ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Педагогическая психология — самостоятельная отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп и коллективов. Объектом педагогической психологии являются образовательный и воспитательный процессы. Предмет педагогической психологии — факты, закономерности и механизмы освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

На современном этапе развития педагогическая психология изучает психологические механизмы управления обучением и образовательным процессом в целом, управления процессом обобщенных способов действия, учебную мотивацию, индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, личностные особенности обучаемых и преподавателя.

Задачи педагогической психологии, сформулированные в работе И.А. Зимней[1]:

  • 1) раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
  • 2) определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использовании в различных ситуациях жизнедеятельности;
  • 3) определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;
  • 4) определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
  • 5) изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
  • 6) определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
  • 7) определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
  • 8) определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;
  • 9) разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Педагогическая психология имеет определенную структуру:

  • 1. Психология образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности.
  • 2. Психология учебной деятельности и ее объекта — обучающегося.
  • 3. Психоология педагогической деятельности и ее субъекта — преподавателя.
  • 4. Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Педагогическая психология исследует формирование мышления,

проблемы управления процессом интеллектуальной деятельности, психологические факторы, влияющие на успешность обучения, взаимоотношения обучающихся с педагогами, отношения в коллективе, индивиуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательного процесса, отклонения в психическом развитии, психологию воспитания и психологию педагогической деятельности. Психология обучения исследует психологические основы дидактики, частных методик, формирование умственных действий и т.п. Психология воспитания исследует психологические основы методики воспитания, психологию ученического коллектива, исправительно-трудовую педагогику и т.п. Психология педагогической деятельности занимается установлением закономерностей эффективной деятельности педагога.

Нужна ли педагогическая психология? Этот вопрос можно считать досужим. Педагогическая психология уже давно обособилась от других областей философско-антропологического знания, она представлена весьма авторитетными именами и стала предметом самостоятельного исследования. Нельзя не отметить, что в определении предмета этой области знания царит предельное разномыслие.

1

Педагогическую психологию нередко отождествляют с философией образования, однако рефлексия по поводу образования и воспитания далеко не всегда сопряжена с философским постижением человека. Педагогическую психологию определяют как самостоятельную отрасль науки об образовании, которая обобщает различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения. Ее также характеризуют как науку о более полном, целостном, системном представлении о человеке как предмете воспитания и обучения или как систему знаний о развитии человека под влиянием конкретных образовательных систем. Нередко о педагогической психологии говорят как о философской базе воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека. Пишут также об изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания.

Теоретическая психология существует во множестве вариантов: философская, социальная, политическая, религиозная, психоаналитическая, историческая. Оправданно ли такое дробление антропологического знания? Полагаем, что оно имеет смысл, если данное направление раскрывает аспекты, связанные с постижением человека. Было бы нелепо искать в политической психологии отвлеченные рассуждения о политике. В той же мере в педагогической психологии кажутся избыточными общие рассуждения об образовании. При этом вторжение в сферу психологических представлений должно, судя по всему, раскрыть малоизученные аспекты, связанные с изучением феномена человека. Например, благодаря политической психологии мы получаем представление о таком явлении, как властомания. Без этого комплекса знаний обойтись невозможно. Социальная психология раскрывает общественную природу человека, захватывая таким образом сложный спектр представлений о конфликтах индивида и общества. Культурная психология углубила воззрение о символической природе человека.

Такого рода прорывы возможны и в педагогической психологии. Дело в том, что человек является единственным на свете существом, который транслирует полученное им знание следующим поколениям[2]. Это важное положение, относящееся, вообще говоря, к философии образования. А вот суждение о том, что человек — единственное на свете создание, которое подлежит воспитанию, можно считать антропологическим.

К сожалению, многие исследователи в области педагогической психологии вносят сумятицу в постижение человека, ставят нереализуемые задачи. Может ли, например, педагогическая психология взять на себя задачу формирования полного, целостного, системного представления о человеке? Человеческая природа открыта для последующих преображений. Это положение немецкой классической философии непреложно, поэтому ни о какой целостности речи быть не может. Целостность — это горизонт, а не граница. Трудно представить также педагогическую психологию как педагогику развития, воспитания и обучения человека с учетом его биологических особенностей. Каковы, вообще говоря, резоны специально напоминать о биологических особенностях человека в педагогической психологии? Не вполне оправданно, на наш взгляд, считать педагогическую психологию частью педагогики и теории воспитания. Что останется в педагогике, если из нее извлечь то, что относится к теории воспитания? Разве только дидактика. В той же мере неверно определять педагогическую психологию как часть педагогики (наряду с философией педагогики и теорией воспитания), посвященную познанию человека как воспитателя и воспитуемого. Где же в таком случае обучение как неотъемлемая цель становления человека?

В развитии педагогической психологии огромную роль сыграли философско-антропологические идеи многих мыслителей. Разве не заслуживает признания античная идея о том, что овладение риторикой предшествует обучению: сначала научись приемам ораторского искусства, потом используй его в процессе познания мира. Сократ полагал, что педагогическая деятельность направлена на то, чтобы гармонизировать отношения человека, одержимого стремлением к личному счастью, и общества, одухотворенного идеей справедливости. Он был убежден в том, что подлинная образованность нереализуема, если нет самостоятельных духовных усилий обучаемого. Платон включил в понятие человеческой субъективности разум, волю и страсти. Античный мудрец считал, что душа как понятие не идентична «психике», она вбирает в себя глубинный, как сказали бы сегодня, экзистенциальный опыт человека. Воспитание души, по Платону, — особый процесс, предполагающий практику страданий, тяжелых испытаний, облагораживания страстей.

В средневековую эпоху в систему образования вошло понятие «призвание человека». В эпоху Возрождения восстановился античный идеал личной свободы, который соединился с обращенностью к интимным глубинам человеческой души. В XVII в. педагогика выделилась из системы философских знаний и оформилась как самостоятельная научная дисциплина. Это изменило и образ человека в системе воспитания, который обрел право на самостоятельное развитие. Так, в частности, получил особое признание гуманистический проект

Я.А. Коменского. Идеал «естественного человека», выпестованный Ж.-Ж. Руссо, раскрыл новые аспекты в философском постижении человека. Отныне Homo naturalis становится одним из базовых антропологических типов.

И. Кант исходил из убеждения, что человек — не пластилин, из которого можно лепить все, что угодно. Благодаря идеям Канта о воспитании и образовании возникла тема человеческой природы в целом. «Если считать, что о человеке можно говорить как о неизменной сущности, тогда исключается вопрос о том, существует ли постоянная сущность, или постоянная природа человека, или сущность быть тем, чем она является, вне реального отношения к реальным обстоятельствам, в которых она себя реализует. На подобный вопрос можно дать отрицательный ответ. Сущность не есть то, что она есть, лишь в ее связи с соответствующими реальностями. В том случае, если этот момент упускают, понятие человеческой природы приобретает эс- сенциалистский и вневременной характер, что справедливо отвергается, ибо подобное представление с необходимостью ведет к одностороннему априоризму»[3].

Итак, педагогическая психология не может состоять из перечня случайных текстов или авторов, причастных к вопросам образования. К ней, судя по всему, можно отнести размышления о человеке, которые сложились при кристаллизации идей образования и воспитания. В этом случае нельзя обойти ни античных мудрецов, ни средневековых мыслителей, ни гуманистов эпохи Возрождения. Путеводной нитью здесь может служить попытка оконтурить образ человека, каким он предстает в системе воспитания. К примеру, М. Шелер полагал, что в человеке значима вечно живая личная спонтанность духовного центра. Ее он называл самым фундаментальным и первым условием всякой возможности образования и просветления человека[4].

При формировании педагогической психологии особое внимание ее адепты уделяют немецкой гуманитарной мысли. Здесь уместно сослаться на английского писателя, моралиста и филолога Кларенса Льюиса (1898—1963). Его работа «Человек отменяется, или Мысли о просвещении и воспитании, особенно же о том, чему учат в старших классах английской школы»[5] направлена против попыток «переделки человека» с помощью образования. Он использует хлесткое слово «человекоделатели». Льюис отмечал: когда мы читаем у Платона — что детей нельзя растить в семье, у английского мыслителя С. Элиота — что мальчик должен видеть до семи лет только женщин, а после семи — только мужчин, у Дж. Локка — что ребенка надо обувать в худые башмаки и отучать от сочинения стихов, — мы понимаем, что всё это смутное посягательство на человеческую природу

Прекрасный материал для педагогической психологии дает немецкая гуманитарная школа. В Западной Европе в середине XX в. сложилось целое направление, которое стало ядром педагогической психологии. Оно возникло на основе синтеза теоретико-педагогического, философско-антропологического и человековедческого знания. Это направление получило развитие преимущественно в ФРГ, Австрии и Швейцарии (О.Ф. Больнов, Й. Дерболав, Г. Рот, А. Флит- нер, Г. Цдарцил).

Важная задача гуманитарной мысли — обустройство и выстраивание педагогической психологии.

Литература

  • 1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998.
  • 2. Бирин И.Л. Философская антропология и образование. На путях к новому педагогическому сознанию. М., 2003.
  • 3. Гуревич П.С. Философская интерпретация человека. М., 2013.
  • 4. Гуревич П.С., Филатов О.К. Философия образования. Кн. 1, 2. М., 2004, 2011.
  • 5. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки педагогической антропологии. М., 2011.
  • 6. Самойлов В.Д. Педагогическая антропология: Учебник. М., 2013.
  • 7. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  • 1. Чем занимается педагогическая психология?
  • 2. Почему важно соединять обучение и воспитание?
  • 3. Что понимал под воспитанием души Платон?
  • 4. В чем суть концепции «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо?
  • 5. Какие наиболее актуальные вопросы стоят сегодня перед педагогической психологией?
  • 6. Какими индивидуально-психологическими и профессиональными качествами должен, по вашему мнению, обладать педагог?

  • [1] См.: Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2010.
  • [2] См.: Гуревич П.С., Филатов О.К. Философия образования. Кн. 1. Философия воспитания. М., 2004. С. 7.
  • [3] См.: Гуревич П.С., Филатов О.К. Философия образования. Кн. 2. М., 2011.С. 135-136.
  • [4] Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 16.
  • [5] Льюис К. Человек отменяется: Эссе//Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. М.: СПб., 2003.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >