ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ XVIII-XIX вв.

ДЖ. ВИКО КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Основные направления культурологии, составляющие сущность истории этой науки, представлены великими именами мыслителей и деятелей культуры, произведения которых имеют всемирную значимость.

Как целостное общественное явление культура начала исследоваться в эпоху Просвещения, в конце XVII — начале XVIII в. Среди мыслителей, сыгравших значительную роль в осмыслении феномена культуры, в первую очередь выделяется итальянский философ Джамбаттиста Джамбаттиста Вико (1668—1744), основопо- Вик0 ложник не только культурологии, но и философии истории и этнической психологии. Он также заложил основы сравнительной культурной антропологии, сравнительной исторической лингвистики, эстетики, герменевтики и т.д.

Несмотря на то что идеи Дж. Вико не получили широкого признания при его жизни, его наследие снискало высокую оценку европейской гуманитарной науки; значение его идей часто сравнивают с революционными открытиями Н. Коперника [18. С. 43].

К основным идеям Дж. Вико, сыгравшим исключительную роль в становлении культурологии, следует отнести следующие [26]:

  • — можно выделить два мира: мир природы, сотворенный Богом, и мир гражданский (мир культуры, мир наций) — отсюда разделение наук на естественные и гуманитарные;
  • — нужно познать мир, созданный человеком, т.е. мир культуры;
  • — истиной для человека является только то, что сделано им самим, а то, что сделано им, и есть истина: истинное и сделанное взаимно конвертируемы;
  • — чтобы познавать мир, созданный людьми, нужен союз философии и филологии (отсюда выделение двух форм постижения мира: поэтической и философской);
  • — именно чувства позволяют заложить основы человеческой культуры, а фантазия и воображение стали первыми способами освоения окружающей действительности (поэтому поэт интерпретировался как первый мыслитель человеческого рода);
  • — продуктом умственной деятельности древнего человека стали мифы, образы, символы и знаки;
  • — о прошлом человечества рассказывают не только дела людей, но и их мысли, идеи, объективированные в языке, преданиях, мифах;
  • — мифы и художественное творчество в целом есть не пустая забава, развлечение, а способ мышления целых народов;
  • — поначалу люди основали мир искусств, далее философы, появившиеся через много лет, создали мир наук, тем самым были заложены основы культуры;
  • — сущность человека составляет мудрость как синтез воли и интеллекта, сознания и души;
  • — мир, построенный людьми, представляет собой последовательную смену эпох, составляющую некий цикл, с завершения которого начинается следующий цикл, где происходит повторение того, что имело место в предыдущем цикле. При этом любая эпоха самоценна, ибо она имеет свою логику и собственное обаяние;
  • — существуют совпадения явлений и причин, свидетельствующие о повторяемости в культуре: сменяя друг друга, эпохи демонстрируют неутомимый ход времени, при этом речь идет не о прогрессе или регрессе, а лишь о бесконечной эволюции истории;
  • — история не преследует определенной цели, кроме сохранения рода человеческого, и не имеет конечного пункта, по достижении которого она должна будет прекратиться: круговорот исторического процесса выражает бесконечность движения человечества;
  • — ход истории есть не фатальная закономерность, а процесс, обусловленный рядом конкретных факторов, определяющую роль в котором играет человеческая деятельность.

В заключение следует отметить, что Дж. Вико впервые осуществил наиболее целостное и систематическое изучение человеческой истории и культуры, попытавшись определить закономерности их развития. Его идеи создали необходимую базу для понимания различных культур, поскольку в них утверждалось, что каждое общество имеет свое представление о реальности, мире, природе, самом себе и что исторический опыт людей неизменно преломляется в мифах, языке, нравах архитектуре, искусстве, праве и т.д. В то же время последователи Дж. Вико, которые жили в другую эпоху и были очевидцами иных процессов, продолжив начатый им анализ истории, пришли к иным оценкам европейской культуры.

у На трех пороках, ведущих Л человека по ложному пути, — на жажде крови, скупости и честолюбии — основывает законодательство войско, торговлю и двор.

Джамбаттиста Вико (1668-1744), итальянский

философу

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >