СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Авторитет (нем. autorit?t, от лат. auctoritas — власть, влияние, уважение) — добровольно принимаемое индивидом влияние какого-либо лица, основанное на признании его выдающихся достоинств, достижений, добродетели, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе (коллективе), их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, государственной службы, общественной деятельности, науки. Выражается в способности носителя авторитета управлять мыслями и настроениями людей, не прибегая при этом к принуждению.

Особую роль в жизни общества занимает нравственный авторитет — духовная власть над сознанием людей, которой обладают лица и организации в силу присущих или приписываемых им моральных достоинств.

Авторитарный (директивный) стиль управления — стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя, единоличным принятием им решений и устранением других членов группы (коллектива, организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения и жесткого контроля. Эффективен при чрезвычайных обстоятельствах и низкой исполнительской дисциплине.

Атчность — неумеренная склонность к получению материальных благ; неумеренное желание владения или потребления. Алчность в православной этике — одна из восьми греховных страстей, в католичестве — один из семи смертных грехов, так как приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.

Альтруизм (франц. altruism, от лат. alter — другой) — 1) моральный принцип, предписывающий человеку бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей;

2) нравственная установка, проявляющаяся в готовности пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Амбициозность (анг. ambition — честолюбие, стремление к успеху) — 1) в позитивном смысле — честолюбие, притязания на успех; 2) в негативном (ироничном) смысле — тщеславие, спесивость, чванство, необоснованные притязания на что-нибудь.

Амбициозный человек — 1) стремящийся к успеху; 2) себялюбивый, тщеславный, жадный до почестей, наград, похвал, поощрений.

Аморализм (от греч. а — отрицательная частица и лат. moralis — нравственный) — отрицание моральных норм, сознательный отказ от законов нравственности, провозглашение безнравственности принципом обществ поведения. Формы проявления аморализма различны — откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К аморализму следует отнести также признание законным использование любых, в том числе безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности изуверства (Фанатизм), демагогии. Наконец, аморализм может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против ханжества и лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.

Антипатия (греч. antipatheia, от anti- — приставка со значением враждебности и pathos — чувство) — чувство неприязни, нерасположения, враждебности к кому-либо. Является противоположностью чувства симпатии. Обычно антипатия (как и симпатия) не обусловлена волевым решением, но может возникать и сознательно в результате нравственной оценки по отношению к аморальным, жестоким, непорядочным людям.

Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо; отшельник, подвижник) — моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, самоограничение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких либо социальных целей или этических целей.

Благо — общее этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности чего-либо, всего, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие, радость. Иногда слова «благо» и «добро» употребляют как синонимы. Различают материальные, нематериальные, духовные, личные, общественные блага, социально-экономические блага. Материальные блага — предметы, полезные для жизни человека (пища, одежда, жилище и т.д.). Нематериальные блага — блага неимущественного характера, лишенные экономического содержания, то есть не имеющие стоимостного выражения. Это жизнь и здоровье (в том числе психическое/душевное), имя, репутация, достоинство личности. Духовные блага — то, что служит для удовлетворения духовных потребностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота). Общественные блага — совокупность общих материальных и духовных условий общественной жизни, которая предоставляется населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства, например дороги, мосты, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, деятельность органов полиции, армия, судебное исполнительное производство и т.д. Личные блага — совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из разновидностей духовного блага — моральная ценность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы). Социа,1ьно- экономические блага — блага (материальные и нематериальные), имеющие рыночную стоимость, вследствие чего ставшие товаром.

Благодарность (от «благо дарить») — чувство признательности за сделанное добро. Отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство — моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Включает целый ряд более частных положительных качеств (душевная чистота, высокая нравственность, честность, самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)

Вежливость — моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Под вежливостью понимается элементарное требование культуры поведения, включающее умение тактично и уважительно общаться с людьми, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность выслушать противоположные точки зрения и найти компромисс, внимательность, деликатность. Выражается в хороших манерах и знании этикета. Противоположность вежливости — грубость, хамство, высокомерие и пренебрежительное отношение к людям. В целом позитивное этическое качество, подчеркнутая вежливость может иметь негативный оттенок, демонстрируя нежелание общаться, презрение, должностную или социальную дистанцию. Чрезмерная вежливость также может вызвать раздражение, поскольку может быть воспринята как угодничество, навязчивость или намерение извлечь из общения выгоду.

Верность — свойство сохранять преданность кому-то — другу, господину, супругу, самому себе; или чему-то — дружбе, любви, слову, Родине, Конституции, присяге, служебному долгу, избранной профессии. В определенных ситуациях может приобретать отрицательный, ироничный оттенок (верность начальству, привычкам).

Взаимопомощь — 1) поддержка, оказываемая друг другу; 2) отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Вина — состояние (положение), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление вины человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.

Воздаяние — вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости. Без воздаяния представлялось невозможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральным воздаянием являются поощрение и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей.

Воля — 1) способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели; 2) способность делать выбор и совершать действия.

Воспитание нравственное — составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи: (1) выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.; (2) внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки. Вторая задача реализуется путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств, установок.

Выбор моральный — акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Предпочтение одного поступка другим обязывает соотнести моральный выбор с обстоятельствами, сопоставить целесообразность с моральной принципиальностью, гуманностью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собственные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и обязывают предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.

Выдержка — моральное качество, в котором находят конкретное проявление определенные стороны самообладания. Выдержка включает:

  • (1) умение и привычку человека осуществлять контроль над своими чувствами, владеть собой, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость);
  • (2) способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство);
  • (3) верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость).

Гедонизм (от греч. Ьебопе — удовольствие, наслаждение) — этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни удовольствие, а стремление к наслаждению — основным мотивов человеческого поведения. Как этический нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму.

Героизм — 1) мужество, самоотверженность, доблесть, способность к совершению подвига; 2) особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг;

3) свершение выдающихся по своему общественному значению действий, требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

Грубость — 1) отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости; 2) внешнее проявление неуважительного отношения к людям. Грубость выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в нападках на личность человека, в развязности, сквернословии, в хулиганских действиях.

Гуманизм (от лат. homo — человек, humanus — человечный, humanitas — человечность) — принцип мировоззрения (в том числе и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и зашиты достоинства личности, идея о человеке как высшей ценности, о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Деликатность — положительное нравственное качество личности, проявляющееся в тактичности, вежливости, мягкости, обходительности, умении избегать при общении с другими людьми неприятных для них ситуаций. Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека, свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости.

Деловое общение — особый вид общения, которое подчинено решению определенной задачи (служебной, профессиональной, производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей сторон.

Деонтология (от греч. deon — долг и logos — учение, слово) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности человека, общества, исторического развития — в особой субъективной форме — в виде представления о должном (о том, что и как «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующая реальность. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать, а какие нет. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности, которые в обобщенной форме правил формулируются в моральных нормах, заповедях, этических правилах. Все эти категории этики и являются предметом изучения деонтологии.

Деятельность моральная — категория этики, при помощи которой во всем многообразии человеческой деятельности выделяется нравственная сторона, а из всех видов побуждений — специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, стремление следовать определенным идеалам, верность долгу. Иными словами, моральная деятельность есть сознательная практическая реализация ценностей добра и зла. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям.

Добро — 1) все то, что способствует благу (хорошему); 2) одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики, характеризующей положительные нравственные ценности. Вместе со своей противоположностью — злом — добро является наиболее обобщенной формой разграничения хорошего и плохого, нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и т.д.), понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — благодеяния, добродетели, справедливости, благотворительности и др. Творить добро — значит совершать действия, приносящие счастье и радость и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий, неприятностей.

Добродетель — 1) понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность; 2) моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру. Понятие добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель — делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью добродетели является понятие порока.

Доверие — отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности, уверенности в правоте его поступков. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов действий.

Долг — одна из основных категорий этики, обозначающая нравственную обязанность человека перед кем-либо (кредитором) или чем- либо (обществом, коллективом, семьей, службой государством), выполняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент.

Достоинство — 1) понятие морального сознания, выражающее представления о ценности всякого человека как нравственной личности; 2) категория этики, характеризующая уважение и самоуважение человеческой личности. С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему. Ценностный феномен достоинства заключается в том, что оно у каждого, даже не подозревающего о том человека.

В законодательстве РФ достоинство личности имеет правовое закрепление и правовую защиту. В гражданском праве достоинство — одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ)[1], которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.

Выраженное в неприличной форме унижение достоинства другого лица (ст. 5.61 КоАП РФ — «Оскорбление»[2]) и распространение заведомо ложных сведений, порочащих достоинство другого лица (ст. 128.1 УК РФ — «Клевета»[3]), являются административным правонарушением и уголовным преступлением соответственно.

Жизненная позиция — 1) общее, целостное отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях, поступках, служебной деятельности; 2) направленность жизнедеятельности человека, осознание им своего места и роли в общественной жизни. В морально-этическом аспекте жизненная позиция — это система поведения личности, определяемая его убеждениями, долгом, совестью. В зависимости от субъективных и объективных установок различают следующие основные виды жизненной позиции:

  • (1) пассивную (конформистскую, приспособленческую) — направлена на подчинение окружающей среде, следованию и подчинению обстоятел ьствам;
  • (2) активную — направлена на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;
  • (3) проактивную — характеризуется наличием у человека четкого осознания своих жизненных принципов и целей, обусловливающих все его действия независимо от условий и обстоятельств.

Критерий истинности, правильности той или иной жизненной позиции — ее соответствие правовым и морально-этическим принципам и нормам общества.

Зависть — 1) неприязненно-враждебное чувство (настроение) по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица; 2) социальнопсихологическое состояние, возникающее по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Зависть возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия, амбициозности и тщеславия. Б. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»[4]. Чувство зависти деформирует (уродует) личность и отравляет взаимоотношения людей. Оно, например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед коллективом и окружающими, и нередко толкает на совершение неэтичных действий и аморальных поступков. Зависть как черта характера осуждается в христианстве и исламе.

Законность — принцип политики, права и морали, характеризующийся верховенством в общественной жизни закона и безусловным исполнением его требований гражданами, должностными лицами, а также всеми другими субъектами общественных отношений. Законность предполагает наличие специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод.

Заповедь — 1) религиозное или нравственное предписание назидательного характера; 2) нравственное предписание (положение, норма), имеющее в глазах того, к кому оно обращено, большую моральную силу, авторитет 3) нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от какого-то авторитетного источника. В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает Бог, давший внешний закон в виде заповедей ослабевшему человеческому духу (совести).

Зло — 1) категория этики, по своему содержанию и значению противоположная понятию добра (блага); 2) понятие морального сознания, являющееся наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения; 3) умышленное, преднамеренное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

В широком смысле к понятию «зло» относят все то, что подрывает и разрушает благо (хорошее) и противостоит ему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны, включая негативные состояния человека (болезнь, наличие неоплаченных долгов, совершение преступления) и силы, вызывающие эти состояния (стихийные бедствия, жадность, безрассудность, гнев, агрессия, ненависть).

Золотое правило этики — «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами». Золотое правило лежит в основе многих мировых религий (христианства, иудаизма, ислама, буддизма, индуизма и др.) и является основополагающим мировым этическим принципом. Это всеобщий нравственный закон, определенный для человека, живущего в обществе. Известны различные (но по сути идентичные) формулировки Золотого правила: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»; «Не делайте другим того, чего не хотите себе». В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «Чего в других не любишь, того и сам не делай». Отрицательная формулировка Золотого правила (с использованием отрицательной частицы «не») получила название Серебряного правила этики: «Не поступайте с другими так, как вы не хотели бы, чтобы поступали с вами».

Идеал нравственный (лат. 1беаП5 от греч. — образ, идея) — понятие морального сознания, в котором выражаются предъявляемые к людям нравственные требования в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития человека и общества.

Измена — предательство, неверность, нарушение верности кому-либо или чему-либо. Негативный с точки зрения нравственности характер измены обусловливается положительным значением тех явлений, в отношении которых совершается предательство. Например, измена любви, дружбе, служебным интересам, узам партийного товарищества и т.д. В случае если эти явления утрачивают положительный смысл или даже приобретают антиморальное значение, нарушение и отказ от них уже не является изменой. Наоборот, верность в этом случае является безнравственной и расценивается как ложное товарищество, круговая порука и т.д.

Имидж (человека) — это внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный «срез» его личностных характеристик. Создание имиджа связано с созданием привлекательного образа. Делать самого себя — наиболее сложная работа, но, безусловно, она представляет интерес для каждого человека. Это обусловлено тем, что имидж — своего рода фирменный знак (чем лучше он представлен, тем выше репутация человека).

Как остроумно заметил английский писатель и государственный деятель Ф. Честерфилд (1694—1773), «куда бы мы ни шли, имидж наш (неважно, хороший ли, дурной) нас обязательно опередит».

Интуитивизм (лат. тШйш — взгляд) — направление в этике, сторонники которого утверждают, что моральные понятия (добро, зло, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта. Они «самоочевидны», постигаются человеком чисто интуитивно и принимаются без доказательств. Этический интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе, носят внеисторический, абсолютный характер.

Иррационализм (лат. цгабопаМз — неразумный, от лат. 1 — отрицательная частица и гайопаПз — разумный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда теорий морали. Иррационализм в этике означает отрицание возможности сформулировать единые для всех моральные законы. Следовательно, разум и наука совершенно неприменимы к области морали, и поэтому сфера морали непознаваема. Утверждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформулировать какие-либо общие принципы нравственности, моральны устои, на основании которых человек мог бы принимать конкретные решения в различных практических и жизненных ситуациях.

Искренность — 1) моральное качество, характеризующее тем, что человек делает и говорит то, в правильность и нравственность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и другим; 2) одно из проявлений правдивости, честности — отсутствие противоречий между мотивами и действиями, реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.

Искренность противоположна обману, лицемерию, ханжеству, и попыткам скрыть реальные мотивы, которыми человек руководствуется ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма, прикрывая их внешним приличием.

Как правило, искренность расценивается как положительное качество. Однако при определенных обстоятельствах воспринимается как бестактность. Она может вступать в противоречие с вежливостью и нормами этикета, которые в зависимости от ситуации ограничивают высказывание «в глаза» негативных, обидных или оскорбительных оценок.

Исполнительская дисциплина — точное, своевременное и квалифицированное исполнение каждым работником или служебным коллективом приказов, указаний, предписаний, постановлений, решений, распоряжений руководства. В основе исполнительской дисциплины лежит ответственность за государственные дела и непосредственно за людей, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на граждан с момента их рождения. Исполнительская дисциплина характеризуется такими качествами, как дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, ответственность, педантичность, внимательность, законопослушность. Исполнительская дисциплина обеспечивается высоким качеством организации и контроля исполнения, воспитанием чувства ответственности за порученное дело у каждого работника. По уровню исполнения можно судить о зрелости организации.

Категории (греч. ка!е§опа — утверждение, высказывание, признак) — наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся универсальные формами и устойчивыми организующими принципами человеческого мышления, используемые при построении теорий.

Категории этики — основные понятия этики, отражающие наиболее существенные элементы морали, нравственных отношений, моральной деятельности. В своей совокупности они составляют категориальный аппарат этической науки. Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и значение каждой из них в общей системе нравственных понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, справедливости, долга, совести, чести и др.

Категорический императив (нем. каге§оп8сйег 1трегайу, от лат. тре- гапуш — повелительный) — основная категория этики И. Канта. Сформулированный им в 1785 г. «нравственный закон» гласит: «Поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать)». Кант считал, что этот должен регулировать нравственные отношения между людьми, так как из него можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования («Если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной»).

Качества моральные — 1) прочные морально-психологические состояния и устойчивые формы нравственного поведения, сформированные на синтезе морально-этических знаний, взглядов, чувств, убеждений, силы воли и привычек: 2) стабильные внутренние особенности людей, характеризующие их с моральной точки зрения (доброта, великодушие, честность, совестливость, тщеславие и т.д.). Моральные качества проявляются в поступках, поведении, профессиональной деятельности, повседневной жизни человека и разделяются на положительные и отрицательные (добродетели и пороки), например: щедрость — скупость, скромность — зазнайство, человечность (гуманность) — черствость (бесчеловечность), вежливость — невоспитанность (грубость).

Клевета — 1) распространение заведомо ложный сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию; 2) ложное обвинение других (отдельного человека, группы людей), обычно совершаемое умышленно, ради эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, желание устранить соперников, стремление расправиться с неугодными лицами). За доказанный факт клеветы следует уголовная ответственность (ст. 128.1 УК РФ).

Кодекс моральный (лат. codex — книга) — моральный кодекс, или этический кодекс, — система (свод) этических принципов и норм), выражающих понимание достойного поведения членов определенного сообщества (социальной, профессиональной, этнической или корпоративной группы) и управляющих их действиями и поступками. Как правило, в моральном кодексе отражаются нравственные требования, которые уже выработало моральное сознание общества. Примеры профессиональных кодексов этики: Клятва Гиппократа, Кредо журналиста, Кодекс судейской этики, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Профессиональный кодекс этики обычно выражает правила профессиональной и социальной ответственности, в которых рассматриваются часто встречающиеся сложные случаи и объясняется, какое поведение в подобных ситуациях следует считать этичным, а какое нет и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса подлежит моральному осуждению и даже может быть поводом для исключения из организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодексов этики и служебного поведения государственными служащими влечет применение к ним мер юридической ответственности.

Коллектив (лат. соИесЙУШ — собирательный) — социальная общность людей (социальная группа), создаваемая на основе общезначимых целей, задач, интересов, ценностей, совместной деятельности (службы).

Коллективизм (лат. соНесЦуш — собирательный) — нравственный принцип, отражающий такое отношение человека к обществу, при котором его личные интересы оптимально и гармонично сочетаются с общественными. Содержание коллективизма складывается из товарищества, взаимной поддержки и помощи (чувство локтя, чувство плеча), взаимоуважения, инициативности, коллективного творчества, дисциплинированности, порядочности, добросовестности. В нравственном аспекте коллективизм противоположен индивидуализму.

Коммуникативность (от лат соттишсаге — делать общим, сообщать, беседовать, связывать) — способности, навыки, умения эффективно и корректно взаимодействовать с другими людьми (руководством, коллегами, подчиненными, участниками процесса), налаживать с ними профессиональные и внеслужебные отношения, соблюдая при этом уважение к чужой личности, проявляя заинтересованность и сопереживание, умение слушать, сдержанность, воспитанность, такт.

Компетентность (лат. сотреГеш — подходящий, соответствующий, способный, знающий, надлежащий) — совокупность свойств (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо отрасли. Компетентность — это то, чего достиг конкретный специалист; она характеризует меру освоения компетенции и определяется способностью решать предписанные «местом» задачи.

Компетенция (лат. сотре1еге — подходить, соответствовать) — 1) круг вопросов в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом; 2) сфера деятельности, в которой субъект имеет реальную возможность решать определенные задачи и принимать соответствующие решения. Компетенция — это характеристика места (должности, сфера деятельности), а не лица, т.е. параметр социальной роли человека. Если человек соответствует этому месту (социальной роли), то считается, что он обладает компетентностью по данному кругу вопросов.

Конфликт интересов (лат. сопШсЛш — столкновение) — ситуация, возникающая в связи с исполнением полномочий государственным служащим, при которых его служебные обязанности могут совпадать с его личными интересами либо деятельность государственного служащего приводит к получению им любых других выгод с использованием служебного положения.

Конфликт моральный, или нравственный конфликт, — это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновение моральных принципов, интересов. Ситуация морального конфликта наступает, когда человек, следуя какой-либо нравственной норме, в то же время нарушает другую нравственную норму, представляющую для данного человека определенную моральную ценность (конфликт интересов). В конфликтной ситуации требуется совершить правильный нравственный выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них. Разрешение моральных конфликтов базируется на осознании иерархии и социальном приоритете нравственных ценностей. Так, общественный, профессиональный или служебный долг рассматриваются как более высокие по сравнению с частным.

Конформизм (лат. сопГоптп8 — подобный) — 1) тенденция личности изменять свои убеждения, нравственные принципы и ценностные установки под влиянием тех или иных факторов; 2) преднамеренное приспособленчество к обстоятельствам (порой за счет отступления от общепринятых моральных ценностей и собственных нравственных принципов), обусловленное стремлением получить какие-либо выгоды.

В этике конформизм равносилен отказу человека от независимости своего нравственного сознания, от собственного морального выбора и возложению ответственности на внешние обстоятельства, следовательно, отказу от себя как от личности. При этом независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу явного (принуждение) или неявного (внушение) давления, а на основе сознательного согласия с ней.

Коррупция (лат. соггирбо — подкуп, порча от лат. соггишреге — растлевать) — 1) подкуп и продажность должностных лиц; 2) использование должностным лицом своих должностных властных полномочий, предоставленных ему по должности, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личного обогащения, противоречащее законодательству и нормам морали. Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами[5].

С этической точки зрения некоторые проявления коррупции получают лишь моральное порицание как безнравственные (кумовство, покровительство, фаворитизм), другие считаются преступлениями и подлежат уголовному наказанию (дача и получение взятки).

Корыстолюбие — негативное моральное качество, проявляющееся в неуемной страсти к обогащению, получению личной выгоды, наживы. Синонимы корыстолюбия — алчность, корыстность, жадность, стяжательство, сребролюбие, меркантилизм.

Культура (лат. сикига — возделывание, воспитание, образование) — 1) исторически определенный уровень развития человеческого общества; 2) уровень развития интеллектуальных и творческих сил и способностей человека, проявляющийся в его жизнедеятельности и взаимоотношениях; 3) совокупность создаваемых людьми материальных и духовных ценностей, передаваемых последующим поколениям. Выступая как всеобщее явление, культура воспринимается и осваивается каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление и развитие как личности.

Культура нравственного сознания — этическое понятие, характеризующее способность человека использовать в повседневной жизни морально- этические знания, различать добро и зло, хорошее и плохое, правильное и неправильное. Основу культуры нравственного сознания составляют культура мышления и целостное мировоззрение личности.

Культура поведения — совокупность сформированных, социально значимых качеств личности и повседневных форм поведения человека, в которых находят внешнее выражение нормы нравственности, этики, эстетической культуры и этикета. В культуре поведения выражаются, с одной стороны, социально нравственные требования к человеку, с другой — усвоенные им социально значимые и морально-этические положения, принципы и нормы, регулирующие и направляющие его поступки. В культуре поведения воедино слиты культура общения, нравственная культура, бытовая культура, культура внешности, физическая культура, этикет, культура речи. Особое значение имеют национальные особенности культуры поведения, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся составной частью общечеловеческой культуры.

Культура речи — владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Правильность (нормативность) речи определяется наличием таких качеств, как грамотность, точность, чистота, ясность. Культурная речь отличается богатством словарного запаса, разнообразием грамматических и синтаксических конструкций, логичностью и художественной выразительностью.

Лицемерие — 1) притворное поведение, прикрывающее неискренность; 2) отрицательное моральное качество личности, когда слова и действия человека не соответствуют его истинным чувствам, убеждениям и намерениям. Так, лицемерит тот, кто прикрывает безнравственные поступки высоконравственными мотивами и целями. Синонимом лицемерия является двуличность, то есть два лица: одно, притворное, — напоказ, другое, истинное лицо, — скрытое глубоко внутри.

Личность — 1) результат социального становления человека: «Личностью не рождаются, личностью становятся»; 2) особое качество человека, приобретаемое им в процессе общественного поведения, в том числе нравственной деятельности. Человек становится нравственной (моральной) личностью, когда он добровольно и сознательно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, способен ставить перед собой нравственные цели и принимать правильные решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно и адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих.

Любовь — чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности человека к другому лицу или личностно значимому объекту. Любовь может испытываться к другой личности, человеческой общности (любовь к Родине), идее, делу (профессии, службе), творческой увлеченности. Любовь свободна и самозаконна. Отсюда могут возникать противоречия между требованиями морали, с одной стороны, и индивидуальными законами любви — с другой.

Малодушие — 1) негативная черта характера, свидетельствующая о слабоволии; 2) отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли и неуверенность в себе. Малодушие проявляется в неверии в собственные силы, трусости, боязни открытого конфликта и, как следствие, в мелкой зависти, действиях исподтишка, непроизвольной агрессии. Малодушный человек неспособен отстоять и реализовать нравственные принципы, в которые он верит, из-за слабости духа и боязни попасть в неприятную ситуацию. Малодушие, как правило, ведет к конформизму, угодничеству, приспособленчеству, предательству.

Манеры (франц. mani?re — способ, прием) — способ держать себя, внешняя форма поведения, способ обращения с другими людьми, включая речевые способы и приемы, интонацию, мимику, жестикуляцию, позы, походку (иногда также говорят о манере одеваться). Манеры регулируются этикетом и входят в культуру поведения. Между внешним обликом человека и его внутренним нравственным складом прослеживается прямая связь и взаимозависимость. Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет.

Как правило, чем выше уровень нравственного развития человека, тем этичнее и корректнее его манеры, так как внешний образ поведения является наглядной формой воплощения нравственного облика человека, выражением его обшей культуры.

Мещанство (от польск. mieszczanin — горожанин, обыватель) — моральное качество, характеризуемое такими негативными нравственными чертами, как социальное приспособленчество, эгоизм, аполитичность, приземленность жизненных идеалов, узость интересов, отсутствие чувства ответственности перед обществом, ханжество в морали, мелочность, скупость, стяжательство, пошлость во вкусах и манерах.

Мировоззрение — система взглядов людей на мир, общество, государство, на место в них человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции принципы, взгляды, оценки, ценности, программы жизнедеятельности.

Мораль (лат. moralitas, от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — 1) принятые в обществе и закрепленные в общественном сознании представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, а также совокупность норм поведения, основанных на этих представлениях; 2) предмет изучения философской дисциплины — этики. Мораль как система социальных норм регулирует жизнедеятельность человека во всех без исключения сферах общественной жизни. В процессе внутреннего усвоения человеком этических норм происходит нравственная деятельность, результатом которой становится нравственный выбор. Мораль и нравственность в русском языке часто воспринимаются как синонимичные. Вместе с тем термин мораль означает сложившиеся общественные взгляды и традиции, а нравственность применяется для обозначения внутренних принципов, взглядов и оценок человека, которыми он руководствуется.

Термин «мораль» иногда употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его определенной части, например: христианская мораль, мораль политики, мораль государственной службы, мораль бизнеса и т.д.

Мотив (фр. motif — повод к действию, от лат. movere — приводить в движение, толкать) — 1) внутреннее, личное побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребностей человека; 2) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает основание поступка. Мотив — это объяснение, ради чего человек делает то или иное действие, ответ на вопросы: что его побудило? зачем он это сделал? каков его интерес?

Мотив реализуется в цели, однако с точки зрения нравственной деятельности возможно несовпадение цели и мотива.

Мужество — 1) этическая добродетель, выражающая нравственную силу при преодолении страха и опасности; 2) моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека в трудных или экстремальных обстоятельствах, которому присущи смелость, душевная стойкость, самоотверженность, героизм. Мужество может выражаться как в преодолении физических страданий и боли, так и в проявлении нравственной твердости и выдержки. Мужественный человек способен в случае необходимости пойти на самопожертвование. Антоним мужества — малодушие.

Навык — это доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. Действия превращаются в навыки, как правило, в процессе длительных упражнений (целенаправленных и повторяющихся действий). В отличие от привычки, которая подразумевает обязательную потребность и склонность человека к действию, навыки затрагивают только техническую сторону его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. В моральной деятельности посредством навыков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.

Ненависть — моральное чувство, выражающее негативное и зачастую агрессивное отношение к кому-либо или к чему-либо. В отношениях взаимной вражды между людьми оно по своему содержанию включает отвращение и желание зла другому, отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям.

Чувство ненависти противоположно чувству любви. Вместе с тем у любви и ненависти много общего — они обе означают не безразличие, а, наоборот, крайнюю заинтересованность в ком-то (чем-то). Поэтому говорят: «От любви до ненависти — один шаг».

Чем больше нравственно развит человек, тем меньше у него побуждений к ненависти. Так, хирург оперирует людей не из ненависти к человечеству, а выполняя свое высокое предназначение — возвращать людям здоровье. Спецназ делает зачистку местности профессионально, а не с ненавистью.

Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis — внук, племянник) — преимущества (приоритетный наем на работу, назначение на должность, распределение благ, вручение наград, присвоение званий и.д.), предоставляемые родственникам, друзьям или фаворитам вне зависимости от их профессиональной компетентности и общезначимых достоинств.

Непотизм как негативное этическое явление на государственной службе зародился в древности. И практически тогда же начался поиск средств и методов борьбы с ним. Так, древнекитайский философ Конфуций и его преемники основали целую систему воспитания государственных служащих, когда критерием отбора и карьерного продвижения чиновников стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги и интеллект, который регулярно подвергался серьезным испытаниям на государственных экзаменах. В настоящее время непотизм распространен по всему миру. Российские аналоги непотизма — кумовство, семейственность, местничество.

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческий принцип, выражающийся в отрицании общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п.; 2) умонастроение, для которого характерно непризнание любых общественных авторитетов, полное неприятие веры, отсутствие положительных идеалов, отрицание достижений прошлого.

Норма (от лат. norma — букв, «наугольник», переносное значение — образец, правило) — 1) правило или точное предписание, действующее в определенной сфере и требующее своего выполнения;

2) определенный стандарт, эталон поведения в определенной ситуации. Виды норм — социальные, моральные, правовые, медицинские, технические, грамматические, техники безопасности и иные.

Норма моральная (норма морали, моральная норма) — 1) элемент морального сознания, выражающий морально-этическое требования к поведению должным образом в определенной ситуации; 2) определенный нравственный образец (стандарт) поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений в типичных ситуациях. Нормы морали разнообразны по содержанию, источникам, назначению, видам деятельности. Обычно моральные нормы складываются исторически, путем многократного повторения и постоянной актуализации. Подлинно моральной норма становится тогда, когда она воспринята и усвоена человеком, став его нравственным ориентиром и субъективной необходимостью: всегда быть честным, добросовестным, порядочным, исполнительным, вежливым и т.д. Моральные нормы обязательны для исполнения, а их нарушение вызывает осуждение окружающих и общества. Моральные нормы могут совпадать с правовыми нормами, и в таком случае их несоблюдение влечет юридическую ответственность.

Нормативная этика — раздел этики, в котором закрепляются принципы и нормы, устанавливающие критерии оценки нравственного добра и выступающие универсальными стандартами на все случаи. Нормативная этика затрагивает такие наиболее общие сферы жизнедеятельности людей и сходные явления в мировой общественной жизни, как смысл жизни, назначение человека, содержание его нравственного долга, социальная ответственность политики, государственной службы, бизнеса и т.д.

Нравственная культура личности — это совокупность воспринятых и усвоенных человеком морально-этических знаний, сформированных убеждений, принципов жизни, моральных качеств, идеалов, ценностей, норм и правил морального поведения, приобретенных моральных навыков и привычек, пережитых нравственных чувств и эмоций, нравственных отношений и взаимоотношений с людьми и обществом. Многогранность содержания нравственной культуры личности обусловливает сложность ее структуры, которая включает: 1) культуру нравственного сознания личности, 2) культуру ее нравственных чувств и переживаний, 3) культуру нравственного поведения и 4) культуру нравственных отношений.

Показатель сформированности нравственной культуры личности — нравственная позиция человека, принятия им норм и правил, способности поступать нравственно в традиционных или проблемных ситуациях, а также противостоять аморальным явлениям.

Нравственная позиция — это устойчивое проявление нравственности. Основой нравственной позиции является мировоззрение, которое помогает человеку отличать нравственное от безнравственного, проявлять морально-этическую позицию в любой деловой, служебной или житейской ситуации.

Нравственные отношения — это общественные отношения, в которых происходит нравственная деятельность, то есть реализация моральных ценностей и явлений. Нравственные отношения могут возникать между людьми (друг с другом), между человеком и обществом, между человеком (обществом) и природой (государством, сферой деятельности, различными социальными явлениями и т.д.). Нравственные отношения существуют и проявляются в виде совокупности определенных морально-этических зависимостей и связей.

Нравственность — понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»), выражающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, определяющее «рамки» достойного поведения,

Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Понятие нравов близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последних оно характеризует содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу. Им обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей.

Общение — процесс взаимодействия, установления прямого, непосредственного контакта между людьми. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом. Сущность общения состоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Оно строится на уважении достоинства других, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности.

Общественное мнение — средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она становится законом социальной жизни, которому добровольно следует большинство людей, отражается в их общественном сознании и поддерживается авторитетом их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе.

Ответственность — 1) умение предвидеть и отвечать за последствия действий, осознавать значимость (важность) и добросовестно выполнять обязанности; 2) категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении — это вопрос о личной ответственности.

Отклоняющееся поведение (девиантное поведение, от лат. с1еу1аПо — отклонение) — особый вид морального зла, выражающийся в негативных отступлениях от морально-этических норм и образцов поведения.

Отношения моральные — общественные отношения, выражающие совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности.

Патриотизм (от греч. раШБ — Родина, рат^еБ — соотечественник) — 1) нравственное качество личности, означающее отношение человека к своей Родине, что проявляется в уважении к историческому прошлому родной страны и традициям народа, населяющего территорию России; гордости за ее политические, социально-экономические, научные и культурные достижения; заботе об интересах, независимости и будущем россиян; 2) любовь к своему Отечеству, сочетающаяся с уважительным отношением к другим странам и другим народам.

Поведение — совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям). В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания.

Полезность — одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей. В моральной деятельности понятие «полезность» характеризует поступок с точки зрения его последствий, реально достигнутого результата.

Правовая идеология — совокупность понятий, представлений, принципов, взглядов, идей, относящихся к правовой действительности.

Правовая ориентация — это совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующая программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Правовая психология — совокупность чувств, эмоций, привычек, установок и т.д., характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, отражающая действительность в форме юридических знаний, правовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отношение к праву.

Презумпция невиновности (от лат. ргаезшпрГю — предположение) — принцип, в соответствии с которым подозреваемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом в установленном законом порядке. Уголовное законодательство РФ содержит статью «Презумпция невиновности» — ст. 14 действующего УПК РФ, который является обязательным для соблюдения всеми правоохранительными, судебными и иными органами государства на всей территории РФ.

Преступление — понятие морального сознания, характеризующее проступок с точки зрения меры, в какой он нарушает требования нравственности. К преступлениям обычно относят те поступки, которые особо опасны для человечества, попирают общепринятые представления о гуманности и справедливости, не могут быть оправданы обстоятельствами и совершаются по аморальным мотивам. В большинстве случаев понятия правового и морального преступления совпадают (убийство, воровство, взятка). Однако в отличие от права, которое считает преступление только нарушение официально санкционированного закона, мораль может оценивать как преступление и действие, не наказуемое правом.

Принципиальность — положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

Принципы этические (от лат. рппаршт — основа, начало) — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морального качества характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то принципы в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения.

Проступок — поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности.

Профессиограмма — объективные характеристики той или иной профессиональной деятельности.

Профессионализм — определенный уровень психологического «вживания» человека в профессию, проявляющийся в удовлетворенности процессом работы, осознании общественной значимости труда, личной вовлеченности в профессию. Другими словами, это выражение качественной характеристики специалиста как субъекта деятельности, которая определяется мерой владения актуальным содержанием, средствами решения профессиональных задач и продуктивными способами ее осуществления.

Профессиональная культура — высокая степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека.

Профессиональная мораль — исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. Профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.

Профессиональная честь — забота об авторитете своей профессии в обществе.

Профессиональная этика — учение о профессиональной морали, представляющей собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям различных профессий. Многообразие видов профессиональной деятельности определяет и множество видов профессиональных моралей — мораль врача, педагога, юриста. Профессиональная этика судьи (судейская этика) — один из видов профессиональной морали.

Профессиональная этика судьи — наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении.

Профессионально-нравственная деформация — искажение характера и результата профессиональной деятельности, служебных и внеслужебных отношений, развитие в духовном мире человека отрицательных черт характера.

Профессиональный маргинализм — личностная позиция непричастности и ментальной непринадлежности к профессиональной морали или внутреннее отнесение себя к морали другой среды. Свойственен людям, не адаптированным к осуществляемой деятельности, не сделавшим ее ценностью для себя. Иногда маргинал любит себя в профессии больше, чем профессию в себе, но чаще рассматривает ее как средство достижения внепрофессиональных личных целей, а не как способ гармоничного существования в деятельности.

Психограмма — профессионально значимые свойства и качества личности.

Публичное выступление — передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и использованием ораторских приемов. «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает», — говорил Наполеон Бонапарт.

Раскаяние — признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Раскаяние всегда рассматривалось моральным сознанием как необходимая часть искупления, поскольку без него невозможно исправление человека в дальнейшем. Раскаяние может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выполняет роль самооценки человеком своих поступков, которая направляет его дальнейшие действия. Раскаяние — специфически моральный акт. Однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом раскаяния виновного.

Речевой этикет — правила речевого поведения на службе. Речевой этикет включает: 1) устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности; 2) способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т.п. Различают речевой этикет проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений, написания деловых писем, ведения телефонных разговоров. Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими — уважительно и непринужденно.

Санкция (от лат. вагк^ю — строжайшее постановление) — подтверждение нравственных требований посредством моральной оценки (одобрения или осуждения) уже совершенных действий людей. Моральная санкция является одной из форм социального воздействия, она совершается посредством оценки поведения человека. Оценивая какой-либо поступок как добро, моральное сознание тем самым предписывает совершать подобные поступки в дальнейшем. И наоборот, отрицательная оценка означает нравственный запрет на подобные поступки в будущем.

Смысл жизни — понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.

Совесть — внутренний регулятор поведения человека, его самосуд. Это одно из наиболее сильных человеческих чувств, свидетельствующих о высокой степени нравственного развития личности, ее самосознания и ответственности категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Сознание моральное — одна из форм общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Социальная сеть (от англ, social networking service) — онлайн-сервис, предназначенный для построения и организации социальных взаимоотношений через Интернет. Ведущие социальные сети в мире — Facebook, Twitter; в России — ВКонтакте, Одноклассники, Мой Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Социальная установка личности — это предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Справедливость — категория этики, характеризующая соответствующее распределение деяния и воздаяния: например, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания. Нравственная справедливость — вознаграждение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравственными требованиями.

Стиль управления (от лат. stilus (stylus) — стержень для письма, от греч. stylos — палочка, стержень) — 1) совокупность методов воздействия руководителя на подчиненных, 2) манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.

Стыд — одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.

Счастье — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья.

Такт (тактичность) (лат. tactus — прикосновение) — 1) этическое чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо (чему-либо) чему-н., 2) принцип этикета, выражающийся в умении человека держать себя подобающим образом.

Развитие профессионального такта имеет огромное значение для судей, так как в их деятельности общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени.

Требования этические — требования, предъявляемые к должностному лицу отражающие рекомендательные нравственные установки. В общем виде эти этические требования можно представить следующим образом:

  • • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
  • • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;
  • • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
  • • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
  • • уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к лицу, наделенного властью, каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • • соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением службы;
  • • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  • • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
  • • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности работника;
  • • соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • • воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота;
  • • постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

Труда нравственность — одна из важнейших сфер действия морали, охватывающая все области общественно полезной деятельности человека. Общественная полезность труда — главный показатель его моральной ценности и источник нравственных трудовых отношений.

Трудолюбие — нравственное качество человека, проявляется в его положительном отношении к труду, профессии, службе, которое в психологическом аспекте характеризуется потребностью и привычкой трудиться, увлеченностью работой, заинтересованностью в достижении полезного результата труда.

Естественное трудолюбие отрицает отношению к труду как к принудительной необходимости, источнику материального обогащения или средству достижения карьерного роста. Трудолюбие также противостоит и трудоголизму — болезненному психологическому состоянию трудозависимости.

Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее признание достоинств личности. Сложившееся в общественном моральном сознании понятие уважения предполагает: внимание к интересам другого человека, справедливость, равенство прав, доверие к людям, предоставление им свободы; внимательное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

Формализм (франц. formalisme, от лат. formalis — относящий к форме) — чисто внешнее следование моральным заповедям, принципам и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравственных правил нередко сопровождается нарушением важнейших общих принципов морали — гуманизма, справедливости, чести, достоинства, служебного долга, уважения к людям.

Ханжество — 1) отрицательное моральное качество, характеризуемое показным благочестием, моральным лицемерием и притворной добродетельностью; 2) лицемерное демонстративное порицание чужих неэтичных поступков, поведения или точек зрения, часто при одновременном допущении аналогичных неэтичных действий со своей стороны.

Цель — заранее предполагаемый результат, на достижение которого преднамеренно направлен процесс. Целенаправленный характер деятельности присущ только человеку в его общественной жизни. В соответствии с общими принципами морали цель всегда должна быть нравственна.

Целесообразный характер деятельности человека помимо постановки цели предполагает выбор наиболее оптимальных из имеющихся в наличии средств для ее достижения. Благая цель не может быть достигнута использованием безнравственных средств. Общественная мораль требует, чтобы нравственной оценке в соответствии с действующими в обществе нормами подлежат не только цели, но и использование тех или иных способов и средств их реализации.

Ценности — философская и морально-этическая категория, применяемая для обозначения материальных и нематериальных объектов и явлений, включенных в систему жизненно важных потребностей, регулирующих и стимулирующих деятельность человека и формирующих его нравственное сознание.

К общечеловеческим ценностям в порядке иерархии относятся:

  • (1) человек — абсолютная и наивысшая ценность, «мера всех вещей[6]». В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»;
  • (2) семья — первейший коллектив человека;
  • (3) труд — потребности индивида и общества, основа человеческого бытия;
  • (4) знания — форма существования и систематизации результатов разнообразного творческого труда;
  • (5) культура — совокупность общечеловеческих и духовных ценностей (богатств), накопленных человечеством в сфере духовной и материальной жизни, передаваемые из поколения в поколение;
  • (6) отечество — единственная для каждого человека Родина, где ему было дано судьбой появиться на свет;
  • (7) земля — наш общий дом, всеобщий базис;
  • (8) мир — отсутствие войны, главное условие существования человека и Земли.

Все вышеперечисленные ценности имеют моральный аспект, т.е. одновременно являются и морально-этическими понятиями.

Кроме того существует целый ряд ценностных представлений, относящихся к области морального сознания, — это моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Наряду с этими общепризнанными ценностями существуют и другие, в том числе спорные с точки зрения морали и нравственности, ценности: деньги, богатство, власть, успех, карьера, материальное благополучие, беззаботная жизнь в роскоши, развлечениях и удовольствиях.

Положительная или отрицательная моральная ценность вещей, явлений, действий и поступков определяется их соответствием существующим нравственным требованиям.

Представления морального сознания также являются разновидностью духовных ценностей общества, так как в идеалах, принципах, понятиях добра и зла выражено отношение людей к явлениям действительности. С одной стороны, в них содержится морально- этическое требование, с другой — дается нравственная оценка существующих или имевших место явлений. Кроме того, понятие добра является критерием оценки самых разнообразных социальных явлений и человеческих поступков.

Цинизм (лат. сугштив, от греч. кушзтув — учение киников, от греч. куоп, кушж — собака) — моральный феномен и моральное качество, выражающиеся в полном пренебрежении к общечеловеческим ценностям, неприкрытом отрицании морали, неприятии любых авторитетов, использовании этики для манипулирования людьми в своих интересах с помощью рассуждений на моральные темы. Цинизм в убеждениях и поведении характерен для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к нигилизму и духовной опустошенности, а также для людей, преследующих свои эгоистические цели, не пренебрегая при этом любыми, в том числе и аморальными, средствами.

Человечность — высокое моральное качество, означающее человеческое, гуманное, доброжелательное отношение ко всем окружающим. Человечность — это воплощение лучших черт человека, соединенных воедино, — любви к людям, великодушия, благожелательности, заботливости, душевности, сочувствия, готовности прийти помощь, достоинства и др.

Честь — 1) моральное, профессиональное, служебное, социальное, человеческое и т.п. достоинство, вызывающее уважение к самому себе или со стороны общества; 2) категория этики и понятие морально- этического сознания, означающее совокупность высших морально- этических принципов личности, характеризующих определенную социальную группу. Честь включает в себя нравственное достоинство человека, его честность, благородство, доблесть, чистую совесть, правдивость, стремление следовать идеалам добра, справедливости, служение Родине и народу. Чувство чести формируется в человеке в процессе его социализации в той социальной группе людей, членом которой он является.

Различают такие виды чести, как гражданская, профессиональная, служебная, военная, рыцарская, мужская, женская и т.д.

Служебная честь складывается в процессе осуществления сотрудником служебной деятельности, то есть службы государству, Отчизне, народу. Служебная деятельность, имеет публичный характер, что выражается в пристальном внимании общественности к моральному облику государственных служащих и выполнению ими служебного долга. По словам немецкого философа XIX в. А. Шопенгауэра, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности».

Чувства — эмоциональные процессы (эмоциональные переживания) человека, отражающие его субъективное оценочное отношение к материальным или нематериальным объектам. Наряду с убеждениями чувства характеризуют субъективную нравственную позицию личности, так как представляют собой отражение в сознании человека его отношений к действительности. В психологическом смысле чувства — это устойчивые условно-рефлекторные явления в сознании человека, составляющие основу его эмоций и побуждений. По своему социальному содержанию моральное чувство представляет собой особую форму отношения человека к различным реальным и абстрактным объектам, выражающую их соответствие или несоответствие потребностям человека.

Эвдемонизм (от греч. еибатоша — счастье, блаженство) — направление в этике, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Жизненная установка эвдемонизма состоит в том, что счастье является высшим и приоритетным человеческим благом, которое «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого» (Аристотель). Достижение счастья является высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. При этом центральным для эвдемонизма является вопрос о соотношении счастья как индивидуального благополучия и добродетели как нравственного образа мыслей и действий.

Эгоизм (от лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, основанное на убеждении в приоритете собственного блага, собственной пользы и выгоды, когда человек ставит свои собственные интересы выше интересов общества и окружающих людей.

Как моральное качество эгоизм оценивается обычно отрицательно. Вместе с тем существует понятие «разумный эгоизм» (или «здоровый эгоизм»), под которым часто понимается так называемый целесообразный эгоизм — умение жить собственными интересами, не противореча интересам других людей.

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — 1) философская наука о морали и нравственности; 2) система норм нравственного поведения, в которых выражены наши представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. Этические нормы выступают одним из главных регуляторов различных общественных отношений (деловых, служебных, профессиональных, бытовых, семейных, национальных, мульти культурных и др.). Этика формирует оценивающее сознание человека, позволяющее ему правильно с точки зрения общепринятой морали и внутренней нравственной убежденности совершать этические (нравственно) правильные поступки.

Этика руководителя — система норм нравственного поведения руководителя, основанная: (1) на понимании и учете психологии подчиненных (подчиненные лучше слушают тех руководителей, которые к ним прислушиваются); (2) на воспитании личности; (3) на культуре управления; (4) на умении управлять своими чувствами в процессе личностных взаимоотношений с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.

Этикет (от фр. ?tiquette — этикетка, надпись) — 1) свод правил поведения в обществе, своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, правила учтивости, проявление тактичности, манеры, внешний вид, поведение за столом); 2) внешние нормы и правила поведения, принятые в определенных социальных, профессиональных, национальных и иных общностях (в деловых кругах, государственной службе, дипломатии, армии и т.д.); 3) совокупность норм и правил поведения, уместных в определенных обстоятельствах или видах деятельности (деловой этикет, повседневный этикет). Соблюдение соответствующего этикета — необходимый атрибут жизнедеятельности цивилизованного человека.

Современный этикет значительно упрощен и выражается в доброжелательном, тактичном и уважительном отношении ко всем людям. В основе внешних этикетных проявлений, как правило, лежат нравственно-этические убеждения и установки. При их отсутствии этикет превращается в искусственный снобистский ритуал, не являющийся показателем подлинной культуры человека. Так, изысканные манеры и безупречный внешний вид еще не означают, что их обладатель действительно высоконравственная и гуманная личность. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, могут иметь безнравственную цель замаскировать неблаговидные поступки и намерения.

Этический кодекс — свод моральных норм, которому следует отдельный человек или коллектив людей. Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.

«Эффект аквариума» — особое положение государственного гражданского служащего в обществе, когда к нему приковано обостренное внимание людей, в том числе даже к его личной жизни.

«Эффект шлёпанцев» — неэтичное действие, выражающееся в переходе государственного служащего после отставки на должность консультанта (начальника отдела, президента и т.д.) в фирму, работающую в той же сфере, которую он недавно курировал, в связанный с его предыдущей работой банк и т.п. Другими словами, это ситуация, когда чиновник, используя свое служебное положение, заблаговременно позаботился о своем безбедном будущем на случай отставки, сумел подготовить себе «свечной заводик».

  • [1] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗЧасть 1 (ред. от 02.11.2013).
  • [2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
  • [3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от25.11.2013).
  • [4] Спиноза Б. Этика. М.: Азбука, 2013. С. 24.
  • [5] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 30.09.2013).
  • [6] Определение древнегреческого философа Протагора (ок. 490 до н.э. — ок. 420до н.э.).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ