РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

Сущность и цели культурных проектов

Культурные проекты являются неотъемлемой составляющей развития и существования любого цивилизованного общества. Их цель — создание духовных ценностей и предметов искусства, восстановление утраченного достояния человечества, а также поиск доказательств, подтверждающих те или иные гипотезы или мифы, связанные с происхождением тех или иных событий в истории цивилизации. В категорию подобных проектов следует включить экспедиции Тура Хейердала, проекты спасения жемчужины Европы — Венеции и восстановления российских храмов. Объектом деятельности предпринимателя в этой сфере могут быть экранные, литературные, музыкальные и художественные произведения, способы их создания и распространения, а также организация эффективных коммуникаций в этой сфере, включая и Интернет. Однако в этой области культурные проекты во многом совпадают с проектами социальной и образовательной направленности и отличаются от них более высокой связью с искусством и степенью использования новых гуманитарных технологий.

Типологически культурные проекты целесообразно разделить по формам существования конечного продукта и выделить следующие из них:

  • • аудиовизуальный, связанный с созданием или размещением аудиовизуальной продукции, включая интернет-проекты, различные виды кинематографа или телевидения;
  • • художественно-дизайнерский, связанный с созданием или реставрацией различных художественных ценностей, коллекций одежды или ювелирных украшений;
  • • сценический, связанный с созданием театральной, эстрадной или цирковой антрепризы, реализации шоу-проектов, музыкальных или иных фольклорных фестивалей;
  • • полиграфический, связанный с изданием книг и периодических изданий или другой полиграфической продукции;
  • • реставрационный, связанный с восстановлением памятников истории, религии и культуры, с санацией жилых кварталов старинных городов;
  • • экспериментальный, связанный с поиском доказательств или постановкой эксперимента по подтверждению исторических, этнических или лингвистических гипотез.

По значимости все культурные проекты ранжируются следующим образом:

  • 1. Общегуманитарные проекты, имеющие значение для всего человечества и направленные на сохранение исторических, культурных и духовных ценностей планеты.
  • 2. Федеральные проекты, связанные с созданием прочных межнациональных, межрелигиозных и межэтнических связей через различные коммуникации, включая СМИ и кинематограф.
  • 3. Национальные проекты, связанные с культурными традициями народа, с сохранением его духовного богатства и своеобразия языка, путем всемерной поддержки литературных, фольклорных источников и музыкальных наследий и традиций.
  • 4. Региональные и городские проекты, связанные с восстановлением первоначального облика городов, проведением фестивалей, гастролей и других культурных мероприятий.
  • 5. Частные проекты, связанные с собранием предметов искусства и старины, учреждением издательских и модельных домов, а также продюсерских фирм.

Последний тип проектов в отличие от других может носить коммерческий характер.

Рассмотрим характерные особенности культурного проектирования на примере аудиовизуальный сферы.

В основе теле- или кинопроекта лежит плодотворная идея, основанная на использовании определенных духовных ценностей и традиций, а также предполагающая конкретный финансовый или творческий результат.

Продюсер разрабатывает комплект документов, отражающий реальные затраты на проведение проекта, на основании которых принимается решение о финансировании производства фильма. Базовыми документами в аудиовизульной сфере являются режиссерский сценарий, генеральная смета и календарно-постановочный план. Кроме того, необходим и ряд документов, подтверждающих финансовую привлекательность предприятия и, следовательно, требуется разработка бизнес-плана проекта. Реализация проекта регламентируется рядом различных факторов микроэкономического и макроэкономического характера, таких как конкуренция, концентрация рекламных потоков, степень экспансии зарубежного телекинопродукта, проблемы его квотирования и многие другие экономические и правовые аспекты. А для центральных каналов ТВ, созданных на государственной и общественной основе характерно еще и требование определенной социальной значимости телепрограмм, ориентированных на значительную аудиторию.

Для определения сущности аудиовизуального проекта следует выделить и рассмотреть ряд его наиболее значимых признаков. К ним относятся признаки:

  • • изменений как основное содержание проекта;
  • • ограниченной во времени цели;
  • • временной ограниченности проекта;
  • • относящегося к проекту бюджета;
  • • ограниченности требуемых ресурсов;
  • • оригинальности;
  • • комплексности факторов окружения;
  • • разграничения системных связей;
  • • социального заказа;
  • • правового и организационного обеспечения.

Наиболее существенным признаком является признак изменения, поскольку он несет в себе изменения вещественной системы, в которой реализуется проект. Отличие исходного состояния системы от его конечного, результирующего состояния, следовательно, является главной целью реализации проекта в любой сфере предпринимательства. Вместе с тем следует отметить тот факт, что хотя конечная цель не всегда является обязательной и вполне достижимой, любой проект можно описать в терминах взаимозависимых задач и целей с определенной иерархией.

Признак ограниченной во времени цели характерен только для ряда телекинопродуктов, таких, как событийные трансляции или сериального производства. Основу телерепертуара составляют циклы или серии различных жанров, чьей целевой установкой не является заранее запланированное ограничение производства по истечении определенного срока, а следовательно, лишь достижение конкретных финансовых показателей. Более общим для всех аудиовизуальных проектов является признак относящегося к проекту бюджета, характеризующий определенный технологический процесс с определенной структурой затрат и используемых ресурсов. Следует отметить, что в отличие от проектов материальной сферы производства влияние социального заказа приводит к изменениям в бюджете проекта, к расширению и версификации используемых ресурсов. Популярность отдельных циклов, подобных «Криминальной России» и «Матадору», довольно часто приводит телепродюсеров к смене простых технологий более сложными и затратными. Вместе с тем и основной возврат средств для кинопродукции осуществляется через эфирный прокат

Признак оригинальности связан в первую очередь с внедрением инноваций как способа достижения наибольшего рейтинга программы, а следовательно, связан с креативной и маркетинговыми составляющими проектов в сфере ТВ. Подобные инновации закономерно отражаются на этапе начального финансирования как увеличение прямых затрат на разработку или закупку лицензионного продукта.

Признак комплексности факторов окружения свидетельствует в первую очередь о тесной связи сферы СМИ с реальной экономической средой, характерной для коммерческих телеканалов, а также неоспоримой значимости экранной продукции для подавляющего числа населения. Именно его потребности и являются основой для реального «социального заказа».

Более сложным является признак разграничения системных связей, определяющий рамки предметной области, характерной для аудиовизуального проекта. Эта характеристика позволяет рассматривать подобный проект как относительно целостную систему с определенными параметрами.

И, наконец, совершенно очевидно, что любой аудиовизуальный проект нуждается в правовом и организационном обеспечении, связанным с различием в интересах его участников и необходимостью его правового и организационного регулирования.

Таким образом, правомерно характеризовать аудиовизуальный проект как целенаправленное изменение экономической системы с установленными требованиями к качеству продукта, рамкам расхода ресурсов, уровню социальной значимости, а также специфической организацией его разработки и реализации.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >