Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Демократия как универсальная ценность

Лекция шестнадцатая. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Сущность социальной демократии

Рассмотрение данной проблемы необходимо начинать с определения содержания самого понятия «социальное». Правильно поступают исследователи общественных отношений, которые связывают это понятие с социумом, или босшб, что по латыни означает «член общества, товарищ по социуму» [2, с. 46]. Неоднократно повторявшееся определение общества как добровольного объединения людей для совместного решения проблем жизни, которые невозможно решить в одиночестве, позволяет более или менее чётко представить себе и круг отношений, в которые члены общества неизбежно вступают между собой в процессе их жизнедеятельности.

Общественная жизнь — явление многогранное и многосферное. В ней как относительно самостоятельные сферы выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную (культурную), каждая из которых, в свою очередь, дополняется национально-этническими, религиозными, территориальными и иными аспектами. Эти сферы и аспекты жизни настолько тесно связаны между собой и пересекаются, что провести чёткие границы между ними практически невозможно. Можно говорить только о специфике каждой сферы и то лишь приблизительно. Соответственно, общественные отношения имеют также многоаспектный характер. Отсюда и многообразие определений как политического, так и социального.

Некоторые исследователи сводят социальные отношения к отношениям между людьми как исполнителями разных видов труда, а соответственно, и разных ролей в жизни общества. Существует понимание социального и как действия, «которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на них» [ 1, с. 603]. Российский исследователь социальной политики А.И. Стребков считает, что последнее определение социального «в большей степени отражает суть осмысленного политического действия и политического вообще» [2, с. 50].

Нам социальное видится как сплав или квинтэссенция всех общественных отношений, и это вытекает из определения самого общества, а потому объяснимо многообразие восприятий социального, обусловленное тем, какому из образующих данный сплав аспекту жизни человек отдаёт предпочтение. Другими словами, социальное — это отношения между людьми, объединившимися в сообщество для совместного решения своих жизненных проблем, обусловленные существующим в обществе способом производства, а социальная демократия — совместное решение проблем их функционирования и совершенствования, а также распоряжения результатами общего труда. Само понимание общества как добровольного объединения людей для совместного решения проблем предполагает активное участие всех способных к этому людей в общественных процессах. Социальная демократия и есть организация общественной жизни в соответствии с фундаментальными законами природы и детерминированными ими законами общества.

Стремление к социальной демократии имманентно присуще любому социуму. Она несколько опережает политическую демократию, поскольку существует и до образования государств и в определённой степени обусловливает последнюю.

Классические формулы социальной демократии содержатся в обычаях и преданиях всех народов мира, в их «священных книгах», являющихся для значительной части населения и в эпохи просвещения и господства разума руководством в жизни.

Возьмём хотя бы библейские постулаты: люди сотворены по образу и подобию самого Бога, являются детьми Адама и Евы, а потому равны между собой и должны относиться друг к другу как братья и сёстры. Земля является общим домом человечества, а среда обитания социума — его общим достоянием, и, стало быть, дары природы принадлежат всем живущим на земле, а ресурсы в конкретных регионах — живущим в них людям; поэтому все члены данных социумов имеют одинаковые права на них. Люди живут, как пользуясь дарами природы, так и создавая своим трудом новые ценности. Евангелие учит: «кто не работает, да и не ест», каждому человеку — по его делам. Дары природы принадлежат всем, а что создано собственными руками человека — ему самому. А потому он вправе свободно распоряжаться всем, созданным его руками, но «землю не должно продавать навсегда; ибо Моя земля, вы пришельцы и поселенцы у меня» (Левит, 25: 23).

Социальная демократия, как и экономическая, а с образованием наций и национальная демократия, является неотъемлемым атрибутом демократии как особого типа общественного и государственного устройства. Речь здесь идёт о приложении известных формул демократии прежде всего к экономической и социальной сферам жизни общества, об организации всей общественной жизни самим народом и для народа, о примерно равном отношении всех членов общества к его социальным ценностям [5]. Это политика, в одинаковой степени ориентированная на социальные интересы всех групп и слоёв общества.

В первой лекции мы рассмотрели критерии демократии как формы государственного устройства. В их число входят также критерии экономической, социальной и национальной демократии. Определяющим социальную демократию является наличие условий, при которых каждый член общества может реализовать в полном объёме свои экономические, социальные и культурные права, так же как и свои гражданские и политические права. Её главными критериями являются свобода, равенство и равноправие всех членов общества, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства; право и равная возможность каждого члена общества зарабатывать себе средства существования своим трудом, получать достойное вознаграждение за свой труд, позволяющее жить на уровне умеренной достаточности как самому работнику, так и неработоспособным членам его семьи, наравне со всеми пользоваться естественными дарами среды своего обитания, иметь наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и т.д.

Свобода человека как возможность поступать автономно имеет множество ипостасей, главной из которых является, как провозгласили ещё древнегреческие демократы, «свобода от нужды». Под этим подразумевается, что жизнь человека должна быть обеспеченной на уровне самодостаточности для компенсации затрачиваемой им жизненной энергии. Свобода — основа достоинства и достойной человека жизни. «Свобода — деликатный плод зрелой цивилизации, — писал один из известных исследователей этой проблемы Далберг-Актон. — Её утверждение всегда сталкивалось с сопротивлением таких естественных врагов, как невежество, предрассудки, жажда завоевания и любовь к безделью, алчность власти сильных и нужда бедных в пище» [4, р. 1]. Мир, процветание, свобода и мораль неразрывно связаны между собой, не без основания полагал Т. Джефферсон [12, vol. 13, р. 384J, и социальная демократия означает торжество всех их.

В обществе социальной демократии, говоря словами Государственного секретаря США в администрации Ф. Рузвельта Э. Стет- тиниуса, на передний план выдвигается безопасность человека, которая понимается как свобода от страха. Другим важным моментом является обеспечение соответствующих экономических условий, гарантирующих свободу от нужды. Социальная демократия существует только там, где права и свободы человека реализуются в полном объёме, его достоинство уважается, человек является кузнецом своего счастья и определяет личную судьбу.

Равенство — следующее важное определяющее социальной демократии. Любовь к равенству в условиях демократии, считал Монтескье, ограничивает амбиции человека, его стремление к эгоизму, побуждает его оказывать своему обществу и отечеству не меньше услуг, чем это делают другие граждане, или, по меньшей мере, поддерживает стремление оказывать их [9, р. 147]. Общество, в свою очередь, формирует условия, обеспечивающее равенство его членов. А. де Токвилль считал, что человек в большей степени стремится к равенству, чем к свободе, хотя в действительности отрывать их друг от друга, а тем более противопоставлять друг другу вряд ли будет верно. Без свободы не может быть и равенства, равенство несвободных людей — это суррогат равенства, псевдоравенство.

Социальное равенство труднодостижимо, а основой и первопричиной этой трудности являются естественные различия между индивидами — прежде всего различия в силе, способностях, склонностях и дарованиях людей, в усидчивости и настойчивости в достижении поставленных целей, какой-то степени наследуемых от родителей или прививаемых обществом в периоды обучения и социализации. Но важной предпосылкой демократии выступает равенство возможностей и шансов людей получить образование, пройти социализацию, избрать вид труда и сферу деятельности в соответствии с их знаниями и способностями, жить в здоровой среде и своевременно лечиться от возможных болезней и т.д., т.е. равенство людей как членов общества и граждан государства.

Социальная демократия базируется на справедливости, которая имеет солидную объективную основу, по-разному осознаваемую и оцениваемую людьми. Эта основа складывается из трёх факторов. Во-первых, это тождество людей как разумных и сходных в основном и в главном существ, что даёт им равный статус человека. Во-вторых, каждый человек является членом социума и в этом качестве обладает равными со всеми остальными членами правами на природные ресурсы и плодородие земли в ареале своего проживания. Социум обладает правом пользования и правом распоряжения этими ресурсами, которое реализуется каждым его членом в соответствии с установленными этим социумом нормами и правилами, соблюдение которых обязательно для всех. В-третьих, члены социума, учредившего особый политический институт в лице государства, превращаются в граждан государства, также равных между собой в данном статусе.

Справедливость поддерживает единство общества, питает гуманизм и демократию в нём, а несправедливость, напротив, раскалывает общество, питает вражду и борьбу между его частями и отдельными членами, а соответственно, раскалывает социум. Напомним, что справедливость, как и свобода, равенство, да и сама демократия, выступает прежде всего как идеал, к которому стремятся люди, каждый из которых понимает её по-своему. Сводить справедливость преимущественно к отношениям распределения благ, как это делают некоторые её исследователи [10], вряд ли будет корректно. Она выражается в возможности человека наравне со всеми пользоваться дарами природы, привилегиями члена общества жить согласно результатам своей деятельности, его действительному вкладу в воспроизводство своих собственных и общественных ценностей. Правильнее говорить о мере и степенях свободы, равенства, справедливости, а следовательно, и демократии.

Основой свободы, как уже было отмечено, является свобода от нужды, которая имеет разные степени. Качество жизни человека определяется её стандартом, под которым понимается оптимально возможный в данный момент и желаемый уровень потребления человеком или группами людей средств существования и услуг с учётом степени развития производительных сил, специфики деятельности человека, количества затрачиваемой им энергии, структуры потребностей.

Фактический уровень потребления может отличаться и, как правило, отличается от стандарта в ту или иную сторону, определяя реальный уровень жизни. Стоимость набора потребительских товаров и услуг (стоимость жизни), соответствующих научно установленному стандарту жизни, определяет прожиточный уровень. Стоимость минимального набора тех же товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни, обозначают как прожиточный минимум. Общество социальной демократии гарантирует каждому своему экономически активному члену прожиточный уровень. Всеобщая декларация прав человека (ст. 25, п. 1) провозглашает право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение в случае утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».

Право на адекватный стандарт жизни закреплено в Пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Участвующие в этом Пакте государства признают право каждого человека на жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Они обязуются принять «надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права».

Жизнь каждого человека и его семьи неразрывно связана с той или иной формой собственности. Собственность — это то, что принадлежит индивиду лично или совместно с другими людьми, чем он (они) вправе свободно распоряжаться, что кормит и поддерживает человека, придаёт ему уверенность в завтрашнем дне. Каждому человеку необходимы жильё, домашнее имущество, инструменты (орудия) домашнего или индивидуального труда, а если он сельский житель — усадьба, домашний скот. Обладание ими делает жизнь человека стабильной, определяет его благосостояние. Вся хозяйственная или вообще трудовая деятельность человека подчинена цели приумножения этой собственности и содействия её оптимальному функционированию как главного источника средств существования.

Каждый человек вправе свободно распоряжаться тем, что создано его трудом. Созданным совместно люди распоряжаются либо коллективно, либо индивидуально. Всё, что находится в ареале проживания социума, принадлежит всему социуму, члены которого пользуются определённой его долей в соответствии с нормами этого социума.

Социальная демократия предполагает уважительное отношение к свободе, равенству и равным возможностям не только живущих, но и будущих поколений граждан страны. Демократизм пользования природными ресурсами предполагает справедливое распространение данного права и на потомков, ареалом обитания которых данная природная среда станет. Это предполагает бережное отношение к ним и их экономное расходование на уровне личных нужд живущих здесь людей. Браконьерское отношение к природным ресурсам, принцип «живи сегодняшним днём», «извлекай из недр как можно больше для личного обогащения и накопления богатств» недопустимы.

Социальная демократия предполагает также функционирование в обществе правовых норм, гарантирующих социальную безопасность всех групп его населения. Труд — главное и непременное условие достойной жизни человека, его право и обязанность одновременно. При социальной демократии право на труд включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Однако из-за несправедливого характера общественных отношений не все люди имели и имеют возможность зарабатывать хотя бы любым трудом. Безработица — спутница мира, где собственность распределена крайне неравномерно и имеются огромные массы неимущих людей. Эти отношения лишают миллионы людей возможности жить даже по «законам божьим», зарабатывать себе хлеб насущный собственным трудом, развиваться физически и умственно, избегать пороков, оставаться нормальными людьми.

В обществе, где существует безработица, неизбежно будут существовать нужда, несправедливость и неравенство людей, а значит, и социальная напряжённость. Это является также очевидным свидетельством того, что институт защиты прав человека и обеспечения их безопасности в таких странах все ещё не отвечает своему назначению — «содействовать свободе, равенству и стремлению людей к счастью».

Только общество социальной демократии может быть свободно от таких пороков. Здесь жизнь организуется с обязательным учётом того, что справедливые условия труда являются одним из главных факторов социального мира. Эта истина неслучайно провозглашена также в Уставе Международной организации труда. «Условия труда, основанные на несправедливости, нужде и лишениях огромного числа людей, порождают такую смуту, что подвергает опасности мир и гармонию в мире», — говорится в его преамбуле. При социальной демократии каждому члену общества и гражданину государства предоставляется возможность трудиться с учётом его способностей и дарований, а также получать справедливое вознаграждение за свой труд (оплату труда, заработную плату, жалование) в зависимости от его количества и качества. Как считал А. Смит, заработная плата должна включать в себя не только стоимость необходимых для жизни средств существования, но и сумму налога, уплачиваемого государству [11, р. 425].

В целях полного осуществления права человека на труд, участвующие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах государства должны принять меры, включающие в себя программы профессионально-технического обучения людей и подготовки их к труду. Должны быть определены пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.

С правом на труд неразрывно связано право человека на справедливые и благоприятные условия труда, которые, согласно его ст. 7, включают в себя:

  • 1. Вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равную оплату труда равной ценности без какого бы то ни было различия. Женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной оплатой за равный труд. Вознаграждение должно обеспечивать удовлетворительное существование самих работников и их семей.
  • 2. Условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
  • 3. Одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.
  • 4. Отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, а также оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Поскольку труд человека связан с огромными затратами жизненной энергии, наступлением усталости, то ему должно быть гарантировано также право на отдых и досуг. Для сохранения здоровья и трудоспособности человека сеансы труда должны обязательно чередоваться сеансами отдыха. Отдых может быть кратковременным (передышка, «перекур», перерывы для принятия пищи) и продолжительным (время после работы, проводимое в семье и посвящаемое воспитанию детей, досугу и сну). Чем интенсивнее труд, тем более продолжительным должен стать отдых, призванный оздоровлять организм.

До начала XX века, а во многих странах и до середины XX века, люди трудились по 10 и более часов в день, не имея права на сколько- либо продолжительный отдых. Это вело к высокой и ранней смертности населения. Средняя продолжительность жизни человека равнялась 35—40 годам. Под влиянием многих социальных движений и революций XX столетия условия труда улучшились, продолжительность рабочего дня сократилась при сохранении, а во многих случаях даже при росте заработной платы. Законодательно закреплено право работников на оплачиваемые отпуска. Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня, и на оплачиваемый периодический отпуск признано Всеобщей декларацией прав человека (ст. 24). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, развивая дальше формулировку Всеобщей декларации о правах человека, провозглашает в ст. 7 право каждого человека на «отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни».

Современные международные стандарты продолжительности труда в демократических странах устанавливают 35—40-часовую рабочую неделю при двух выходных днях с ежегодными оплачиваемыми отпусками продолжительностью от двух до восьми недель. Многочисленные конвенции и правила Международной организации труда регламентируют вопросы продолжительности трудового дня, сеансов труда и обязательного отдыха. К сожалению, эти нормы не всегда соблюдаются государствами и работодателями. Десятки миллионов людей в мире вынуждены трудиться в два и более раз больше установленных норм для того, чтобы зарабатывать недостающие для жизни средства, что, безусловно, сокращает продолжительность свободного времени человека, в том числе и возможности этих людей для отдыха.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 
Популярные страницы