Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow История римской культуры

РИМСКАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Основу каждой культуры в значительной степени составляет система ценностей, свойственная данному обществу. Эта система не возникает сразу в законченном виде, но, постепенно закрепляясь в сознании и оформляясь, она определяет многие особенности культуры. Это целиком относится и к римской системе ценностей: не сразу, но относительно быстро римляне создали ту систему, которая определяла их сознание и культуру на протяжении нескольких веков.

Центром этой системы был сам Рим — «вечный город», Город (Urbs) с большой буквы. Созданный по воле богов, он по их воле должен править миром. Эту мысль лучше всего выразил великий римский поэт Вергилий (I в. до н.э.):

«Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,

Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,

Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней Вычислить иль назовут нисходящие звезды, — не спорю: Римлянин! Ты научись народами править державно —

В этом искусство твое! — налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!»

(Перевод С. Ошерова)

«Народами править державно» — вот историческая миссия Рима, не только его право, но и его долг перед всем остальным миром. Поэтому все, что было полезно для величия Рима, было нравственным. В ходе борьбы за утверждение этого величия выработалась знаменитая римская практичность: главное — не отвлеченные идеалы, а польза римского государства. Римляне были очень практичными людьми. Возникший как крестьянская община Рим долго сохранял черты крестьянского мировоззрения, и практичность была одной из основных таких черт. Римляне ценили конкретность и непосредственную полезность мысли и действия. Чистая красота и бескорыстное эстетическое чувство рассматривались как luxus — роскошь, чрезмерность, что недостойно римского гражданина. Абстрактные науки их привлекали мало, и, даже занимаясь ими, они выделяли прагматическую их сторону. Так, в философии их привлекал именно моральный аспект, а в истории — возможность понять, как Рим достиг своего величия и как на исторических примерах можно воспитать гражданина. Зато в агрономии или строительстве римляне достигли огромных успехов.

Идеалом являлся «римский мир» — pax Romana, т.е. мирное и благополучное существование Вселенной под благодетельной властью римского народа. По мнению римлян, такое положение Рима было определено самой историей его возникновения. Когда греки взяли, а затем разрушили Трою, троянский герой Эней с отцом, сыном и своими спутниками сумел ускользнуть от греков и отправился в далекий путь, чтобы по воле богов основать новую Трою. После долгих скитаний он высадился в Италии и затем стал царем народа, образовавшегося из слияния троянцев с местными жителями и названного лати- нами. Эней был сыном богини Венеры, и уже одно это предвещало его потомкам великую судьбу. Через несколько поколений Рея Сильвия, принадлежавшая к роду Энея, родила от бога Марса близнецов Ромула и Рема, и Ромул стал основателем непосредственно самого Рима. Когда Ромул умер, он был перенесен в мир богов и сам стал богом под именем Квирин. Поэтому и римский народ назывался еще «народом квиритов». Таким образом, Рим имел тройное божественное основание, ибо у его истоков стояли Венера, Марс и Квирин.

Такое тройное божественное обоснование существования Рима определяло его величие. Величие римского народа в римской системе ценностей занимало одно из первостепенных мест. Первым требованием римлян после подчинения какого-либо народа, города или страны было требование уважения подчиненными величия римского народа. Всякое нарушение такого величия беспощадно каралось. В конце II в. до н.э. был принят специальный закон о нарушении величия римского народа. В политической борьбе под это понятие можно было подвести все что угодно — проигранную войну или оскорбление магистрата, злоупотребление служебным положением или нарушение общественного порядка, исполнение обрядов, оскорбляющих религиозные или нравственные чувства римлян, или бунт, государственную измену. За все это виновного можно было подвергнуть самому суровому наказанию вплоть до смертной казни. В эпоху империи это понятие было перенесено на персону императора, и закон превратился в закон об оскорблении величества. Но и во времена империи Рим оставался великой державой, и каждый римлянин чувствовал свою причастность к этому величию. Постепенно даже покоренные народы проникались этим чувством, они независимо от своего истинного происхождения ощущали себя римлянами и в таком качестве противопоставляли себя варварам.

Римский народ и римское государство были неотделимы друг от друга. Понятие civitas включало в себя и организованную массу людей, и государство, и правовое положение людей — римских граждан. Первые 243 года Римом правили цари, но в 510 г. до н.э., после изгнания последнего из них — Тарквиния Гордого римское государство стало res publica populi Romani — общественным делом римского народа и в этом качестве противопоставлялось regnum — царству, которое было частным делом царей. Римляне на протяжении всей своей истории чувствовали свою причастность к государству, ощущали непрерывность его существования. С точки зрения римлян, замена республики империей не означала исчезновение «общественного дела римского народа», ибо сохранялось римское государство, воплощенное в сенате, сохранялся римский гражданский коллектив, сохранялась civitas Romana. Император же был не царем, «частным делом» которого являлось государство, а воплощением римского народа, его верховным главой.

Будучи членами огромного целого, каковым была respublicapopuli Romani, римские граждане и обладали всеми правами, и исполняли все обязанности. Одной из важнейших ценностей римского общества было право. Римляне выделяли два основных вида права: fas — право, определяемое религиозными нормами, относящееся в основном к взаимоотношениям людей и богов и определяющее, что людям дозволено, а что недозволено делать, и ius — совокупность норм и установлений, определяемых людьми и относящихся к человеческим взаимоотношениям, в том числе и к отношениям между государством и гражданином. Fas и ius не противоречили друг другу: ius имело, особенно в более ранние времена, религиозную санкцию, и занимались им первоначально жрецы-понтифики, а с другой стороны, культовое право всегда оставалось частью ius. Под римским правом обычно подразумевается именно ius. Римляне делили все право на публичное и частное. Первое относилось к государству и взаимоотношениям людей и государства (входившее в него международное право относилось к отношениям между государствами), а второе — к отдельным людям и их взаимоотношениям, включая вопросы семьи, брака, собственности, хозяйства.

В праве римский практицизм нашел великолепное выражение в формуле do, ut des — «даю, чтобы и ты дал». Не абстрактное правосудие, а взаимная польза, в том числе польза гражданина и государства, является основой отправления судопроизводства. В этом выразился юридический характер римского мышления, при котором формальность довольно часто оказывалась важнее содержательной стороны поступка, явления, отношения к ним и к миру. В эпоху империи это позволяло императорам практически неограниченно властвовать при сохранении внешних форм прежнего государства.

Сам Рим как бы состоял из двух частей: собственно Города и «римского поля» (ager Romanus), расположенного за его стенами. Город был основан по всем правилам священного права и окружен стеной, которая в основном и являлась городской чертой. Городская стена являлась священным померием, ограничивающим особое пространство города, внутри которого действовали особые правила. Так, никто не мог входить в померий вооруженным и даже в военной одежде. Официальным нарядом римлянина в Городе была тога, т.е. особый плащ, оставляющий открытым правое плечо. Отсюда и противопоставление оружия и тоги, и убеждение, что оружие сникает перед тогой. Тогу могли носить только римские граждане. Официально вне померия находилось Марсово поле. Поэтому там можно было быть при оружии, там могла стоять армия. Там же собирался один из видов народного собрания — центуриатное, ибо официально центурии считались воинскими единицами.

Каждый гражданин обладал всей суммой политических, гражданских и экономических прав. В первую очередь он имел iussuffragium — право голосования, дающее ему возможность участвовать в народном собрании, принимать или отвергать законы и избирать должностных лиц. Народное собрание называлось комициями (comitia); их в Риме было три вида: куриатные, центуриатные и трибутные. Они различались способом формирования. На куриатные комиции собирались только так называемые патриции по куриям, и их реальное значение было минимальным. Центурии были сначала чисто военными единицами (сотнями), а затем стали объединять граждан в зависимости от их имущества, и центуриатные комиции созывались по центуриям. Трибы были территориальными подразделениями, и трибутное собрание собиралось по трибам. Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле, а трибутные — на Форуме, площади у подножья одного из римских холмов — Капитолия. Одновременно гражданин обладал ius honorum — правом быть избранным, iusmilitiae — правом служить в римском легионе, iusconubium — правом вступать в законный брак и иметь законных детей, которые также будут римскими гражданами, ius commercium — правом вести все свои дела под покровительством римских законов, ius testamenti — правом завещать свое имущество и некоторыми другими правами. Только гражданин мог иметь три имени — родовое (потеп), личное (ргаепотеп) и фамильное (cognomen) — и в мирное время носить тогу. Гражданина нельзя было подвергать телесным наказаниям, а в случае смертного приговора он мог апеллировать к центуриатным комициям, в случае денежного штрафа — ктрибутным, и уже народ принимал окончательное решение. Это право называлось provocatio adpopulum — обращение к народу.

Все права были тесно связаны с обязанностями. Так, служба в легионе была не только правом гражданина, но и его обязанностью воевать за свое государство. Раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан — ценз, во время которого прежде всего интересовались, в каких военных кампаниях и под чьим командованием гражданин участвовал. В мирном труде гражданин должен был приумножать богатство государства. Участвуя в народных собраниях или заседаниях в сенате, он обязан был принимать такие законы и решения, которые шли бы на благо республики, и следить, чтобы республика не претерпела никакого ущерба. Право быть избранным было связано с обязанностью не только добросовестно исполнять должности, на которые гражданин избран, но и тратить на это и силы, и собственное имущество, и, если понадобится, жизнь.

Вообще идеальный римлянин должен думать прежде всего не о своей персоне, а о своем деле, res. Это может быть государство, или семья, или занятие. Понятие res было очень широким — от конкретной вещи или конкретного события, факта до деяния или государства. Во всей деятельности римлянин должен был проявлятьgravitas — серьезность, dignitas — достоинство, severitas строгость, sapientia — мудрость, но при этом быть благоразумным (frugalis) и честным {integer).

Государство было основано на согласии всех сословий римского общества, и прежде всего на гармонии сената и всего народа в деле укрепления величия Рима. Это требовало их совместной деятельности в законодательной, гражданской и военной сферах. Наглядным воплощением этого согласия являлась формула «сенат и народ римский» — senatuspopulusque Romanus (сокращенно S.P.Q.R)'. Не просто наличие этих двух тесно друг с другом связанных сил, но и их взаимодействие в общей работе на благо и величие Рима в первую очередь определяют успехи Города и народа в исполнении божественного замысла и в выполнении своего долга — установления «римского мира». Поэтому согласие — concordia — становилось одной из важнейших ценностей римского мышления. Нарушение согласия либо со стороны сената, либо со стороны народа ставило под угрозу само существование римского народа и его государства, и в первую очередь его свободы.

Свобода (libertas) была одной из важнейших ценностей римского народа. Именно она определяла правомочие гражданина и его возможность действовать по своему усмотрению, но в рамках принятых законов и установленных правил. Этим свобода противопоставлялась произволу (licentia). Как свободный человек римлянин противопоставлялся рабу, ибо раб имел над собой господина (dominus), а свободный человек такового не имел. По тем или иным причинам римский гражданин мог стать клиентом, т.е. перейти под покровительство более богатого или знатного соотечественника, который становился его патроном. Это не лишало клиента свободы, так как патрон и клиент были связаны обоюдными обязательствами. А вот работа по услужению или по найму ущемляла свободу, поскольку была основана на односторонних обязательствах работника. Наличие свободы и определяло прежде всего противоположность республики римского на-

1 Можно заметить, что нынешние городские власти Рима, подчеркивая традиционную связь с великим Древним Римом, используют эту формулу, ставя в начале всех своих распоряжений и даже вывесок, относящихся к муниципалитету, эти буквы. Даже на крышках канализационных люков нынешнего Рима красуется S.P.Q.R.Прим. авт.

рода и «царства». Римлянин ощущал себя свободным, часто противопоставляя себя представителю другого народа, который, по мнению римлян, изначально был рабом, подчиняясь царю. Подчинение императору не уничтожало этого ощущения, по крайней мере до тех пор, пока император действовал в рамках закона. Если же он законы нарушал, то становился тираном, и, как правило, судьба таких императоров была незавидной. Свобода являлась непреложным залогом славы и величия римского народа и была тесно связана с верховным богом Юпитером — недаром, когда это абстрактное понятие было обожествлено, храм Свободы был заложен именно в день, посвященный Юпитеру. Важнейшей гарантией личной свободы былаprovocatio, которая гарантировала гражданину свободу от насилия властей. Другой гарантией во времена республики были право вето народных трибунов и коллегиальность обычных (ординарных) магистратов, каждый из которых в своей деятельности мог препятствовать незаконным устремлениям своего коллеги. Свободы и права гражданина могли быть ограничены только такими же свободами и правами другого гражданина или в случае чрезвычайной опасности для республики «общественной пользой». В последнем случае либо назначался диктатор, на полномочия которого не распространялись ограничения, либо высшей власти предписывалось действовать так, чтобы республика не претерпела какого-либо ущерба.

Со свободой тесно связана iustitia — справедливость, правосудие. Порой ее даже считали самой совершенной добродетелью и отдельного человека, и государства, и общества. Определяется же iustitia не прихотями отдельного человека, даже если он обладает властными полномочиями, а законами, принятыми правильным образом и в правильном виде. Отсюда вытекает и убеждение в верховенстве закона. «Закон строг, но это — закон» — гласит упоминавшаяся уже римская пословица, прекрасно выражающая эту сторону римского мышления.

Чтобы наделе утвердить величие и славу Рима и тем самым выполнить его божественное предназначение, необходима активная деятельность граждан. В этой деятельности гражданин должен был проявлять virtus. Это слово обычно переводят как «доблесть», но это не совсем точно. Virtus — это совокупность самых разных качеств, которые должен проявлять идеальный римский гражданин на службе родине, — храбрость, трудолюбие, достоинство, честность, справедливость, верность долгу, повиновение закону, готовность отдать жизнь ради Рима и его народа. Сначала это понятие было связано с военной сферой и под «доблестью» подразумевались мужество, храбрость, отвага, и как свобода была связана с Юпитером, так virtus — с богом войны Марсом. Но в Риме военная и гражданская сферы были тесно связаны друг с другом, и понятие virtus очень скоро распространилось и на гражданскую жизнь.

Наградой за доблесть были почет (honos) и слава (gloria). Важнейшим аспектом почета и славы являлась память потомства. Этой памяти служили колонны и арки, воздвигаемые в память заслуг того или иного деятеля перед отечеством. Римляне первыми додумались «вынимать» эти конструктивные элементы здания из самого сооружения, ставить их отдельно и превращать в памятники славы. В честь таких людей ставили также их статуи и составлялись почетные надписи. Такие надписи, в частности, делались на храмах, построенных по инициативе или на средства видного римлянина.

Для полководца лучшей наградой был триумф — и это был один раз, когда в Рим можно было вступать с оружием. Если сенат за заслуги полководца давал ему триумф, тот, находясь до самого триумфа вне городских стен, затем во главе всей своей армии входил в город. Перед ними вели пленников и везли или несли трофеи, венки, надписи с упоминанием побежденных народов, стран, городов. Сам полководец ехал на позолоченной колеснице, одетый в пурпурный плащ и тунику, расшитую пальмовыми ветками, а на голове у него был лавровый венок. Воины, чтобы отвратить зависть злых сил чрезмерному счастью триумфатора, распевали про него насмешливые, а то и весьма злые песенки, а стоявший за спиной триумфатора специальный раб постоянно шептал ему: «Помни, что ты — человек». Шествие медленно двигалось по городским улицам, приветствуемое собравшейся толпой. В конце триумфа полководец приносил жертву Юпитеру Капитолийскому. Иногда вместо триумфа давалась овация, или малый триумф. В этом случае полководец ехал не на колеснице, а на коне, или шел пешком, и носил не пурпурный плащ, а белую тогу с пурпурной полосой, и не лавровый, а миртовый венок.

Важнейшим видом почестей были магистратуры, т.е. общественные и государственные должности, на которые избирали римлян их сограждане. Стремление к магистратурам вдохновляло знатных римлян. В словах «магистрат», «магистратура» присутствует элемент magis — больше. Как римский гражданин был «больше» любого иностранца, так магистрат был «больше» рядового гражданина. Память о магистратурах предков тщательно сохранялась потомками. Посмертные восковые маски магистратов хранились в домах знатных римлян в специальных шкафчиках и выносились во время похорон членов данной фамилии: умершие предки, достигшие «почестей», как бы непосредственно участвовали в похоронных процессиях своих потомков, на которых, таким образом, тоже распространялась доля почестей, принадлежавших фамилии (семье). В Риме постепенно установился определенный порядок прохождения магистратур — cursus honorum. Его наличие высоко ценилось, и чем больше, чем длиннее был такой почетный список, тем больше славных деяний за время исполнения своих магистратур человек совершил. Этот список старались выгравировать на саркофагах на память собственным потомкам и всем гражданам Рима. Те фамилии, в которые входили люди, имеющие такой список, и составляли римскую знать — нобилитет.

Среди ценностей, особо ценимых римлянами и считавшихся неотъемлемыми римскими добродетелями, важное место занимает fides — верность, честность, доверие, гарантия. Это и верность государству, и верность данному слову. Данное понятие было прежде всего связано с защитой и помощью и включало в себя взаимность нерушимых обязательств. Соблюдение верности приносит благо (salus) и отдельному человеку, и всему государству. Римляне были уверены, что fides изначально была свойственна римскому народу. По преданию, храм Fides воздвиг еще второй римский царь Нума Помпилий, а согласно другому мифу такое святилище появилось на месте города даже до его основания. Верность, как считали римляне, не раз спасала и государство, и отдельных людей в самых сложных обстоятельствах. Fides с самого начала относилась, вероятно, к кругу общественных ценностей. Она помогала людям жить в обществе, общаться друг с другом, совместно участвовать в государственной жизни. Кроме частной верности, верности каждого гражданина существовала fides publica или fidespopuli Romani—общественная верность, верность всего римского народа. Fides была тесно связана с верховным богом Юпитером и находилась под его покровительством. Она подразумевала существование взаимных обязательств, причем не только людей между собой или граждан и государства, но и общества и богов. Верность невозможна без благочестия — pietas. Fides иpietas были тесно связаны друг с другом.

Pietas тоже относилась к старинным римским добродетелям и в отличие от fides первоначально была связана с семейными и родовыми ценностями. Тогда под благочестием понималось прежде всего почитание умерших предков. Но так как умершие предки обожествлялись, то pietas распространилась и на богов вообще. Как virtus являлась исполнением человеком своего долга перед родиной, так pietas — перед богами. Рим потому и побеждал всех своих врагов, что римляне, и особенно его власти, всегда тщательно исполняли все религиозные обряды, соблюдая все правила благочестия. Если же не будет у людей благочестия, то исчезнет и верность, и даже человеческое сообщество вообще. Наряду с pietas у римлян существовало понятие religio — религия, и некоторые римские теоретики пытались разделить эти два понятия, считая pietas исполнением долга перед предками, a religio — перед богами. Но в народном сознании оба понятия смешивались друг с другом. Почитание богов предусматривало и ответную заботу богов о Риме и его гражданах. Поэтому pietas являлась не только частным делом человека, но и его общественной обязанностью.

Конечно, это лишь идеальная схема, в которую реальная жизнь укладывалась далеко не всегда, а может быть, никогда не укладывалась.

Но эти идеалы одухотворяли сознание, определяли мироощущение, вдохновляли всю римскую культуру. Римляне были уверены, что эти идеалы в совокупности реализовались в некотором прошлом, и если сейчас дела идут не так, как надо, то необходимо восстановить «нравы предков», и все пойдет на лад. Отсюда вытекает определенный консерватизм римского общества, не принимающего радикальных нововведений. Характерно, что в латинском языке словосочетание res novae, т.е. нечто новое, новизна, обозначает мятеж, государственный переворот. Политические деятели, откровенно ориентированные на преобразования, терпели в Риме поражения, и все новое вводилось и принималось, если оно выступало как восстановление старого, испорченного новым временем.

Все эти ценности, разумеется, возникли не сразу, а формировались постепенно, по мере развития самого Рима. Но эта постепенность все же была относительно быстрой, и некоторые черты римского сознания проявились уже довольно рано. Практицизм, юридический формализм, «государственничество» стали ментальной основой всей римской культуры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  • 1. Каковы особенности римской системы ценностей?
  • 2. Каков идеал римского сознания, в чем его суть?
  • 3. Каковы основные черты римского общественного строя и как они отражаются в системе ценностей?
  • 4. Какова иерархия римской системы ценностей?
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы