Некоторые причины разрушения отношений между людьми в современном мире

Спектр этих причин настолько многообразен, что не представляется возможным даже контурно их все обозначить, поэтому ограничимся только указанием некоторых психологических причин, прекрасно осознавая и признавая значимость и всех остальных причин: социально-экономических, политических, культурных, религиозных, приведших современное состояние взаимоотношений между людьми к крайней дестабилизации. Исторические факты и реалии современности убедительно доказывают, что разрушение нравственности приводит к распаду, дезинтеграции общества, к кризисам не только в сфере социальных отношений. Поэтому общественные и государственные нормативно-правовые структуры стремятся регулировать нравственность через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры [51, 54, 97, 229]. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, уязвимости неожиданными опасностями и от целенаправленного разрушения.

В тех социальных сообществах, где нравственные основания переживают длительный кризис, особенно отягощенный межнациональным расколом, нравственный аспект культуры находится в постоянном состоянии риска разрушения. В.И. Слободчиков в статье «Антропологический кризис в современной европейской культуре» пишет о том, что сейчас «происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно — призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни... Идеология постмодернизма и глобализации направлена на то, чтобы сокрушить, смести или, по крайней мере, нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа — в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще хоть какого-нибудь осмысленного уклада» [189].

Толчком к смене нравственных идеалов может быть рост дискомфортных состояний большинства членов сообщества, вызванных материально-бытовыми, экономическими, юридическими условиями; недоброжелательными межличностными, производственными отношениями; неудовлетворенностью в реализации своего творческого потенциала и т.д. Все это — значимые причины разрушения духовно-нравственной сферы человека. В контексте методологического анализа этих причин важно выделять основополагающие, которые определяют разрушительные тенденции анализируемой психологической реальности.

1. Особое место среди причин разрушения духовно-нравственной структуры человека и человечества в целом, системы нравственной взаимосвязи между людьми занимает девальвация ценностного отношения к женщине, материнству, детям. Во многих национальных культурах, в религиях, на глубинном уровне отношение к женщине и материнству ценностное, составляющее сущность продолжения рода человеческого. (Вообще человеческому разуму доступно понимание того, что не может быть более жуткой картины разрушения, того, что будет со всеми достижениями в науке, техническом прогрессе через сотню лет, если женщины всего мира вдруг перестанут рожать детей!). Не случайно разрушительные технологии, направленные на переустройство мира, мощно используют разрушение нормы репродуктивной функции человека. (Это технологии «сексуальных революций»; усиленная пропаганда представлять сексуальную патологию, отклонения как норму; одобрение добрачных связей, абортов; разрушение многовековых традиций девственности; признание прав на однополые браки и т.д.).

Девальвация ценностного отношения к женщине проявляется в использовании ее полуобнаженного тела в целях рекламы товаров. Пропаганда и возведение в культ совершенства на телевидении, в печати, художественной литературе образа женщины как «носительницы зла и порока», «стервы», «хищницы-волчицы». Например, не считается безнравственным издавать так называемую научно-популярную, психологическую литературу с такими названиями: «Как стать стервой».

(Интернет на эту тему предлагает 2 млн статей и всякого рода обсуждений этой темы. Предлагается приобрести книги «Как стать стервой», «Школа стервы», «Большая книга стервы» автора Е. Шацкой; «Деловая стерва, или Как выжить в мире мужчин» автора А. Владимирской; «Стерва ведет переговоры», «Стерва за рулем» — Л.Орловой. Издается энциклопедия по «стервологии». Проводятся семинары-практикумы по «стервологии» Стеллой Стопкой. В этих изданиях дается исчерпывающе восторженная характеристика женщины-«стервы». «Милые барышни точат когти, красят алым рот и проходят курсы по “стервологии”. Они готовы на все, лишь бы заслужить звание “стерва”. Сильные, жесткие, уверенные в себе и не подчиняющиеся никаким правилам, кроме собственных. В общем-то, “стерва” от обычной женщины отличается только уверенностью в себе, отсутствием истерик и самодостаточностью. В целом это довольно приятная барышня, мужчинами она манипулирует незаметно, используя женскую мудрость, а не резкость и бескомпромиссность. Стервой мужчины восхищаются, она может быть разной — и пушистым котенком, и женщиной-вамп, и серой мышкой в кедах. Главное, чтобы ей было самой удобно и чтобы она излучала уверенность и любовь к себе. Приметы хищницы все же присутствуют — “глубокий манящий взгляд, голос с хрипотцой, повадки хищной кошки, знает особые приемы соблазнения”. Конечно, соблазняет мужчин пачками. Но в поисках единственного. Стервология — это то, чему мамы учили своих дочерей еще в рыцарские времена, чтобы девочки умели быть любимыми и счастливыми» [http://moikompas.ru/compas/stervaJ).

В русском языке «стервец» — это презрительное, бранное слово. Им называли подлых, негодных людей [148, с.756]. В.И. Даль в слове «стерва» раскрывает еще более отвратительное содержание: «труп околевшего животного, скота; падаль, мертвечина, дохлятина... Стервенеть, остервениться — стать, приходить в бешенство, неистовство, ярость, зверство» [59, с. 624]. Но сейчас произошла полная переоценка значения этого слова. Интернет формирует представление о нем вот в таком духе: «Стерва — это не оскорбление, а комплимент. Быть стервой — модно. Это своеобразный идеал современной женщины и особая наука».

Культивирование такого образа женщины девальвирует высочайшую духовно-нравственную ценность женщины — быть матерью, продолжательницей рода. У французов есть поговорка: «Если жизнь женщины до сорока лет не заполнится детьми, то потом она заполнится химерами». Только духовно-нравственные нарушения общества могли породить в России открытое, не осуждаемое, а воспринимаемое даже как особый шик у молодежи в конце XX в., использование ненормативной лексики, содержание которой имеет в своей основе самое святое слово для человека — Мать. Негативное воздействие мат оказывает не только на того, кто его произносит, но и на всех тех, кто его слышит, находясь вблизи.

В контексте методологического анализа причин духовно-нравственного разрушения человека — девальвации ценностного отношения к женщине четко выделяется основополагающее положение — посягательство на репродуктивную функцию, которая определяет разрушительные тенденции демографической картины того или иного сообщества. А это, как хорошо известно, — порождение многих социальных проблем. Например, нехватки трудовых ресурсов, а следовательно, обвал нерегулируемых эмиграционных потоков, как следствие этого — межэтнические конфликты, экономические и политические проблемы. (В России, например, из-за демографических нарушений обезлюдели обширнейшие районы Сибири и Дальнего Востока, на стратегических картах которых иногда отмечается вместо населенных пунктов «зимовье, изба, сарай»),

2. В контексте обсуждения основополагающих психологических причин разрушения отношений между людьми представляется важным анализ действия вакуума в духовно-нравственном личностном состоянии.

Термин «духовный вакуум» (от лат. vacuum — пустота) употребляется для обозначения кризиса социальной и национально-культурной идентичности, самосознания. Такой кризис сопровождается чувством тревоги, страха, «бездомности» «опустошенности» и потерянности человека в мире. Термин «духовный вакуум» широко используется в социологии, психологии, педагогике, культурологии, различных религиозных учениях и духовных практиках[1]. Духовно-нравственная пустота человека сравнима с картиной зарослей бурьяном, чертополохом некогда плодородной пашни. «Природа не терпит пустоты». На месте всего, что разрушилось, всегда появляется нечто новое, но оно не всегда может быть позитивным. Очень часто в истории человечества наблюдались проявления фаз негативных состояний духовной нравственности [2].

В.И. Слободчиков считает одной из причин антропологического кризиса современной культуры нашего общества духовный вакуум, который возник после снятия прессинга коммунистической идеологии. «Наше сознание оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологиями, перед опасностью массового растления, разврата, наркотиков. Появилась растерянность — как же быть, кому теперь поклоняться, во что теперь верить? Но свято место пусто не бывает! И на место разрушенного мировоззрения или так называемого менталитета пришло “чужебесие” [189].

В.И. Слободчиков в случившейся мировоззренческой катастрофе называет две достаточно очевидные тенденции. «Первая из этих тенденций связана с порабощением внутренней жизни, всего сознания человека материальными, плотскими потребностями, потребностями собственной самости». (В предыдущем параграфе монографии мы уже указывали разрушительные тенденции отношений человека к вещному, предметному миру.)

Вторая тенденция разрушения духовно-нравственной сферы современной цивилизации, по мнению автора, заключается в том, что она «не только решительно отрицает созерцание, душу, вечность, но пытается открыто отвергнуть идеальную ипостась человека. Складывается мощная индустрия по наращиванию экзотических, а чаще извращенных потребностей, по превращению их в главный мотив поведения и ценностного устремления. Немалый вклад в развитие такой индустрии осуществляют и современная педагогика, и современная психология, и современная социология». Например, В.И. Слободчиков обращает внимание на то, что в последние десятилетия «научное знание о глубинных психических явления и состояниях человека оказалось замечательным средством внешнего программирования и духовного кодирования личности. На базе этих знаний уже разработаны способы оккупации сознания другого человека, сценирования чужой жизни в собственных целях (достаточно вспомнить рекламные ролики, 25-й кадр, гипноз, техники работы многочисленных колдунов и гадалок и др.). К разряду психотехнических средств, несомненно, относятся разного рода суггестии и способы “промывания мозгов”. Протезирование сознания бесчисленными слоганами (типа «Не дай себе засохнуть!», «Ты этого достойна!» и т.п.), софистика и демагогия, целевые фрустрации и магическое вменение веры, эзотерика и чародейство, психологическая дрессура под видом психотренингов также входят в этот арсенал. Этот список можно продолжить, но главное, что на этом поприще у классической психологии головокружительные перспективы» [189]. Выход из создавшегося положения видится в одном — понимании, переживании этого духовно-нравственного вакуума и своевременном заполнении его подлинными духовными ценностями.

В случаях когда время упущено и этот вакуум уже заполнился «чертополохом», то предстоит длительная и многотрудная работа многих социальных культурно-воспитательных государственных и общественных структур, и прежде всего самого человека.

3. Исходя из вышесказанного в контекст обсуждения психологических причин разрушения отношений между людьми необходимо включить методологический анализ общих закономерностей воздействия внешних и внутренних факторов на психику и поведение человека. И теоретически, и эмпирически доказано, что сила и направленность разрушительных процессов подчиняются законам управления и самоуправления. Сейчас разработано огромное число различных технологий психологии разрушения. Во всех этих технологиях четко просматривается разрушение прежде всего духовной нравственности и отношений между людьми. Особую опасность представляют психологические технологии типа «управляемого хаоса», «тихой войны», «бесшумного оружия», «шоков будущего», «религиозных войн». Например, технология оказания влияния на большие группы людей посредством «глубоко проникающего длительного напряжения» имеет такую схему: «На первой фазе подвергнутое воздействию население будет защищать себя лозунгами, но реального противостояния не происходит. На второй фазе продолжения кризиса общественный порядок надламывается и разрушается. Затем следует третья фаза, когда население отворачивается от инспирированного кризиса. Далее следует апатия, сопровождаемая определенным идеализмом» [90]. Аналогичный эффект возникновения духовного вакуума создает технология «шокового воздействия». Например, Исследовательский центр научной политики при Суссекском университете в Тэйвистоке известен как центр “шоков будущего”, представляющих собой серию событий, которые происходят так быстро, что человеческий мозг оказывается не в состоянии осмысливать информацию. После серии непрерывных шоков целевая группа населения входит в такое состояние, когда ее члены больше не желают делать выбор в меняющихся обстоятельствах. Ими овладевает апатия, которой часто предшествует бессмысленное насилие. Такая группа становится легко управляемой, она будет без сопротивления подчиняться любым приказам, что и является целью такой обработки [37].

Социотехнические средства часто используют в дни политических акций — выборов, демонстраций, референдумов и т.д. Суть их — манипуляция социальными пристрастиями и достижение своеобразной социальной невменяемости, анестезии чувствительности человека к социальным противоречиям. К разряду социотехнических манипуляций можно отнести, например, «пропаганду идеологем на злобу дня (Голосуй, а то — проиграешь!), блокаду рефлексии по отношению к целям и способам их достижения (Голосуй сердцем, а не умом!), сокрытие замысла и двойной стандарт, подмену ценностей, создание ситуаций ложного выбора, снятие личной ответственности и одновременно — шантаж функциональными обязанностями и т.д. «Хочу специально подчеркнуть, что сами эти техники не виноваты; виноваты мы — растерявшие, а часто — размотавшие Богом данные нам защиты от духовного порабощения и духовного геноцида» [189].

Многие авторы отмечают, что в духовно-нравственном разрушении значительную роль играют технологии креативных центров и виртуализация общества. «Тенденцией времени стало “абсолютное проникновение” креатива как “оружия массового удивления, воображения и восхищения”. Именно креатив — в рекламе, в журналистике, в кино, моде, шоу-бизнесе и даже в политике — стал основным каналом проталкивания соответствующих ценностных установок, культурных образов и смыслов [37].

Некоторые авторы считают, что с «идеологии Уолта Диснея», началось формирование антихристианской культуры. Путем создания «игрового мироощущения» и искусственной беззаботности дети лишаются почвы для утверждения ценностей христианского сознания: доброты, совестливости, нестяжательства. Жизнь раскрывается перед ребенком как развлечение, главными элементами которого являются деньги и борьба за власть... С конца 1980-х гг. была запущена программа по формированию «еще более нового человека», основными отличительными качествами которого являются стремление иметь все и сейчас, безответственность и распутство» (О.А. Платонов [37]).

При анализе разрушительных тенденций личности следует обратить внимание на извращения в музыкальной культуре. Тема позитивного и негативного воздействия музыкальной культуры на духовно-нравственное развития человека — это важная, глобальная проблема. («Музыка — это универсальный язык человечества», — писал Лонгфелло Генри Уодсуорт.)

Музыкальное воздействие на эмоциональную сферу человека в любые его возрастные периоды рассматривается как чрезвычайно значимое. Б.М. Теплов писал: «Содержание музыки всегда содержит эмоциональное (хотя и не только) содержание. Поэтому недостаточно только “услышать” музыку, надо ее эмоционально пережить, почувствовать ее выразительность... музыкальное “слышание” создается самой музыкой» [199, с. 130].

Дело в том, что ритмы мозга и ритмы музыкального произведения при его восприятии находятся в определенном соотношении. Некоторые ритмы могут представлять прямую разрушительную опасность для полноценного функционирования мозговых структур: либо тормозить их, либо, наоборот, чрезмерно возбуждать. Совмещение возбуждающих ритмов музыки с ритмами резких, хаотических, импульсивных, неуправляемых движений усиливает разрушительные механизмы, снимает произвольный, осознанный самоконтроль поведения. (Именно эта закономерность проявляется у молодежи на дискотеках, при проведении массовых музыкальных шоу т.д.). Поэтому не случайно разрушение политического, экономического государственного строя, прежней идеологии и т.д. начиналось с внедрения в этом обществе особого «музыкального сопровождения» в целях воздействия на духовно-нравственное состояние людей.

Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С., например, пишут: «Особую функцию в этом плане, по мнению многих авторов, выполняет область индустрии музыки, в которой уже в течение многих десятилетий осуществляется воздействие на слушателей с помощью “маскировки обратного звучания” и высокочастотных составляющих звучания. Рок становится стилем жизни, формирует психику человека, его восприятие жизни и отношение к миру. Заметим, что начало рок-эпидемии на Западе стало началом наркоэпидемии и так называемой сексуальной революции. В частности, “философия” такого направления, как панк-рок, заключается в том, чтобы привести аудиторию непосредственно к коллективному насилию и самоубийствам. В так называемом жестком роке бит возбуждает половые инстинкты. Небезобидно и такое техническое оснащение рок-представлений, как игра света стробоскопа (стробоскоп — устройство, позволяющее с помощью прерывистого контролируемого светового излучения наблюдать в замедленном темпе быстро движущиеся объекты). С помощью этого аппарата можно по своему желанию ускорять чередование света и темноты, что приводит к значительному ослаблению чувства ориентации, способности рассуждать и влияет на быстроту рефлексов. При определенной скорости вспышки света начинают взаимодействовать с мозговыми альфа- волнами, которые контролируют способность к концентрации внимания, а при дальнейшем росте частоты происходит потеря всякого контроля» [255].

В контексте методологического анализа факторов разрушения тема воздействия музыки на духовно-нравственное состояние человека представляет особый интерес и как подтверждение закономерности индивидуализации действия факторов. Музыкальное восприятие во многом зависит от индивидуально-типологических особенностей человека, его музыкальных способностей. Именно это открывает возможности использования музыки в коррекционных целях при разработке психологических технологий (типов музыко- терапии) для восстановления разрушенных духовно-нравственных конструктов человека.

Важнейшим законом нравственного развития человека является трансформация в его сознании любых социальных явлений (позитивных или негативных), которые приобретают самостоятельность и автономность во внутреннем мире человека, раскрывая его индивидуальность и неповторимость. Но это только при условии его максимальной активности, «работы души» над самим собой, «присвоения» нравственных норм поведения и взаимоотношений с другими людьми. Если этого не произойдет, то человек будет, в лучшем случае, просто знать, но не руководствоваться в своей жизни этими знаниями. «Нравственный человек поступает так, а не иначе, не из-за страха наказания или выгоды. Он поступает так, потому что не может поступить иначе» (П.В. Симонов).

С позиций психологических закономерностей поведение человека, его формы активности или пассивности, уровни осознанности и понимания не являются простыми кальками отражения внешнего мира. Основной закон, сформулированный в отечественной психологии, гласит: «Все внешние воздействия преломляются через внутреннюю среду». Например, А.М. Горький писал: «В мерзостях человеческой жизни я сумел сохранить чистую душу».

Для духовно-нравственного развития личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образцом его жизни. Основу этого составляет оптимальная активная социализация, глубокое познание человеком социального пространства, овладение умениями межличностного общения, приобретение нравственных качеств поведения.

  • [1] Куфар — Куфр (от араб. — сокрытие) — в исламе неверие, отсутствиенравственного стержня, духовный вакуум, приводящий к саморазрушениюличности и общества. Куфр означает рабство стереотипам и неспособностьпринять чудеса Бога [Википедия].
  • [2] Из истории можно привести массу примеров. Например, Э. Шюре такописывает гибель Римской империи. «Вместе с цезарями, наследница Вавилона, Римская Империя, налагает руку на весь мир. И во что обращается римская государственность? Правящая власть уничтожает всякую общественность, создает военную диктатуру в Италии; вызывает лихоимство своих представителей и ростовщиков в провинциях. ПобедоносныйРим ложится вампиром на труп античного мира. И вот при ярком дневномсвете развертывается римская оргия с ее вакханалией разврата, пороков иторжеством преступлений... Она выступает с похотливыми пародиями намистерии; она завершается римским цирком, где дикие звери бросаютсяна обнаженных девственниц, мучениц за веру, при громких криках восторга двадцатитысячной толпы...» [245, с. 345—346].
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >