МИРОВАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ

Европейский тип цивилизации возник у берегов Средиземного моря в античности (от лат. antiques — древний). К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Многими своими достижениями античная культура обязана крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в 3—2 тыс. до н.э. Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции — Микены.

Для культуры античности характерна определенная специфика:

  • 1) доминантой культуры является государственно-политическое устройство в данный период развития общества (монархия, аристократия, империя, республика);
  • 2) уделяется особое внимание зрелищам (театру, спортивным соревнованиям, праздникам, гладиаторским боям). Народ не участвует в культурном действии, а является только наблюдателем;
  • 3) философские учения впервые приобретают большую значимость и начинают играть роль второй доминанты;
  • 4) культура античности — культура мужская;
  • 5) это первая культура, основанная на частной собственности. Она положила начало Западной цивилизации, которая постоянно балансирует между меркантильными интересами и духовными потребностями.

Сам термин «античность» появился в эпоху Возрождения. Понятие античности распространялось по отношению к человеческой личности, способу производства, искусству, городскому

164

устройству. Понятие «античный способ производства» охватывает тип производственных отношений, основанный на рабстве. Земельным собственником являлся город, но наряду с общественной (общинной) собственностью существовала и частная. Город был основан не по производственному принципу, а как военная организация.

Для античности характерна демократия, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Составной частью общественного устройства, без которой оно вообще немыслимо, было народное собрание.

Если рассматривать античность как определенный историко- культурный тип, то необходимо выделить основные, наиболее яркие его черты.

  • 1) гуманизм — человек — мера всех вещей, боги — такие же люди, только обладающие рядом достоинств и качеств, превышающих человеческие возможности;
  • 2) рационализм (от лат. ratio — разум) — разум, рассудок регулирует поступки, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум — единственное, что помогает человеку в любой ситуации сделать выбор;
  • 3) индивидуализм — происходит формирование личностного, индивидуального начала, человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью;
  • 4) агональный (от др. греч. ycov — состязательный, соревновательный) характер культуры;
  • 5) пайдейя — воспитание, образование: в рамках полиса не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому пайдейя становится способом формирования личности, передачи ей рациональной системы знания;
  • 6) законодательная основа — гармония между природным миром и законом; закон — это установление, которому подчиняются все люди и боги; свободный человек должен подчиняться только закону;
  • 7) патриотизм — культ закона рождает превозношение человеческой свободы как отдельного индивида, так и целого государства; таким образом формируется культ гражданства и патриотизм: падение родного города могло привести к рабству, что в данной свободолюбивой и независимой культуре воспринималось как смерть; поэтому история античной культуры пестрит постоянными бунтами и войнами;
  • 8) культура настоящего — античный человек редко задумывался о будущем, а тем более о прошлом, поэтому данную культуру иногда называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить все здесь и сейчас;
  • 9) циклический характер развития — эта культура не стремится к линейности, к прогрессу: античный человек считал, что всего уже добился, нового и лучшего не нужно; в этой культуре нет заданное™, целеполагания, но есть повторение.

Все жители греческих городов-государств делились на рабов и свободных, причем рабом мог стать каждый. Свободные люди делились на граждан и неграждан. Неграждане не имели никаких прав, их мог убить даже раб, поэтому самым суровым наказанием было изгнание из города, т.е. лишение гражданства.

Жизнь древнего грека в классической эпохе V—IV вв. до н.э. определяли долг перед обществом, покорность судьбе и сознание, что прошлое темно, будущее неизвестно, живи сегодняшним.

Культура эллинизма была попыткой синтезировать все достижения древних цивилизаций, так как она родилась в рамках державы Александра Македонского, которая простиралась от Средиземноморья до Индии и Средней Азии. В этот период демократия сменяется монархией и нужда во всесторонне развитых людях пропадает, для человека становится важным не государство и его проблемы, а он сам, его отношения с другими людьми, т.е. человек, потеряв одну опору, пытается найти новую. В этот период рождаются движения философов — эпикурейцев, стоиков и киников. Их отличительной чертой является внимание к человеку и его проблемам. Впервые ставится и решается вопрос о счастье. Эпикурейцы видят счастье в наслаждении, стоики — в стойкости и мужественности перенесения жизненных невзгод, а киники — в отрицании общепринятых правил. Культура эллинизма позволила распространить достижения греческой культуры в очень далекие уголки тогдашнего мира.

Древнеримская культура отличается от древнегреческой отсутствием высокой духовности. Эту культуру определяли принципы государственного устройства Римской республики, а затем и Римской империи, т.е. разделение общества на патрициев и плебеев. Плебеи требовали хлеба и зрелищ, патриции раздавали бесплатный хлеб и устраивали гладиаторские бои. Поскольку в Древнем Риме было очень много людей, получавших свой хлеб и богатства, не приложив труда, то они и ценили это недорого. Если в начале существования Римской империи развитие получила архитектура, и римская культура прославилась инженерным гением, то позже эта культура приняла разрушительный характер.

На фоне этого разложения очень быстро распространилось христианство, так как оно предлагало выход из духовного тупика.

Культура античности дала нам образцы, достойные подражания как в материальном производстве, так и в лучших проявлениях духовной жизни. Греческая культура останется высочайшим образцом античного искусства.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >