Композиция в дизайне рекламы

Трактовка понятия «композиция»

Проектирование дизайн-объекта невозможно без идеи, которая через композиционные поиски будет находить то или иное образное воплощение. Цель композиции в проектной деятельности — создание дизайн-образа. Можно сказать, что композиционное решение в дизайне имеет первоочередное значение и заслуживает самого внимательного рассмотрения. Овладение дизайнерской деятельностью невозможно без изучения теории композиции.

Термин «композиция» вошел в жизнь в эпоху Возрождения (например, в архитектуре — Витрувий, Палладио). «Композиция — построение, внутренняя структура произведения (подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое)»[1]. Как отмечает Е.А. Грегорян: «Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание»[2]. «Сюжет отождествляют иногда с композицией, что, конечно, неверно и уводит в размышления литературные, а не пластические. Один и тот же сюжет может решаться композиционно по- разному»[3].

Поскольку объекты графического дизайна могут представлять собой двухмерное и трехмерное визуальное решение, то диапазон композиционных построений достаточно широк. Выделяют следующие виды композиций:

плоскостная — композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью. Общее решение заключается в двух направлениях — по вертикали и горизонтали, а глубина выражена неявно. Это товарные знаки, печатная реклама, упаковки и этикетки (см. илл. 1.8), плакаты (см. илл. 1.3—1.6, 1.9, 1.10, 1.12—2.66) и пр.;

Илл. 2.67. Оформление фасада с использованием объемных букв с внутренним подсветом неоном, лайт-боксов; маркиза с внутренним подсветом

  • объемно-фронтальная — композиция, элементы которой расположены на одной плоскости с эффектом глубины за счет барельефной перспективы. Примером являются оформление фасадов зданий (илл. 2.67), некоторые объекты наружной рекламы (илл. 2.68) и пр.;
  • объемно-пространственная — композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях. Такая композиция рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон, и ее выразительность зависит от угла зрения: оформление прилавков и витрин (илл. 2.69), выставочные стенды и т.п. (илл. 2.70);
  • глубинно-пространственная — композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены. Данная композиция может рассматриваться со всех сторон. Примером служат интерьеры, глубокие витрины и пр. (илл. 2.71, 2.72).

Илл. 2.68. Брандмауэрное панно с объемной неоновой анимацией и динамическими элементами

Илл. 2.69. Витрина для демонстрации и продажи широкого ассортимента декоративной косметики

Илл. 2.70. Объемно-пространственная конструкция в виде увеличенного макета кубика Maggi

Илл. 2.71. Проект стенда для сети магазинов женской одежды «Алиса»

Илл. 2.72. Проект стенда для компании «С1ауегЬе!»

Работа над композицией начинается еще до создания визуального изображения, т.е. в процессе мыслительной работы дизайнера. Формулировка идеи организует композиционные поиски будущего объекта в сознании дизайнера, который стремится найти оригинальные образы и выразительные средства, раскрывающие идею будущего объекта. Создавая композиционное решение объекта, дизайнер должен учитывать особенности его психологического воздействия: эмоциональность, которая создается через общую композиционную структуру объекта, включая ее цветность, и ассоциативность, когда зритель находит связи воспринимаемого объекта со своим предыдущим опытом. Дизайнер пытается через композиционное решение воздействовать на ум и эмоции зрителя.

  • [1] Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. язык, 1992. С. 269.
  • [2] Грегорян ЕЛ. Основы композиции в прикладной графике: Учеб, пособие. Ереван, 1986.
  • [3] Дейнека А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. М.: Академияхудожеств, 1961. С. 166.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >