Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow История римской культуры

ТОРЖЕСТВО ХРИСТИАНСТВА

Последнее гонение произошло в начале IV в. Диоклециан, прекрасно понимая значение идеологического фактора в укреплении власти, сделал ставку на старые культы. Он стремился ввести официальную религию, обязательную для всего населения империи. За основу он взял старинные римские культы. Сам Диоклециан и его соправитель Галерий стали Иовиями, т.е. потомками Юпитера, а два других соправителя — Максимиан и Констанций Хлор — Геркулиями, потомками Геркулеса. Выбор этих богов был неслучаен. Юпитер был верховным богом и издавна считался хранителем и властелином Вселенной, а Геркулес — покровителем и спасителем людей, и его культ в то время был широко распространен. Как сыновья богов императоры считались находящимися в вечном свете и часто изображались с сиянием вокруг головы. Все лица, отказывающиеся поклониться старым римским богам, должны были преследоваться. Сначала преследованию подверглись манихеи, а затем пришла очередь христиан. 23 февраля 303 г. был издан специальный эдикт о преследовании христиан, и началось самое жестокое и самое крупномасштабное гонение на христианство, целью которого было уничтожение этой религии как таковой. Пожалуй, только правивший на Западе соправитель Дио- клециана Констанций Хлор, первой женой которого была христианка Елена, пытался смягчить суровые нормы эдикта. Но это гонение не сломило христианскую церковь, а, наоборот, укрепило ее. И сын Констанция Хлора и Елены Константин сделал из этого вывод.

Как и Диоклециан, Константин понимал значение идеологического фактора, но предпочел рассматривать церковную структуру не как соперницу, а как союзницу. В 313 г. Константин, встретившись в Милане со своим соправителем Лицинием, издал вместе с ним эдикт о веротерпимости. По этому так называемому Миланскому эдикту все религии, в том числе христианство, объявлялись терпимыми, и всякие преследования на религиозной почве запрещались. Хотя Миланский эдикт провозглашал лишь веротерпимость, реально Константин стал все больше покровительствовать христианству. А вскоре Константин, победивший Лициния и ставший единственным повелителем империи, перешел к прямому покровительству христианской церкви. Еще перед решающим сражением со своим главным соперником Максенцием в 312 г. он избрал значком своих воинов так называемую хризму — символическое обозначение Христа в виде пересеченных греческих букв X и Р вместе с первой и последней буквами греческого алфавита А и Q, обозначающих начало и конец всего. После победы над Максенцием Константин, как это и было положено, отпраздновал в Риме триумф, который резко отличался от всех предыдущих лишь тем, что в конце император не совершил жертвоприношения в честь Юпитера Капитолийского, что являлось и вызовом старым традициям, и уступкой христианам, каких, видимо, было довольно много в его армии. Уже в это время фактически возникает союз между императором и церковью. Италийским, галльским и африканским епископам Константин поручает рассмотреть вопрос о дона- тистском расколе (о котором пойдет речь ниже). Император становится инициатором созыва в Арелате собора западных церквей. Вслед за тем он принял ряд актов, фактически оформлявших этот союз. Христианское духовенство было освобождено от налогов и личных повинностей, на церкви было распространено право убежища, какое до этого имели лишь языческие храмы, да и то не все, произведенное в церкви освобождение раба признавалось законным. Было разрешено делать имущественные взносы в церковь и запрещено привлекать христиан к участию в языческих праздниках, в том числе и связанных с культом императора. С 319 г. на монетах Константина исчезают фигуры римских богов, хотя их еще помещают на своих монетах отдельные города, особенно сам Рим, где язычников было еще очень много. Разгромив Лициния, который в большей мере, чем он, был склонен к язычеству, и объединив под своей властью всю империю, Константин в 324 г. издал эдикт, гарантировавший язычникам право на отправление своих культов. Хотя он по форме в значительной степени повторял Миланский, тон его был уже совершенно другим: теперь христианский владыка (хотя официально он еще христианином не был) милостиво разрешал ошибающимся (а именно так были названы язычники) жить в том же мире и покое, как и истинно верующие.

Христианская церковь платила императору благодарностью. Константин, будучи еще язычником, удостоился величайших почестей и огромной благодарности с их стороны. Христианский писатель Евсевий написал наполненную восторгом биографию этого императора. Упомянутый собор западных церквей в Арелате пригрозил отлучением от церкви всякому христианину, который окажется от исполнения своих обязанностей перед императором, в том числе от военной службы. Епископ испанского города Кордубы Осия становится одним из ближайших советников Константина.

Церковь и императорская власть все больше сближались. Это не означало полного отказа власти от язычества. Продолжали существовать языческие культы, в том числе и культ императора. Но на первый план все больше выходило христианство. Церковь становилась опорой власти. Но для того чтобы стать такой надежной опорой, она должна была быть единой, а ей в то время грозили расколы.

После окончания последнего гонения в церкви снова возник вопрос о тех, кто изменял вере, выдавал по требованию властей священные книги, отказывался от мученичества. Вскоре в Карфагене епископом стал Цецилиан, проявивший себя во время гонения не лучшим образом. Это вызвало недовольство той части верующих, которые настаивали на совершенстве духовенства, на объединении в церкви только «чистых», не изменивших христианству, на недействительности обрядов, совершенных предателями. Они настаивали на вторичном крещении тех, кто изменил во время гонения, а теперь хотел вернуться в лоно церкви. Эта часть христиан Африки избрала епископом сначала Майорина, а затем Доната. По имени Доната это течение получило название «донатизм». Сначала Константин пытался примирить две ветви африканской церкви, но потерпел неудачу. Тогда императорская власть выступила против донатистов. Конфликт между властью и донатистской церковью привел к тому, что донатизм стал знаменем народных движений в Африке.

Донатизм все же был довольно локальным явлением. Гораздо большую опасность представлял арианский раскол.

После легализации христианства в церкви вновь вспыхнул бушевавший уже и раньше спор о сущности Христа. Центром его стала Александрия, хотя такие споры проходили и в других городах. Александрийский священник Арий выступил с утверждением, что Бог — един, безначален, неизменен и не создан, и никто не может быть равен ему по сущности; что Сын, т.е. Христос, создан Богом из ничего прежде всякого другого творения, но все же, в отличие от Бога, не существовал от века; что, будучи совершенным творением Божественной воли, он не единосущен и не равен Отцу. Александрийский епископ Александр, выступив против этого учения, отлучил Ария от церкви. Но это не сломило Ария, и его учение — арианство стало широко распространяться и за пределами Египта. Наиболее последовательным противником Ария был другой александрийский священник Афанасий, утверждавший, что Христос единосущен Отцу, является равноправным членом Троицы и существовал всегда.

Ожесточенные дискуссии вызвали опасность полного раскола церкви на афанасианскую и арианскую. Чтобы не допустить такого поворота событий, Константин собрал в 325 г. в Никее Вселенский собор, т.е. собрание епископов всей империи. Это был I Вселенский собор в истории христианской церкви. Победу на нем одержали афа- насианцы, их учение было признано единственно правильным, православным, ортодоксальным. Был принят символ веры, в кратком виде выражавший сущность официального христианского учения. Арианство было объявлено ересью.

Это не означало конца борьбы. Арианство пользовалось огромной популярностью в восточной части империи, в то время как на Западе никейский символ веры признавался более последовательно. Ариане находились и при дворе, и даже император Констанций II, сын Константина, был арианином, заставившим и западную церковь признать правоту этого направления. Начавшееся в IVв. распространение христианства среди варваров, особенно вестготов, тоже проходило в форме арианства. Окончательный перелом произошел только в конце IVв., когда император Феодосий решительно выступил в защиту ни- кейского православия.

IV в. стал переломным в истории христианства. Константин незадолго до смерти официально принял христианство, став, таким образом, первым христианским императором. С этого времени (за немногими исключениями) все римские императоры были христианами (некоторые из них были арианами). Христианство, пользуясь к тому же явным императорским покровительством, в это время широко распространяется. В восточной части оно стало религией большинства уже, пожалуй, в первой половине этого столетия. В середине века и в западной части государства христианство широко распространяется в сельской среде, а к концу века оно стало верой подавляющего большинства населения Римской империи.

Это не означает, однако, что язычество исчезло окончательно. Еще сохранилось много его приверженцев среди крестьян, особенно на Западе. Недаром слово «поганый», произошедшее от лат. paganus — сельчанин, проникнув в русский язык, еще долго обозначало язычника. Много приверженцев язычества было среди римской интеллигенции, а в 60-е гг. оно нашло опору и в лице императора. Юлиан, выступивший в 361 г. против Констанция, став императором, решил возродить прежнюю славу Римской империи и счел, что причиной непрекращающегося упадка явилась измена старым богам. Правда, его религия уже мало походила на традиционную. Ее исходным пунктом было утверждение, что боги были не только покровителями Рима, но и творцами мира и всегда почитались, а поэтому нельзя им изменять. Но под богами он понимал скорее природные силы, символами которых были видимые статуи. Как и некоторые предшествующие императоры, в частности Аврелиан, Юлиан обращается к культу солнца и делает верховным богом Гелиоса. Блестяще образованный, Юлиан смешивает философию и религию и по существу делает последней неоплатонизм. Возрождая веротерпимость, он способствует возобновлению споров между православными и арианами, а под предлогом восстановления справедливости отнимает у христиан церкви, созданные ими на месте бывших храмов, и возвращает восстановленные храмы язычникам. Вновь были разрешены публичные жертвоприношения, запрещенные Констанцием. Христианам запрещалось быть школьными учителями и риторами, поскольку они не могли искренне и добросовестно передавать ученикам существующее культурное наследство, подавляющая часть которого языческая. Был принят и ряд других мер против христиан. Церковь решительно выступила против Юлиана, прозванного Отступником, и ее поддержала огромная масса населения империи. После гибели Юлиана в войне с персами христианство полностью восстановило свои позиции.

Преемники Юлиана приняли ряд мер, направленных против язычников. В 379 г. император Ерациан официально отказался от сана верховного понтифика, который носили его предшественники, в том числе и христианские императоры. Отныне это наименование присваивается римскому епископу, которого все чаще называют папой. После долгих дебатов из здания римского сената была вынесена статуя богини победы Виктории, бывшая символом и залогом побед Рима. Несколько позже языческие жрецы, в том числе столь почитаемые ранее весталки, были лишены неприкосновенности. В 389 г. дни языческих праздников были объявлены рабочими. 24 февраля 391 г. Феодосий от своего имени и от имени своих соправителей Валентини- ана и сына Аркадия издал эдикт, который под страхом божественной и человеческой кары запрещал приносить в жертву невинных животных, входить в храмы и почитать человекообразные статуи. Этим эдиктом фактически запрещались все языческие обряды, не только публичные, но и совершаемые в частных домах. В 392 г. были последний раз отпразднованы Олимпийские игры. В 394 г. был запрещен культ Митры. Феодосий являлся ярым приверженцем никейского православия. По его инициативе в 381 г. в Константинополе был созван новый Вселенский собор, который подтвердил и частично дополнил принятый в Никее символ веры. Это символ, в частности, утверждал, что Иисус Христос рожден прежде всех веков, не сотворен, единосущен Отцу и ради спасения человечества вочеловечившийся и воплотившийся. Церковь, принявшая этот никейско-константинопольский символ веры, была объявлена не только православной, но и вселенской, католической, и всякие другие исповедания были отныне запрещены. Еще раньше эдиктом от 28 февраля 380 г. Феодосий предписал всем под данным исповедовать только христианскую веру в той форме, какую проповедовал в Риме святой Петр. Теперь таковой была признана лишь вера, основанная на никейско-константинопольском символе веры.

Ставший в западной части империи императором Евгений попытался было заигрывать с язычеством, приверженцы которого были еще довольно многочисленны в Риме. Он, в частности, вернул в сенат статую Виктории. Это стало для Феодосия поводом к войне с ним и его свержения. Став единым повелителем государства, Феодосий снова вынес статую богини победы. С этого времени христианство окончательно становится имперской религией. Это означало глубокий переворот в сознании общества. Хотя римская религия была тесно связана с государством, она, как и всякая политеистическая религия, признавала существование других культов, если они не наносили урон интересам Рима и римского государства, не слишком резко противопоставлялись принятым в Рима нормам и представлениям. Эдикты Константина, принятые фактически в пользу христианства, по форме являлись эдиктами о веротерпимости. И Юлиан, выступая против христиан и Церкви, формально тоже придерживался веротерпимости. Теперь с этой традицией было покончено. Легальным признавалось не просто христианство, а только одно его вероисповедание — никей- ско-константинопольское. Все остальные объявлялись ересями и преследовались.

Ереси, однако, продолжали существовать. Несмотря на все преследования арианство на Востоке и донатизм в Африке не были полностью искоренены. Появились и новые ереси. На Востоке продолжались бурные споры о природе Христа, о Троице, о Марии. В 428—431 гг. константинопольский патриарх Несторий выступил с утверждением, что две природы Христа никогда полностью не сливались и, следовательно, Христос-человекне мог быть Сыном Божьим в полном смысле слова — таковым можно называть лишь Логос до его воплощения. Что же касается Девы Марии, то ее, по мнению Нестория, надо называть не Богородицей, а только Христородицей. В противоположность этому константинопольский архимандрит Евтихий, под держанный александрийским патриархом Диоскором, заявил, что, хотя Христос родился из двух природ, пребывает же он только в одной природе — Божественной, а человеческая природа полностью была им утрачена. Это учение получило название монофизитства. И нес- торианство, и монофизитство вызвали жесткое сопротивление со стороны большинства иерархов и богословов восточной церкви. Третий Вселенский собор, созванный в Эфесе в 431 г., осудил нестори- анство, а четвертый Халкедонский в 451 г. — монофизитство. Опираясь на решения этих соборов, императорская власть стала жестоко преследовать еретиков.

Ни несторианство, ни монофизитство не нашли широкой аудитории на Западе. Тем не менее еретические движения появились и там. В Испании со своим учением, отличным от никейского, еще в IV в. выступил Присициллиан. Он утверждал, что не существует реального различия между лицами Троицы, что Иисус Христос имел только одну — Божественную — природу, поэтому практически не страдал на кресте, что дьявол является порождением хаоса, а мир — порождением дьявола, что человеческое тело — создание тоже дьявола, а душа — часть бога. Из этих теоретических посылок он делал весьма важные практические выводы. Он настаивал на аскетизме, на отказе церкви от имущества, на выборности церковных должностей, на вере как мистическом соединении человека с Богом без посредничества церкви. Присциллиан настаивал на возможности использования апокрифов (т.е. сочинений, не признанных церковью священными), в которых можно было найти антицерковные взгляды, и на роли женщин в культе. Все это не только было противоположно официальному церковному учению, но и ставило под вопрос саму нужность церковной организации. Присциллианство было осуждено, а сам Присцил- лиан и группа его ближайших сподвижников казнены. Это вызвало протест даже среди многих их противников, считавших недопустимым вмешательство светской власти в церковные дела.

Если присициллианство было ограничено лишь Испанией, то пе- лагианство распространилось гораздо шире. Британский монах Мор- тан Пелагий и его ученик Целестий отрицали существование первородного греха и Божественного предопределения. Они полагали, что грех Адама лежит только на нем самом, а не на его потомках; утверждали полную свободу воли человека, который будет за свои грехи отвечать перед Богом на страшном суде; заявляли, что Христос дал идеал святости и все люди должны следовать этому идеалу, ибо нет избранных и неизбранных, и будущее блаженство или вечное мучение зависит только от самого человека, от его чистой или грешной жизни. Кары, по мнению пелагиан, не избегнут и клирики, если они будут вести жизнь, не соответствующую христианским моральным требованиям. Пелагианство было осуждено тем же Вселенским собором, созванным в Эфесе. Меры против пелагиан принял и император.

Став государственной, христианская церковь становится и важным элементом римского общества. Организационно она строилась по образцу государства и представляла собой структуру, параллельную государству. В каждом городе имелся епископ, а во главе провинции стоял митрополит. Главы церквей Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима занимали особое положение — они считались патриархами, и им подчинялись все местные церкви. На Западе таким патриархом был только римский папа, считавшийся главой всех западных христиан. По мере ослабления власти западных императоров и распада Западной Римской империи власть папы росла, и после фактического исчезновения светского главы государства на Западе римский папа остался единственной фигурой, объединяющей западных христиан никейско-константинопольского вероисповедания. На Востоке патриархов было несколько, но константинопольский патриарх играл особую роль из-за непосредственной связи с императорским двором. Сохранение на Востоке сильной императорской власти привело к тому, что восточная церковь не стала самостоятельной, и хотя отношения между светской и духовной властью часто определялись конкретными политическими обстоятельствами, в целом существовал примат императора над патриархом или в лучшем случае они действовали совместно (что называлось симфонией). Западная церковь настаивала на своей полной независимости от светских властей и невмешательстве последних в церковные проблемы. Восточная активно использовала светскую власть, включая императорскую, для решения внутрицерковных споров.

Духовенство обладало значительными привилегиями. В частности, и церкви, и отдельные священнослужители освобождались от налогов и различных повинностей. Священники не служили в армии. Имущество церкви и ее слуг объявлялось неприкосновенным. Это служило дополнительным стимулом (не говоря уже об искреннем благочестии) для куриалов или сенаторов передавать часть своего имущества в собственность церкви. Да и император часто поступал так же. Если дарились земли, то вместе с ними в распоряжение церкви поступали и связанные с ними рабы и колоны. Многие крестьяне сами переходили под покровительство не светских крупных землевладельцев, а церкви, тоже становясь церковными колонами. В результате церковь становится довольно крупным собственником.

Стройность церковной организации нарушали монастыри. Монашество появилось в Египте, где еще в III в. аскеты уходили в пустыню и жили там отшельниками. Около 300 г. Антоний основал в этой стране первый монастырь, где монахи уже жили рядом друг с другом, хотя и в отдельных кельях, и вместе осуществляли различные обряды. Несколько позже в том же Египте Пахомий создал другой вид монастыря, в котором его обитатели жили сообща и вместе не только служили Богу, но и работали. В IV в. монашество распространилось и в других частях империи, сначала на Востоке, а затем и на Западе. Монастыри располагались отдельно от местных, приходских церквей, но подчинялись митрополитам и решениям соборов.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы