Принципы композиционной организации

Развитие дизайна способствовало выработке композиционных приемов по созданию выразительного визуального решения. Но не существует правила, выполнение которого обещает высокий результат дизайн-проектирования. Само мышление дизайнера, предполагающее креативность, определяет необходимость творчества и постоянного поиска новых способов создания оригинальных и выразительных объектов. Тем не менее практическая деятельность способствовала выработке определенных принципов, создающих возможность достижения более значительного результата проектирования.

Целостность объекта. Как отмечает А. Дейнека:

Под композицией понимают цельность произведения, его пластическое единство, обусловленность формы идейным содержанием[1].

Целостность объекта, т.е. единство формы и содержания, является принципом организации композиции, а средства и приемы композиции реализуют собой существенные особенности проектируемого объекта, его творческое исполнение. Как отмечает В.Т. Шимко:

Целостность объекта проектирования в дизайне — органическое единство воспринимаемых потребителем эмоциональных и прагматических впечатлений, характеризующих произведение дизайнерского искусства. Здесь они образуют ансамбль — согласованность, стройность частей единого целого <...>. Преодоление несоответствий, сведение внешне несводимого в целостность и есть цель и искусство композиции[2].

Создание дизайн-образа возможно на основании следующих композиционных схем:

  • • закрытой. В основе данной композиционной схемы лежит круг, квадрат или прямоугольник, создающий с учетом симметрии впечатление статичности, устойчивости. Основные направления линий стягиваются к центру (рис. 2.5);
  • • открытой. Такая композиция создает впечатление пространства, простора, поскольку ее края не имеют элементов, которые бы останавливали взгляд и замыкали его в центре композиции. Кроме того, какой-либо элемент композиции или группа элементов могут быть представлены фрагментарно, т.е. словно «уходить» за пределы формата. Так, основные направления линий направлены из центра (рис. 2.6).
Закрытая композиция

Рис. 2.5. Закрытая композиция

Открытая композиция

Рис. 2.6. Открытая композиция

Закрытая композиция. Большая часть рекламной дизайн- графики строится по принципу закрытой композиции, позволяющей задержать внимание потребителя и продлить время воздействия на него. Но это вовсе не означает, что создание рекламного образа на основе открытой композиции будет неэффективным в отношении воздействия на потребителя, поскольку именно концепция рекламного образа как результат предпроект- ных исследований определяет характер этого воздействия.

Так, если перед рекламой стоит задача представить потребителю товар, продемонстрировать его внешние характеристики, то именно закрытая композиция позволит это выполнить наиболее эффективно. В данном случае необходимо обратиться к использованию рамки, которая может быть представлена в следующих вариантах:

  • • непосредственно, в качестве изобразительного элемента (илл. 2.76);
  • • непосредственно, в качестве контура определенной толщины и цвета (илл. 2.77);

Илл. 2.76. Печатная реклама кетчупа

Илл. 2.77. Печатная реклама магазина мужской одежды

  • • опосредованно, функцию рамки может выполнять фон, окружающий рекламируемый объект со всех сторон и обладающий достаточной массой (илл. 2.78);
  • • опосредованно, функцию рамки могут выполнять любые элементы, расположенные по левому и правому краям формата (илл. 2.79). К примеру, на рекламном плакате питьевой воды замкнутость композиции обеспечивается, с одной стороны, изображением девушки, фигура которой обращена к центру рекламного поля и замыкает левый край. С другой стороны, изображение товара, представляя ярко выраженную вертикаль, обозначает правый край формата. Необходимо отметить, что замкнутость усиливает изображение моста, который расположен на дальнем плане композиции, представленного верхними гранями треугольника (илл. 2.80).

Илл. 2.78. Печатная реклама часов

Илл. 2.79. Печатная реклама туалетной воды

Именно боковые границы графики имеют значение для создания замкнутой композиции, поскольку особенность восприятия информации предполагает прочтение любого изображения слева направо.

Илл. 2.80. Наружная реклама питьевой воды

  • [1] Дейнека Л. Указ. соч. С. 166.
  • [2] Шимко В.Т. Указ. соч. С. 100.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >