РОЛЬ И МЕСТО ЭТИКИ БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Деловая этика — это многогранное понятие, включающее не только нормы, регулирующие ежедневное общение сотрудников организации между собой и с непосредственным начальством, но и более глобальные отношения между организациями и предприятиями на местном, государственном и мировом уровне.

В настоящее время деловую этику можно рассматривать на трех иерархических уровнях.

  • 1. Мировой уровень (гипернормы, основывающиеся на общечеловеческих ценностях). Нормы этого уровня сформулированы и зафиксированы в Принципах международного бизнеса — всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США. Западной Европы и Японии. Гипернормы, зафиксированные в указанном документе, носят обобщенный, декларативный характер, в частности они определяют:
    • • социальную ответственность организации (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом);
    • • модернизацию технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
    • • повышение доверия к бизнесу;
    • • уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
    • • признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);
    • • содействие свободе многосторонней торговли;
    • • уважительное отношение к окружающей среде;
    • • отказ от противозаконных действий (взяточничество, отмывание денег, продажа оружия террористам, наркоторговля).

Гипернормы создаются как всеобщие, глобальные правила поведения в сфере бизнеса, распространяющиеся на всех без исключения участников процесса производства и реализации товаров и услуг во всем мире. При этом нормы мирового уровня должны быть главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и нормам.

  • 2. Макроуровень (нормы, устанавливаемые в масштабе отрасли или национальной экономики). Этические постулаты этого уровня также являются общими предписаниями, но в отличие от гипернорм реализуются на более низком уровне. Для этого создаются отраслевые или национальные кодексы этики бизнеса. В список этических норм макроуровня могут входить предписания об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда и др.
  • 3. Микроуровень (нормы, устанавливаемые на уровне отдельного предприятия). Определяют реализуемый им набор моральных принципов и ценностей, например доверие и отсутствие дискриминации в отношениях работников, честность и обязательность по отношению к поставщикам, клиентам, партнерам и т.д. [59, с. 343].

Зрелые экономические отношения формируют объективные условия для формирования корпоративного мышления на уровне предприятия. В свою очередь, корпоративная общность интересов позволяет превратить корпоративную этику в эффективный инструмент регулирования трудовых отношений в системе корпоративной социальной ответственности.

В контексте социального предприятия корпоративная этика приобретает новые черты:

  • • по своему содержанию выходит далеко за рамки деловой этики и охватывает интересы наемных работников;
  • • социально-трудовые отношения становятся узловым звеном в системе корпоративной этики;
  • • значительно более сложная, чем деловая этика, поскольку призвана учитывать неидентичные интересы различных социальных групп, участвующих в хозяйственной деятельности корпорации;
  • • формирует особый социальный климат во внутренней среде корпорации: каждый ощущает свою сопричастность с корпоративной деятельностью, а корпорация проявляет заинтересованность в своих работниках;
  • • является органической частью системы социального партнерства, признающей равноправие профессионального союза трудящихся и его прерогативу на ведение переговоров по заключению коллективных договоров;
  • • ориентирована на сопричастный стиль управления как более эффективную форму социального менеджмента;
  • • спускается не «сверху» в виде этических норм, единолично устанавливаемых работодателем, а является результатом добровольного согласия всех участников корпорации, т.е. отражением корпоративного мышления.

Корпоративная этика опирается на нравственные нормы, которые позволяют каждому ощущать себя личностью. В первую очередь они связаны с такими базовыми (материальными) потребностями наемного работника, как оплата квалифицированного труда не ниже доходов средних слоев населения; ответственность корпорации за определенную стабильность занятости и выплату соответствующей компенсации в случае вынужденного увольнения; недопущение неоправданного разрыва уровней доходов собственников, менеджеров и рядовых работников.

Отношение работника с корпорацией во многом определяется и этическими нормами более высокого порядка, в числе которых:

  • • уважение человеческого достоинства независимо от социального статуса, занимаемого на иерархической лестнице предприятия;
  • • гарантии повышения квалификации и профессионального продвижения;
  • • свободное высказывание своих суждений о деятельности корпорации, в том числе критического характера;
  • • сопричастность подготовке и принятию решений, затрагивающих интересы работников;
  • • резкое осуждение таких явлений в системе трудовых отношений, как деление работников на «любимчиков» и «нелюбимчиков», доносительство, противопоставление одних групп работников другим;
  • • прозрачность финансовой деятельности корпорации, исключающая любые формы теневых операций.

Заметим, что не существует каких-то универсальных этических стандартов, которыми должны руководствоваться различные предприятия и организации в разных странах. Взгляды на этичность и не- этичность поведения определяются социокультурными и национальными различиями деловых обычаев разных стран. Однако глобализация бизнеса требует сближения деловых культур, что приводит к попыткам создать некоторые общие правила этики ведения бизнеса. Перечислим некоторые принципы, которые должны определять этичность поведения менеджера. Основным из них можно считать золотое правило, которое является всеобщим для взаимоотношений людей. Для руководителя его можно сформулировать следующим образом: «Вы не должны допускать по отношению к подчиненным, к руководству, клиентам и другим таких поступков, каких бы не желали по отношению к себе». Другим принципом можно считать разумное сочетание индивидуального и коллективного начала в работе менеджера. Коллективизм ведет к появлению таких этически характеристик, как сотрудничество и взаимная поддержка работников, хотя его обратной стороной могут быть иждивенчество, безразличие, беззаботность и др. Еще одним принципом этичного поведения руководителя является недопущение необоснованного давления и нажима на коллег и подчиненных, которые могут восприниматься как насилие над личностью. К принципам этики можно также отнести принцип доверия. Доверие раскрепощает работников, создает условия для проявления ими своих лучших профессиональных и личностных качеств, что в конечном итоге идет на пользу делу. Принцип бесконфликтности обусловливает необходимость установления и поддержания ровных, уважительных отношений между коллегами по работе, выбор вариантов решений, которые бы исключали столкновение групп и подразделений организации между собой. Принцип справедливости означает обеспечение всем работникам равных прав и возможностей, справедливость в оплате труда, материальных и нематериальных вознаграждений и т.д. [59, с. 342].

При описании контуров модели современной корпоративной этики, как и при разработке любой модели, основной акцент следует делать на поиск некоего идеала. Однако в реальной жизни нет ничего абсолютно совершенного. Это положение полностью относится и к корпоративной этике, которой присущи свои внутренние противоречия. Определенная общность способна ликвидировать специфические интересы различных групп людей, участвующих в общекорпоративной деятельности предприятия, и при самом совершенном варианте социальные конфликты на предприятии все же неизбежны. Однако корпоративная этика позволяет управлять конфликтной ситуацией, придать ей не разрушительный, а функциональный характер, т.е. использовать ее как первый сигнал о появлении проблемы, которую необходимо решать в рамках системы социального партнерства.

Корпоративная этика признает и право наемных работников в исключительных случаях прибегать к забастовкам. Но надо различать возможность такой акции и ее реальное использование. Признание этого права как крайней исключительной формы решения социального конфликта и есть проявление социальной демократии корпоративной этики, но ее использование — свидетельство того, что в корпоративной этике допущены грубейшие ошибки, ставящие под угрозу нормальное функционирование всей системы корпоративных отношений предприятия.

Основными принципами деятельности компаний в рамках КСО являются открытость, системность, значимость, недопущение конфликтов. Компании, базирующиеся на данных принципах, часто испытывают немалые сложности. Это обусловливается тем, что, во- первых, внедрение принципов КСО требует от менеджмента компании много времени и сил; во-вторых, имеющийся опыт свидетельствует о том, что быстрого и очевидного результата от внедрения КСО не бывает. Для достижения качественного результата необходимо не менее пяти лет. Современному российскому бизнесу часто не хватает четкого понимания и сознательного принятия того, что социальная ответственность бизнеса — это не что-то исключительное, вызываемое особыми обстоятельствами, а норма, вытекающая из сущности крупного корпоративного бизнеса. Бизнес не может действовать изолированно от общества, поскольку он сам — часть социума. Крупная компания является социально-экономическим институтом, занимающим ведущее положение в странах с рыночной экономикой. В отличие от фирм малого и среднего бизнеса крупные компании часто выступают как градообразующие, от их деятельности во многом зависит состояние окружающей среды, качество потребительских товаров. Они группируют и внутри себя, и вокруг большие массы заинтересованных людей, которые формируют взаимозависимую систему отношений (связей), своеобразную паутину, которая может либо поддерживать бизнес в трудную минуту, либо, напротив, лишает компанию возможности действовать. Наличие социальных связей еще раз подтверждает тот факт, что корпорация — важный общественный институт, который включен в систему общественных отношений, во многом определяющих социально-экономическое развитие отдельных субъектов общества, а если брать корпоративный сектор в целом, то и всего общества. Корпоративный сектор и государство разделяют ответственность не только за социально-трудовые отношения, но и за благополучие общества в целом.

Особенности взаимоотношения бизнеса и общества обусловлены местом и весьма важными функциями бизнеса в современном обществе. Прежде всего это экономическая функция: вне зависимости от общественного уклада, политического режима, доминирующих религиозных взглядов каждое общество способно существовать и успешно развиваться только при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей как минимум воспроизводство потенциала общества. А это предполагает эффективное управление деловой активностью.

Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества в конечном счете выражает столкновение, борьбу интересов, прежде всего экономических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и малый бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) влияет на принятие политических решений. Без активного участия и поддержки бизнеса не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти. Так бизнес оказывает влияние на формирование и развитие гражданского общества. В определенной степени деловой мир выполняет по отношению к обществу лидерскую функцию. Его состояние, цели, характер и способы осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т.д. Следовательно, бизнес и менеджмент выполняют и нравственную (этическую) функцию.

Этика деловых отношений играет исключительно важную, если не определяющую роль в динамике нравственной культуры общества. В отличие от национально-этнических традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни. Культурально-духовные предпосылки и традиции, без сомнения, сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности. Но если они противоречат нравственности в практике деловых отношений, складывается парадоксальная ситуация, формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и школьным воспитанием, оказываются просто «словом», а эффективное «дело» строится на совсем других нормах и ценностях. И в итоге всегда побеждает жизнь, а не слова, не подкрепленные практикой и реальными результатами.

Очевидно, что в современном обществе бизнес выполняет важнейшую инновационную функцию, обеспечивая не только экономические условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и на основе реальной практики деловой активности. Таким образом, деловой мир выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без под держки со стороны делового мира (спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская деятельность и др.). Перечень форм социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но все они в конечном счете означают сотрудничество с конкретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами, частными предпринимателями, бизнесменами. Наука и искусство менеджмента, или корпоративного управления, — одно из важнейших достижений цивилизации. Это непрерывно совершенствующийся синтез теории и практики, анализа и интуиции, функциональных знаний и умения руководить подчиненными, способности плодотворно вести дела с партнерами и клиентами и поддерживать заинтересованность сотрудников в достижении целей компании [94, с. 7].

В этой связи весьма поучительным будет ретроспективный взгляд на культуру осуществления предпринимательства в дореволюционной России, который позволит выявить национальные корни высокого уровня нравственности российского бизнеса того времени. Деловой имидж предпринимателя царской России основывался на образе жизни с высокой моралью, сознании значения своей чести и оберегании достоинства, образованности, ответственности, трудолюбии, глубоком знании своего дела, стремлении использовать самые прогрессивные технологии и технику, бескорыстной заботе о минимальных потребностях своих рабочих, благотворительности, материальном участии в делах управления городом и т.д.

Основными направлениями благотворительной деятельности на рубеже XIX и XX вв. были поддержка культуры и искусства, образовательных учреждений, церкви, регулярной армии, органов призрения. Последние представляли собой целую структуру социальных (благотворительных) учреждений. В конце XIX — начале XX в. в России существовала разветвленная система благотворительных обществ и общественных организаций, инициируемая императорской семьей, каждая организация подчинялась определенному ведомству, попечительству. Существовали разные формы социальной помощи. Открытые формы были наиболее гибкими, доступными для понимания и удобными для граждан, оказывающих помощь. Закрытые формы постепенно трансформировались в жестко контролируемую, менее гибкую систему государственной поддержки населения.

Некоторые исследователи выделяют следующие формы благотворительности в России:

  • 1) закрытые (делятся по видам заведений);
  • 2) открытые (более гибкие и разнообразные): организация мероприятий в пользу объекта благотворительности (спектаклей, праздников, продаж); строительство объектов благотворительности (больниц, воспитательных домов); создание самих общественных заведений; материальные пожертвования; денежные пожертвования; пожертвование трудом и временем; попечительство; создание капитала; братства (например, церковные братства по своей инициативе брали на себя разнообразные функции в зависимости от нужд общества); прием детей на воспитание; стипендиальные программы.

В 1891-1899 гг. было создано свыше половины (53%) всех благотворительных обществ, возникших в стране с 1840-х гг. К началу XX в. в Российской империи насчитывалось более 11 тыс. благотворительных учреждений. На каждые 100 тыс. населения приходилось шесть благотворительных учреждений. В конце XIX в. (в 1898 г.) благотворительные учреждения в России по родам благотворения распределялись следующим образом: богадельни — 1514, детские приюты — 763, учреждения медицинской помощи — 350, школы благотворительного характера — 463, дешевые столовые — 125, ночлежные дома — 67, дома трудолюбия — 67, ясли — 50, странноприимные дома — 40, дешевые квартиры — 82, народные читальни — 34. Всего насчитывалось 3555 благотворительных учреждений, из них в Москве — 453 учреждения (13% от общего числа), в Санкт-Петербурге — 638(18%).

Можно привести множество примеров такого поведения среди представителей купечества и дворянства России. В конце XIX — начале XX в. основатель завода по производству природной минеральной воды «Кувака» в Каменском районе Пензенской области В.Н. Воейков — граф, генерал, комендант дворца Его Императорского Величества Николая Второго построил под руководством горных инженеров из Европы уникальное гидротехническое сооружение — каптаж. Этот инновационный способ получения и розлива экологически чистой природной минеральной воды, заключающийся в объединении в единое русло семи родников, не потерял своей актуальности и позволяет развиваться компании и в XXI в. Другой пример. На средства дворянки М.М. Киселевой были построены богадельня, получившая название «Богадельня Александра и Марии Киселевых», Вифлеемо- Воскресенский храм в Спасо-Преображенском мужском монастыре, храм во имя святых мучеников Евлампия и Евлампии, а также несколько церквей в селах Пензенской и Саратовской губерний.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >