Дискурс свободы
«Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям, и потому действительно им подвержена, как об идее свободы, и ни об одной не говорят обычно с такой малой степенью понимания»1, — писал Гегель. Причем для журналиста это отнюдь не отвлеченное философское понятие, а инструмент каждодневного приложения сил, поскольку от верного определения рамок журналистской деятельности зависит и ее успешность в достижении поставленной цели, и общественное признание журналиста, и реализация им своего призвания.
Распространенное понимание свободы как независимости, несвязанности, неподконтрольности, непричастности, прямо противоположно ее смыслу, так как предполагает, что субъект отказывается от следствий своих действий, т.е. от признания факта «в себе — причинности» вне себя происходящего, т.е. от наличия какого-либо смысла собственного существования и собственной деятельности.
Очевидно, что подобная установка прямо противоречит функции журналистики и собственно содержанию журналистской деятельности.
Журналист зависим как минимум от самого себя, своих собственных убеждений и, конечно же, от читателя.
Он связан с социумом, поскольку его задача свидетельствовать о происходящем в действительности, т.е. предоставлять возможность событийствования другим людям.
Он контролируем не только юридически, но и со стороны общественного мнения, которое сам же и формирует.
Наконец, он причастен изменяемой СМИ реальности не только потому, что в ней же и пребывает, но и потому, что именно в этом состоит суть его деятельности.
Поэтому понятие «свобода» необходимо рассматривать как рабочий термин, значение которого, естественно, может быть определено и на основании вскрытия его философского смысла, и на основании обобщения опыта журналистских практик.
Вместе с тем размышления о свободе в журналистских текстах встречаются редко, чаще в них идет речь о специальных понятиях «свобода слова», «гласность», «независимая журналистика» и т.п. Связь этих понятий с фундаментальным понятием «свобода» чаще всего даже не акцентируется. Поэтому при обсуждении проблемы свободы в журналистике приходится обращаться к литературным и философским работам. Ознакомившись с ними, легко убедиться в том, что дискурс свободы отнюдь не является одноголосым, напротив демонстрирует столкновение мнений не просто отдельных мыслителей, а целых мировоззренческих систем. Поэтому понимание свободы является актом обязательным для самоопределения профессионального журналиста, прежде чем он вступит на свое поприще. Причем данное самоопределение, являясь актом личностного становления, безусловно, должно быть свободным. Недопустимо для журналиста лишь игнорирование ответа на вопрос, что такое «свобода», а также упрощенное ее понимание.
Именно с этой целью в книгу включено обсуждение некоторых наиболее ярких концептов понятия «свобода», которые должны сориентировать молодых журналистов в их повседневной практической работе.