Концептуальный признак «деградация, нравственное падение»
Деградация - «постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств, упадок», усугубление ограниченности и тупости, процессуальность этих признаков.
Рассмотрим текстовые фрагменты. (1) Дривьщщ ?пердеть и црщщщб,лдвр1цьсЛ &Р$9]?ЯЧ4Р&Р1 людей в бессловесных скотов: скотина - «2. Перен. Грубый, подлый человек». Ср. высказывание А. и Б. Стругацких: «Опыт гнусных тоталитарных режимов XX века обнаружил, что с человеком может происходить кое-что похуже, чем превращение в робота. Он остается человеком, но он делается ПЛОХИМ <выделение авт. - В. Р.> человеком. И чем жестче и беспощаднее режим, тем хуже и опаснее делается массовый человек. Он становится злобным, невежественным, трусливым, подлым, циничным и жестоким. Он становится рабом <полужирным выделено нами - В. Р.>» [Стругацкие, 20016, с. 482]. Стоит подробнее остановиться на этом высказывании, поскольку оно очень точно передает некоторые акценты, актуальные для романа «Трудно быть богом». Во-первых, упоминание тоталитарных режимов напрямую связано с текстовым смыслом «идеология», во-вторых, точно передается часть содержания текстового концепта «Серость». Серый человек - это именно массовый человек, идеология влияет на массовое сознание и на массового человека. Точно указываются черты серого человека, серого общества: злоба, невежество, трусость - см., например, разговор Руматы с Тамэо и Сэрой о Рэбе во второй главе, подлость, цинизм, жестокость (за скрытого книгочея подержались - о жестоком убийстве старика), ряд можно продолжить. Продолжение мысли о рабстве массового человека находим в «Трудно быть богом»: Психологически все они были рабами - рабами реры рабами ребр ррдобрцх^ рабами ртрдстцщед рабами рорр1сщол}р- бид. И если волею судеб кто-нибудь из них рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом -рабом 0о- ратсщвд, рабом ррртцврестесщвендцх излцщесщв, рабом рарпупгрых, друзей, рабом рврщрдб,од... рабство их зиждилось на пассивности и невежестве, а пассивность и невежество вновь и вновь порождали рабство.
КП «деградация» выражают практически все зооморфизмы, присутствующие в тексте и образующие текстовый уровень «животное». Эти зооморфизмы иллюстрируют упадок человеческих качеств, низведение человека до уровня животного. Приведем некоторые контексты, выражающие смысл «животность человеческой натуры». (2) Заполняла кресло трясущацся туша угрюурго, д&жо- рь1 лексема туша обычно употребляется по отношению к животным, (3) Уно, поблескивая неодобрительно глазами, говорил: «будетязыки чесать, кобели вы...». (?ИЛиси- иа. мартышка. о доне Окане, фаворитке дона Рэбы, лексемы кобели, лисица, мартышка - это выражение эмоций с труднорасчленимым комплексом смыслов, главный из которых именно «животность» натуры, (5) Мерин, рсфд, мерин - «кастрированный жеребец», контекст включен в этот ряд из-за остаточной тематической связи.
Этот признак связан с влиянием «Серости» на текстовый концепт «Бог». Дело в том, что некоторые контексты относятся к Антону-Румате, герою, который исполняет роль бога. Думается, что здесь мы наблюдаем не общий признак концептов «Серость» и «Бог», а именно взаимодействие, порождающее динамику текстовых смыслов.
К Антону-Румате относятся следующие контексты. (6) Будем считать, что я плохой историк. Постараемся быть лучше. Научимся превращаться в свиней. Ср. также (7) перед тем, как окончательно впасть в свинское состояние, о Румате. Свинья - «2. О грязном, неопрятном человеке, неряхе || о человеке с низменными наклонностями, невежественном, некультурном. 3. О человеке, поступающем грубо, неблагодарно и низко». Контекст связан также с концептуальным признаком «грязь, потеря человеческого облика» КС «Болезнь», представлением о том, что свинья - грязное животное, и метафорическим переосмыслением этого представления. (8) Вот так бог!.. Озверел... Контекст отражает рефлексию героя относительно выбранной (или навязанной) роли бога.
Итак, этот КП выражают в основном зооморфные метафоры, которые актуализируют смысл «животность человеческой натуры, низведение человека до животного». Кроме того, через этот КП реализуется связь между текстовыми концептами «Серость» и «Бог», поскольку зооморфные метафоры относятся и к Антону-Румате. Поскольку КП «деградация» выражает процессуальность, то важное значение в образовании этого смысла имеют глаголы, выражающие эту процессуальность: превращаться, впадать, озвереть.