Категории материалистической диалектики и соотношение формальной логики как опорные пункты научно-гуманитарного познания

Первой категорией материалистической диалектики можно определить содержание и форму профессиональной деятельности специалиста гуманитарной сферы деятельности.

Одними из первоочередных задач познания того или иного предмета являются мысленное выделение процессов, которые он включает, выяснение его пространственных или временных границ, определение соответствующих рамок исследования. Среди категорий, составляющих логическую основу этого процесса, особое место принадлежит содержанию — совокупности внутренних взаимосвязанных процессов, сторон и свойств изучаемого объекта. С содержанием неразрывно связаны и формы, в которых оно выступает. Форма есть присущая предметам сравнительно устойчивая связь их сторон и элементов, определяемая содержанием и вместе с ним придающая явлениям действительности определенное качество.

Зависимость форм от содержания не является однозначной. Одно и то же содержание может вылиться в различные формы, оказывающие, в свою очередь, большое влияние на содержание и ход событий.

В социально-экономической сфере деятельности выбор формы в большей степени зависит от субъективного фактора, от людей и, прежде всего, руководящих кадров. Как правило, объективная обстановка, содержание происходящих событий всегда позволяет руководителю избрать соответствующую сложившимся условиям форму.

Основное содержание предстоящей деятельности определяется замыслом старшего начальника, поставленной им задачей и соотношением сил и средств, которыми располагает тот или иной руководитель. При организации управления деятельностью возможны различные решения. Однако выбор нужного из них зависит, прежде всего, от руководителя. Дело в том, что в общественной жизни форма, с одной стороны, определяется содержанием, а с другой — в наибольшей степени испытывает воздействие субъекта, ибо является выражением деятельности людей, формой их организации. Активное воздействие людей на ход профессиональной деятельности существенно зависит от выбора их форм деятельности. Именно в этой сфере творческие потенции субъекта способны как бы сливаться с активностью формы и через нее изменять содержание и направленность социально-экономических событий.

Хорошо известно, например, насколько велика роль расстановки людей в коллективе для решения какой-либо задачи, и ряда других причин. Однако в каждом конкретном случае перед руководителем встает задача избрать соответствующую форму предстоящей деятельности с учетом конкретных условий, сложившихся в данный момент. Только при соблюдении таких условий возможно обеспечить наиболее полное и целесообразное использование имеющихся сил и средств. Неудачный выбор может привести к срыву достижения цели и выполнения задачи.

Дня решения подобного рода задач руководителю необходимо хорошо знать формы профессиональной деятельности коллективов, встречающиеся наиболее часто и обладающие определенными общими характеристиками. Описание типичных форм, обычно содержащихся в соответствующих наставлениях, приказах и гуманитарной научной литературе, является обобщением громадного опыта человечества в той или иной сферах деятельности, и дает возможность использовать то лучшее, что в нем имеется. Поскольку социально-экономическая ситуация бесконечно разнообразна и никогда не бывает простым повторением одинаковых ситуаций, то знание типичных форм профессиональной деятельности должно применяться творчески.

Содержание и формы социально-экономической деятельности не остаются неизменными, они существенно меняются от эпохи к эпохе. Развитие производительных сил и общественных отношений, появление новых видов техники и изменение качеств работников неизбежно вели к усложнению содержания профессиональных действий. Знание особенностей содержания и форм современной деятельности помогает руководителю правильно решать встающие перед ним проблемы и задачи.

Второй категорией материалистической диалектики будет представляться целое и частное.

Каждое явление социально-экономической деятельности представляет собой нечто единое, целое, качественно отличное от остальной действительности. Если мы, к примеру, поставим перед собой задачу изучения истории государства, то начнем с выделения ее как целостного, хотя и очень сложного явления мировой истории из всех остальных событий, с определения круга границ, участников каких-либо исторических событий и т. д. Такой подход и находит выражение в категории целого.

Любое целое имеет схожий характер и состоит из частей, каждая из которых занимает в нем определенное место.

Целое и его части находятся в сложном взаимодействии, знание которого играет важную роль в познавательном процессе. Основное положение диалектики целого и части состоит в том, что целое по своим основным характеристикам, по значению и роли, по заложенным в нем возможностям не тождественно сумме составляющих его частей. Оно обладает новым качеством, отсутствующим в частях и возникающим в результате их взаимодействия.

Сказанное о соотношении целого и его частей относится к другим видам социально-экономической деятельности любого масштаба.

В то же время, при решении гуманитарно-познавательных задач следует помнить, что часть, в свою очередь, обладает относительной самостоятельностью, присущими ей качественными особенностями и может рассматриваться в качестве целого со своими составными частями, но уже меньшего масштаба. Таким образом, каждая часть оказывает определенное влияние на сущность целого и на его развитие. С одной стороны, любое явление, связанное с вопросами социально- экономической деятельности необходимо изучать как целое, относительно самостоятельное и включающее ряд явлений меньшего масштаба. С другой — само оно есть часть большого явления, испытывает его влияние и на него воздействует. Данное положение можно подтвердить примером. Так, военная мощь государства складывается из отдельных компонентов: вооруженные силы с их моральным духом боевой подготовкой и техническим оснащением, стратегические резервы, уровень развития военной экономики и экономической системы государства в целом, военная наука, социально-политическая основа, опирающаяся на идеологию. Военная мощь государства рождается из взаимодействия отдельных компонентов. В то же время, она как целое немыслима без этих элементов, и слабость одного из них может отрицательно сказаться на военных возможностях государства.

В то же время современное материальное производство в государстве представляет собой довольно сложное явление, включающее множество составных частей деятельности различных социально-экономических структур, при частой и, возможно, быстрой смене ситуаций. В этих условиях познавательная деятельность руководителя любого ранга относительно самостоятельна и в отрыве от других резко усложняется. Руководители обычно будут действовать и принимать решения, исходя из общей задачи, которую они должны хорошо знать, и из непрерывного анализа конкретной обстановки принимать решения. В таких условиях особенно важен учет глубокой связи целого и его частей.

Диалектика целого и части четко проявляется в организации деятельности профессиональных коллективов в соответствии с ее элементами. Каждый элемент этой структуры обусловлен требованиями, которые предъявляются к профессиональному коллективу, и выполняют определенные функции. Все это является необходимыми звеньями системы, того или иного профессионального коллектива. Он способен выполнять такие задачи, которые не под силу более мелким его частям, если они будут действовать без единого руководства, разрозненно.

Новое качество целого в сравнении с обычной суммой его частей возникает благодаря структуре, предъявляющей способ сочетания и взаимосвязи компонентов, входящих в данное целое. В социальных процессах структура есть результат сознательной или стихийной организации, осуществляемой людьми. Значение структуры и организации как фактор изменения качества социальных явлений в экономической области К. Маркс показал на примере кооперации и мануфактуры. Уже простое объединение ремесленников в одной мануфактуре и соответствующая организация их труда вели к повышению их эффективности. Еще больший результат давала мануфактура с разделением труда.

В научно-гуманитарном познании изучение структуры социально-экономических процессов и поиск наиболее целесообразных форм организации играют исключительно большую роль. Это важный путь повышения эффективности материального производства. Формы организации профессиональной деятельности могут быть самыми разнообразными: структура коллективов; система подчиненности и взаимодействия различных звеньев социально-экономического организма; организация производства и деятельности; организация профессиональной подготовки, изучение и обобщение опыта и т. д. Все эти стороны структуры и организации социально-экономической деятельности в совокупности создают стройную систему связей и отношений между всеми элементами социально-экономической деятельности, делая их цельным и мощным организмом, предназначенным для выполнения необходимых задач.

Таким образом, каждое социально-экономическое явление должно изучаться как определенная система составляющих его элементов, как единство взаимосвязанных и взаимодействующих предметов, процессов, отношений. Поскольку явления социально-экономической деятельности чрезвычайно изменчивы и подвижны, то в процессе их изучения не может быть шаблона. Сочетания и взаимосвязь, многообразные отношения элементов системы оказываются в каждом конкретном изучаемом явлении иными, чем в других случаях. Во всей истории человечества нельзя обнаружить ни одного мероприятия, которые были бы совершенно одинаковыми. Вся социально-экономическая деятельность организуется и проводится людьми, индивидами, и у всех будут индивидуальные формы, способы и методы деятельности. Организуя ту или иную деятельность, руководители будут, разумеется, опираться на общие принципы организации и ведения профессиональной деятельности. Вместе с тем на этой основе он будет досконально изучать конкретно сложившуюся обстановку, т. е. систему сложнейших в данном случае процессов в их взаимодействии. Более того, руководитель проанализирует возможные изменения этой системы и ее элементов. При этом главное внимание будет, несомненно, уделено эффективным и активным действиям, направленным на изменение обстановки в нужную сторону.

С применением диалектики целого и частного связан вопрос о движении познания от первых, сравнительно неглубоких представлений о целом, к абстрактным знаниям о его отдельных сторонах и элементах и о восхождении от этих абстрактных положений к воспроизведению конкретного мышления, к глубокому познанию процесса как целого. Если мы, к примеру, приступаем впервые к изучению строительства дома, то первоначальное ознакомление с этим делом позволит нам в основных чертах представить себе круг изучаемых строительной отраслью вопросов и задач. Строительное дело предстает перед нами как нечто целое, сложное и не очень понятное, схваченное лишь в самых общих контурах. Следующим этапом будет изучение отдельных разделов, вопросов и проблем строительства, их составных элементов. Таким образом, от познания целого мы будем идти к познанию его частей. Абстрактное на первых порах знание отдельных вопросов строительного дела, его составных частей должно быть сведено в стройную систему. Это позволит нам постичь строительное дело в целом, причем во всем богатстве ее внутреннего, конкретного содержания.

Данное методологическое положение позволит нам правильно организовать обучение специалистов необходимым знаниям и навыкам. Первое знакомство обучающихся с основами строительного дела может породить у некоторых из них ложное представление о простоте и легкости усвоения этого раздела науки. Задача преподавателей заключается в том, чтобы сравнительно неглубокое представление, полученное в ходе первых занятий, непрерывно углублять на каждом последующем этапе, раскрывая необозримые возможности творчества и самосовершенствования.

Третьей категорией выступает сущность и явление. В процессе познания различные элементы содержания изучаемого процесса, равно как и разные стороны его структурных отношений, имеют неодинаковое значение в его развитии. Одни из них выступают в роли внутренней определяющей основы, другие составляют внешнюю сторону предмета, воспринимаемую с помощью органов чувств — непосредственно или с использованием приборов. Познание этих двух сторон действительности находит свое выражение в самом общем виде в категориях сущности и явления. Сущность никогда не лежит на поверхности явления, ее следует исследовать средствами мышления. В этом и состоит задача научного познания. Только раскрытие сущности позволяет выяснить место данного явления в ряду других, его значение для человека и влияния на другие процессы. Познание существенных тенденций лежит в основе научного предвидения и успешной практической деятельности.

Целеустремленная деятельность социально-экономических кадров возможна только при опоре на понимание объективной взаимосвязи сущности и явления, которая определяет ряд важнейших требований к научно-гуманитарному познанию. Основная сторона этой взаимосвязи состоит в том, что сущность определяет явление существенное. Поскольку сущность скрыта за ее внешними проявлениями, то единственным путем ее познания выступает изучение явлений.

Руководитель должен глубоко знать морально-психологическое и профессиональное состояние своего коллектива, чтобы наиболее целесообразно организовать его действия, использовать людей в соответствии с их возможностями и способностями. И в этом случае он будет изучать проявление знаний, навыков, способностей членов коллектива, их настроение и т. д. Опытный руководитель иногда по незначительным, казалось бы, фактам может судить о моральном состоянии людей. В связи с этим опыт управления людьми свидетельствует, что руководители как малых, так и больших коллективов всегда стремятся непосредственно общаться с людьми.

В процессе научно-гуманитарного познания и практического решения стоящих задач, очень важно изучать и учитывать явления в их совокупности, в возможно большем их богатстве. Такой подход обеспечит глубину проникновения в сущность и наибольшую достоверность выводов. Каждый руководитель знает, что нельзя принимать ответственные решения по отдельным отрывочным и непроверенным данным или фактам, это может в социально-экономической деятельности привести к серьезным просчетам.

В своей организаторской работе руководитель исходит из сущности стоящей задачи и отдельных видов профессиональной деятельности и в этом плане направляет действия подчиненных. Так, управление коллективом по своей сущности есть постоянное руководство людьми, целеустремленное воздействие на них, организация и направление их деятельности на выполнение поставленных задач. Оно проявляется прежде всего в принятии решений, в отдаче распоряжений, приказаний и приказов, в получении и обработке информации, в непрерывной работе управленческого персонала, во множестве контактных явлений, затрагивающих деятельность всех звеньев социально-экономического организма общества. Организация управления требует учета всех этих явлений и прежде всего четкой и бесперебойной работы средств связи.

Сущность не лежит на поверхности происходящих процессов. Более того, отдельные явления, взятые без достаточно полного учета их связи с другими и с общей обстановкой, могут породить ошибочные представления о сущности и привести к неверным выводам. На этой стороне диалектики сущности и явления основано использование дезинформации на конкурентов, проведение демонстрационных и других общественных действий и различных мероприятий по актуализации своей как социальной, так и экономической деятельности.

В социально-экономической деятельности следует всегда помнить, что сущность многообразна и в различных условиях решающую роль может приобрести то одна, то другая её сторона или грань.

Чтобы раскрыть сущность современной социально-экономической деятельности, необходимо не только дать его краткое определение, но и охарактеризовать средства этой деятельности, а также раскрыть их существенные черты. Только при таком всестороннем подходе сущность социально-экономической деятельности будет выяснена более или менее полно и руководитель получит представление о явлениях, в которых эта сущность проявится в конкретной обстановке.

Не менее важно в научно-гуманитарном познании учитывать изменчивость явлений и относительную устойчивость сущности. За время профессиональной деятельности специалиста-гуманитария происходит и сменяет друг друга бесчисленное множество явлений, которые в совокупности выражают сущность данной деятельности. Разумеется, сущность не является абсолютно постоянной, однако ее изменения происходят гораздо медленнее, чем смена явлений.

Отдельные стороны сущности могут изменяться уже в процессе развития самого изучаемого события. Так, скрупулезность в деятельности руководителя может превратиться в придирчивость и мелочность в работе. Для руководителя необычайно важно уловить момент таких существенных изменений, чтобы вовремя принять правильное решение о дальнейших своих действиях. Образно говоря, он должен держать руку на «пульсе проходящей деятельности», своевременно подмечать нарастание новых социально-психологических явлений, как бы сигнализирующих о возможности изменения сущности происходящих событий.

Изучение явлений социально-экономической деятельности дает возможность раскрыть объективные тенденции их развития, вскрытие которых даёт возможность четко выявить требования, предъявляемые к подготовке профессиональных кадров, и особенно к знаниям, организаторским способностям и управленческому искусству. Познание сущности развития социально-психологических отношений является непосредственной теоретической основой подготовки руководящих кадров для общества с целью добиться социально-экономической стабильности в обществе и его процветания как государственного строя.

В-четвертых, это познание общего, особенного и единичного представляет собой важные ступени познавательного процесса. Их применение в научно-гуманитарном познании дает возможность вскрыть повторяемость в развитии социально-экономической деятельности и развертывании общественных событий, и вплотную подводят к познанию законов развития государства.

Названные категории отражают существенную сторону материального единства мира и универсальной связи его элементов. Мир един, и в то же время он состоит из бесконечного множества отдельных вещей, явлений и процессов. В каждом отдельном явлении имеются такие черты, стороны и свойства, которые составляют особенность целой группы подобных предметов и явлений, и есть общее для всех предметов данного плана особенностей. В отдельном всегда есть общее особенное и вместе с тем единичное. В своей совокупности они и характеризуют только конкретный предмет, данный процесс и составляют его индивидуальную, неповторимую характеристику. Данное единство общего, особенного и единичного в каждом отдельном предмете и находит свое выражение в рассматриваемых категориях.

В процессе научно-гуманитарного анализа мы имеем дело прежде всего с отдельными явлениями социально-экономической деятельности, которые различаются, выделяются из общей связи. Выясняя их сущность внутреннюю структуру и отношения к другим предметам, мы находим в них общие, повторяющиеся черты и приходим к познанию закономерностей. Познание общего ведет к познанию закона. Знание общего помогает познанию конкретных явлений.

Диалектика общего особенного и единичного служит методологическим ключом к решению очень важного для социально-экономической теории и практики вопроса о возможности использования прошлого опыта в жизни человеческого общества, в подготовке кадров для социальной жизни и материального производства. Мера этой возможности определяется наличием общего в характере и политическом содержании социальной деятельности, в технике и производстве, в способах и формах профессиональной деятельности.

Нельзя отрицать значение прошлого опыта и пытаться строить деятельность социально-экономических кадров без его учета. В то же время столь же вредно копировать старый опыт в новых условиях, не принимая во внимание того особенного и единичного, что характерно для каждого этапа развития социально- экономической деятельности. Ведь каждое мероприятие имеет свои особенности и единичные черты, которые делают недопустимыми простое и бездумное перенесение всего старого опыта в наше время.

Это методологическое требование следует иметь в виду и при оценке современного этапа развития международного опыта. В деятельности людей, занятых в социальной и экономической сферах производства, много общего, которое определяется действием общих законов и принципов развития общества. Общие черты касаются прежде всего технической стороны и связаны с применением более или менее одинаковой техники. Мировой опыт под влиянием требований практики дает немало ценного материала в решении практических задач. Вместе с тем необходимо учитывать особенности национальных черт, характера и культуры в деятельности человеческого потенциала.

Методологическое значение категорий общего особенного и единичного ярко видно и на примере изучения характера социально-экономической деятельности в современных условиях. Подход к решению этой задачи определяется нашими знаниями и прошлой профессиональной деятельности. Их анализ, дополняемый исследованием изменений в политической обстановке, в технике и людях, дает возможность выяснить и перенести или, как говорят, экстраполировать на предстоящую деятельность некоторые общие черты имевшихся форм и методов деятельности в прошлом.

В то же время важно учитывать, что эти общие черты проявятся в современных условиях деятельности по-иному, так как произошли изменения в технике, в политической обстановке и стратегических целях государства, в расстановке сил на мировой арене.

Таким образом, общее знание о характере социально-экономической деятельности, об ее подготовке и ведении, почерпнутое из анализа деятельности в прошлом, дает возможность представить некоторые существенные черты деятельности в будущем. В то же время, социально-экономическая практика, систематизированная с позиций научного мировоззрения, дополняют это общее знание конкретным материалом и вносят в него соответствующие коррективы.

Теория социально-экономической деятельности представляет собой систематизированное знание о характере, особенностях, существенных чертах и организации этой формы общественных действий, почерпнутое в конечном счете из истории развития общества и современной практики, обобщенной на основе научного мировоззрения. Применение этой теории на практике в каждом конкретном случае потребует всестороннего изучения и учета условий создавшейся обстановки, особенностей стоящих задач, а значит, накопления абстрактных теоретических положений живым материалом действительности.

Гуманитарные науки могут развиваться благодаря тому, что в обеспечение разнообразной социально-экономической деятельности есть общие, повторяющиеся черты, стороны и связи. Научно-гуманитарная теория обращает основное внимание на общее, стремясь раскрыть закономерности социально-экономической деятельности, объективные тенденции изменений в практической жизни. В то же время научно-гуманитарная теория предостерегает от шаблона и требует творческого применения общих положений в соответствии с диалектикой общего, особенного и единичного.

Взаимосвязь этих категорий имеет большое значение при разработке различных наставлений, положений, являющихся концентрированным выражением научно-гуманитарных знаний и практического опыта. То общее, что присуще социально-экономической деятельности, излагается в общих основах организации работы. Особенное получает выражение в характеристике специфических форм и способов практической деятельности в различных условиях общественно полезной деятельности. Наставления и положения действуют в настоящее время, требуют от руководящих кадров всестороннего анализа единичного в каждом виде деятельности и в каждом проводимом мероприятии, учета конкретной обстановки во всем богатстве ее определений.

Диалектика общего, особенного и единичного дает важную методологическую установку для совершенствования социально-экономической деятельности в различных государственных устройствах мира. Вместе с тем каждое государство строит социально-экономическую деятельность с учетом условий своей страны и, следовательно, обладает особыми и единичными признаками, проявляющимися в организации, формах и методах подготовки кадров и т. п.

Пятой категорией представляется причина и следствие. В научно-гуманитарном познании играет большую роль раскрытие научно-следственных связей. Опыт показывает, что каждое конкретное явление порождается другими, предшествующими ему во времени, и, в свою очередь, каждое возникшее явление порождает новые. Эта связь и нашла свое общее выражение в категориях причины и следствия. Материалисты рассматривают причинно-следственную связь как одну из форм универсальной взаимосвязи объективного мира, познание которой необходимо для создания любой научной теории и для успешной человеческой практики.

Причинно-следственная связь носит объективный характер. «...Причинная зависимость, — писал В. И. Ленин, — содержится «в самих вещах»[1]. Она универсальна, охватывает все материальные и духовные явления, и только материальный мир, взятый в целом, является причиной самого себя и не имеет каких- либо предшествующих ему причин.

В процессе научно-гуманитарного познания и социально-экономической практики вопрос о причинах и следствиях ставится и решается постоянно, в любых больших и малых делах. В этом смысле категории причин и следствия являются постоянным спутником нашей мыслительной деятельности и ее истинное средство. В эффективности трудовой деятельности, при анализе достижений и успехов, на первое место выдвигается вопрос «почему?», ответ на который требует изучения причин и следствий.

В сложных социально-экономических процессах почти всегда можно столкнуться со значительным количеством причин одного и того же явления. Их действия складываются, суммируются в ходе процесса, одни причинно-следственные связи переплетаются с другими, создавая весьма сложную картину события, а вместе с тем и затрудняя их анализ. К примеру, возьмем вопрос высокой производительности, эффективности действия какого-либо коллектива. В самой общей, абстрактной форме можно говорить о том, что решающее значение имеет зависимость хода и исхода эффективности труда от соотношения качественной техники и подготовленных людей. Однако сама эта причина требует раскрытия, так как она заключает в себе действия многих факторов, которые следует учитывать еще при подготовке каких-либо работ или мероприятий. А это значит, что подготовка к деятельности должна быть всесторонней.

Изучая всю совокупность причин и следствий в социально-экономической деятельности, следует иметь в виду не только технические, но и социально-экономические причины. Политическое содержание всегда присутствует в проводимых мероприятиях и это надо иметь в виду всеми руководителями. Социально- политические факторы всегда нагляднее проявляются в морально-политическом состоянии и настроениях людей, в их отношениях к выполнению поставленных задач. Каждый член коллектива должен хорошо представлять политические причины проводимых мероприятий.

С точки зрения материалистической диалектики самые глубокие корни происходящих явлений в жизни, его первичные причины необходимо искать в материальных процессах. Так, развязывание войн закономерно связано с социально- экономическими формациями, в основе которых лежат антагонистические способы производства: с рабовладением, феодализмом и капитализмом. Источником войн в современных условиях является империализм с его ненасытным стремлением к максимальным прибылям, к эксплуатации и ограблению народов по всему миру. Гигантские прибыли, получаемые монополиями империалистических держав в результате гонки вооружений и ведения грабительских войн, создания напряженности в мире — вот где корни их агрессивной политики, корни напряженности и военной опасности для народов мира.

Эти экономические принципы реализуются через политику государств. Вот почему материалистический анализ современной эпохи носит политический характер. Разумеется, познание социально-экономических причин представляет собой непростое дело. Философия указывает путь такого познания, но в каждом случае требуется всесторонний анализ объективных и субъективных обстоятельств с учетом их сложности, что позволяет сделать правильный вывод.

С точки зрения диалектического материализма беспричинных явлений не бывает. Следовательно, задача познания причинно-следственных связей относится ко всем без исключения сторонам и процессам социально-экономической деятельности. Важно постоянно иметь в виду многообразие причин, необходимость выделять в каждом конкретном случае главные из них, видеть корни причин всех социально-экономических явлений в материальной основе общественной жизни.

Шестой категорией материалистической диалектики представляется необходимость и случайность.

Внимание политических деятелей всех стран давно привлекал вопрос о месте случайности в социально-экономической жизни общества и только в этом виде человеческой деятельности возможны неопределенности. Материалисты утверждают, что все социальные процессы развиваются по объективным законам. Следовательно, проявляется историческая необходимость, то есть объективная направленность, закономерный порядок развития событий. Историческая необходимость в основном, и главном совпадает с направлением общественного прогресса.

В выяснении необходимого хода конкретного анализа социально-экономической деятельности решающее значение имеет познание их сущности, роли в прогрессивном развитии, определение их экономической и социальной стабильности, равно как и расстановка политических и экономических сил на международной арене.

Необходимость не носит фатального характера. Познание исторической необходимости не означает, что успехи придут автоматически, без напряженной борьбы за них. Сами прогрессивные силы современного общества своей борьбой против реакции, терроризма, созидательной деятельностью утверждают необходимые условия для прогресса. Познание необходимости способствует мобилизации и правильному использованию сил и средств в деле достижения общественного прогресса.

В профессиональной деятельности в результате совокупного действия социально-экономических отношений складывается в каждом конкретном случае определенная объективная направленность событий. В этих условиях необходимость хода деятельности зависит от многих факторов: техники, технологии, подготовки кадров, социально-политических и психологических качеств членов коллектива, их руководителей, правильных решений вышестоящих начальников. Воздействуя на эти слагаемые успеха, формируя их в необходимом направлении, можно активно воздействовать на проявляющуюся в деятельности необходимость, которая при этом никогда не выступает в чистом виде. Она всегда осуществляется через случайности и дополняется ими. Под случайностями материалисты понимают определенные связи между явлениями, непосредственно не вытекающие из сущности данного процесса и необязательные для его развития. Случайность всегда представляет собой вероятностное воздействие явлений друг на друга: оно может быть, а может и не быть, произойдет именно так, но может осуществиться иначе.

Случайности теснейшим образом связаны с необходимостью и составляют «только один полюс взаимозависимости, другой полюс, который называется необходимостью»[2]. Случайность есть форма проявления и дополнения необходимости, которая по выражению Ф. Энгельса, прокладывает себе дорогу сквозь толпу случайностей, причем в каждом из них проявляется конкретная сторона, черточка, момент необходимости.

Научно-гуманитарное познание включает в себя в качестве важного элемента изучение необходимости и случайности в их взаимозависимости. Такого рода закономерность обусловливается двумя причинами. Во-первых, случайностям в социально-экономической деятельности принадлежит немаловажное место. В сложном переплетении самых разных процессов в условиях современной жизнедеятельности случайности достаточно часты. Объясняется это тем, что в ходе социальной и экономической деятельности сталкиваются иногда прямо противоположные направления силы, каждая из которых стремится повернуть ход событий в свою пользу.

Во-вторых, познание необходимости и случайности в социально-экономической деятельности крайне необходимо ввиду их прямого воздействия на практику. Усиление значения случайностей в современных условиях повышает требования к профессиональному мастерству исполнителей, к организаторским способностям и искусству и опыту руководящих кадров. Успешно противостоять многочисленным неблагоприятным случайностям и максимально использовать благоприятные могут только люди, воодушевленные справедливыми целями деятельности, спаянные твердой сознательной дисциплиной, хорошо подготовленные в профессиональном отношении, способные к решительным действиям под руководством квалифицированных руководителей.

Как известно, любой начальник регулирует, налаживает механизм деятельности коллектива в соответствии со своим пониманием необходимости. Врываясь в этот отлаженный механизм, случайности могут привести к нарушению эффективности профессиональной деятельности, к возрастанию стихийного, неконтролируемого элемента. Все это, в свою очередь, может повлечь ослабление или потерю контроля над проводимой работой, повести их к утрате инициативы в ходе социальной или экономической деятельности и другим негативным последствиям. Сказанное относится не только к случайностям внешнего порядка, не вытекающим из внутреннего содержания профессиональной деятельности и привносимыми внешними условиями, но и к тем случайностям, в которых проявляются гуманитарные закономерности.

Конечно, в профессиональной деятельности научно-гуманитарного познания необходимо учитывать и возможность благоприятных случайностей. Однако делать ставку только на них нельзя.

Воздействие неблагоприятных случайностей можно уменьшить с помощью лучшей подготовки кадров и целесообразной организации деятельности коллективов. Следовательно, для выполнения поставленной задачи необходимо обеспечить такую подготовку кадров и организацию деятельности коллектива, которую не могли бы существенно нарушать неблагоприятные случайности.

Решение поставленных задач достигается высокой всесторонней подготовкой руководящих кадров. Искусство руководства коллективами требует умения предвидеть ход событий, а для этого необходимо не только познавать необходимость, но и понимать, и учитывать характер возможных случайностей и предусматривать меры по нейтрализации их неблагоприятного влияния. Для такого предвидения требуется глубокое понимание социально-экономических и психологических отношений в обществе. Необходима упорная работа по воспитанию членов коллектива на нравственно-исторических и патриотических позициях с учетом национально-религиозного компонента. Важно постоянно совершенствовать организационную структуру любого коллектива, которая должна обеспечить эффективность и продуктивность в социально-экономической деятельности в любых условиях обстановки. В этом плане приобретают большое значение умелая организация управления коллективами, четко налаженная работа управления, система связи и материально-технического снабжения и т. д., в зависимости от условий профессиональной деятельности. В центре внимания руководителя обязательно должно быть совершенствование не только технической и компьютерной подготовки, но и профессиональная взаимозаменяемость в коллективе.

Седьмой категорией материалистической диалектики в научно-гуманитарном познании может быть возможность и действительность.

Диалектическая взаимосвязь этих двух категорий заключается в том, что вначале возникает возможность становления нового явления как определенная тенденция и предпосылка его существования. В процессе развития эта возможность реализуется, превращается в действительность. Возможность представляет определенную тенденцию изменений данного предмета, ведущую к возникновению нового. В то время как действительность представляет реализованную возможность.

В зависимости от особенностей каждой материальной системы и от внешних воздействий на нее возникает много различных и даже противоположных возможностей ее развития, а превращается в действительность лишь одна из них. В природе, не подвергающейся воздействию человека, этот процесс совершается в результате действия стихийных сил. В общественной жизни превращение возможности в действительность осуществляется в процессе практической деятельности людей.

Знание диалектики возможности и действительности нацеливает на изучение внутренних тенденций развития социально-экономической деятельности, на познание скрытых в каждом явлении возможностей, осуществление которых соответствует интересам укрепления государства. Познание возможностей обеспечивает выбор наиболее благоприятных из них и создание условий, исключающих превращение в действительность возможностей неблагоприятного характера.

Каждое государство располагает теми или иными возможностями для создания своей экономической безопасности, определенным уровнем развития культуры и нравственности, людскими контингентами и т. п. Важнейшим условием их реализации в государстве является общественный строй.

Социально-экономическая обстановка в стране всегда заключает в себе много возможностей. Одни из них носят реальный характер и при соответствующих усилиях вполне могут стать действительностью. Именно на них и должен ориентироваться в своей деятельности руководитель. В профессиональной социально- экономической деятельности немало и абстрактных возможностей, т. е. таких, для реализации которых нет необходимых условий. Разумеется, на них не следует опираться при принятии решения, но их следует иметь в виду на случай резких изменений обстановки, в результате которых абстрактная возможность может превратиться в реальную.

В социально-экономической деятельности, как правило, можно обнаружить вытекающие из данной обстановки реальные возможности добиться успеха, или хотя бы при отсутствии необходимых сил избежать провала. Отсюда вытекает ряд важных требований к научно-гуманитарному познанию и практической деятельности руководителя.

Во-первых, задача руководителя в том и состоит, чтобы изучать конкретную социально-экономическую обстановку с точки зрения скрытых в ней возможностей и оценить каждую из них в свете поставленной цели. В основе выявления реальных путей к успеху лежат глубокое понимание законов и особенностей современной хозяйственной деятельности, всесторонний учет сил и возможностей.

Во-вторых, руководитель обязан выбирать для реализации ту возможность, которая обеспечивает успех с наименьшими потерями и в то же время обещает максимальный результат. Намеченный план действий должен осуществляться со всей настойчивостью, но с учетом изменений сложившейся обстановки.

В-третьих, задача руководителя состоит в том, чтобы претворить в действительность избранный им вариант действий, иначе говоря, организовать деятельность и управлять ей. С точки зрения рассматриваемых категорий это значит создавать все необходимые условия для реализации избранной возможности и в то же время активно формировать новое.

Выполнение этих задач требует большой организаторской и воспитательной работы, принятия правильных решений и настойчивой деятельности за их осуществление.

В ходе научно-гуманитарного познания при решении конкретных вопросов научной теории и практики применяется вся система категорий, причем исследователь редко задумывается над тем, какую категорию в каком случае и в каком порядке следует применять в тот или иной момент. Практически категории диалектики применяются в их единстве и взаимосвязи, причем порядок выделения и изучения той или иной категориальной связи в исследуемом процессе определяется внутренней объективной логикой, системой взаимосвязей самого изучаемого предмета. Решающим всегда остается принцип диалектического подхода, проникновения в объективные процессы социально-экономических действий с помощью такого мощного средства познания, как материалистическая диалектика с ее категориями и законами.

Необходимой предпосылкой истинного научно-гуманитарного познания как в ходе практической деятельности, так и в развитии социально-экономической теории является правильное, стройное логическое мышление. Таковым оно становится при соблюдении всех требований и правил логического построения мысли, вытекающих, прежде всего, из законов логики. Последнее лежит в основе всех операций с понятиями, суждениями и составляют формально-логическую базу правильного построения умозаключения, всего процесса наших рассуждений об исследуемых явлениях. Соблюдение требований формальной логики, а мы под этим термином понимаем традиционную, классическую логику, обеспечивает правильность, то есть определенность и ясность, последовательность, непротиворечивость и обоснованность мышления. Не случайно, когда кто-либо неясно, путано высказывает свои суждения, противоречит самому себе, о нем говорит как о человеке, в мышлении которого нет логики.

Построение мысли при выведении нового знания, связи между ее различными структурными элементами составляют предмет формальной логики. В об- щем-то, формальную логику определяют как науку о знаниях, формах и способах правильного мышления. Следовательно, логика имеет дело с мыслительными процессами, но в отличие от других наук, например, психологии, она изучает мышление как средство познания реальной действительности. Ее главная задача состоит в изучении форм, приемов и способов мышления, в выявлении требований, вытекающих из логических законов, обеспечивающих правильность связи элементов мысли в процессе выведения одного суждения из других, ранее образованных. Она учит человека сознательно применять логические законы и формы в интересах достижения правильности мышления как одного из необходимых условий истинного познания объективного мира.

Логическая правильность мышления, его соответствие законам и требованиям формальной логики являются необходимым условием получения истинного знания. Каковы бы они ни были, задачи познания, и какими бы средствами и методами мы не пользовались для их решения, необходимо, чтобы мышление было определенное, последовательное, непротиворечивое и доказательное (обоснованное). Все перечисленные существенные черты правильного мышления имеют объективные основания в самой реальной действительности, ибо они отражают ее определенные коренные свойства.

Все реально существующие вещи и явления, составляющие предмет наших мыслей, обладают свойством определенности, иначе они не отличались бы от других объектов. Например, качественные и количественные характеристики одного типа техники, что позволяет их различать друг от друга. Поскольку все предметы процесса имеют только им присущую качественную и количественную определенность, постольку и наше мышление о них должно быть определенным.

В связи с тем, что предмет мысли есть вполне конкретный, определенный реальный предмет (вещь, явление), то и свойства, принадлежащие ему в данный момент времени, могут одновременно не принадлежать ему. Иначе это предмет не был бы тем, чем он есть на самом деле.

Предметы и явления действительности или отдельные их свойства всегда обусловлены конкретными обстоятельствами, наличие которых и сделало необходимым их появление и существование. Отсюда вытекает, что любое правильное мышление должно быть обоснованно и доказательно.

В результате того, что определенность и взаимообусловленность предметов и явлений объективной действительности, принадлежность или непринадлежность им таких-то свойств в одно и то же время, человечество многократно отражало в своем сознании. Эти черты действительности закреплялись в виде принципов и требований правильного мышления, т. е. определенности, последовательности, непротиворечивости и обоснованности. Таким образом, эти наиболее общие черты мышления, его правила, имеющие силу во всех формах рассуждения, и являются логическими законами, законами связи элементов мысли в процессе рассуждения.

Следовательно, логические законы имеют основы в самой объективной действительности. В них отложился многовековой опыт человечества и выражены существенные и необходимые черты внутренней структуры мыслительного процесса. Вот почему они и воспринимаются как аксиомы-истины, не требующие доказательства.

Логические законы обязательно присущи правильному мышлению и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях. Тем самым они носят всеобщий и общечеловеческий характер. Конечно, представители различных классов имеют не одинаковое и даже противоположное мировоззрение, но законы связи элементов мысли в ходе рассуждения одинаковы у всех людей. Отказ от соблюдения требований законов логики привел бы к расстройству мыслительного процесса, и люди перестали бы понимать друг друга.

Однако правильность мышления, его определенность, непротиворечивость и доказательность хотя и являются необходимыми предпосылками, обязательными условиями достижения истинного знания, сами по себе еще не являются его критерием. Правильность и истинность тесно взаимосвязаны между собой, но не тождественны.. Истинной является такая мысль, которая соответствует отражаемому в ней объекту. Критерием истинного знания является общественная практика человечества. В связи с этим для получения истинного знания необходимо не только соблюдать формально-логические правильности рассуждений, но и постоянное обращение к практике, сверка каждого этапа познания, исследования с результатами практической деятельности. Формальная же логика не рассматривает взаимосвязь познания и практики. Эта проблема решается диалектической логикой, в которой требования неразрывной связи познания и практики является одним из важнейших принципов.

Формальная логика не требует рассмотрения объектов в их противоречивости, непрерывном развитии, в единстве количественной и качественной определенности. В то же время только отражение предмета в мысли, в его всесторонних взаимосвязях, в развитии, в единстве противоположностей, то есть в соответствии с принципами диалектической логики, может дать истинное знание.

Все отмеченное означает, что формальная логика исследует не весь процесс достижения истины, а лишь определенную его сторону — формальную правильность. Обеспечивая логическую последовательность нашего мышления, формальная логика вносит свой вклад в теорию познания, в теорию получения истинного знания.

Познание истины осуществляется одновременно по законам диалектики и формальной логики. При этом логика диалектическая всесторонне охватывает исследуемое явление, рассматривает истину как процесс, в котором осуществляется диалектический переход от неполных и неточных знаний к всё более полным и точным знаниям, движение от истины относительной к истине абсолютной. Она рассматривает и решает все аспекты процесса достижения истины в познании объективных явлений, изучает развитие мышления, переход от одной мысли к другой, анализирует их соответствие развивающейся действительности. Логическую форму мыслей она рассматривает в единстве с их конкретным содержанием. Именно с позиций данного положения решает вопрос об их истинности. Тем самым диалектическая логика не заменяет формальной логики, а лишь устраняет абсолютизацию ее законов, правил и требований, указывает на их действительную роль в правильном познании мира и достижения истинных знаний о нем, подчеркивает их необходимость. В процессе научного познания, в том числе научно-гуманитарного, диалектическая и формальная логики не противостоят друг другу, а выступают в определенном единстве, в котором главную, ведущую роль играет логика диалектическая.

Диалектическая логика поднимает наше мышление на более высокую ступень. Однако процесс познания диалектически противоречивой сущности вещей возможен только при соблюдении принципа логической правильности мышления.

Закон тождества отрицает относительную устойчивость предметов и явлений действительности и их определенность. Это обусловливается тем, что в процессе движения, изменения и развития предметы и явления действительности в какой-то определенный момент или отрезок времени находятся в состоянии относительного покоя и равновесия. Покой характеризует качественную определенность предмета или явления относительно данного их состояния в соответствующий отрезок времени. В связи с этим и наши мысли об этом состоянии предмета (явления) также определены, недвусмысленны и сохраняют свое постоянство (тождество) в процессе всего рассуждения о нем в пределах данного времени.

В соответствии с законом тождества правильным считается такое мышление, при котором понятия и суждения о предмете точно определены, однозначны и на протяжении всего рассуждения употребляются в одном и том же смысле, значении, отношении. Иначе говоря, мысль о предмете должна сохранять одно и то же содержание. Если в посылках в одно и то же понятие или суждение будут вкладываться различные смыслы и содержание, то сделать правильный вывод из таких рассуждений нельзя.

Конечно, понятия и суждения о предмете нашей мысли не остаются вечно неизменными. Они изменяются под влиянием развития этого предмета, его свойств, связей и отношений. Когда предмет изменится, перейдет в новое качество, тогда и возникает необходимость формулирования новых понятий и суждений. Однако они также должны употребляться однозначно.

Следовательно, закон тождества, как и другие законы логики, не требует неизменности реальных предметов и явлений, а лишь выражает определенные стороны действительности. Он не отрицает изменяемости понятий и суждений, но требует однозначности новых понятий на протяжении всего рассуждения.

Необходимость такого определения предмета мысли и последовательного следования ему в ходе всего рассуждения обусловлена многозначностью употребляемых терминов, которая создает почву для неопределенностей и двусмысленностей в суждениях о предметах и явлениях действительности.

Другим требованием, вытекающим из закона тождества, является необходимость придерживаться на протяжении всего рассуждения того смыслового содержания понятий и суждений, которое взято в качестве исходного. Понятия, тезисы должны быть тождественными (однозначными) в ходе всего логического процесса. Если мы в качестве рассуждения употребили термин «государство» для обозначения государственного объединения, то нельзя игнорировать его в дальнейшем в иных смысловых значениях.

Доказательство выдвинутого положения будет тогда правильным, когда исходное понятие или тезис берутся однозначно в его точном, а не произвольном смысле. Закон тождества требует не допускать произвольного изменения содержания понятий и суждений в ходе рассуждения.

Нередко закон тождества нарушается сознательно, преднамеренно особенно в тех случаях, когда преследуется цель исказить истину. Особенно это положение стало модным в современных условиях, когда украинские и их европейские хозяева пытаются исказить, подтасовать политику России в отношении Украины и даже вводят определенные санкции.

Софистские уловки являются излюбленными приемами западноевропейских и американских политиков. Суть их софизмов заключается в преднамеренном употреблении в ходе рассуждения понятий, имеющих различный смысл при видимом соблюдении правильности построения умозаключений.

Значение закона тождества в научно-гуманитарном познании, исследовании и в повседневном мышлении состоит в том, что соблюдение его требований обеспечивает определенность и точность мышления, являющихся необходимым условием достижения истины.

Другим важнейшим логическим законом правильного мышления является закон противоречия. Его основная сущность заключается в недопущении логических противоречий в процессе рассуждения.

Требование данного закона вытекает из объективного положения вещей: свойства одного и того же предмета или явления не могут в одно и то же время и принадлежать и не принадлежать ему. Вот почему нельзя одновременно по одному и тому же вопросу, взятому в одном и том же смысле, высказывать противоположные мысли.

Закон противоречия гласит: два противоположных, несовместимых суждения об одном и том же предмете или явлении, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении, в одном и том же смысле, не могут не быть истинными одновременно; одно из них обязательно будет ложным. «Логические противоположности, — писал В. И. Ленин, — при условии, конечно, правильного логического мышления — не должны быть ни в экономическом, ни в политическом анализе»[3]. Логическая непротиворечивость является обязательной чертой правильного мышления и специалистов гуманитарной сферы теоретиков-исследовате- лей, и специалистов-гуманитариев-практиков, руководителей различного уровня.

Развитие социально-экономических отношений, научно-технический прогресс носят диалектически противоречивый характер. Источник их развития заключен в борьбе противоположных сил и тенденций в разрешении возникающих противоречий. Однако из этого вовсе не следует, что можно допускать противоречивые высказывания в процессе рассуждения или описания того или иного общественного явления, взятого в каком-либо отрезке (моменте) времени его развития и в каком-то одном отношении.

Будучи обусловленным наличием противоположных свойств, связей и отношений объективных предметов и явлений действительности, наличием реальных противоречий в объективном мире формально-логический закон противоречия выражает отношение логической несовместимости, возникающей в случае, когда противоположные свойства и связи приписываются какому-либо предмету или явлению, взятому в одно и то же время в одном и том же отношении. Приписывая им несовместимые свойства или связи, мы нарушаем соответствие мысли объекту. Тем самым допускаем логическое противоречие. Однако специалист-гуманитарий, исследователь или практик смогут избежать этой ошибки при условии строго последовательного толкования одного и того же вопроса и недопущения взаимоисключающих противоположных или же двусмысленных суждений о нем.

Логического противоречия не будет, если в процессе мышления о конкретном социально-экономическом явлении противоположные суждения о нём будут высказываться относительно различного времени его развития и изменения или одного и того же времени, но применительно к другим его свойствам, связям, отношениям и т. д.

В действительности, отмечал В. И. Ленин, существует два рода противоречий: «противоречие живой жизни» и «противоречие неправильного рассужде-

171

ния»1.

Хотя формально-логический закон противоречия не допускает противоречий в мышлении, он не отрицает их существование в реальной действительности. Отражая последнее, мышление по своему содержанию и с точки зрения характера своего развития также является противоречивым. Разрешение этих противоречий служит движущей силой развития нашего познания. Вот почему нельзя смешивать объективных и логических противоречий. Формально-логический закон противоречия требует, чтобы противоречивые явления мысли были логически, последовательно и непротиворечиво выстроены.

Основным следствием формально-логического закона противоречия является следующий принцип: два противоречащих, взаимоисключающих суждения нельзя считать истинными одновременно, ибо истинность одного из них свидетельствует о логичности другого. Однако закон этот вовсе не утверждает, будто из логичности одного суждения следует истинность другого, поскольку оба могут оказаться логичными. Для установления истинности хотя бы одного из противоположных суждений необходимо обратиться к другому формально-логическому закону — закону исключенного третьего.

Закон исключенного третьего также, как и закон противоречия направлен на исключение противоречий из мышления об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении. Он отрицает тот факт, что два противоположных суждения о таком предмете не могут быть одновременно ни логичными, ни истинными: если одно из них будет истинным, то другое — логичным, третьего не дано.

Закон исключенного третьего обусловливает выбор какого-то одного из двух взаимоисключающих суждений, поскольку в одном из них и содержится искомая истина. В. И. Ленин требовал «не упускать из виду необходимости совершенно ясных, не допускающих двух толкований, ответов на конкретные вопросы нашего политического поведения: да или нет?..»172.

Этим выражена необходимость строгого соблюдения альтернативного требования закона исключенного требования, содержащегося в его форме «или — или». Не существует, например, какого-то промежуточного, третьего решения вопроса о том, справедливой или несправедливой является такая-то конкретная война со стороны такого-то государства, ведущаяся в такой-то исторический период времени.

Закон исключенного третьего имеет большое значение во всех областях научной и практической деятельности руководящих кадров. Он требует на правильно поставленный вопрос четкий и ясный ответ: «да» или «нет», поскольку какой-то третий ответ истинным быть не может. При этом если установлена логичность первого из двух противоречащих суждений, то из этого с необходимостью следует истинность второго суждения, и наоборот. Закон исключенного третьего устраняет половинчатые, неопределенные решения вопросов, обеспечивает правильность мышления, направляя его на поиск истины. Вместе с тем правильной может считаться лишь такая мысль, которая достаточно хорошо аргументирована и обоснована.

Обоснованность правильного мышления выражает четвертый из законов формальной логики — закон достаточного основания. Сущность его требования заключается в том, что всякая правильная (и объективно истинная) мысль должна быть обоснованной и должна опираться на достаточное основание. Закон этот направлен против голословных, произвольных, надуманных суждений и умозаключений и требует, чтобы любое высказывание о предмете или явлении было доказано.

Решение руководителя на тот или иной вид деятельности считается обоснованным при условии, если оно отвечает реальной обстановке, вытекает из точного анализа и оценки всех ее элементов. Аналогично этому суждения гуманитарного исследователя будут признаны обоснованными, когда они выделены из фактов или других положений, истинность которых доказана ранее и не вызывает сомнений.

Закон достаточного основания отражает коренное свойство объективного мира: обусловленность каждого факта или явления во всей действительности в целом, как и в социально-экономической области, другими фактами или явлениями. Вот почему мышление и должно отразить эту причинную связь явлений и фактов. При этом истинное знание об одних явлениях, фактах может явиться основанием для получения достоверных знаний о других, связанных с ним явлениях или фактах. В данном случае мысль есть производная из другой мысли, называемая основанием, а вторая — следствием. Причем основанием может служить не одно суждение, а ряд суждений или мыслей.

Достаточным основанием являются такие аргументы (факты, мысли), истинность которых уже доказана и следствие из них выводится со всей необходимостью. Если истинность законов, принципов, положений гуманитарной науки доказана, проверена на практике и не вызывает сомнений, то она может служить основанием для логического обоснования истинности выводов социально-экономических исследований как теоретиков, так и практиков.

Закон достаточного основания представляет собой следующие правила доказательства: и тезис, и доводы (аргументы) обязаны быть вполне обоснованными, причем истинность доводов (аргументов) должна быть установлена независимо от тезисов, для обоснования которых они используются, в противном случае возникает порочный круг и будет нарушен данный закон логики; доводы (аргументы), приводимые для доказательства тезиса, должны быть достаточным обоснованием для данного тезиса.

Решающее значение в качестве аргументов, обосновывающих истинность выдвигаемых положений и выводов (тезисов), имеют достаточные сведения, в особенности системы фактов. Создавать прочную фактическую основу для обоснования выдвигаемых положений и выводов, является постоянным и неизменным требованием, предъявляемым к научному исследованию.

Нередко причиной необоснованности выводов является не столько неумение сделать правильное обобщение фактов, сколько стремление подобрать факты под надуманные выводы и гипотезы.

Формально-логические законы являются необходимой и обязательной нормой всякого правильного мышления и одним из необходимых условий достижения истины в процессе познания. Однако даже самое неукоснительное соблюдение законов формальной логики недостаточно для получения истинных знаний. Для этого необходим учет всех других условий познания, в том числе и требований, предъявляемых диалектикой к фактам и методам развития гуманитарных знаний.

  • [1] Ленин В. И. ПСС. — Т. 18. — С. 162.
  • [2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 21. — С. 174.
  • [3] Ленин В. И. ПСС, —Т. 30, —С. 91.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >