Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow История России

Введение

Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Н. Г. Чернышевский

В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функцией которых является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из них — историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, закономерностей, категорий и понятий, в совокупности обобщенных знаний, накопленных в процессе общественно-исторической жизни. История (от греч. historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. «Отцом истории» считается древнегреческий историк Геродот, живший между 490 и 480—425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов — древних племен, проживавших в VI в. до н. э. — III в. н. э. на территории нашего Отечества.

Трудно представить сегодня выпускника высшей школы, да и вообще грамотного человека, который бы не имел соответствующего представления об истории своей Родины. История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей Родины.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды по отечественной истории крупных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и др. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихомиров, М. Н. Покровский, и других наших современников.

Сегодня, изучая историю России, важно иметь в виду еще одно обстоятельство, а именно мы должны учитывать, что традиционное представление о зарубежье коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что теперь мы имеем дело с такими понятиями, как «ближнее зарубежье» и «дальнее зарубежье». В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства входившие в него республики выделились в самостоятельные государства. По отношению к России эти государства стали уже «ближним зарубежьем». Эти республики, составлявшие когда-то СССР, долгие годы были связаны между собой единством политических, экономических, социальных и других отношений. Это обстоятельство нельзя забывать.

Для чего нужно знать историю? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, выяснив прежде всего социальные функции истории как науки. Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне отданных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев, уничтожение в мирные годы материальных и имущественных ценностей, разлад производства, деградация духовной жизни. Но самое страшное — искалеченные души детей, отравленные нетерпимостью, ксенофобией, расизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической действительности.

Изучение истории имеет исключительно важное значение. История — это не просто набор занимательных фактов далекого и близкого нам времени. История — это ключ к правильному пониманию современности. Сопоставление прошлого и настоящего помогает выявлять в историческом процессе разных эпох не только то особенное, что было характерно в конкретных исторических условиях, но, что очень важно, также то общее, что имело и продолжает иметь значение и сегодня. Поэтому без серьезного исторического образования нельзя стать высококвалифицированным специалистом во многих сферах деятельности, умеющим правильно разбираться также в общественно-политической жизни страны. Прошлое, настоящее, будущее — это звенья единой цепи общественного и исторического развития.

Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разбираться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. И для этого необходимо выяснить социальные функции знания истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального прошлого, его места и роли в современной истории. Народы без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда они лишатся будущего. Каждая страна имеет свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории

России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории.

Важно понять, какие функции выполняет курс истории России. Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практическо-политическая; мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития истории. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его истории. Познавательная функция истории состоит в самом изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов.

Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера.

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя в летописи те из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руководством Спартака, историю Средних веков — без крупнейших восстаний против феодальных владык, новую историю — без Парижской коммуны, историю XX в. — без Октябрьской революции, Советского государства, Первой и Второй мировых войн и последовавших за ними событий. Знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная история никогда никого ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики — это ориентирование на искаженный исторический опыт.

К сожалению, и сегодня мы сталкиваемся со стремлением различного рода фальсификаторов сознательно исказить исторические факты, принизить и в ложном свете представить роль и место нашего государства в мировой истории. В последние годы масштабы этой фальсификации достигли таких размеров, что Президент РФ в марте 2009 г. принял Указ о Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Вслед за этим последовали еще несколько указов Президента РФ, направленных на дальнейшее развитие исторической науки и исторического образования в стране, в числе которых указы о признании 2012 г. Годом российской истории, о праздновании 1150-летия российской государственности и другие решения, имеющие исключительно важное значение для улучшения образования в высшей школе. Говоря о месте и роли России в мировом историческом процессе, сегодня как никогда важно соблюдать последовательный историзм и предельную объективность в освещении событий, связанных с ролью России в развитии нерусских народов, не отрывая этот процесс от реальной исторической действительности. Очень важно и актуально сегодня освещение исторических проблем, которые бы конкретно показывали корни содружества народов, входящих в Российскую Федерацию. Эти корни кроются вглубине нашей общей истории, в совместной трудовой, боевой и других сферах деятельности, направленных на создание материальных и культурных ценностей единого Российского многонационального государства.

Истории России присуща воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки гуманной политики, направленной на защиту интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение истории позволяет выяснить, чьи интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры.

Между тем одно дело — иметь определенные политические симпатии (в этом нет ничего особенного), но оставаться на стороне объективного изложения фактов и совсем другое — превращать историю в «служанку» политических пристрастий. В этом смысле подлинная правда истории всегда лучше умалчивания или эмоций. Но настоящая правда истории требует особого уважения и бережного отношения к себе.

Ныне в исторической науке существует в основном два подхода в изучении истории: формационный и цивилизационный, которые обеспечивают различные пути постижения и осмысления истории.

Формационный подход преобладал в условиях господства в советской исторической науке марксизма-ленинизма. Он исходил из философской категории «общественно-экономическая формация» — исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Эта категория занимает центральное место в историческом материализме, являющемся составной частью марксистско-ленинской философии. Она характеризуется, во-первых, историзмом, во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности. Выработка этой категории К. Марксом и Ф. Энгельсом дала возможность поставить на место абстрактных рассуждений об обществе вообще, характерных для предшествовавших философов и экономистов, конкретный анализ различных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам. Каждая формация представляет собой особый социальный организм, отличающийся от других не менее глубоко, чем отличаются друг от друга различные биологические виды. На основе обобщения истории развития человечества марксизм выделил следующие основные общественно-экономические формации, образующие ступени исторического прогресса: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

В настоящее время формационный подход использует меньшая часть историков. Большая часть историков предпочитает цивилизационный подход, название которого произошло от понятия «цивилизация». Это понятие появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разумности и справедливости. В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако представление о цивилизации не было господствующим. Так, русский ученый Н. Я. Данилевский (1822—1885), социологические взгляды которого примыкали к теориям исторического круговорота, высказал идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов», взаимоотношения которых заключаются в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил четыре разряда их исторического проявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. По Данилевскому, ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которых он насчитывал десять, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. При этом качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Данилевский считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе.

Однако независимо от подходов к изучению истории России ее объективное познание обеспечивается научной методологией (от греч. methodos — путь исследования, подход к познанию и logos — учение). В современной литературе приводятся различные определения методологии вообще и методологии исторической науки в частности. На их основании можно сформулировать такую краткую и обобщенную дефиницию: методология истории России — это система научных принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.

В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективность, историзм, социальный подход в изучении истории, всестороннее изучение проблемы.

Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность в целом независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Рассмотрение истории с позиций этого принципа означает, что необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития; что следует опираться на факты в их истинном содержании; что необходимо, наконец, изучение каждого явления в его многогранности и противоречивости, а всех фактов — в их совокупности.

Принцип историзма является одним из наиболее значимых для любой исторической дисциплины, в том числе для истории России. Любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как изменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Принцип историзма требует, чтобы любой человек, изучающий историю, не брал на себя роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий. Принцип историзма обязывает трезво учитывать реальные силы, которыми располагали те или иные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.

Важным принципом при изучении истории России является принцип социального подхода, называемый советскими историками принципом партийности. Небезынтересна точка зрения выдающегося российского ученого и мыслителя Г. В. Плеханова, который писал: «Там, где историку приходится изображать борьбу противоположных сил, он неизбежно будет сочувствовать той или другой... В этом отношении он будет субъективен... Но такой субъективизм не помешает ему быть совершенно объективным историком, если только он не станет искажать реальные экономические отношения, на почве которых выросли общественные силы» (Плеханов Г. В. Избранные философские произведения: в 5 т. М., 1956—1958. Т. 1. С. 671). Под принципом социального подхода подразумевается проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений: в политической борьбе, в экономической области, в противоречиях социальной и классовой психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение принципов субъективности и историзма. При этом следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к политической истории особенно необходим и существен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей.

Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития российского общества и государства. История России рассматривает общественно-политические процессы и движения, деятельность различных политических сил и партий, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах и экономической политике.

Таким образом, если говорить кратко, то предметом изучения курса истории России является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества.

При изучении и исследовании истории России используют следующие методы:

  • 1) хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;
  • 2) хронологическо-проблемный, предусматривающий изучение и исследование истории России по периодам (темам), или эпохам, а внутри них — по проблемам;
  • 3) проблемно-хронологический, изучающий и исследующий какую- либо одну сторону жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии.

Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует также отметить методы периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический, социологических исследований.

Источники изучения истории России весьма обширны и сложны. Их удельный вес по содержанию и происхождению неодинаков потому, что жизнь и деятельность Российского государства неотделимы от истории различных классов, социальных прослоек, политических партий и общественных движений. Именно поэтому точных границ у круга исторических источников для изучения истории России быть не может в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности и взаимозависимости деятельности людей на различных этапах исторического развития.

Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи историков-летописцев появились еще в XI— XII вв. Наиболее значимая из них «Повесть временных лет», написанная в XII в. Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по XVII в. включительно и представляли собой источники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Среди других наиболее важных источников средневековой России необходимо отметить такие, как Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649 г., жалованные грамоты, купчие грамоты. Одним из ценных источников истории древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте, найденные в ходе археологических раскопок в Новгороде. Великолепным источником по истории Древней Руси является памятник древнерусской литературы конца XII в. «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором.

Что же касается истории России с XVIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное количество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений, ныне хранящиеся в центральных и местных государственных архивах страны; произведения и мемуары выдающихся деятелей России (политических, государственных, науки, творчества, искусства); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев;

кинофотофонодокументы. Значительная часть документальных источников, отражающих внешнеполитическую деятельность России, хранится за рубежом. Там же находится много источников по истории эмиграции из России.

* * *

Настоящий учебник выходит в шестом издании (первое издание увидело свет в 1997 г.). Учебник был допущен к изданию грифом Министерства образования и науки РФ в качестве учебника для вузов. Шестое издание учебника дополнено новыми современными материалами, фактами и сведениями обобщающего характера, что очень важно не только для правильного понимания прошлого, но и для осмысления исторических событий современности.

История России показывает, сколь сложен и противоречив был всемирно-исторический процесс. Авторы учебника стремятся рассматривать историю России как составную часть этого процесса, учитывая при этом разнохарактерность оценок отдельных событий истории России, отраженных в исторической литературе.

Учебник написан на основе хронологическо-проблемного метода, предусматривающего изучение истории России по периодам (темам), а внутри них — по проблемам. В нем рассматриваются наиболее важные проблемы и периоды, определявшие пути исторического развития России от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины и до наших дней. Среди них такие, как: образование древнерусского государства; возникновение самостоятельных феодальных княжеств и объединение их в единое государство; складывание и развитие Российской империи; возникновение и становление Советского государства; Великая Отечественная война и послевоенный период, распад Союза Советских Социалистических Республик и образование Содружества Независимых Государств; место России в современном мире.

В приложениях приведены: генеалогия российских царей и императоров; биографические сведения о крупных государственных, общественно-политических деятелях и выдающихся историках России; хронология основных исторических событий; некоторые важные документы по истории России; документальные материалы о возвращении Крыма в состав России; методические рекомендации в помощь студентам, изучающим данный курс; рекомендуемая литература.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы