Переход от концепции «культуры потребления» к концепции «культуры участия»

Изменения в музеях, связанные с внедрением информационных технологий во все сферы деятельности, обсуждаются музейными специалистами давно. Доступность электронных ресурсов для широкой публики — не единственное следствие оцифровки культурного наследия. Информационные ресурсы, ориентированные на молодежную аудиторию, как правило, носят интерактивный характер. Это означает, что в результате познавательной активности происходит получение знаний, навыков или просто удовольствия, то есть происходит потребление информации независимо от ее объективной полезности для потребителя. Обратная связь присутствует, но в качественно ином виде, что приводит к смешению двух понятий. «Культура участия», в отличие от «культуры потребления» позволяет вносить свой собственный вклад в культурное событие и даже создавать его самостоятельно [3].

Особое внимание уделяется коммуникативным способностям человека. Пользуясь современными средствами коммуникации и предлагая нечто новое для удовлетворения своих коммуникационных потребностей, участник этого процесса переходит на качественно новый уровень внутреннего развития. Специалисты в области информационных технологий в музейной практике отмечают, что посетители «могут искать впечатления и эмоции, которых им не хватает в обычной жизни» [11].

По отзывам руководителей конкурсных работ, подтверждение знаний и творческих возможностей участников проекта способно серьезно повысить самооценку школьника, участвующего в эрмитажном событии. Проект «Молодые — молодым» в значительной степени направлен на молодежь, которая в силу своей мобильности и восприимчивости ко всему новому является основным субъектом развития И КТ. Однако информационное наполнение проекта, связанное с 250-летней историей жизни Эрмитажа, безусловно, представляет интерес и для большинства пользователей мобильных устройств и посетителей музейных сайтов. Свежий взгляд позволяет увидеть экспонаты под другим углом, связать вместе то, что обычно выпадает из поля зрения. Возможность обратной связи инициирует пользователя к большей активности и самостоятельности, позволяет ему быть не только потребителем информации, но и выразителем собственного мнения, автором комментария или своего текста, наделяя его свойствами равноправного участника во взаимоотношениях с Музеем.

Самым важным моментом оказалось отношение к конкурсантам как к полноправным участникам творческого процесса создания экскурсий по музею и как к настоящим авторам, с которыми напрямую общаются научные сотрудники, которые предъявляют серьезные требования и дают рекомендации. Становится очевидным, что пользователи электронных маршрутов образуют новую категорию посетителей, которая способна изменить показатели музейной посещаемости. Преумножение числа индивидуальных посетителей, составляющих половину эрмитажной аудитории, и обеспечение их качественной информацией — это практические задачи, решаемые проектом, которые могут служить достаточным обоснованием его целесообразности. Новые информационные продукты и сервисы, содействуя популяризации коллекций, подтверждают тем самым имидж величайшего музейного собрания мира. В то время как разнообразие применяемых технических решений и в том числе использующих технологию QR-кодов позволяет пользователю музея быть соучастником созидательной практики в виртуальном мире реального музея, что качественно изменяет характер существующих взаимосвязей и требует от музея проявления большей творческой активности.

Литература

1. Hookk D.Yu., Kuznetsova N., Byzova E.P. Interactivity of Information Supply for Museum Exposition. Joint International scientific and practical conference "Digital Century of Culture" and "EVA 2013 Moscow", November 19-22, 2013.

Available at: https://eva.rsl.ru/en/2013/ report/list/1186 (Accessed 1 July 2014).

  • 2. Villaespesa E. A look at how users engage with Tate mobile apps. Available at: http:// www.slideshare.net/elena_culture/a-look- at-how-users-engage-with-tate-mobile- apps (Accessed 1 July 2014).
  • 3. Гук Д.Ю. Технологические инновации в музейной среде: культура потребления - культура участия // Серия "Электронная библиотека". Вып. 4: Научные и организационно-технологические основы интеграции цифровых информационных ресурсов = Scientific, organizational and technological fundamentals of digital information resources integration : сборник научных трудов. - 2014. pp.56-68.
  • 4. Джанджугазова E.A. Новые потребительские ценности в пространстве социальных коммуникаций // Современные проблемы сервиса и туризма. №2,2014.

С. 42-49.

  • 5. Определёнов В.В. Сбор и анализ статистики использования и эффективности информационных ресурсов музея в сети Интернет. Joint International scientific and practical conference"Digital Century of Culture" and "EVA 2013 Moscow", November 19-22, 2013. Available at: http://www. aselibrary.ru/conference/conference43/ conference434667/_video/4670/ (Accessed 1 July 2014).
  • 6. Museum Hermitage. iTunes Preview. Available at: http://itunes.apple.com/ru/ app/hermitage-museum/id498954947 (Accessed 1 July 2014).
  • 7. The Audio-Guide to the Hermitage.

Available at: http://www.hermitageapp. com/audioguide/ejndex.html (Accessed 1 July 2014).

  • 8. The State Hermitage Museum official web-page. Available at: http://www. hermitagemuseum.org/html_Ru/02/ hm2_10.html (Accessed 1 July 2014).
  • 9. Шеромова A. QR-код Эрмитажа // Hermitage Line. Available at: http:// hermitageline.ru/ru/content/qr-kod- ermitazha (Accessed 1 July 2014)
  • 10. Мы открыли Эрмитаж // Hermitage Line. Available at: http://hermitageline.ru/ru/ content/my-otkryli-ermitazh (Accessed 1 July 2014).
  • 11. Толстая H.B. Наследие можно испортить только равнодушием // Справочник руководителя учреждения культуры. №5, 2014.

DOI: 10.12737/5599

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >