УЧЕНИЕ О ФАКТОРАХ ПРЕСТУПНОСТИ

Соображения, изложенные в предыдущем разделе, выяснили предмет и метод науки. Учение о мерах борьбы с преступностью может быть основано только на позитивном изучении самой преступности. В настоящем разделе и дается краткий очерк выводов, к которым пока пришла уголовная социология; эти выводы и должны быть положены в основу учения о мерах борьбы с преступностью. Но при этом надо отдавать себе ясный отчет о современном положении уголовной социологии.

Как уже было указано и в первом разделе, новый метод исследования, позитивный, усвоен наукой недавно; долгое время, да и ныне, многие силы отвлекались в общепризнанную догматическую школу. Да и необходимость применения одновременно всех трех методов — биологически-наблюдательного над особями, статистического для масс и опытно-исторического для общих выводов — была осознана лишь в самые последние годы. Со слиянием методов, с устранением крайностей наука уголовной социологии только в настоящее время выходит из младенчества, только теперь можно ждать уже законченных трудов в этой науке, действительно прочно обоснованных выводов, полученных при строгом применении научных методов. Те же труды, которые имеются, относятся, несомненно, еще ко времени младенчества науки, когда недостаточность собираемого материала, односторонность избранного одного лишь из трех указанных выше методов вынуждали, а иногда и поощряли дополнять пробелы в материалах для постройки целого здания науки по одному избранному методу научными гипотезами. Несомненно, было сделано много преждевременных выводов, делать которые состояние науки еще не позволяло. Но следует иметь в виду, что все же эти выводы делались хотя и односторонне, и преждевременно, но авторы их исходили не из произвольных, каких-либо чисто рационалистических общих положений о существе всего существующего, а из положительных данных, которые им при всех препятствиях, при всем несовершенстве и количественном недостатке аппаратов собирающих удалось собрать. При таких условиях их гипотезы являются действительно научными, они плод того научного воображения, которое даже и такой строгий естествоиспытатель, как Джон Тиндаль, признавал животворящей, необходимой, созидающей силой в науке. Такие гипотезы при дальнейшем, более усовершенствованном исследовании если и не всегда подтверждаются, то зато освещают дальнейший путь исследования и большей частью если не все, то хоть часть зерна правды содержат в себе.

А между тем, действительно, нельзя же было и проверить совершенство избранного метода, не приступив к изучению одного из вопросов уголовной социологии. И таким вопросом вполне естественно был избран важнейший вопрос этой науки: о факторах преступности, т.е. о причинности явлений преступности. В самом деле, главнейшим и самым существенным шагом в сторону от догматически-юридического изучения форм преступных деяний было признание, что преступные деяния — не куча ничего общего между собой не имеющих произвольных деяний, а нечто целое, имеющее такое цельное, особое, самостоятельное существование, как и другие социальные и бытовые явления, эволюционирующие под влиянием тех или других причин, в том или другом направлении. Но открыть причины преступности — значит вместе с тем и прочно обосновать само положение о существовании известной законосообразности такого явления, как преступность. Не может быть, конечно, сомнений, что ввиду несовершенства методов, а главное — недостатка учреждений, собирающих данные, все причины и первопричины, основные причины хотя бы движения преступности, если не самой преступности, установить окончательно удастся еще не скоро. Но очень существенные шаги в этом направлении сделаны разными школами.

Но что считать фактором преступности, ее причиной? При нынешнем состоянии науки сделать точное перечисление таких причин, а тем более дать определение их удельного веса, их относительного значения невозможно. Но можно сказать с уверенностью, что все те явления, все те факты, все те условия, как из природы и жизни самого человека, так и из окружающей его природы, и из жизни общества, которые могут влиять на поведение человека, живущего в обществе, могут быть на первых порах отнесены к числу причин преступности. Быть может, при дальнейших исследованиях окажется, что некоторые из них являются ближайшими, непосредственными, другие отдаленными; некоторые из них влияют только на движение преступности (динамика), повышение и понижение; возьмем для примера хороший или дурной урожай хлебов в преступлениях против имущества, хороший или дурной урожай винограда в преступлениях против личности. Другие причины, наоборот, являются более постоянными, всегда действующими, например организация самого человека, социальный строй, в котором он живет. При таких условиях понятно, что, например, Эттинген[1] дает такое перечисление факторов преступности: факторы внешней природы, меняющиеся по местам, — климат, время года, цены на хлеб, эпидемии; социальные факторы — густота населения (в особенности населения, находящегося в возрасте, когда человек способен совершать преступления), экономическое положение — бедность и богатство, пауперизм и роскошь, мир и война, жизнь в городе и в деревне, влияние школы, церкви, печати, значение явлений народной безнравственности — алкоголизм, увеличивающаяся половая безнравственность в виде проституции, наклонности к разводам, числа незаконных рождений; наконец, факторы индивидуальные — возраст и пол, наследственность, здоровье и болезнь, образование и специальность, занятие. По этому поводу можно сказать, что все эти факторы, как и вообще другие социальные явления, находятся в известном соотношении друг с другом и разделить их, выделить влияние одного фактора и устранить, хотя бы мысленно, в исследовании другие почти невозможно; можно выяснить только преимущественное влияние того или другого фактора в известном направлении.

Для ближайшего рассмотрения этих многообразных факторов и учений о влиянии каждого из них наиболее правильно разделить факторы на: 1) индивидуальные, биологические, лежащие в самой природе человека, к ним же отнеся и расовые влияния, и 2) внешние, куда будут отнесены и внешние природные факторы — климат, время года и т.д., и социальные.

  • [1] Эттинген. Цит. соч. С. 454.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >