Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Адвокатская этика

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности, выражающая потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно[1].

Сложность переноса общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и глубоко осознаваемые действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности данного понятия. Попытки понять нравственное воспитание как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим, правовым, гражданским и другими видами воспитания рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей, и прежде всего это касается участников этого процесса. Если предположить, что применительно к нравственному воспитанию индивид должен выделяться среди остальных людей своими моральными качествами, то одна из отличительных особенностей подлинно нравственного человека состоит в осознании им собственного несовершенства, чувства недовольства собой, в результате чего он не может быть безупречным при выполнении роли воспитателя нравственности. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден.

При этом возникает следующий парадокс: тот, кто имеет основание преподать уроки нравственности (именно потому, что обладает необходимыми моральными качествами), никогда воспитателем морали не станет, а тому, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности по собственному желанию, никогда нельзя доверить столь почетную роль.

Сократ

Противоречивы представления и об объекте нравственного воспитания. В любом воспитательном процессе воспитатели, обучая воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения и навыки. Однако нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии, поскольку нравственный закон в отличие от всех других предписаний является законом самой личности. Выход из этих противоречий обычно усматривался в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ)[2].

Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами). При этом средства получают оправдание только во взаимодействии с данной целью (например, физическое воспитание требует ежедневных, систематических упражнений). Однако нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности, поскольку нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств. Ее скорее можно назвать конечной, высшей целью, или целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самого человеческого бытия. Точнее, нравственность не цель, а идеал — высший моральный образец для подражания[3].

Вместе с тем возникает еще одно противоречие: если нравственное воспитание — рационально организованная деятельность, то в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели должна превратиться в реальную. Однако если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее дальнейшему преобразованию лишаются смысла, поскольку существование в форме идеала и есть способ ее реального существования. Отсутствие же в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых нравственным воспитанием, исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности среди людей. По мысли древнегреческого философа Протагора (ок. 480 — ок. 410 до н.э.), в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики, музыки, права и др.) обучают добродетели[4].

Протагор

Следовательно, буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности — не совсем верное, поскольку нравственности специально не обучают.

Социальные институты (семья, школа, служебный коллектив, прокуратура, полиция, суд и т.д.) наряду со своим прямым назначением также оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во все многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития[3].

Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, концентрируясь на собственных нравственных чертах характера или чертах характера субъекта, которого он идеализирует. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, в конечном счете обретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами»[6], оно осуществляется через силу собственного примера.

Так воспитуемый становится воспитателем. Воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Нравственное воспитание может приобретать и противоположные формы — морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить человека путем навязывания ему посредством жесткой регламентации определенных правил, форм поведения, при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности).

Термин «нравственное воспитание» употребляется и в узком значении — как обучение нормам общественного приличия. В данном случае акцентируется внимание на принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до почитания старших. Нравственные предписания приучают человека как бы наблюдать за собой со стороны и, критикуя себя, вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать его роль. Однако приличное, достойное поведение и хорошие манеры, именуемые воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью. Однако воспитанность и культурность — важнейшие ее составляющие.

Таким образом, наиболее полно моральные нормы усваиваются в процессе воспитания, но, с другой стороны, меры по реальному изменению, оздоровлению нравственной жизни должны включать меры организационно-практического характера, направленные на изменение реальных условий жизнедеятельности людей, развитие демократических начал в обществе[7].

Адвокатура как один из институтов гражданского общества, «призванный профессионально осуществлять надзор и контроль за действиями всех ветвей власти на предмет их соответствия действующему закону»[8], выполняет бесценную роль воспитателя уважительного отношения к законам и общественной морали. И хотя в последнее время эта функция адвокатской деятельности предана забвению, практически не исследуется и не пропагандируется, проведенные опросы граждан свидетельствуют, что общество желает видеть в адвокате человека, который способен руководствоваться не только материальными интересами, а такими, как бескорыстная забота о благе людей, профессиональная совесть и ответственность[9]. Все эти ценности, идеалы, качества, установки могут прививаться и развиваться в процессе целенаправленного воспитания и самовоспитания.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Дайте определение этики как науки и учебной дисциплины.
  • 2. В чем суть предмета этики? Соотнесите предмет обшей, профессиональной и адвокатской этики.
  • 3. Назовите функции морали. Какова ее структура?
  • 4. Назовите основные этические категории и раскройте их содержание.
  • 5. Раскройте содержание принципов профессиональной этики. Почему любая профессиональная этика может развиваться лишь на стыке трех сфер: общей этики, теории данного вида деятельности и ее конкретного опыта?
  • 6. Какие формы проявления долга, чести и совести вам известны?
  • 7. Какие задачи призвана решать адвокатская этика?
  • 8. В чем отличие нравственного воспитания от других видов воспитательной деятельности? Почему «обучить» нравственности нельзя?

  • [1] Педагогический энциклопедический словарь. М., 2006. С. 171.
  • [2] История философии / Под ред. Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина и др. Т. I: Философия античного и феодального общества. М., 2000. С. 23.
  • [3] Педагогический энциклопедический словарь. С. 171.
  • [4] Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 2005. С. 34.
  • [5] Педагогический энциклопедический словарь. С. 171.
  • [6] Швейцер А. Культура и этика / Общ. ред. проф. В.А. Карпушина. М., 1973. С. 45.
  • [7] О нравственных характеристиках всех российских реформ см., например:Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права /Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2004. С. 48—49.
  • [8] Веремчук В.Р. Взгляд из региона // Адвокатская практика. 2000. № 1. С. 3.
  • [9] См.: Белова Н.М. Педагогика обучения адвокатов профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 56.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы