Предыстория художественной культуры (палеолит)
Среди всех эпох и этапов развития первобытной культуры особое место занимает верхний (поздний) палеолит. Только применительно к этому этапу мы можем определенно говорить о человеческой культуре — как материальной, так и духовной. В это же время зарождается искусство. К числу самых древних изображений на стенах пещер относятся оттиски руки человека, а также беспорядочное переплетение волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами руки.
Исторической наукой доказано, что в начале позднего палеолита родились почти все виды художественной деятельности: росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и объемная скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге. Естественно, что эти рисунки далеки от совершенства, но их ценность заключается в том, что они представляют собой первые попытки человека отразить окружающий мир в форме художественных образов.
Примитивное искусство было исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире и его взаимоотношений с ним. Совместная охота не только способствовала объединению людей, но и заставляла их определенным образом относиться друг к другу, формировала опыт сопереживания, сочувствия, эмоциональных переживаний, учила понимать друг друга и исходить в своих действиях из общего строя чувств, общих нужд и потребностей. В связи с этим образы внешнего мира наполнялись общественно значимым содержанием, становились выразителем внутриколлективных связей и отношений.
Ключевая роль палеолита в формировании художественной культуры была обусловлена тем, что на рубеже среднего и верхнего палеолита (около 35 тыс. лет тому назад) закончилась биологическая эволюция человека и появился Homo sapiens. При этом решающим фактором поворота на путь социальной эволюции для человека стала экзогамия — исключение из брачных отношений ближайших родственников. Запрет инцеста (кровосмешения) требовал общественной регуляции брачных отношений, в результате которой появились род и семья. Замена биологической эволюции на социальную принесла радикальные изменения в такие короткие для антропогенеза сроки, что она может быть определена как палеолитическая революция. Ее продуктом стало фундаментальное антропологическое, психофизиологическое и духовное единство человечества.
Для становления художественной культуры важнейшее значение имело изготовление орудий труда, которое играло решающую роль в процессе очеловечивания приматов. Освоение приемов обработки камня позволяло в дальнейшем перейти к его художественной обработке. Во время работы с камнем развивалась визуальная память человека, а целенаправленная деятельность по достижению заданной формы способствовала накоплению знаний о материале и технологических особенностях его обработки.
Постепенно вместе с камнем в производственный обиход входили и другие материалы (дерево, кость), усложнялись технические навыки, появлялось избыточное мастерство: человек овладевал умением обработки материала настолько, что мог дополнить жесткую технологию придания материалу необходимых качеств деятельностью по его одухотворению и украшению.
Таким образом, в верхнем палеолите произошло возникновение художественной деятельности, которая, в свою очередь, стала первым этапом в формировании художественной культуры. Разумеется, художественная деятельность в этих условиях, как и вся культура, носила синкретический характер и не делилась на роды, жанры, виды. Все ее результаты имели прикладной, утилитарный характер, но при этом у них сохранялось и ритуально-магическое значение. Просто большая часть продуктов человеческой деятельности в силу синкретизма последней приобретала художественное значение. Это явление получило название художественной коннотации — наличие у утилитарных предметов и действий дополнительного, сопутствующего значения, которое предметы и действия в первобытной культуре получали из мифологического сознания, определявшего всю духовную жизнь первобытного общества.
Анализируя художественную деятельность первобытных людей, ряд исследователей считают, что художественное творчество конца палеолита можно было бы точнее называть предыскусством, так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение. Многочисленные археологические и этнографические памятники свидетельствуют, что многие предметы создавались первобытными людьми не только в утилитарных целях, а сама материальная деятельность в целом все более принимала духовную окраску. Многие предметы создавались целенаправленно для символизации мощи и силы охотничьего коллектива. А в символической деятельности уже есть элементы собственно художественного отношения к миру. Именно из символического отношения к миру вырастает художественное творчество.
Как мы уже отмечали, первобытная культура представляла собой изначальную синкретическую целостность, составляющими компонентами которой были орудия труда, эмпирические знания, верования, предметы быта, нравственные нормы, традиции и обычаи, наскальные рисунки и скульптурные изображения. Эта синкретическая нерасчлененность первобытной культуры убедительнее всего подтверждается наскальными рисунками, найденными в разных регионах планеты (Пиренеи, Франция, Африка, Сибирь). Поначалу первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позже они научились пользоваться дополнительными цветами, рисовать косыми штрихами шерсть, передавая таким образом объем. К 12-му тыс. до н.э. палеолитическое искусство достигло своего расцвета. Первобытные художники уже умели передавать объем, перспективу, цвет, пропорции фигур, их движения, создавали целые галереи подобных изображений на стенах и сводах пещер.
Почти все рисунки и изображения животных испещрены ударами заостренных предметов — видимо, каменными наконечниками копий и стрел. Их следы дают основания для вывода, что сами рисунки были сделаны не для получения эстетического наслаждения, а из более утилитарных целей. Эти изображения имели не эстетический, а магический смысл. Первобытный художник, почти все время занятый поисками пропитания и охотой, высекал и рисовал животных только для совершения магических обрядов, так как охотники племени были убеждены, что, поразив изображение во время обряда, они удачно поразят животное на настоящей охоте. К концу палеолита пещерные изображения стали терять свою живость, становятся стилизованными и схематичными, превращаясь в беспорядочное переплетение линий и точек.
В этот же период, очевидно, закладываются основы музыкального искусства, неотделимого от пластического действия. Они были частью охотничьих обрядов и ритуалов. Скорее всего, музыка начиналась с имитации звуков природы — пения птиц, рева зверей и т.п. Следующим шагом стало появление «человеческой» интонации, осмысленного отношения к звуку, его высотное закрепление. Очевидно, человек на этом этапе многократно повторял один и тот же звук с минимальными отступлениями от него вверх или вниз. И наконец, появились первые двух- или трехзвучные интонации, которые в дальнейшем развились в настоящие мелодии. О появлении музыки в глубокой древности свидетельствуют находки первых музыкальных инструментов — ударных, воспроизводящих шумовые и ритмические звуки, а также инструментов типа флейт или свирелей.