ПРИМЕЧАНИЯ

Примечания к Главе 7.

Истоки возникновения укрепленных культовых сооружений Окситании

  • 43. «Право убежища» (лат. — jus asyli) — древнейшее право Римской республики, предоставлявшееся первоначально лишь некоторым языческим храмам и алтарям. Со времен императора Антонина это право формально было распространено на все языческие храмы, посвященные обожествленным императорам (например, таким как «храм божественного Юлия Цезаря» или «храм божественного Августа» и т.д.). Эта привилегия со времен Константина Великого была распространена и на христианские храмы по всей Империи. Интересно, что в Западной Церкви пространство в 50 шагов вокруг церкви тоже пользовалось правом убежища. Законодательным порядком jus asyli было признано за Церковью лишь в 431 г. указом императора Феодосия II. Прибегшие к защите храма должники, преступники, беглые рабы освобождались от преследования, а епископ должен был вступить в переговоры
  • 0 прощении их вины. Со временем формально это право было перенесено и на площади перед церковью, на ограду вокруг него, и даже на жилище клириков. Во времена императора Юстиниана
  • 1 было даже признано, что человек, идущий возле епископа или священника, не может быть взят силой под стражу без соизволения клирика. Более подробно об истории становления и развития «права убежища» можно прочитать в капитальной работе проф. В.В. Болотова «Лекции по истории древней Церкви» в 4 т. — Минск, «Харвест», 2008. Т. 3-4. С. 115-117.

Примечания к Главе 2.

Укрепленные церкви eglises fortifiees Романского периода

X-XI вв.

  • 44. «Песня о Святой Фе» (Chanson de Sainte Foy) приписывается cep- данскому автору куплетов (chansones), написание ее датируется периодом между 1054 и 1076 гг. Подробнее об этом можно найти: Р. Alfaric: La chanson de Sainte Foy et les Croisades, Rev. des Etudes historiquee, janv. — mars 1924.; и также — A. Bouillet: Liber mirac. St. Fidis, IV, 6, p. 182-183.
  • 45. Подробнее о влиянии ломбардской школы на архитектуру различных регионов Европы можно найти: BONNET. L'influence Lombarde dans l'architecture romane de la region montpelliraine, Bull.

Archeol. Du Comite, 1907, p. 210—218; J.-A. BRUTAILS. Notes sur l'art religieux du Russillon, Bull. Archeol. Du Comite, 1892. (Guide du Congres de Perpignan, 73-e session, 1906); PU1G у CADAFALCH. Les influences Lombardes en Catalogne, Congres archeol. De Perpignan, 1906, p. 684-703 (в этом докладе подробно излагается данный вопрос. См. также карту влияния, приложенную к докладу на с. 582 рис. 504); а также V. De TRUCHIS L'architecture Lombarde, ses origines, son extension le centre et le midi Г Europe, Congres archeol. de France, 76 session a Avignon, 1909, vol. 2. И др.

  • 46. Подробнее о взаимном проникновении мавританской архитектурной школы в европейскую можно найти в работе: М. Dieulafoy Espagne et Portugal (coll. Ars una), p. 76 и т.д. В качестве примеров Дьелафуа приводит башни-колокольни кастильских и каталонских церквей: Сан-Педро-де-лас-Пеллас (San-Pedro-de-las- Puellas), XII в. в Барселоне, Сан-Педро-де-Галлиган (San-Danial), XI в. в Жироне, Сен-Хуан и Сен-Пабло (San-Juan et San-Pablo) в Сан-Хуан-де-лас-Абадас, Санта-Мария-де-Риполь (Santa-Maria de Ripoll) и пр.
  • 47. Машикули (от франц. Mache-col — «бить в голову») — навесные бойницы зубчатого парапета, вынесенные вперед и укрепленные на выступающих из стены консолях. Появились, поскольку из бойниц можно было вести огонь лишь в некотором удалении от подошвы стен, а у последней образовывалось не поражаемое («мертвое») пространство, которое позволяло неприятелю накапливаться для атаки. Некоторые сооружения такого рода имели два этажа, это упоминающиеся в описаниях Альбигойского крестового похода знаменитые «двойные катафалки» (см.: Шуази Огюст. История архитектуры. В 2 т. / Пер. с франц. — 4-е изд. — М.: Издательство В. Шевчук, 2005. — Том 2. С. 518-520).
  • 48. Епископ города Сен-Лизие (Saint-Lizier) считался спасителем города от нашествия сарацинов. Впоследствии религиозное и хозяйственное значение города, ярусами расположенного на холме, было подавлено возвышением соседнего города Сен-Жирон (Saint-Girons), который сумел объединить городки Сала (Salat), Лез (Lez) и Бо (Вайр) и стал религиозным центром поклонения св. Жирону (Saint- Giron), христианскому подвижнику варварского происхождения, который в начале V в. проповедовал христианство в этой местности.
  • 49. Подробнее об архитектурно-фортификационных традициях военно-монашеских орденов в Пиренейском регионе можно прочитать в работе профессора Тулузского университета «LE MIRAIL 2» М-м. Nelly Pousthomis-Dalle: Les orders relidieux militaries dans le Midi XII—XIV siecle. Editions PRIVAT, 2011. - 264 c.
  • 50. Осевшие на завоеванном побережье Окситании и Каталонии сарацины даже после того, как христиане отвоевали у них эти земли продолжали жить там, сохраняя свою веру при христианских правителях. Их многочисленные потомки, обосновавшись навсегда во многих благодатных местах, вплоть до XIII столетия составляли отдельный, обособленный от христианского населения класс населения. Подробнее об этом интересном периоде средневековой истории Окситании можно прочитать в капитальной монографии: PAPON: Histoire gener. de Provence, t.II, p. 171- глава «Pour les ravages des Sarrassins en Roussillon»; а также в монографии CALMETTE et VIDAL: Histoire de Roussillon, 1923, p. 62.
  • 51. Замок Сафет (Safita), известный также как Кастель-Блан (Chastel- Blanc), находится в западной части Сирии и представляет собой крепость в проходе между средиземноморским Левантом и внутренней частью страны, так называемом Хомском коридоре. Первое укрепление здесь было построено еще византийцами во второй половине X в., когда они предприняли попытку отвоевать Сирию у владевших ею мусульман. Его стратегическое значение особенно возросло в эпоху Крестовых походов, поскольку именно здесь проходило укрепленное пограничье между христианским графством Триполи (сюзереном которого являлся граф Тулузский) и мусульманскими эмиратами Хамы и Хомса. Для контроля над этими территориями и сбора дани в 1132 г. был выстроен замок, который в христианских хрониках фигурирует под названием «Chastel Blanc», или «Castrum Album», что, по всей вероятности, является переводом средневекового греческого «Argyrokastron» (Белый Замок). Современное его название является сокращением от арабского «Burdj Safltha» (т.е. «Белая Башня»). Первоначально укрепления имели форму эллипса и охватывали вершину холма по периметру. Стены были сложены из массивных каменных блоков и включали четырехугольные бастионы наподобие укреплений Тартуса или Атлита. С наружной стороны укреплений в середине XIII в. был воздвигнут гласис и вырублен в скале 15-мет- ровый ров, а за первой линией обороны была устроена вторая. Чтобы проникнуть внутрь замка, противнику приходилось прокладывать себе путь через четверо ворот, каждые из которых были укреплены башнями. Сердцем обороны являлся 28-метровый донжон, который представлял собой массивную башню прямоугольной формы. Вокруг башни находились вспомогательные хозяйственные постройки, которые представляли собой жилища рыцарей и конюшни. Гарнизон замка насчитывал 50 рыцарей, а в лучшие времена здесь находилось до 700 воинов. В 1270 г. султан Бейбарс начал методичное уничтожение крепостей крестоносцев в северной Сирии, ив 1271 г. Сафет подвергся осаде мусульман.

После короткого и яростного сопротивления крепость была сдана, а уцелевшие защитники замка ушли в Тартус. Сегодня часовня в башне остается действующей и в настоящее время принадлежит Греческой православной церкви. К великому сожалению, большая часть укреплений замка сильно пострадала от рук местного населения, которое беззастенчиво использовало добытый из его руин камень для собственных построек. Только донжон, сложенный из массивных блоков, соединенных к тому же один с другим забитыми в камень железными штырями, как и прежде, сопротивляется натиску времени (рис. 4.9).

  • 52. Справедливости ради стоит отметить тот факт, что скошенные основания крепостных башен также можно иногда встретить в некоторых романских фортификационных сооружениях Галлии: подробнее об этом см., например, в работах М.А. Blanchet: pi. XI «башня Магдалена» (tour-Magdeleine) крепости Ман (du Mans), или pi. XIII, 4 башня крепости Дакс (de Dax).
  • 53. Возведение замка госпитальеров Крак-де-Шевалье (Krak-des- Chevaliers) общепринято датируется началом XIII в., основываясь на известных работах барона Ж. Рея (baron J. Rey). Однако М. Дьелафуа (М. Dieulafoy) в своих исследованиях придерживались иного мнения и относили дату возведения Крак-де-Шевалье к середине XII в. Мы также считаем вместе с Р. Реем (R. Rey), что этот замок был возведен позже замка Кастель-Блан (Chastel- Blanc), а впоследствии был подвержен второстепенным реставрационным работам после его осады армиями Нуреддина (Noureddin) и Саладдина (Saladdin), а также особенно после сильного землетрясения 1202 г.
  • 54. Подробнее об этом можно найти в работе Д. Прингла «Архитектура Латинского Востока 1098—1571». (The Oxford Illustrated History of the Grusades / Edited by J. Rily-Smith.: Oxford University Press, 1995. Part VIII); а также в работах: T. S. R. Boase, Castles and Churches of the Crusading Kingdom / Oxford, 1967; J. Folda, Crusader Art in the Twelfth Century / Oxford, 1982.
  • 55. Апсида — выступ культового христианского сооружения, расположенный в алтарной, как правило, в восточной части храма и перекрытый полукуполом или полусводом (конхой).
  • 56. Хоры — верхняя открытая галерея или балкон христианского храма (расположенные, как правило, на втором ярусе), на которых располагались певчие.
  • 57. Трансепт — поперечный неф (проход) в культовых церковных зданиях базиликального типа.
  • 58. Сохранившиеся до наших дней постройки эпохи Крестовых походов в Леванте и Святой земле (согласно перечню Э. Виймар):
    • Турция. Графство Эдесское. Христианские постройки: УРФА (Эдесса), ЖЕРЖЕ (возле Эски Кахты), БИРЕСИК (Биль), ТЕЛЛ БЕШИР (Турбессель, в 29 километрах к югу от Еазантипа).
    • Княжество Антиохийское. Христианские постройки:

АНТАКЬЯ (Антиохия), БАЕРАС (Еастон, Гастюн, в 26 км к северу

от Антакьи), КЮРСАТ (16 км от Антакьи, затем 45 минут пешком), ТРАПЕЗАХ (деревня Ала Бейли, в 44 км от Антакьи).

В Сирии. Королевство Иерусалимское. Христианские постройки: КАЛААТ ель-СУБЕЙБ (территория, принадлежащая Израилю,

замок Банияс).

Княжество Триполи (рекомендуется двигаться от Тартуса): ТАРТУС (Тортоса), РУАД (остров напротив Тартуса), КАЛААТ

ЯМУР (Шатель Руж, на дороге в Хомс), САФИТА (Шатель Блан), КАЛААТ эль-ГИСН (Кракде Шевалье).

Княжество Антиохийское:

МАРКАБ (замок Маргат в 2 км от Банияса, бывший на дороге между Триполи и Латтакией), КАЛААТ САЙУН (замок Саон, его можно посетить, выехав из Латтакии), КАЛААТ БЕЙТ РАББИ (замок Бюрзей, можно посетить, выехав из Латтакии).

В Ливане. Графство Триполи. Христианские постройки: ТАРАБУЛУС (Триполи, Трипль), ДЕИР БАЛАМАНД (в 14 км,

аббатство Бельмон, или Вальмон), АККАР (40 км на восток от Триполи, трудно добраться).

Королевство Иерусалимское:

БЕЙРУТ, САИДА (Сайетта, Сидон): Калаат эль-Бар или замок Моря.

На дороге из Саиды в Мерджайун:

КАЛААТ эш-ШАКИФ (замок Бофор), СУР (Тир), ТИБНИН (замок Торон в 34 км).

  • В Иордании. Королевство Иерусалимское. Христианские постройки: ИЕРУСАЛИМ (старый город находится под военной юрисдикцией Израиля), ЭЛЬ-КЕРАК (Кракде Моаб), ШАУБАК (Монреаль).
  • В Израиле. Королевство Иерусалимское. Христианские постройки: КАЛААТ КУРЕЙН (замок Монфор), АКРА (Сен-Жан-д’Акр),

АТЛИТ (Шатель Пелерин), МОН ФАВОР, ЦЕЗАРИЯ (Сезер), РАМЛА, АБУ ГОШ (Кариэль эль-Энаб), АШКЕЛОН (Аскалон), НАЗАРЕТ.

  • 59. Контрфорс — устой, поперечная стенка или вертикальный выступ, укрепляющий (поддерживающий) несущую конструкцию здания.
  • 60. Тартус (Торотоса) — основан в древности как Антарадус (Анти- Арадус — город, смотрящий на Аруад) финикийской колонией Арадус (сегодня остров Аруад). Он был заново отстроен в 346 г. н.э. императором Константином I, который переименовал его в Констанцию. Город процветал в течение римского и византийского периода. Он был главной христианской цитаделью, а в IV веке здесь была построена часовня, которая, как утверждают христианские источники, является первой часовней, посвященной Деве Марии (Богородице). Крестоносцы заняли Тартус, далее известный как Тортоса (Тортоза), во время Первого Крестового похода, превратив его в город-крепость, и успешно защищали его от опустошительных нападений в XII в. В 1123 г. крестоносцы построили на месте старинной часовни, посвященной Деве Марии, величественный кафедральный собор «Девы Марии Тор- тосской». В алтаре собора и поныне хранится древняя чудотворная икона Девы Марии (Богородицы), которую, как полагают, нарисовал Святой Апостол и Евангелист Лука, которая привлекает множество паломников со всего света. Похожая икона (возможно, древний список) находится в Саедная. Султан Нур- Аль-Дин захватил Тартус на короткое время, но затем город был вновь отбит крестоносцами. Тортоса была передана под защиту и управление Ордена тамплиеров, которые восстановили и усилили обороноспособность города. Затем город снова был захвачен Султаном Саладином в 1188 г., однако вновь был отбит, заново восстановлен и оставался под контролем Ордена тамплиеров вплоть до 1291 г. Тортоса (Тартус) была последним оплотом, который тамплиеры имели в Сирии. Отсюда они переправились на Арвад, который удерживали еще десять лет. С началом оттоманского завоевания город утратил свою значимость, пока его порт вновь не получил развитие уже в XX столетии.
  • 61. Подробнее об архитектурно-художественных особенностях Овернской (и других) школ Романского периода можно найти в прекрасной работе Н.К. Соловьева: История интерьера. Древний мир. Средние века: Учебник/ Н.К. Соловьев. — 3-е изд., испр. — М.: В. Шевчук, 2007. — 384 с.
  • 62. Тамплиеры / Храмовники (фр. Temple — храм) — духовно-рыцарский орден, созданный девятью французскими рыцарями во главе с Гуго де Пейном из Шампани (Бургундии) и Готфруа Сент- Омерским в Иерусалиме в 1118—1119 гг. вскоре после Первого крестового похода. Полное наименование ордена — «Раиреге Commilitiones Christi Templique Salomonici» (бедное рыцарство из Храма Соломонова). Целью ордена тамплиеров заявлена защита христианских паломников в Палестине и Сирии. Благодаря энергичной поддержке цистерцианского подвижника Бернара Клер- воского (дядя которого Андрей был одним из девяти рыцарей- основателей), написавшего пламенное послание в прославление «нового рыцарства» («Liber de lande novae militia ad milites Tampli»), на церковном соборе в Труа в 1128 г. орден получил

Устав, который утвердил папа Гонорий II. В 1139 г. папа Иннокентий II в своей булле «Omne Datum Optimum» («Всякий дар совершенен») предоставил ордену исключительные привилегии (освобождение от уплаты церковных налогов, самоуправление, право возведения собственных часовен и храмов, «право убежища» и пр.), изъяв его из общей церковной юрисдикции местных епископов и патриархов и подчинив непосредственно папе. Орден состоял из рыцарей и сержантов, клириков и служителей. Возглавлял орден Великий магистр (гроссмейстер), избиравшийся Конвентом пожизненно и обладавший почти абсолютной властью. Благодаря такой поддержке храмовники получили значительную поддержку почти всех владетельных домов Европы. Император Лотар подарил им часть своих родовых владений в графстве Суцилинбург. Ему последовали король Генрих I Английский, граф Дитрих Фландрский, граф Раймонд Беренгар Барселонский и многие другие сеньеры. Со временем тамплиеры (milites Templi, Templaru) стали наиболее могущественным военно-монашеским орденом в Палестине и Европе. Например, в XIII столетии численность тамплиеров составляла около 18 000 человек, а «провинции» (владения) ордена имелись в Палестине, Сирии (Сафет, Тортоза, Шастель пелерин, Торан, Крак де Шевалье и пр.), Апулии, Сицилии, Аквитании, Провансе, Лангедоке, Каталонии и Арагоне, Испании, Португалии, Фландрии, Англии, Ирландии, Шотландии, Чехии, Венгрии, Польше и других странах. Благодаря богатым пожертвованиям, торговле и ростовщическим операциям тамплиеры в XIII веке становятся крупнейшими международными банкирами Европы и владеют громадными земельными фондами (особенно на Юге Франции). К финансовым услугам тамплиеров прибегают папы, короли и более мелкие государи. Королевская казна Франции хранится в Париже в Тампле (резиденции тамплиеров). В этом же XIII столетии орлен Храма уже владел 9 тысячами замков и ему полностью принадлежал остров Кипр.

63. Цистерцианцы (бернардинцы) — монашеский орден, отличавшийся особой строгостью устава, представлял собой ветвь ордена бенедиктинцев. Название цистерцианцев произошло от названия монастыря Cistercium, основанного в 1098 году святым Робертом (основателем этой ветви монашества), на том самом месте, где теперь расположен городок Сито (Citeaux — департамент Кот д'Ор). Роберт проповедовал возврат к «чистоте» нравов и строгости правил монашества времен св. Бенедикта Нурсийского. Папа Пасхалий II взял монастырь под свое покровительство и утвердил свод правил «Instituta monachorum Cisterciensium», которые составил приемник Роберта монах Альберих. Строгость и аскетизм жизни цистерцианцев создали им высокий авторитет в обществе. Авторитет ордена особенно возрос благодаря деятельности яркого представителя цистерцианцев Бернара Клервоского (1091 — 1153), который в силу своих высоких личных достоинств пользовался громадным влиянием на современников. Его часто называли вторым основателем ордена, который иногда даже называли «бернардинским» вместо цистерцианцев. Благодаря его проповеди уже в 1200 г. ордену принадлежало около 2000 монастырей во Франции, Германии, Англии, Испании, Италии, Венгрии и Скандинавии. Во главе ордена стоял аббат центрального монастыря Cistercium, который вместе с четырьмя аббатами старейших монастырей — Клервоского (1131), Лаферте (1115), Пон- тиньи (1114) и Моримонского (1115) — составлял коллегию, управлявшую всеми делами ордена под непосредственным надзором римского папы. Генеральный капитул собирался раз в год в Сито. Вершина славы ордена цистерцианцев пришлась на XII столетие, когда авторитет св. Бернара был непререкаем и громкая слава мо- нахов-бернардинцев распространилась по «всему христианскому миру», а сам орден занимает первое место среди прочих по своему богатству и влиянию. Непосредственно под влиянием цистерцианцев в дальнейшем создаются военно-монашеские рыцарские ордена тамплиеров в Палестине, Калатравы, Алькантары, Мон- теза и Альфама — в Испании, фельянтинцев и траппистов — во Франции. Однако позднее с связи с отступлением от строгости правил и внутренних раздоров среди аббатов авторитет цистерцианцев падает. С XVIII века начинаются правительственные гонения на орден в Австрии и во Франции, где власти просто изгоняют монахов и закрывают монастыри. В настоящее время несколько цистерцианских монастырей осталось в Италии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и Польше.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >