ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И УРОВНИ АНАЛИЗА

Культурный процесс — это изменение во времени культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействий между людьми и их социальными группами. Хотя культурные процессы эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не тождественны.

Культурные процессы — это типические, универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков.

Культурные события — это конкретно-исторические частные случаи осуществления культурных процессов, обладающие уникальными чертами, вариативность которых определяется суммой условий и обстоятельств их протекания.

В культурных процессах прежде всего проявляется динамика культуры. Она может быть разделена на:

  • социальную микродинамику (в пределах жизни одного или двух поколений) и историческую макродинамику (в большем временном масштабе вплоть до всеобщей истории человечества);
  • динамику внутренних процессов (взаимодействие между элементами и субъектами локальной культуры и ее адаптацию к условиям ландшафта) и динамику внешних взаимодействий (с ее социальным окружением).

Каждому из этих вариантов динамики соответствуют специфические типы культурных процессов. В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:

  • порождение культурных явлений (генезис адаптивных и творческих инноваций в виде технологий и инструментария деятельности, знаний, идей, произведений, символических обозначений, форм организации и регуляции совместных действий, способов обмена информацией и т.п.) и их частичная институционализация;
  • превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты и правила осуществления соответствующей деятельности и достигаемых при этом результатов;
  • формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций, их структуры и организации, системы социальных институтов и функциональных ролей, образов жизни и картин мира;
  • становление культурно-исторических типов социальной организации сообществ;
  • распространение культурных явлений (социальная интеграция культурных форм в общество, практику в качестве предпочитаемых и рекомендуемых образцов технологий и продуктов деятельности; расширение или сужение числа субъектов, вовлеченных в практику использования этих форм; пространственная диффузия этих форм, расширение территории их использования, заимствование их другими культурными системами ит.п.);
  • функционирование культурных явлений (действия и взаимодействия людей по удовлетворению их индивидуальных и групповых интересов, потребностей и необходимостей, осуществляемые индивидуально и коллективно, конвенционально и в системе социальных институтов в виде опредмечивания культурных образцов в конкретных артефактах применения технологий и получения продуктов деятельности — жизнеобеспечивающих, природопреобразующих, инфраструктурных, технических, социально-организационных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, мироосмыслительных, художественных, оценочных и т.п.; саморегуляция людьми форм своей социальной практики на основе принятых культурных образцов);
  • социокультурное коммуницирование между людьми (символическое кодирование наблюдаемых и представляемых природных и социальных явлений и процессов в семантических знаках — понятиях, обозначениях, названиях и пр.; обмен информацией между людьми о наблюдаемых и представляемых явлениях и процессах посредством трансляции ее в виде семантических знаков и составленных из них вербальных и невербальных текстов, регулирующих порядок осуществления жизнедеятельности людей, передачу знаний и пр.);
  • аккумуляцию социально значимых знаний и опыта (накопление и сообщение информации об окружающем мире и социального опыта коллективной жизнедеятельности людей, способствующих повышению уровня их социальной интегрированности, улучшению взаимопонимания и взаимодействия, а также понижению остроты и разрешению возникающих противоречий и напряжений; селекция этих знаний и опыта на основе практики их использования; формирование систем ценностных ориентации, критериев оценки явлений и событий по уровням их полезности и значимости для людей и социальной приемлемости тех или иных форм деятельности и их результатов; закрепление такого рода ценностных установок в системе традиций);
  • восприятие и интерпретацию культурных явлений субъектами культуры (процессы индивидуального и коллективного понимания — идентификации, «декодирования» символики, осмысления сущностных признаков функций культурных явлений; их понятийная и оценочная интерпретация; символическое «присвоение» культурных форм людьми и их самоидентификация; выработка нормативных вариантов интерпретации собственных и чуждых культурных форм; превращение этих стереотипов восприятия и интерпретации в значимый элемент культурной традиции);
  • социальное и историческое самовоспроизводство культурных систем (межпоколенная трансляция социокультурного опыта, культурных норм, стандартов и правил выполнения любого социально значимого действия, актов познания, ориентирования, интерпретирования и т.п., осуществляемая в ходе социализации и инкультурации членов сообщества в процессе их воспитания, образования, корректирующего регулирования и иных форм социального коммуницирования; трансляция системы образов коллективной идентичности в виде комплекса традиций, обрядов, ритуалов, нормативных параметров образов жизни и картин мира; воспроизводство форм социальной организации и регуляции в виде социальных институтов и конвенциональных норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия, языков обмена информацией и т.п.);
  • изменчивость культурных явлений (постепенная трансформация утилитарных и социально-регулятивных функций, уровня социальной актуальности, формальных черт и семантических значений культурных форм как по ходу времени их функционирования в социальной практике, так и в процессе пространственного распространения; эволюция культурных систем по пути усложнения их организации и структуры, повышения устойчивости и функциональной универсальности, а также, напротив, деградация культурных явлений в виде понижения уровня функциональной специализированности форм, структурной и организационной сложности, устойчивости и универсальности систем и т.п., вплоть до их элиминации , т.е. разрушения).

Все культурные процессы представляют собой активность людей и являются осуществлением более или менее типовой последовательности процедур:

  • — осмысления людьми своих интересов и потребностей, возникающих в связи с какими-то обстоятельствами;
  • — разработки технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизации уже имеющихся технологий под новые задачи);
  • — практического применения этих технологий и получения какого-то результата (продукта);
  • — оценки эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям;
  • — селекции наиболее утилитарно эффективных и социально приемлемых способов и результатов осуществления данной деятельности;
  • — передачи информации другим людям об этих способах и результатах;
  • — закрепления селектированных (отобранных) образцов деятельности в нормах, правилах, стандартах, ценностных ориентациях, традициях и пр. в форме «культурных текстов». Совокупность подобных «текстов» и есть культура данного сообщества.

Культурный процесс можно осваивать либо в целом, либо в разных частях мира. Но можно также заниматься изучением культурной динамики на различных уровнях общности, т.е., например, одно и то же явление можно разъяснить на различных уровнях анализа.

Рассматривая культурную динамику, следует уделить внимание проблеме повторяемости в истории и культурном процессе.

Повторяемость в культурном процессе может быть не одним событием, а рядом длительных, сложных событий, так, например, возникновение древних цивилизаций в различных областях мира обозначено такими сходными чертами, что это явление можно свести к одной и той же серии следующих друг за другом этапов. Самые яркие примеры повторяемости культурного процесса представляют изобретения и открытия, сделанные самостоятельно и одновременно, дважды или даже большее число раз (изобретение письменности, парового двигателя, радиосвязи и т.п.).

Таким образом, одной из основных проблем в культурологии считается динамика культуры, способы и методы ее функционирования, типы культурных процессов, методы их исследования и факторы культурной динамики. На сегодняшний день в мировой научной мысли накопилось громадное количество идей, взглядов и теорий, позволяющих научно определить понятие культурной динамики, во многом сходное с понятием «культурный процесс», а также выявить ее специфику.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >