Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Ораторское искусство

Средства и приемы психологического воздействия оратора на аудиторию

Как известно, люди приходят слушать чью-то речь с собственными установками. С того момента, как перед ними появляется оратор, все, что он делает и говорит, взвешивается именно на этих весах. Оратор должен строить и развивать свою речь так, чтобы она пробуждала интересы, идущие навстречу поставленной им цели. Восприятие речи в значительной степени зависит от контакта оратора с аудиторией и от отношения аудитории к выступающему. Поэтому оратор должен уметь установить с аудиторией контакт, для чего необходимо вызвать к себе положительное, доброжелательное отношение.

Группе слушателей был задан вопрос: «Какие качества оратора имеют значение в установлении контакта с аудиторией?» Ответы распределились следующим образом: эстетика внешнего вида — 38%; манеры, особенности поведения перед аудиторией — 40; постановка голоса — 53; эмоциональность изложения, экспрессивность выступления — 66%. Как видим, слушатели довольно высоко оценивают и внешний облик оратора, и эмоциональную выразительность речи.

Строя речь, выступающий должен создать определенный «образ оратора»: избрать конкретную стратегию речи по постановке голоса, содержанию выступления, форме изложения материала; предстать перед аудиторией в образе искреннего, честного и открытого человека, отстаивающего истину и справедливость; глубокого беспристрастного исследователя фактов и событий; наставника, проповедника или просто коллеги, советующегося с аудиторией и предлагающего ей свое понимание какой-либо проблемы. Выбор стратегии речи и выбор «образа автора» зависят от таких факторов, как характер и темперамент самого оратора, особенности аудитории, тема, цели речи и др. Рассмотрим некоторые из этих факторов.

Темпераментом называются природные особенности поведения, типичные для данного человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и реакции на жизненные воздействия. Это тип нервной системы человека, прежде всего высшей нервной деятельности, который определяет меру устойчивости психики человека и особенности ее функционирования. Темперамент сказывается на характере протекания эмоций и мышления, влияет на речь.

Психологи выделяют четыре типа темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Сангвиник активен, жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми, общителен. Он легко контролирует свои эмоции. Без особых усилий переключается с одного вида деятельности на другой. Его речь отличается громкостью, отчетливостью, сопровождается мимикой и жестами. В определенных условиях его энергичность и подвижность может мешать сосредоточиться, вызвать поспешность в поступках и поверхностность суждений.

Флегматик уравновешен, медлителен. Он тяжело приспосабливается к изменениям, к новым видам деятельности и новой обстановке. Начиная новое дело, долго обдумывает его, но, приступив к выполнению, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное. Речь характеризуется невысоким темпом, не сопровождается жестикуляцией, а если она применяется, то маловыразительна. Иногда медлительность флегматика превращается в вялость.

Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей. Вместе с тем подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок, прямолинеен в суждениях, несдержан в выражениях. Речь его быстрая, с колеблющимися интонациями, сопровождается выразительными жестами и мимикой.

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным, чем положительным, эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, суетливость, терять самообладание, а в экстремальной обстановке может впасть в паническое состояние. Меланхолики мало предрасположены к активному общению. В благоприятной обстановке они вполне хорошо справляются со своими обязанностями.

При изучении личностных психологических черт, влияющих на общение, оратору также следует принять во внимание классификацию этих черт, предложенную швейцарским психологом К. Г. Юнгом. Он разделил личности на две большие группы — экстравертов и интровертов. Для экстравертов характерны ослабленное внимание к своему внутреннему миру и ориентация на внешнюю среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны, легко адаптируются к различным социальным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир. Отсюда их склонность к самоанализу, замкнутости. Они испытывают трудности в социальной адаптации.

Безусловно, отмеченные психологические типы людей не всегда проявляются в чистом виде. К тому же темперамент и другие психологические характеристики имеют свойство поддаваться контролю и регулированию. Важнейшими сдерживающими факторами в их проявлении являются самоконтроль, внутренняя культура человека и воздействие общественного мнения.

В речи выражаются социально-психологические особенности оратора, характер его мышления, отношение к объективной реальности, в том числе к использованию самого языка.

Внешний облик оратора также оказывает психологическое воздействие на аудиторию. По мнению П. Сопера, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Они хотят сразу составить мнение об ораторе — положительное или отрицательное — и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора или воспримут ли они то, что он им скажет. Выступать публично — это значит дать слушателю возможность познакомиться с вами. При этом важное значение имеет следующий основной принцип: подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего «образа оратора», воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией.

Содержание выступления связано не только с языком логики и абстракции, но и с языком чувств, ибо без эмоций не может быть поиска истины. Положительные эмоции создают благоприятные условия для эффективного протекания выступления, для внутренней мобилизации накопленных знаний и приобретения новых.

Как показывают исследования, эмоционально насыщенное сознание активно воспринимает новую и перерабатывает ранее накопленную информацию. При этом мобилизуются дополнительные энергетические и психологические ресурсы организма. Учитывая это обстоятельство, важно ознакомиться с театральной педагогикой К.С. Станиславского, одной из особенностей которой является создание системы формирования эмоций. Система Станиславского исходит из веры во власть человека над самим собой, веры в то, что он способен сознательно управлять не только своей физической, но и духовной природой. Внутренняя работа над собой заключается в овладении приемами и правилами, которые способствуют пробуждению творческого самочувствия в нужный момент, ведут к непосредственной активизации чувств. Внешняя работа над собой состоит в подготовке телесного аппарата (движений, мимики) для наиболее точной и выразительной передачи мыслей и чувств. Произвольная активизация эмоций, предложенная К.С. Станиславским, открывает большие возможности для новых творческих открытий в области науки, искусства, педагогики, а также ораторского искусства.

Уже при подготовке к речи оратор обращает ее к определенной аудитории. Знание ее психологической характеристики помогает выступающему определить эмоциональную насыщенность речи и возможное отношение к ней слушателей. Важно учитывать такие данные: социальный и демографический состав слушателей, уровень их культурно-образовательного и профессионального развития, материального положения, возраст и пол. Считается, что женская аудитория требует большей эмоциональности речи, чем мужская. Последняя более требовательна к логике изложения, доказательности выдвигаемых положений. Особенно сложна молодежная аудитория, у которой еще формируются взгляды и которая остро реагирует на характер выступления. Психологи также рекомендуют выяснить такое социально-психологическое качество аудитории, как аспектация — ожидание, направленная заинтересованность в чем-либо. Интерес аудитории направлен часто не только на эмоциональность и содержание речи, с которой выступает оратор, но и на личность самого оратора.

Но, как бы ни изучал выступающий будущих слушателей, он должен быть готов к необходимости устанавливать контакт с ними непосредственно в процессе произнесения речи, к так называемому «эффекту живой реакции».

Высокая эрудиция выступающего, его сердечность, теплота, доброжелательность, заинтересованность в том, чтобы быть правильно понятым, облегчают слушателям усвоение воспринимаемых идей и взглядов. При этом оратору важно самому подготовиться психологически, чтобы управлять аудиторией. Этот процесс, где открывается простор для творческой импровизации в ходе выступления, образно описан А.П. Чеховым в «Скучной истории»:

Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное: «В прошлой лекции мы остановились на...», как фразы минной вереницей вылетают из моей души... Говорю я неудержимо быстро, страстно, и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для дела слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поле зрения... Предо мною полтораста лиц, непохожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во лше самом. Это — бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот.

Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок». Это значит, что внимание утолщено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой- нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать[1].

Выступление должно оставлять определенный след в сознании слушателя, открывать для него новое, а значит, расширять круг его знаний и, что особенно важно, порождать стремление творческого поиска. В этой связи оратору необходимо помнить и о двух группах эмоциональных потребностей слушателей: потребностях общего и потребностях ситуативного характера.

Первая группа связана с теми вопросами, которые постоянно интересуют любую аудиторию. Они затрагивают самые существенные стороны жизнедеятельности общества. Это общие проблемы семьи, взаимоотношений людей, экономического развития нашей страны, формирования духовного облика современного человека, развития науки, театра, спорта. Вторая группа эмоциональных потребностей обусловлена связью с явлениями, которые волнуют слушателей в данный момент, т.е. во время речи. Например, последние экономические, политические, культурные, спортивные и т.д. процессы и события. Умение оратора связывать эти две группы потребностей повышает эмоциональное восприятие у слушателей и, следовательно, эффективность выступления в целом.

Чтобы вызвать познавательные интересы, оратор должен стремиться к доступности своей речи, учитывая состав аудитории, ее профессиональный уровень. У слушателей, как показывает опыт, вызывает равнодушие, недоумение и даже раздражение как слишком сложное, так и упрощенное изложение содержания речи.

Нередко выступления не вызывают интереса, потому что в них повторяются известные истины или то, что люди читали в газетах, а оратор не сумел облечь известные факты в новую форму, по-новому сопоставить их, проанализировать. Или, наоборот, интересные и даже новые идеи покажутся известными, привычными, когда речь облечена в шаблонную языковую форму, давно примелькавшуюся.

Восприятие слушателями речи — процесс, требующий от них психологического напряжения в течение некоторого времени. Этот процесс невозможен без проявления чувств и эмоций. Дело в том, что эмоции и мышление имеют одни истоки и тесно переплетаются друг с другом. Они не просто отражают соответствие или несоответствие действительности нашим потребностям, установкам, прогнозам, не просто дают оценки поступающей информации. Они одновременно функционально и энергично подготавливают к поведению, соответствующему этой оценке.

Таким образом, эмоционально правильная речь самым непосредственным образом влияет на поведение слушателей. А деятельность человека, по мнению психологов, поддержанная эмоциональной речью, проходит намного успешнее, чем та, которая связана лишь с рассудочным воздействием. Однако в разных аудиториях, как мы уже отмечали, соотношение логического и эмоционального должно быть различным.

Эмоциональная речь как бы притягивает к себе слушателя, зацепляет его внимание, вызывает оценку фактов. В действительности эмоции в качестве процесса есть не что иное, как деятельность оценивания поступающей в сознание информации о внешнем и внутреннем мире. К эмоциональному относят длительные и устойчивые чувства, например любовь к Отечеству, патриотизм, чувство товарищества; различного рода кратковременные чувства и переживания, например гнев, обиду, радость; разнообразные эмоциональные состояния, например бодрость, хорошее настроение. В целом же психологами выделяются следующие классы эмоций:

  • 1) наши желания — простые и сложные — как оценки степени соответствия какого-либо объекта нашим потребностям;
  • 2) эмоции, субъективно выявляющие себя в форме радости, огорчения, досады и т.п.;
  • 3) чувства удовольствия и неудовольствия как оценки качества удовлетворения каких-либо потребностей;
  • 4) наши настроения и эмоциональные состояния как оценки общего соответствия действительности нашим потребностям и интересам.

Все эти эмоции проявляются в языке, и, в свою очередь, язык влияет на их появление.

Одно из важных психологических умений оратора — управление вниманием аудитории.

Кто способен приковать к себе внимание слушателей, тот их властелин.

Где начинается скука, там прекращается внимание, а следовательно,

образование, — писал немецкий педагог А. Дистервег.

Вот почему каждый будущий оратор должен самым тщательным образом ознакомиться с особенностями человеческого внимания, его типами, приемами его привлечения и поддержания. Здесь нельзя ограничиваться лишь собственными наблюдениями, личным опытом. Разумеется, он важен, но должен обязательно сочетаться со знанием психологической теории, с выработкой и закреплением определенных навыков управления вниманием.

Вниманием называется организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности. Это одновременно повышенный интерес к чему-нибудь, показатель активности слушателя — сначала слуховой или зрительной, а затем и активности в действиях, решениях, поступках.

В психологии различают следующие виды внимания:

Во-первых, непроизвольное внимание, которое возникает независимо от воли человека как реакция на нечто яркое, необычное, броское. Непроизвольное внимание достигается сообщением каких- либо интересных либо необычных для аудитории сведений. Однако такой прием не всегда эффективен, так как непроизвольное внимание весьма неустойчиво.

Во-вторых, произвольное внимание, которое является результатом волевого усилия. Такое внимание осознанно и потому продуктивно. Если слушатель сознательно сосредоточивает свое внимание на каком-либо предмете, значит, у него есть цель, к осуществлению которой он стремится. Произвольное внимание слушателей достигается путем постановки перед ними определенных задач, объяснением важности рассматриваемого вопроса, необходимости его глубокого усвоения. Однако напряжение воли при длительном сосредоточении произвольного внимания может утомить слушателя, и он будет отвлекаться.

В-третьих, послепроизвольное внимание, которое уже не утомляет. Целью любого публичного выступления и должно быть достижение послепроизвольного внимания. Если, например, оратору удалось добиться данного вида внимания своих слушателей, то это свидетельствует о том, что выступление интересно, увлекательно и по содержанию, и по форме.

Важное свойство внимания — его объем, т.е. способность человека воспринимать одновременно не один, а несколько объектов. Распределение внимания — это умение не только видеть ряд предметов сразу, но одновременно осознавать видимое. Так, оратор должен одновременно следить за аудиторией, излагать материал, помнить о регламенте и делать еще ряд необходимых в процессе выступления дел, т.е. распределять свое внимание между несколькими объектами.

Различают также внимание устойчивое и неустойчивое. Некоторые свойства внимания зависят от психического состояния человека, от того, например, утомлен он или бодр, возбужден или спокоен и т.д. Качества внимания определяются также условиями работы, особенностями темперамента личности, широтой и глубиной интересов человека и другими факторами.

Для установления контакта с аудиторией, а такой контакт и есть начало внимания, важны первые минуты встречи оратора со слушателями.

В любом случае, — отмечает О.А. Баева, — уверенной походкой выйдя к месту выступления, следует сделать начальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляды слушателей и служит как бы приглашением к разговору. Первая фраза всегда содержит приветствие[2].

В это время и рождается связь, но пока лишь пространственная, дословесная. Собранность, серьезность, сосредоточенность выступающего передаются слушателям, дисциплинируют их, так как свидетельствуют о том, что выступающий пришел к ним для важного и нужного дела.

Первые слова лектора, — писал А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)[3].

Вступительное слово нацелено всегда на установление личностного и эмоционального контакта с аудиторией, на привлечение ее внимания к оратору и теме выступления, создает предпосылки установления познавательного контакта.

Первая фраза призвана приковать внимание. А это зависит не только от того, что сказано, но и как сказано. Надо постараться, чтобы тон был спокойным, уверенным, ибо по голосу слушатели безошибочно распознают душевное состояние выступающего. Если заметна уверенность, значит, готов к выступлению и можно ожидать чего-то нового, интересного, важного.

Поэтому начало речи следует готовить заранее, хорошо продумать его, найти нужные слова. При этом важно иметь в виду, что конкретные факты в начале выступления привлекают внимание быстрее, чем общие, теоретические рассуждения. Ход мысли от фактов к выводам, к общим положениям, называемый в логике индукцией, позволяет использовать для поддержания внимания практические интересы слушателей. Кроме того, индуктивные рассуждения дают возможность подводить их к выводам, учат людей мыслить самостоятельно.

Индуктивных зачинов может быть множество. Это и международное событие, и заметка в газете, и уместная шутка, и интересные фрагменты книги, спектакля, кинофильма и т.д. Важно, чтобы зачин позволял легко перейти к основной теме выступления.

Важную роль в установлении психологического контакта оратора со слушателями играют такие социально-психологические явления, как эмпатия, рефлексия, стереотипизация и др. Так, эмпатия предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что человек переживает, сочувственное отношение к нему. А рефлексия представляет собой процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению[4].

Когда внимание завоевано, важно позаботиться о том, чтобы оно не угасло. И в этой области у психологии есть свои приемы и рекомендации. Оратору, умеющему их использовать, они, несомненно, облегчают работу. Однако не все они равноценны. Лучшими из них можно признать те, которые позволяют поддерживать внимание аудитории таким образом, что слушатели не замечают их. Мастерство, говорил Л.Н. Толстой, заключается в том, чтобы не показать мастерства. Не следует оратору удерживать внимание «механическими» способами — постукиваниями, прямыми просьбами и т.п. Все это малоэффективно, часто неэтично и скорее свидетельствует о методической неподготовленности оратора, о неумении держать, как говорят, аудиторию в своих руках.

Ораторское искусство знает немало способов «скрытого» психологического воздействия на внимание слушателей. Некоторые из них связаны с голосом человека, с интонацией речи. Общеизвестно, например, как усыпляюще действует монотонная речь. Правда, некоторые слушатели могут засыпать и по другим причинам. Для таких слушателей можно зачитать фрагмент «трактата» У. Б. Бина «Как не слушать оратора»:

Ни один оратор, какова бы ни была его энергия, не имеет шансов победить сонливость слушателей. Каждый знает, что сон во время длинного выступления значительно глубже, нежели состояние гипнотического оцепенения, известное под названием «полудремы». После такого сна вы просыпаетесь освеженным. Вы хорошо отдохнули. Вы твердо знаете, что вечер не пропал даром. Не многие из нас имеют мужество спать открыто и честно во время официальной встречи. После тщательного исследования этого вопроса я могу представить на рассмотрение читателя несколько оригинальных методов, которые до сих пор не публиковались.

Усядьтесь в кресло как можно глубже, голову склоните слегка вперед (это освобождает язык, он висит свободно, не затрудняя дыхание). Громкий храп выводит из себя даже самого смиренного оратора, поэтому главное — избегайте храпа, все дыхательные пути должны быть свободными. Трудно дать четкие инструкции по сохранению во сне равновесия. Но чтобы голова не моталась из стороны в сторону, устройте ей из двух рук и туловища прочную опору в форме треножника — еще Архимед знал, что это очень устойчивое устройство. Тем самым уменьшается риск падения на пол (а ведь выкарабкиваться из-под стола обычно приходится при весьма неприятном оживлении публики). Так у вас и голова не упадет на грудь, и челюсть не отвалится. Закрытые глаза следует прятать в ладонях, при этом пальцы должны сжимать лоб в гармошку. Это производит впечатление напряженной работы мысли и несколько озадачивает оратора. Возможны выкрики во время кошмаров, но на этот риск приходится идти. Просыпайтесь медленно, оглянитесь и не начинайте аплодировать сразу. Это может оказаться невпопад. Лучше уж подождите, пока вас разбудят заключительные аплодисменты[5].

Слушателя бодрит речь интонационно выразительная, гибкая, живая. Усиливает внимание и пауза, причем если логическая пауза призвана подчеркнуть смысл того или иного выражения, то специальная, логически не оправданная пауза заставляет слушателя взглянуть на оратора повнимательнее именно потому, что она неожиданна и на первый взгляд чужда речи.

Внимание можно поддержать так называемой драматизацией речи. Речь оратора — монолог, но этот монолог может быть превращен в диалог, т.е. в более интересный и эффективный вид речевого общения. Дело не только в том, что в речь могут вклиниваться реплики слушателей. Драматизация монолога оратора предполагает введение в него прямой речи, цитат, риторических вопросов и тех, что могли бы быть заданы слушателями, и т.д. На поддержание внимания направлены и некоторые композиционные приемы построения речи: намек на то, о чем будет речь впереди; затягивание изложения с целью «поддразнить любопытство слушателя, чтобы обеспечить себе его внимание», как говорил теоретик судебного красноречия П.С. Пороховщиков; неожиданный перерыв в мысли, вводные предложения, переход от повествования к размышлению, от информации к анализу и т.п. Все они требуют большой практики, хорошо отработанных навыков речи, умения импровизировать.

Следует подчеркнуть значение так называемых психологических пауз. Психологическая пауза это отвлечение оратором внимания слушателей от основной темы на очень короткое время. Передышка позволяет слушателям, внимание которых отчасти утомлено речью, вновь сосредоточиться на главной теме. Психологическую паузу можно заполнить шуткой, «лирическим отступлением», уместным анекдотом, справкой о слове-термине, «попутным» размышлением, обращением к одному из слушателей и т.д. Особо выделим справки о словах, являющихся терминами и обозначающих ключевые понятия, используемые в выступлении — их происхождении, значении, употреблении.

Одним из условий устойчивого внимания к речи оратора является доходчивость информации. Доходчивость, т.е. доступность, понятность, усвояемость, воспринимаемость материала, достигается за счет точного, рассчитанного на уровень знания слушателей определения основных понятий; за счет разнообразных иллюстраций, удачного сочетания теории и фактов, умения повторять мысль несколько раз, но всегда иначе, другими словами, так, чтобы ее в конце концов понял каждый; за счет использования рационально подобранных наглядных пособий, технических средств обучения, чередования слуховой и зрительной информации и т.д. В этой связи уместно сослаться на пример, тонко подмеченный А.П. Чеховым в его рассказе «Дома». Сюжет рассказа сводится к тому, что прокурор окружного суда, человек, умеющий произносить речи и размышлять логически, пытается убедить своего малолетнего сынишку, что нельзя тайком брать табак и курить.

Сначала отец пытается эмоционально воздействовать на сына, затем использует свои знания юриспруденции, обращается к медицине и пытается воздействовать на сына морально.

И наконец, после долгих безуспешных усилий отец, поняв, что для того, чтобы воздействовать на сына, нужно не только овладеть его вниманием и сознанием, но и мыслить на его манер, придумал сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый-престарый царь... и далее... у него был сын, один-един- ственный, который курил и из-за этого умер, оставив престарелого царя одного без всякой помощи...» После этого Сережа, на которого сказка подействовала самым настоящим образом, упавшим голосом сказал: «Не буду я больше курить»[6].

Итак, психологические приемы в процессе произнесения речи в конечном итоге призваны:

  • 1) привлечь внимание слушателей к речи с самого начала и удерживать внимание аудитории до конца общения с нею оратора, усиливая ее внимание к речи на самых важных ее этапах;
  • 2) обеспечить активное мышление слушателей в соответствии с речью оратора, заставить аудиторию логически следовать за ним;
  • 3) убеждать слушателей в правильности выводов оратора.

Учет психологических основ публичного выступления важен при подготовке и произнесении любой речи. Каким психологическим приемом и в какой момент выступления воспользоваться — дело самого оратора, зависящее от множества факторов.

  • [1] Чехов А.П. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. — М.: Наука, 1974—1983. — Т. 7. —С. 276-277.
  • [2] Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Минск, 2001. — С. 97.
  • [3] Кони А.Ф. Советы лекторам. Об ораторском искусстве. — М., 1975. — С. 175.
  • [4] См.: Романов В.В. Юридическая психология. — М., 1999. — С. 395.
  • [5] Физики продолжают шутить. — М., 1968. — С. 117—118.
  • [6] Чехов Л.П. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 6. С. 104—105.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 
Популярные страницы