Сущность актуальных каналов социализации (традиционный, институциональный, стилизованный каналы) (Е.А. Алисов, В.П. Сергеева)

В описании сущности процесса социализации используется устоявшийся терминологический аппарат. Под социализацией (от лат. socialis - общественный) понимают процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Несмотря на широкое употребление, термин «социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других - с формированием лич- ност[1]. Социализация может рассматриваться и как процесс, и как результат, и как условие. Такая «статусная» неоднозначность не вызывает противоречия, ввиду выраженной многофункциональности феномена.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

  • - интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
  • - способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
  • - сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Исследователи выделяют первичную социапизацию - непосредственное усвоение индивидом социального опыта его ближайшего окружения (в семье) и вторичную - социализацию во вторичных группах, происходящую, как правило, опосредованно (при участии формальных структур: детского сада, школы, СМИ и т.д.). Первичная социализация охватывает период детства. Вторичная социализация занимает более длительный временной промежуток и включает в себя зрелый и преклонный возраст. Различаются две основные формы социализации - целенаправленная и стихийная. Стихийная форма социализации - это автоматическое формирование и развитие определенных социальных качеств в процессе пребывания индивида в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, в коллективе друзей, сверстников). Человек сам, как «губка», сознательно и несознательно впитывает все, что происходит вокруг. Стихийная социализация сочетается с целенаправленной формой социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система воспитания. Следует различать социализацию, а также ресоциализацию и десоциализацию.

В повседневной жизни нередко можно встретить такие явления, которые можно обозначить понятиями «опережающая» и «запаздывающая» социализация. Об опережающей социализации можно говорить в случае более раннего усвоения социального опыта по сравнению с ровесниками, ускоренного формирования важных базовых способностей (например, вундеркинды). Запаздывающая социализация характеризуется более поздним усвоением социального опыта по сравнению с ровесниками. Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности и освоение социального опыта активно продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте.

Во многих исследованиях выделены следующие различия между социализацией детей и взрослых:

  • - социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации;
  • - взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их;
  • - социализация взрослых часто предполагает более гибкое освоение социального опыта, т.е. у взрослых есть понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета»;
  • - социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Обстоятельства, при которых протекает процесс социализации, называют факторами социализации. А.В. Мудрик выделил три группы факторов социализации: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство); мезофакторы (этнос; регион, село, город, поселок; радио, телевидение, кино и др.); микрофакторы (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание и др.)[2].

2000. - С. 6 - 7.

К понятию «фактор» по значению близко понятие «условие». Однако, если под фактором понимается движущая сила, причина какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты; то условием называется обстоятельство, от которого что-либо зависит, обстановка, в которой что-либо происходит. Таким образом, понятие «фактор», в большей степени, отражает детерминирующую функцию того или иного значимого обстоятельства, подчеркивает относительное постоянство его воздействия; а понятие «условие», в большей степени, соответствует частным объективным параметрам, актуализирующимся в то или иное время обстоятельствам, сопровождающим рассматриваемый процесс.

Агенты социализации - это субъекты, структурные группы, окружения, оказывающие социализирующее воздействие на человека. Агентами социализации могут выступать также институты социализации - социальные структуры или порядки общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. В научной, методической литературе выделяются основные институты социализации личности: семья, образование (дошкольное учреждение, школа, вуз), игровая группа детей, компания сверстников, трудовой коллектив, СМИ, религия, социокультурная общность. В целом это то пространство, в котором находится субъект, и действия, влияющие на личность. В процессе социализации все институты взаимодействуют друг с другом, оказывая мощное воздействие на две основные тенденции в формировании личности в ее социальном развитии: тенденцию освоения индивидом социального опыта, ценностей и норм культуры и тенденцию творческого их воспроизводства, обогащения и преобразования - ресоциализацию. Это процесс усвоения нового социального опыта, т.е. новых ценностей, ролей, навыков, вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших, охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Десоциализация - процесс утраты социальных связей, например, в связи с уходом на пенсию, тяжелой болезнью или тюремным заключением.

Процесс социализации человека, во взаимодействии с различными факторами и агентами, протекает с помощью механизмов социализации. Фактически, имеет право на существование формула «Агенты социализации + факторы социализации = механизмы социализации». К социальнопсихологическим механизмам социализации относят импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификацию, рефлексию; к социально-педагогическим - традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.

Менее употребительным и реже встречаемым термином, в контексте рассмотрения процесса социализации, является термин «каналы социализации». Между тем, по своему лексическому значению, он может претендовать на обозначение важного смыслозначимого терминологического локуса. Если в приведенной выше формуле «механизма социализации» заменить слагаемое «факторы» на слагаемое «условия» и в качестве еще одного слагаемого добавить «направление», под которым подразумевается характер социальных ролей и функций, выполняемых социализированной личностью (как результат успешной социализации), то наиболее удачным форматом для обозначения такого комплексного явления может стать терминологическая категория «канал социализации».

Мы предлагаем следующее определение: «Каналы социализации - это пути протекания процесса социализации, определяющие его индивидуальные, специфические характеристики, ввиду отличительных особенностей агентов, условий и направлений социального становления и развития личности». Таким образом, по аналогии со смыслом, вкладываемым в понятие «механизмы социализации», «каналы социализации» могут трактоваться в соответствии с формулой: «Агенты социализации + условия социализации + направление социализации = каналы социализации». В отношении существительного «процесс» употребительным является глагол «протекает», в литературных источниках встречается словосочетание «социализация протекает», поэтому термин «каналы социализации» претендует на то, чтобы гармонично занять свою терминологическую нишу в тезаурусе.

Соотношение основных терминов, отражающих сущностные черты процесса социализации, можно провести с помощью обозначения ключевых вопросов, на которые они отвечают (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение основных терминов, отражающих сущностные черты процесса социализации

Термины, отражающие сущностные черты процесса социализации

Ключевые вопросы, на которые они отвечают

Агенты социализации

Кто?

Факторы социализации

Что выступило причиной, движущей силой?

Условия социализации

Какие обстоятельства оказывают влияние?

Институты социализации

Где, при каком порядке общественного устройства?

Механизмы социализации

Как, каким способом осуществляется?

Каналы социализации

По какому пути, в каком направлении протекает?

Как показывает проведенный анализ, значение понятия «каналы социализации» близко значению понятия «механизмы социализации», однако, имеет свои отличительные особенности, т.к. включает не факторы, а условия социального становления и развития личности, кроме того, направление протекания рассматриваемого процесса. Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. В ходе социализации по тому или иному каналу каждая из этих сфер жизнедеятельности характеризуется определенным вектором развития.

Понятие «каналы социализации» характеризуется выраженным комплексным характером, потому что отражает одновременно несколько принципиальных характеристик процесса, оно может быть призвано вскрыть специфику социализации, в зависимости от тех или иных признаков.

Близость терминологических значений понятий механизмов и каналов социализации позволяет выстроить «лексические параллели» в их типологии. Возможно выделение множества каналов социализации, что связано с тем, что личность может пойти по разным путям своего социального становления, поэтому любая из предлагаемых типологий рискует быть неполной. Осуществим попытку обозначения основных актуальных каналов социализации. Говорить об актуальных в то или иное время каналах социализации позволительно, ввиду того что понятие подразумевает условия (а не факторы) социализации, а значит, является динамической системой, реагирующей на изменяющиеся обстоятельства социальной действительности (тем самым обосновывается проблема данной коллективной работы). До недавнего времени педагоги и психологи изучали процессы социализации, индивидуального развития и становления подрастающей личности так, будто они (эти процессы) совершались в неизменном социальном мире, тогда как историки, социологи, этнографы, политики исследовали изменения в социуме без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида.

Сегодня такой подход является неудовлетворительным: если даже предположить, что психофизиологические и социально-психологические особенности современных подростков сохранились, что является сомнительным в связи с явлениями акселерации, инфантилизма, маргинально- сти, экологическими катаклизмами, национальным возрождением и т.п., то их реальное высокосодержательное наполнение в современных условиях перехода к новым экономическим отношениям остается пока открытым.

К группе традиционных каналов социализации следует отнести семью, окружающую личность социокультурную среду, религиозный канал социализации. Агентами социализации в традиционных каналах выступают самыр близкие и важные для человека люди. Прежде всего, э го родители. В большинстве семей ключевое значение в успешной социализации ребенка имеет мать. В окружающей личность социокультурной среде агентами социализации становятся субъекты культуры, которые ее продуцируют и благодаря ей существуют (выдающиеся личности, социальные группы, общество). В религии агентом социализации может стать священник, уважаемый прихожанин, идеальным вариантом является духовник.

Распространенная в современном обществе нуклеарная семья (включает роль отца (характеризуется большой властью и инструментальной функцией), роль матери (большая власть и экспрессивная функция), роль сына (небольшая власть и инструментальная функция), роль дочери (небольшая власть и экспрессивная функция). В процессе социализации ребенка в семье усваиваются не только воспроизводимые образцы поведения (роли отца, матери, сына или дочери), но происходит обучение различению между «Ты - Я», «Мы - He-мы». Условием социализации и воспитания личности в семье является то, что удовлетворение ее потребностей происходит не просто посредством воздействия или взаимодействия субъектов, а предполагает передачу ценностей, норм и символов, которые приняты в данной семье и усваиваются детьми.

Традиционные каналы социализации оказываются особо подверженными тенденциям модификации в условиях транзитивности (переходности). В такие периоды идет переоценка ценностей в обществе, приводящая, зачастую, к деформации представлений об идеалах семейного уклада, значении культурных артефактов, церковных истинах.

Векторы развития ключевых сфер жизнедеятельности личности, определяющие направления процесса социализации, протекающего по традиционным каналам, отличаются выраженной ориентацией на устоявшуюся систему ценностей; принятые в том или ином социальном окружении паттерны поведения; возможность проявления искренних чувств и эмоций; усвоение стереотипного набора знаний, умений и навыков; сохранение традиций и уклада жизни в обществе; определение статуса и иерархической значимости близких людей и др.

В качестве официально-институциональных каналов социализации выступают общественные структуры, имеющие влияние на утверждение определенной совокупности норм и правил жизнедеятельности в социуме и задающие ориентиры общественно приемлемого развития индивида. Эти общественные структуры могут выполнять социализирующую функцию как сопутствующую их основному предназначению. На фоне изменений, происходящих в современном российском обществе, в качестве официально-институциональных каналов социализации особо актуализируются рынок труда, институт предпринимательства, разного рода социальные организации и движения. Так, в частности, непрерывному изменению и развитию оказываются подвержены социальные движения - разновидность социальных процессов, представляющих собой деятельность людей, принадлежащих к различным социальным группам. В эпоху перемен актуализируется деятельность реформаторских движений (отдельный тип социальных движений) как официально-институционального канала социализации. Реформаторские движения направлены на изменение не всего общества, а его отдельных сторон. Эти движения характерны для обществ с высоким уровнем развития демократии. Люди высказывают свое мнение по поводу принятия того или иного закона, выступают за реформирование определенной сферы общественной жизни, все это имеет выраженное воздействие на процесс социализации.

В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Векторы развития ключевых сфер жизнедеятельности личности, задающие направления процесса социализации, протекающего по официально-институциональным каналам, определяются тем, что и сегодня, по мнению многих ученых, Россия представляет собой общество- трансформер, которое характеризуется такими чертами, как социальная энтропия, т.е. тотальная диссолидация общества и неспособность к реализации общенациональных интересов; суррогатная идеология, т.е. перманентный кризис идентичности и неспособность сохранить свои базовые ценности. Для современного общества проблема социальной нормы и социального отклонения является имманентной, масштабной и многоплановой. Она по-разному проявляется в различных социальных институтах, в разных условиях. В научном плане проблема социализации по официально-институциональным каналам носит комплексный междисциплинарный характер. Современные социальные институты существенно отличаются друг от друга по степени регламентации исполнения предписанных социальных ролей и уровня юрисдикции социальных санкций.

Субкультурные каналы отличаются особой системой ценностей, используемым языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами субъектов социализации. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В качестве представленности субкультуры в социальном пространстве выступает задаваемый ею стиль жизни.

Современная субкультурная среда характеризуется возрастанием меры человеческой субъектности, что проявляется в стремлении занять доминирующую позицию в отношении тех или иных социальных событий. Статусно значимого места в социальном мире человек достигает в результате индивидуальной активности, субъектности, автономности, инновационности. Все обозначенные черты потенциально присущи субкультурным каналам социализации.

Векторы развития ключевых сфер жизнедеятельности личности, определяющие направления процесса социализации, протекающего по субкультурным каналам, проявляются в общности стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов представителей субкультуры. Их определяющей характеристикой в современной России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). У многих подростков отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей может умело использоваться политическими элитами в борьбе за власть.

К числу актуальных каналов социализации личности в последнее время следует отнести также виртуальные каналы социализации. Наиболее показательно эти каналы характеризует термин «киберсоциализация», предложенный В.А. Плешаковым[3], под которой понимается социализация личности в киберпространстве - процесс качественных изменений структуры самосознания личности, а также мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных и цифровых технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.

Смысл киберсоциализации состоит в том, что человек меняется в процессе использования новой техники и современных технологий. У человека меняется отношение к миру, к другим людям, к себе. Меняются интересы, трансформируются мотивы деятельности, сознание.

Современные информационные технологии изменили не только характер работы человека, его социальные связи, природу социальных коммуникаций, и самих социальных отношений, они трансформировали организационные формы социального взаимодействия, существенно преобразовали систему социального контроля и влияния, внесли новые элементы в институциональную систему. Современный подросток мегаполиса, крупного населенного пункта, а сейчас уже и малого города, чтобы считаться успешным, практически обязан быть всегда «онлайн»: с включенным круглосуточно сотовым (мобильным) телефоном, настроенной на мгновенное оповещение о новом письме электронной почтой (e-mail), онлайн в программах-клиентах для мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Odigo или других интернет-пейджерах) и нескольких социальных сетях интернет- среды (например, популярных для России «Вконтакте» и «Одноклассники») и т.д.

Обозначением традиционных, официально-институциональных, субкультурных, виртуальных групп каналов социализации не исчерпывается их типология. Кроме того, учитывая свойственную процессу социализации стихийность, а также динамичность и перманентность отдельных характеристик российской социальной действительности, важно иметь в виду каналы, не относящиеся однозначно к какому-либо из обозначенных типов.

В последнее время был проведен ряд психолого-педагогических, социологических исследований, посвященных выявлению особенностей социализации современного подростка. В частности, Д.В. Ярцев[4] обращает внимание на следующее:

  • 1. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной того служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого, ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка.
  • 2. В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения.
  • 3. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде.

Но данная потребность сегодня в значительной степени депривирована ввиду неспособности современной школы транслировать такой опыт.

4. Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности не находит своего полного и истинного удовлетворения. Негативные проявления, сопровождающие раннюю включенность подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, а с другой несформированностью соответствующих культурных традиций.

Функциональность современных каналов социализации во многом определяется особенностями социальных представлений российских подростков. Работа О.В. Гребенниковой[5] свидетельствует о том, что неопределенность современной социальной ситуации в России проявляется в неустойчивости и слабой структурированности сети социальных представлений современных российских подростков, а также невысокой степени связанности социальных представлений о разных сферах действительности между собой. Это является важным отличием представлений российских подростков от их зарубежных сверстников. Представления о ведущей роли среды в развитии человека, характерные для советского и постсоветского общества, сохраняют свою устойчивость и делают данный аспект социальных представлений прогностически несущественным при изучении их дальнейшего развития.

Всестороннее и активное познание социальной действительности, связанное с трудностями и необходимостью выбора целей, ценностей и стратегий поведения, снижает уровень совладания у современных подростков. Современные подростки достаточно консервативны в вопросах семейных взаимоотношений, что помогает им сохранить адекватное понимание таких понятий, как «брак», «семья», в изменяющемся современном российском обществе. У подростков в современном российском обществе активно формируется политическое сознание, гражданская ответственность, интерес к политике. В то же время недостаточная информированность, вариативность и неустойчивость установок делают этот процесс хаотическим и малоосознанным, что проявляется в конфликтности, дисгармоничности социальных представлений по данному параметру.

На современном этапе развития российского общества исследователи выделяют три группы проблем социализации детей и молодежи: социально-психологические, естественно-культурные и социально-культурные. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. Наблюдается тенденция к подмене у молодежи норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодежи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития, консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодежной политики закономерно приводит к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодежи (отсутствия у нее мировоззренческих основ смыслоориентации и социальнокультурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

По мнению Г.В. Акопова, динамика событий, скорость технических, экономических, социальных, организационных изменений становится столь высокой, что впору говорить о «динамическом стрессе» или стрессе непреодолимого отставания в быстро изменяющейся жизни. В то же время психологи сейчас недостаточно уделяют внимания проблемам глобализации, а уже можно выделить биологический, политологический, психологический аспекты этого явления. Г.В. Акоповым была выдвинута гипотеза глобально-динамического и социально-личностного баланса, отмечен ряд особенностей в образе жизни современного человека (информатизация, современные технологии, универсализация и др.), которые в свою очередь отражаются на специфике психики людей. На смену целостной личности приходит «консолидированная» личность. Из-за неимоверно возросших возможностей вмешательства человека в физические, биологические и социальные процессы происходит все большая психологизация индивида. Р.М. Шамионов поднимает проблему внутренней детерминации процесса самоопределения молодежи. Особую роль он придает субъектным характеристикам личности, подчеркивая важность средств ее самоуправления, саморегуляции. На основании результатов эмпирических исследований, Р.М. Шамионов доказывает, что личностная детерминация самоопределения возможна в разных вариантах и в разной степени, благодаря чему она способна компенсировать слабую выраженность тех или иных его характеристик, включая и коррекцию внешних условий, создавая благоприятную среду для самореализации.

Естественно-культурные проблемы связаны с достижением субъектом определенного уровня физического и сексуального развития. На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с телом и полоролевым поведением; развить и (или) реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, способы сохранения здоровья и оздоровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями. Все это имеет некоторые объективные и нормативные различия в тех или иных региональнокультурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах, регионах, возрастных и социальных группах и т.д.).

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Социально-культурные проблемы, как пишут А.П. Марков и Г.М. Бирженюк[6], характеризуют неблагоприятное состояние тех или иных составляющих среды или образа жизни и возникают как субъективно воспринимаемое несоответствие между оптимальным уровнем культурного развития и его реальным состоянием. Острота переживания ситуации культурно обусловлена, она задается представлением о норме, эталоне и является результатом восприятия и оценки культурной ситуации субъектом, который принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему способами пытается оптимизировать культурную жизнь личности, социальной фуппы, самодеятельной общности, территории в целом. Социально-культурные проблемы, носителями которых являются сегодняшние подростки, связаны со снижением моральных критериев во взаимоотношениях; неразвитой способностью к состраданию, сопереживанию, эмпатии; девальвацией ценности образования, труда; отсутствием интереса к культурному наследию, истории своего края; разрушением духовно-нравственной атмосферы в семье; ростом криминальной активности и отклоняющихся форм поведения и др.

В сегодняшней ситуации действие целого ряда факторов придает этим проблемам особую остроту. В частности, резко изменилась ситуация в сфере семейного воспитания: отмирает старая система патриархальной семьи с ее многодетностью, объективной необходимостью раннего включения в дела семьи, труд, неформальным соседским контролем, преемственностью экономического, социального, профессионального статуса из поколения в поколение, патриархальным авторитетом деда и отца, монополией семьи (вместе со школой) на передачу информации. Увеличивается число неполных семей, а также семей, в которых действуют источники криминогенного влияния на детей. На общем уровне духовности подростков отрицательно сказывается потребительски-престижное воспитание, ориентирующее детей на добывание вещей как самоцель, способ самоутверждения, идеологическая сумятица старших.

В сфере учебной деятельности все более заметными становятся «ножницы» между естественным признанием учебы в качестве ведущей деятельности и фактическим отношением к школе детей и подростков. Значительная часть педагогов профессионально непригодна к воспитательной работе. Нет ресурсных предпосылок для дифференциации и индивидуали- зации обучения. Отсутствуют возможности реального контроля за педагогической деятельностью и ее результатами со стороны общественного мнения родителей.

Ситуация усугубляется деятельностью средств массовой информации: идет показ социальных отклонений с упором на «вину» общества и игнорирование тезиса и личной ответственности; распространяется информация о видах и способах преступного поведения; постоянно акцентируется «беспомощность» органов правопорядка, создающая иллюзию силы и безнаказанности преступников; идет избыточная натуралистическая демонстрация сцен жестокости, убийств, расправ, насилия, бесстыдства; с эстрады распространяются «блатные» песни, сеющие ненависть к органам правопорядка и воспевающие преступный мир. Низкий культурный уровень подростков, некритичное отношение к модным сюжетам меняет представление о границах предпочитаемого и дозволяемого поведения, формирует готовность к определенной реакции на стереотипную ситуацию, подобную той, которую он видел на экране.

Отсутствие специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов, с одной стороны, стимулирует интенсивное развитие неинституциональных форм жизни в сфере досуга, в которых подросток пытается восполнить дефицит условий самореализации, с другой - усиливает деструктивные, разрушающие культуру и личность процессы, асоциальные и противоправные формы поведения. Причиной роста объединений асоциальной и противоправной направленности является обрушившийся на молодое поколение поток различно рода негативной информации, который превысил информационные и смысловые возможности молодого сознания. Ответом становится отчуждение подростков и молодежи от общества, конфронтация с другими возрастными группами, распространение альтернативных культур (субкультур), нетрадиционных стилей жизни, протестных форм поведения. Неспособность понять и нежелание разобраться в сущности и смысле жизни старшего поколения («отцов» и «дедов») приводит к тотальной дискредитации и обесцениванию нравственных основ общественной жизни.

Особенностями данной возрастной и статусной группы, снижающими социально-педагогический эффект реализуемых проектов, являются такие психологические черты, как максимализм, негативизм, нетерпимость - качества, которые составляют своеобразный «подростковый синдром». Приверженность к крайним взглядам и формам поведения - явление обычное, лишь обостряющееся в кризисные периоды развития общества. В сегодняшней атмосфере ценностно-нормативной неопределенности эти черты в подростковом возрасте проявляются ярче, чем у других возрастных групп. Абсолютизация негативных явлений ближайшей истории и современности способствует формированию крайних взглядов и требований, психологии экстремизма, противопоставлению себя миру взрослых.

Основные личностные проблемы данной категории заключаются в непризнании ближайшим окружением; отсутствии понимания, эмоциональной поддержки, чуткости, внимания со стороны родителей, взрослых, значимого окружения; отверженности, аутсайдерства; неуверенности в себе, заниженной или завышенной самооценке, которая выполняет чаще всего компенсаторную функцию, защищая подростка от психологического и социального дискомфорта; в социальной и личностной незащищенности подростка и др. Характеризуя личностные проблемы, необходимо учитывать, что они становятся источником протестных, саморазрушающих и асоциальных форм поведения, заставляют подростка самоутверждаться путем физического и морального доминирования над более слабыми сверстниками.

Модификация актуальных каналов социализации личности сопряжена с серьезными проблемами развития самосознания личности. Игнорирование определенной частью подростков системы социальных ценностей и запретов - это не только проявление конфликта поколений, но следствие кризисных явлений в нашей стране, переходного состояния общественного сознания. Эти состояния обозначаются как аномия, под которой понимают различные виды нарушений, ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний, противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей. Аномия порождает циничное и безответственное отношение подростков к закону, игнорирование требований общественной морали, приводит к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями.

Термин аномии в последние годы все чаще употребляется психологами, в частности - для характеристики социальной ситуации развития подросткового поколения, поскольку явление аномии затрагивает в определенных (кризисных) условиях все слои общества, особенно сильно действует на молодежь. Анализ ситуации, определяемой этим термином, позволяет глубже понять многие психологические проблемы, характерные для современных подростков.

Широким распространением термин обязан французскому философу, социологу и психологу Эмилю Дюркгейму[7]. Он связывал аномию с различными формами социальной патологии. Это понятие он использовал в своих работах: «О разделении общественного труда» и «Самоубийство». Последняя работа, рассматривала аномию, как один из важнейших факторов, вызывающий суицидальные побуждения.

Аномия возникает вследствие противоречия между потребностями и интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения - с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

  • 1) частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных, социальных ситуациях, когда прежняя система норм и ценностей разрушена, а новая еще не утвердилась;
  • 2) низкая степень воздействия социальных норм и индивидов, их неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения;
  • 3) расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностнонормативных предписаний и ориентаций, в частности противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей.

Состояние аномии возникает как в случае резкого и очевидного ухудшения, так и в случае резкого наступления благоденствия. И в том и другом случае утрачивается привычный образ жизни, социальный порядок дезинтегрируется, его регулярные функции ослабевают. Нарушается общественное равновесие: одни люди быстро возвышаются, другие теряют свое положение в обществе - колеблется и дезинтегрируется сама общественная система. Ограниченность возможностей для удовлетворения человеческих желаний и в то же время отсутствие эффективных норм, регулирующих и обуздывающих эти желания, делают множество людей несчастными и толкают их к проявлениям девиантного поведения, в том числе разрушительного, вплоть до самоубийства (не говоря уже про алкоголизм и наркоманию, представляющие собою фактически медленные формы самоубийства, по крайней мере, личностного). Многие ученые стремились разработать методы, которые позволили бы изучать, что же происходит с отдельными людьми, живущими в обществе с высокой степенью аномии.

Лео Сроул нарисовал портрет своего современника - жертвы аномии. Характерные для этого персонажа переживания, он сформулировал следующим образом:

  • 1) Я чувствую, что влиятельные фигуры в обществе равнодушны к моим запросам и нуждам;
  • 2) В обществе, где нет порядка и неизвестно, что случится завтра, мало чего можно добиться;
  • 3) Шанс достигнуть для меня жизненных целей, очень незначительный;
  • 4) Что бы я ни делал, получается, что жизнь проходит бесполезно, а мои усилия не приводят к успеху;
  • 5) Я все больше убеждаюсь в том, что не могу' рассчитывать на дружескую поддержку со стороны моего непосредственного окружения.

Кроме подростковой аномии существует еще и семейная. Семейную аномию можно рассматривать, как нарушение общественного равновесия и дисциплины, обеспечиваемых семьей и семейной моралью. В современных условиях, в семье принципиально изменяются роли, которые супруги занимали ранее, трансформируются ценностные ориентиры, меняются соотношение поколений.

Преодоление аномии - серьезнейшая социальная проблема, которая не под силу решить одним психологам, одними психологическими средствами останется, правда, надежда, что аномия порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет позитивные перемены в обществе. Неутешительным для психологов является тот вполне очевидный факт, что для разных людей последствия аномии к ним более устойчивы, чем другие.

Таким образом, мы живем в обществе с высокой степенью аномии, которая ведет к значительному росту проблем подросткового возраста (курение, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д.), не только возрастного кризиса, но и, без сомнения, социально-психологических проблем, среди которых одно из главных мест занимает разрушение ценностно-нормативной системы общества (или аномия).

В контексте субкультурных каналов социализации заслуживает внимания работа М.О. Белашовой[8]. Она показала, что первопричиной роста подростковых субкультур является социальная и психологическая отчужденность со стороны семьи к жизни и проблемам подростков, что обусловлено неблагоприятным климатом внутри семьи, высоким уровнем разводов, возрастающим количеством неполных семей, аморфной семейной политикой, а также дисфункциями в обществе, ведущими к нарушению механизмов передачи новым членам общества необходимых навыков, нравственных ценностей и норм. Подростковые субкультуры в этих условиях становятся альтернативным каналом социализации, который через интеграцию молодых людей в субкультурное сообщества обеспечивает их интеграцию и адаптацию в обществе. Негативное содержание эпатажных, радикальных подростковых субкультур и компьютерного андеграунда связано с возможностью формирования аморфной ценностной системы и асоциальных форм поведения. Позитивный потенциал подростковых субкультур включает в себя адаптивные, компенсационные и интегративные механизмы, обеспечивающие подростку наработку способов адаптации в динамично меняющейся поликультурной среде.

В контексте виртуальных каналов социализации вызывает интерес исследование С.К. Тамазян[9], посвященное социальной интеракции в неформализованных сетях современных российских подростков. Исследование показало, что социальная интеракция в сетях подростков представляет собой коммуникационный процесс, при котором происходит взаимообусловленное влияние на социальное поведение, связи и отношения подростков, взаимодействующих между собой с помощью социальных сетей. Социальные сети современных подростков определяются автором как особый тип связей между социальными позициями подростков, ближайшего социального окружения, включая школьную среду и близких родственников, которые формируются, исходя из ресурсов социального капитала, целей интеракции этих факторов и характером сетевой интеракции между их позициями.

Социальная интеракция подростков в виртуальных социальных сетях характеризуются наличием инструментов поиска единомышленников, простыми и действенными механизмами установления социальных контактов и обмена информацией. Общесетевой ресурс социальной интеракции у подростков в социальных сетях формируется путем обмена информацией, которую целесообразно рассматривать и в качестве определенного вида ресурсов. К основным таким ресурсам относятся обмен фото- и видеоматериалами, текстовыми сообщениями и голосовыми файлами.

К основным отличительным чертам подростковых неформальных организаций и объединений относятся:

  • - нелегитимный характер существования;
  • - отсутствие какого-либо институционального контроля над их деятельностью;
  • - непостоянный характер функционирования и связей между элементами внутри сети;
  • - прямой горизонтальный характер интеракции;
  • - интеракция между членами сетевого сообщества на основе коллективных договоров;
  • - отсутствие явно выраженной стилистической символики и принадлежности к определенным субкультурам;
  • - образование внутри сети временных или постоянных ячеек на основе общих интересов;
  • - возможность быстрого установления прямых контактов между участниками сети и устранения этих контактов вследствие утраты их актуальности или внешних воздействий.

Основными типами социальных связей в виртуальных сетях современных подростков являются материальные, информационные, символические и эмоциональные. По своему назначению и роли сетевые социальные организации подростков можно классифицировать на социальнонегативные, социально-позитивные и социально-нейтральные. К социально-негативным неформальным подростковым организациям, имеющим сетевую структуру, относятся сообщества спортивных фанатов, религиозноориентированные сообщества, прежде всего, языческого и сатанистского направлений, а также национально-патриотические сообщества. К социально-позитивным относятся неформальные объединения экологов, стрэй- тэйджеров. Социально-нейтральными можно назвать сетевые сообщества ролевиков, сторонников различных музыкальных течений и альтернативной культуры.

Основными факторами вовлеченности подростков в неформальные подростковые сообщества, имеющие сетевую структуру, являются:

  • - отсутствие в современном обществе необходимых и достаточных условий для социализации личности подростков;
  • - потребность в самоидентификации личности несовершеннолетнего подростка;
  • - неготовность агентов процесса социализации подростков к изменениям тенденций в подростковых субкультурах;
  • - отсутствие институционализированной системы по работе с социальными сетями современных российских подростков;
  • - отсутствие в неформальных подростковых организациях, имеющих сетевую структуру жесткой системы социальных санкций и социального контроля, характерных для многих сообществ молодежной субкультуры;
  • - наличие в сетевых подростковых неформальных организациях возможностей и условий для проявления социальной активности, в том числе, протестного характера.

С.Ю. Буренина[10] доказала необходимость учета в рассмотрении функционирования каналов социализации влияния денег. Деньги выступают как предмет дискуссий в подростковой среде и как средство для удовлетворения основных жизненных потребностей, для реализации ценностей подростковой жизни. В современных условиях в подростковой среде обнаружена высокая готовность к самостоятельному зарабатыванию денег, потребность включиться в оплачиваемые виды деятельности. Оплачиваемая деятельность выступает дополнительным звеном в цепочке социализации: подросток включается в оплачиваемую деятельность и получает денежное вознаграждение для удовлетворения потребности во включении в другой значимый для него вид деятельности. Деньги для подростка могут выступать регулятором в межличностных отношениях со взрослыми (родителями и педагогами) и сверстниками. Они активно вторгаются в систему отношений и создают поле напряжения, которое трудно снимается.

Таким образом, проблема актуальных каналов социализации личности в последнее время приобретает особое значение, ввиду влияния целого ряда факторов окружающей российской действительности, требует специального изучения.

  • [1] Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. -М.: Советская энциклопедия, 1983.
  • [2] Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб, для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия»,
  • [3] Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / Под общ. ред. чл.-корр.РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. - М.: МПГУ; "Homo Cyberus", 2011. -400 с.
  • [4] Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка / (Электронныйресурс] Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/articlc/osobennosti-sotsializatsii-sovremennogo-podrostka
  • [5] Гребенникова О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10). URL: hltp://psystudy.ru (дата обращения:19.12.2012).
  • [6] Марков А.П., Биржешок Г.М. Основы социокультурного проектирования. - СПб..1997.
  • [7] Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М., 1994.
  • [8] Белашова М.О. Подростковые субкультуры в современной России: авторефератдис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Белашова Марина Олеговна;[Место защиты: Ставроп. гос. ун-т]. - Ставрополь, 2011. - 22 с.
  • [9] ~ Тамазян С.К. Социальная интеракция в неформализованных сетях современныхроссийских подростков: автореферат дис. ... кандидата социологических наук:22.00.04 / Тамазян Стелла Карленовна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т]. -Ставрополь, 2012.
  • [10] Буренина С.Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Буренина Светлана Юрьевна. - СПб., 2000.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >