Выводы по первой главе

  • 1. Материалы типологического исследования подтверждают, что архитектура монастырей балканских стран — Болгарии, Греции, Румынии и Сербии формировалась под воздействием как общих для всей данной территории факторов, так и специфических для каждой страны особенностей. Православные балканские страны унаследовали византийскую культуру и с нею тип православного монастыря, сложившегося в Византии и позднее распространившегося на Балканы и в Россию — общины монахов или монахинь, живущих по единым правилам (уставу), включающий храмы, жилые и хозяйственные постройки. Этот тип монастыря, на почве христианской традиции его замкнутости и византийской архитектуры, в каждой из стран приобретал региональную и национальную специфику, что, однако, не противоречило формированию единого балкано-византийского типа, обладающего определенной структурно-функциональной и архитектурно-художественной цельностью с устойчивыми чертами канонического характера.
  • 2. Установлена специфика архитектуры монастырей в разных балканских странах, обусловленная влиянием народного зодчества, наличием различных материалов и национальных строительных традиций, что определило формирование местных архитектурных школ. При этом школы, сформировавшиеся в византийский период — Константинопольская, Восточная (Малоазийская) и Греческая сохраняли роль основоположников в православном зодчестве Балкан как во времена Средневековья, так и позднее.

Выявлена основная роль влияния на балканские монастыри архитектуры ансамблей на Афоне, представляющих собой самобытные, красочные памятники с высокими многоярусными башнями, с куполами на стройных барабанах культовых зданий. Афонская архитектурная школа — ведущая в Греции — первая создала католиконы крестово-купольной композиции в сочетании с триконхом (тип опорных и безопорных храмов с тремя апсидами, направленными на восток, север и юг); впервые в боковых апсидах устроены галереи для антифонного пения (перекликание хоров), которые распространены в православных храмах Балкан (также и в России); впервые появились колокольни, пристроенные к храму; в архитектуре каменных аркад прослеживается влияние народного жилища северной Греции.

  • 3. На основе результатов исследования выявлены следующие характерные архитектурные особенности монастырей и храмов Балкан, выработанные в разных архитектурно-строительных школах:
    • • фасады монастырских построек с деревянными колоннами и парапетами галерей, покрытыми резьбой (Одринская школа на востоке Болгарии);
    • • храмы каменные однонефные, сводчатые, бескупольные в византийских и местных традициях (Брациговская школа в юго-западной части Болгарии);
    • • храмы крестово-купольного типа и колокольни в стиле «болгарского барокко» с волнообразными фронтонами (Тырновская школа на севере Болгарии);
    • • храмы удлиненного объема типа триконх с высоким «молдавским» сводом (двухъярусный в интерьере, безопорный) и валь- мовой кровлей, с фасадами, украшенными фресковой росписью и готическим декором стрельчатых порталов и проемов (Молдавская школа на востоке Румынии);
    • • храмы крестово-купольного типа в сочетании с триконхом, фасады храмов и жилых корпусов решены портиками и колоннадами «валашского» ордера витых колонн (Валашская школа в центральной части Румынии);
    • • кольцевая планировка монастырского ансамбля; храмы удлиненного крестово-купольного типа с приделами, без опор в интерьере, со ступенчатым объемом и арочным декором в романском стиле (Рашская школа в центральной Сербии);
    • • храм крестово-купольный триконх (опорный и безопорный) с яркой полихромией облицовки фасадов, с традиционными ярусными кровлями и закомарами (Моравская школа в восточной части Сербии);
    • • ступенчатые закомарные завершения храмов и массивные каменно-деревянные арки монастырских построек (Косово-Мето- хийская школа на юге).

Установлено, что сложившийся балкано-византийский тип храма, наряду с обращением к византийскому зодчеству, благодаря локальным школам вобрал в себя и сохранил преемственность традиций народного зодчества, усадеб, жилищ и прикладного искусства, а также результаты творческой переработки европейских архитектурных стилей.

4. Выявлены фундаментальные устойчивые историко-генетические основания современной архитектурно-пространственной организации православного монастыря и византийских канонов образа храма. Сформулированы основные направления развития архитектуры монастырей и установлены факторы их дальнейшей классификации по ряду показателей, среди которых: функциональные признаки, вид деятельности, величина, связь с ландшафтно-природными условиями.

В процессе эволюции православной культовой архитектуры возникло многообразие типов и форм, наиболее изменчивых в архитектуре построек и менее мобильных в планировке монастырских ансамблей, что обусловлено рядом факторов, в том числе функциональных, рассмотренных во второй главе.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >