Б. МЕРЫ ПРЕВЕНТИВНЫЕ

Общая характеристика превентивных мер

Уже все новые меры борьбы с преступностью, описанию которых был главным образом посвящен предыдущий отдел, несомненно, только номинально могут быть названы репрессивными. Они все уже сообразуются с требованием ne peccetur, а не quia peccatum; все они имеют в виду будущее, а не прошедшее; все они скорее превентивные, чем репрессивные, — на это указывает и первенствующее участие общества в их реализации. Но ведь это первенствующее значение мер предупреждения в борьбе с преступностью на новых началах вытекает непосредственно и логически из всего учения о факторах преступности. Раз преступление — не произведение злой воли, случайной силы, являющейся как deus ex machina, раз это явление социальное, то от него отнимается, так сказать, катастрофический характер: оно подготавливается постепенно, и следовательно, и бороться с ним лучше всего своевременно, предотвращая его наступление. Отсюда понятно и первенствующее значение превентивных мер.

Но именно в этом отделе превентивных мер наиболее сказывается еще молодость нашей науки. Отдел этот в науке сравнительно еще не велик; выводов мало, и, как это ни странно, отдел мал именно главным образом благодаря тому, что сама область мер предупреждения так велика. В самом деле, когда дело идет о возрождении человека, уже дошедшего до преступления, то, так сказать, все меры специализируются, сообразуясь с фактом совершения преступления: это — меры специальные для специального же вида людей — преступников, для специального рода явлений.

Но когда дело идет о предупреждении преступности, то ведь тут выдвигается на первый план все разнообразие факторов преступности, все разнообразие человеческой деятельности, которая в своих отдельных отраслях переплетается, преследуя в каждой отрасли одновременно не одну, а много целей; здесь уже нет той специализации, которая так облегчает определение границ того, что подлежит изучению.

Здесь приходится уже изучать не специальные меры, не деятельность целых союзов, направленных на борьбу с преступностью, здесь надо уже выделять элементы сложной деятельности, стороны и оттенки тех или других мер. И тем не менее поле исследования, несомненно, чрезвычайно велико, а все, что на нем происходит, гораздо важнее и действеннее для борьбы с преступностью, чем все те специальные меры борьбы с преступностью, которые описаны выше. Это ясно уже хотя бы из того, что все меры или элементы, которые изучаются, имеют в виду воздействие и влияние не на сравнительно небольшое число лиц, как меры специальные, а на весь социальный организм, на весь данный народ; они направлены, притом прямо — против всех факторов преступности. Если эти меры, как равно и вообще громадная деятельность общества, еще почти что не обследованы, то потому еще, и может быть, главным образом потому, что вообще превенции в борьбе с преступностью не придавали никакого значения, и только теперь оказалось, что это самая главная сила.

И несмотря на всю широту этих задач, несмотря на то, что все превентивные меры, как сказано только что, имеют в виду влиять на весь народ, — выполнение их не только в большей мере, чем мер специальных, но почти всецело лежит на обществе. Главное, если не единственное исключение в этом отношении составляет так называемое социальное законодательство. Конечно, эта область законодательства имеет более непосредственное отношение к борьбе с преступностью, чем все другие области законодательства; социальное законодательство оказывает громадное влияние на главнейший фактор современной преступности — социальные условия. Но, как уже было сказано в отделе о факторах преступности, было бы крупнейшей ошибкой считать, что только оно и есть единственная действенная превентивная мера в борьбе с преступностью. Так рассуждать — значило бы, во-первых, забывать о значении и влиянии всех других факторов преступности, из которых многие будут продолжать действовать при самом идеальном социальном строе, и, во-вторых, преувеличивать значение тех социальных реформ, которые вообще производятся, и в особенности значение того влияния, которое может оказать законодательство на изменение социального строя. Последний сам по себе — слишком сложное социальное явление, эволюционирующее по своим законам, и человеку дана возможность только несколько врываться в эту эволюцию, ускоряя или задерживая наступление тех или других явлений в области социального строя. Поэтому, конечно, социальное законодательство не может быть ни единственной, ни главнейшей мерой борьбы с преступностью, и человечество все в совокупности, а не отдельные мыслители инстинктивно это поняло и само направило свою многообразную деятельность на борьбу с патологическими явлениями в социальном строе. На это затрачивается так много и такой сознательной деятельности современным обществом, что не может быть никаких сомнений в том, что эта чисто реальная, жизненная деятельность не затрачивается напрасно. Здесь нет места увлечению теорией, как бы она ни была красива. Мы сказали: «современным обществом», — но что такое общество и почему именно оно выполняет эти функции?

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >