«Информационная» концепция культуры А. Моля и его представления о закономерностях развития культуры постиндустриального общества

Существенный вклад в развитие теоретической социологии культуры в XX в. внес Лбрахаам Моль (1920—1992), который вошел в историю социологической мысли как один из крупнейших исследователей средств массовой коммуникации, создатель «информационной» концепции культуры.

А. Молем написано множество работ, но широкую известность ему принесла книга «Социодинамика культуры», которая стала заметной вехой на пути развития новой отрасли социологического знания, о чем говорит уже тот факт, что к ней исследователи обращаются и сегодня, хотя с момента выхода ее в свет прошло почти четыре десятилетия и была опубликована не одна сотня работ, где рассматриваются те же проблемы, на которых акцентировал свое внимание Моль.

В центре книги Моля — исследование социальной роли средств массовой коммуникации в современном обществе, прежде всего радио и телевидения, которые проявили себя за последнее время, как он пишет, «очень важной силой».

Моль весьма подробно анализирует четыре доктрины, которыми руководствуются те, кто контролирует СМИ и определяет направление информационной политики.

В рамках первой доктрины — Моль называет ее демагогической — радио и телевидение рассматриваются как средство повышения эффективности производства тех или иных ценностей, расширения круга потенциальных покупателей товаров и услуг. Те, кто руководствуется данной доктриной, исходят из того, что погружение индивида в «поле рекламы» позволяет «запечатлевать в умах радиослушателей и телезрителей некоторое число стереотипных сообщений»[1], опираясь на которые индивид принимает решение в ситуации выбора.

Вторая доктрина, которая может быть названа догматической, также, считает Моль, нацелена на регуляцию поведения людей, однако не столько в сфере экономических отношений, сколько в сфере политики. В передачах СМИ при реализации этой доктрины вместо рекламных лозунгов типа: «Только холодильники фирмы «Электролюкс» принесут вам счастье!», настойчиво повторяется та или иная идеологема, например: «Бог — спаситель людей!». При некритическом отношении к ней она в конечном счете запечатлевается в структурах мозга, становится элементом системы ценностных ориентаций личности. Правилом действия догматической доктрины является фильтрация распространяемых сообщений и их элементов, тонкая акцентировка на тех или иных моментах сообщений. Те, кто реализует данную доктрину на практике, подчеркивает Моль, стремятся к тому, чтобы любые события и факты, независимо от их содержания и оценки общественного мнения, закреплялись в сознании индивида на уровне бессознательного как имеющие позитивный смысл и значение.

Третья доктрина — ее Моль называет эклектической, или культ- ралистской, — преследует цель снабдить индивидов, вступающих в контакт со СМИ «хорошей выборкой» из общечеловеческой культуры. Те, кто руководствуется данной доктриной, исходят из представлений о радио и телевидении как средствах, обеспечивающих передачу потока сообщений от одного субъекта культурноисторического процесса другому.

Наконец, в рамках четвертой доктрины — социодинамической — средства массовой информации рассматриваются как эффективный механизм ускорения эволюции культуры. Те, кто опирается на нее, подчеркивает Моль, рассматривают каждый артефакт в аксиологической плоскости, с точки зрения того, способствует или нет то или иное сообщение развитию культуры, повышению ее роли в общественной жизни.

Рассматривая практику применения четырех доктрин, Моль отмечает, что ни одна из них не реализуется в чистом виде: никакие передачи радио или телевидения не носят исключительно рекламного или, скажем, только «догматического» характера. В реальности каждая из четырех доктрин используется всеми системами массовых коммуникаций, но в разных пропорциях.

Свой анализ доктрин и раскрытие роли средств массовой информации Моль осуществляет, опираясь на разработанную им концепцию культуры, которая базируется на основных постулатах теории коммуникации. В соответствии с ее базовыми посылками производство, распространение и потребление культурных ценностей рассматриваются как процесс создания, квантификации и получения определенного рода сообщения, несущего специфическую смысловую нагрузку и по-разному воспринимаемого тем или иным субъектом социального действия. Культура, по Молю,

это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Она суть абстрактный элемент окружающего его мира[2].

Культура понимается им как огромное количество сообщений, каждое из которых представляет собой конечное и упорядоченное множество элементов некоторого набора, построенных в виде конфигурации знаков по определенным законам «орфографии», «грамматики», «синтаксиса», «логики» и т.д.

Анализируя процесс создания и распространения культурных ценностей, Моль приходит к умозаключению, что сегодня под влиянием средств массовой информации возник принципиально иной тип культуры, о котором не имел представления никто из тех, кто занимался культурологической проблематикой в конце XIX — начале XX в. Эту культуру Моль определяет как мозаичную, подчеркивая тем самым отсутствие органической связи между ее элементами.

Моль достаточно критично относится к «мозаичной» культуре, но считает ее появление неизбежным. По его мнению, эта неизбежность отчетливо видна в свете «структуралистской» теории развития культуры, которая явно противостоит «теории непрерывного развития», «теории скачков» и «диалектической». Согласно этой структуралистской теории, развитие западной мысли предстает как процесс включения в единую культурную структуру тех разрозненных, последовательно вносившихся вкладов в культуру, которые ассоциируются нами с греческим рационализмом, арабским «прагматизмом», галилеевским экспериментальным методом и т.д. Культура общества превращается в собрание разных историй, и именно это соединение случайных элементов создает и определяет «мозаичную» культуру. Поэтому, резюмирует Моль,

следует свыкнуться с представлением о мозаичном характере нашей культуры, то есть о целом, собранном из отдельных кусочков, признать, что это и есть культура в полном смысле слова, и попытаться определить ее характеристики[3].

По мнению Моля, гуманитарная концепция культуры устарела и уже сегодня ее следует рассматривать как часть истории. Она устарела прежде всего потому, что человек в современном мире все более ставит себе на службу приемы точного — математического, информационного, семиотического, формализованно-логического и т.п. — отображения явлений, что он все более опирается на гигантские возможности автоматических вычислительных и информационных систем. Исходя из того, что свернуть и даже замедлить этот процесс невозможно, дни гуманитарной культуры сочтены.

Выделение гуманитарной и «мозаичной» культуры как основных конкурирующих друг с другом типов культуры, считает Моль, имеет принципиальное значение, так как фиксирует характерные исторические особенности развития культуры и ее изменения в современном обществе, которое постепенно превращается из общества постиндустриального в информационное.

Завершая рассмотрение вопроса о роли СМИ в современном обществе, Моль формулирует ряд задач, которые, по его мнению, должны решать социологи культуры сегодня. Первая задача — это выяснение взаимоотношений между социальной и индивидуальной культурой, вторая — это выяснение того, каким образом человек получает сообщения, как он их осмысливает и включает в состав своего интеллектуального оснащения. Третья задача состоит в том, чтобы понять, каким образом осуществляется интеграция всех сообщений в единую многомерную структуру.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что Моль был одним из первых, кто показал те отрицательные последствия, к которым приводит неконтролируемое развитие средств массовой информации. По его твердому убеждению, превращение СМИ в основной инструмент формирования массового сознания ведет к прогрессирующей стандартизации вкусов, ограничению выбора индивидами культурных образцов, возникновению социального типа личности, не способного к критическому осмыслению действительности. К сожалению, практика подтвердила справедливость прогноза Моля, который благодаря своему таланту, образно говоря, сумел «заглянуть за горизонт». Сегодня очевидно, что по мере развития СМИ возрастает возможность манипуляции индивидами, резко сокращается «поле свободы» личности, социальные отношения становятся все более антигуманными. То, о чем писал Моль, свершилось, что лишний раз подтверждает глубину научного анализа, проведенного А. Молем.

  • [1] Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1976. — С. 304.
  • [2] Моль Л. Указ. соч. С. 83.
  • [3] Моль Л. Указ. соч. С. 353.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >