ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ

Зарождение и эволюция понятия «материя» в истории человеческого мышления

Категория «материя» является фундаментальным философским понятием. Однако вплоть до начала XX в. отсутствовало четкое определение категории «материя».

В развитии представлений о материи выделяют три этапа. Рассмотрим более подробно основные этапы.

1. Первый этап. Античный материализм.

Материалистические представления появляются уже в ранних античных философских школах. Одной из первых таких школ была Милетская школа. Философы, входившие в эту школу, понимали под материей чувственно воспринимаемые или невоспринимаемые элементы. Например, Фалес полагал, что первоначалом всего является вода. Анаксимен утверждал первоначалом всего воздух. Но наиболее обоснованную материалистическую концепцию предложил Анаксимандр. Он утверждал, что существует «пространственно безграничный телесный континуум, объемлющий космос извне и поглощающий его после гибели»[1].

Среди первых материалистов Древней Греции можно назвать также Эмпедокла и Анаксагора. Эмпедокл полагал, что органические вещества состоят из четырех элементов («корней»): огня, воды, воздуха, земли. Анаксагор утверждал, что мир состоит из множества чувственно невоспринимаемых частиц (гомеомерий).

Однако последовательно идеи материализма были сформулированы в философии Левкиппа и Демокрита. Доподлинно неизвестно, был ли Левкипп в реальности или это все же легендарная фигура. Поэтому большинство исследователей, рассматривая античный материализм, приводят взгляды Демокрита (V в до н.э.).

Демокрит предложил понятие «атом» (от греч. «неделимый»), утверждая при этом, что все тела состоят из атомов и пустоты. Атомы — это мельчайшие материальные частицы. Они бесконечно малы, поэтому неуловимы для человеческих чувств. Воспринимать зрением, ощущением атомы мы не можем, но можем судить о них с помощью ума. Атомы различаются между собой формой, величиной. Форма атомов может быть весьма произвольная: якоревидная, пирамидальная, шарообразная. Величина атомов также различается. «Атомы движутся, вступают друг с другом во взаимодействие, сцепляются друг с другом, соединяются, образуя своеобразные сочетания»1. У Демокрита существует еще одно важное понятие — пустота. Именно в пустоте атомы движутся, сталкиваются и образуют тела.

Итак, можно выделить основные характеристики, которые Демокрит приписывал атомам:

  • • атомы существуют независимо от нашего сознания;
  • • атомы обладают формой, величиной, фигурой;
  • • атомы являются мельчайшими частицами, меньше атомов ничего нет;
  • • атомы — первоначало мира;
  • • атомы не меняются;
  • • атомы не воспринимаются органами чувств, они умозрительны;
  • • каждое тело состоит из определенного количества атомов.

Н.В. Мотрошилова отмечает: «Атом одновременно мыслился и как философское, и как научное первоначало. Он понимался и как материальная причина вещей, и как сущность, невидимая простым глазом, но “зримая” умом.... Первое, что объяснялось атомистами, — материальность всей Вселенной, ее вещей... Второе — множественность вещей и состояний... Элеаты завели философию в тупик, утверждая, что есть только единство и нет множественности, ибо, если первоначало нечто целостное, то есть неразделимо и неразложимо, становится непонятным, откуда берется множество вещей. А вот прибегнув к гипотезе атомов — маленьких взаимодействующих, сцепляющихся частиц, множество вещей можно легко объяснить: благодаря почти бесконечному числу... различных сочетаний атомов образуется множество разнообразных вещей»[2] [3] (курсив Н. Мотрошиловой. — С.П.).

2. Второй этап. Механицизм Нового времени.

Следующий шаг в развитии представлений о материи был сделан учеными и философами XVII-XVIII вв. Этот период в философии принято называть Новым временем. В это время происходят изменения во всех сферах европейского общества: в экономике — промышленная революция, в науке — научная революция. В ряде европейских стран происходят буржуазные революции (Нидерланды, Франция). Бурно развиваются астрономия, биология, химия. Самой развитой наукой по праву считается физика. Классическая физика в лице таких выдающихся представителей, как Г. Галилей и И. Ньютон, формулирует основные законы механического движения, создает фундаментальную модель механического движения. Поэтому в науке утверждается механистическая картина мира, понимание мира как огромного механизма, который можно объяснить с помощью законов механики.

Механицизм — картина мира, согласно которой с помощью законов классической физики можно объяснить более сложные формы материальных явлений.

Взгляды древнегреческих атомистов оказались чрезвычайно плодотворными. Многие физики Нового времени рассматривали материю как совокупность атомов или корпускул (частиц). К представителям подобной точки зрения можно отнести, например, выдающегося русского ученого XVIII в. М.В. Ломоносова, великого британского физика И. Ньютона. И хотя большинство представлений античной атомистики было пересмотрено в дальнейшем, многие ученые отдают должное гениальности Демокрита, эвристичности его учения об атомах и пустоте.

Под материей ученые Нового времени понимают вещество. Вещество обладает определенным набором свойств: протяженность, непроницаемость, масса, форма. Господствующим является принцип дальнодействия. Пространство и время понимаются как абсолютные сущности, не связанные с материей. Также существенной характеристикой механицизма Нового времени является редукционизм — сведение сложного к простому.

Редукционизм — методологический принцип сведения сложного к простому.

Ученые полагали, что сложные вещи можно разложить на более простые элементы, на корпускулы. Подобное понимание материи как вещества вполне вписывалось в господствующую механистическую картину мира и не вызывало у ученых возражений. Однако по мере дальнейшего накопления знания, совершения открытий, прежде всего в физике, стали возникать вопросы относительно справедливости подобного понимания материи.

3. Третий этап. Кризис в физике в конце XIX в. — начале XX в. Современное понимание материи.

В конце XIX в. в физике были совершены фундаментальные открытия, которые привели к пересмотру представления о материи как веществе. Рассмотрим некоторые из этих фундаментальных открытий.

В 1895 г. немецкий химик В. Рентген открыл неизвестное ранее излучение, получившее название рентгеновского. Это излучение способно проникать сквозь многие непрозрачные материалы; при этом оно не отражается и не преломляется.

В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил явление радиоактивности. В течение шести лет данное явление не получало адекватного объяснения. «Если уран и другие радиоактивные вещества постоянно излучают из своих недр энергию, то откуда она берется? Было установлено, что это излучение не может быть объяснено как выделение веществом ранее поглощенной энергии. Но если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии. Только в 1902 г.

Э. Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Чтобы выдвинуть гипотезу делимости атома, Резерфорду и Содди необходимо было отбросить метафизические концепции материи, которые отождествляли неделимость атомов с сохранением материи»1.

В 1897 г. британским физиком У. Томсоном был открыт электрон. В результате открытия элементарной частицы — электрона и открытия явления радиоактивности представление о неизменности атомов оказалось неверным. «До сих пор естествознание приводило все свои исследования физического мира к трем последним понятиям — материя, электричество, эфир; теперь же остаются только два последние, ибо материю удается свести к электричеству», — отмечал В.И. Ленин[4] [5].

Поскольку все явления можно редуцировать (свести) к электричеству, значит, и от материи можно отказаться. «Материи нет, она исчезла», — таков был основной вывод из фундаментальных физических открытий, сделанный рядом крупных физиков. В естествознании наступил кризис. «В философском отношении суть “кризиса современной физики” состоит в том, что старая физика видела в своих теориях “реальное познание материального мира”, то есть отражение объективной реальности. Новое течение в физике видит в теории только символы, знаки, отметки для практики, то есть отрицает существование объективной реальности, независимой от нашего сознания и отражаемой им»3.

С. 275.

3 Там же. С. 271.

Оказалось, что одни элементы могут самопроизвольно превращаться в другие (например, Ra — в Не и Rn, радий — в гелий и радон). Открытия Лебедева, Планка и Эйнштейна разрушили метафизическое противопоставление вещества и света. Теория относительности показала полную несостоятельность механистического разрыва пространства и времени, движения и материи. Теоретическая и методологическая неэффективность механистического материализма стала выдаваться за неэффективность материализма вообще. Поскольку материя — это вещество, совокупность «неизменных» атомов, а атомы разложимы, постольку материя «исчезает». Если же атом сводится к электрону, то материя сводима к электричеству, к «чистой энергии», лишенной всякой вещественности, материальности. Следовательно, нематериальная энергия — это первооснова мира.

Известный отечественный философ П.В. Алексеев утверждает, что двумя специфическими причинами кризиса физики являются «математизация физики» и «принцип релятивизма». Отрицание существования материи как совокупности атомов и сведение ее к чистой энергии получило название физического идеализма. К школе физического идеализма относят Э. Маха, А. Пуанкаре, К. Пирсона, П. Дюгема. Разновидностью физического идеализма является энергетизм, позицию которого наиболее четко выразил немецкий химик

В. Оствальд: «энергия есть самая общая субстанция», «все внешние явления можно изобразить как процессы, совершающиеся между энергиями».

Анализу кризиса в физике посвящена одна из самых значительных работ В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908). «В.И. Ленин показал, что кризис в физике, связанный с появлением идеалистической интерпретации ее открытий, был вызван не самими этими открытиями, а метафизическими взглядами на материю»1. «Материя исчезает, — писал В.И. Ленин, — это значит, исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Наше знание идет глубже. Исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т.п.). Эти свойства теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное “свойство” материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания»[6] [5].

С. 275.

В своей работе В.И. Ленин предлагает следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[8].

Данное определение материи уже не связано раз и навсегда с каким-то конкретным представлением естествознания о строении материального мира. В этом определении важны два момента:

  • • материя — это то, что существует вне и независимо от человеческого сознания;
  • • материя — это то, что может вызывать ощущения (прямо или косвенно).

Тем не менее не все материальные процессы и явления вызывают у нас ощущения. Например, мы не можем ощущать черные дыры, хромосомы, элементарные частицы. Однако из этого не следует, что этих явлений не существует. Поэтому большинство философов склоняется к точке зрения, что главным признаком материи является существование вне и независимо от человеческого сознания.

В литературе часто основные формы материи подразделяют на поле и вещество. Такое деление имеет некоторый смысл, но оно ограничено. Под веществом имеют в виду различные частицы и тела, которым присуща масса покоя, тогда как электромагнитные и гравитационные поля и их кванты не имеют массы покоя, хотя обладают энергией, импульсом и множеством других свойств. Но при таком делении не следует забывать также об антивеществе.

Частицы неотделимы от создаваемых ими полей, и каждое из полей вносит свой «вклад» в структуру частиц, обусловливая их свойства.

Например, гравитационное поле неотделимо от массы частиц, создается массами и обусловливает их. Электромагнитное поле неразрывно связано с электрическими зарядами и магнитными моментами частиц. Но поля не являются все же абсолютно континуальными средами. При излучении и поглощении они проявляются относительно дискретно — в виде квантов, фотонов, мезонов, гравитонов. Кванты взаимодействуют с частицами вещества как дискретные образования.

Вместе с тем частицы вещества нельзя представлять в виде каких-то микроскопических шариков с абсолютно резкими границами.

Так, электроны, позитроны и другие заряженные частицы неразрывно связаны с электромагнитным полем. Обладая относительной дискретностью, микрообъекты при взаимодействиях и движении могут проявлять волновые свойства, способны к дифракции и интерференции, характеризуются длиной волны, обратно пропорциональной их массе и скорости.

Развитие за последние десятилетия физики микромира показало неисчерпаемость свойств элементарных частиц и их взаимодействий. Все частицы, имеющие достаточно большую энергию, способны при взаимодействиях друг с другом к самым различным превращениям.

Таким образом, современная физика делит внешний мир на вещество и поле; однако данное деление весьма условно. Вещество и поле охватывают собой всю известную науке природу: вещественные и полевые объекты мира. Современное представление о физической реальности шире, чем представления прежних мыслителей о материи, поскольку выходит за пределы понятия о веществе.

  • [1] Лебедев А.В. Анаксимандр // Философский энциклопедический словарь. М, 1989. С. 24.
  • [2] Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. С. 157.
  • [3] Там же. С. 157.
  • [4] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2. С. 53.
  • [5] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли. собр. соч. Т. 18.
  • [6] Введение в философию. Ч. 2. С. 53.
  • [7] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли. собр. соч. Т. 18.
  • [8] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 131.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >