«Феофан Грек»

Главная философская проблема фильма - принятие или отвержение мира Божия, с его несправедливостью, жестокостью, насилием. Конечно, если бы добро (мир Божий) существовало отдельно от зла (падшего мира), то все было бы куда проще. Но такой простоты не дано - мир множественен. Об этом спорят на протяжении всего фильма иноки- иконописцы - Андрей и Феофан, да Кирилл, которому, по его же признанию, «не дал Бог таланта» (монтажная запись). Мировоззренческий спор двух русских гениев Феофана Грека и Андрея Рублева - смысловой центр картины. Каждый из оппонентов имеет за плечами огромный опыт духовных потерь и обретений. Главнейшим для Рублева становится способность вобрать в себя мир в его антиномичности, что отнюдь не означает оправдания его греховности и падшести, но принятие на себя всей ответственности, вины за совершающееся в мире зло. «Каждый за все и за всех виноват» - главные слова, произнесенные в преддверии смерти старцем Зосимой из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Они могли бы принадлежать и герою Тарковского как некий мировоззренческий итог его многотрудного пути.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >