возможность возрождения и укрепления славянского единства не могла бы реализоваться без внимательного и критического изучения традиций. Оцениваемые современными критериями, они могли бы подсказать ответ на весьма актуальные вопросы для Болгарии, России и других славянских народов: какую позицию занять им в отношении предлагаемых готовых других экономических, политических, социальных и культурных моделей; как активизировать процессы оздоровления национальной жизни и утверждать вклад славянской общности в сохранение общей человеческой цивилизации?