«Сверх-Я» как феномен культуры

Рассматривая проблемы генезиса идей и идеалов, духовного прорыва и накопления традиций, Фрейд постоянно расширяет круг своих суждений, идя вглубь и охватывая весь комплекс проблем духовности и сознания национальной общности. Путь развития человеческой души от древнейших времен, внутреннее освоение особой инстанцией души — «Сверх-Я» внешнего принуждения — культурных запретов только тогда делают в прямом смысле человека моральным и социальным, когда эта душа наполняется также суммой идей и идеалов, творениями искусства, удовлетворениями, черпаемыми из них. Такое превращение души является в высшей степени драгоценным психологическим достоянием культуры. Здесь находятся психологические истоки восприятия человеком собственной культурной идентичности, принадлежности той общности, где получаемые им удовлетворения искусством, идеями, идеалами, смыслами связаны с традициями, языком.

3. Фрейд четко указывает тот исходный пункт, откуда берут начало амбивалентные чувства людей, различные противоположности национальной психологии и сознания. Это идеи и идеалы, смыслы и значения, рожденные в недрах данной культуры и характерные для них, сопоставимые с другими национальными культурами. Как и когда они рождаются, какое они имеют значение в консолидации национальной психологической души — мы уже описали выше. Здесь важно подчеркнуть, что удовлетворение, которое дает участникам культуры культурный идеал, имеет нарциссическую природу — оно основывается на гордости удачей достижения. «Для восполнения этого удовлетворение нуждается в сравнении с другими культурами, которые наметили себе иные достижения и развили иные идеалы» [5, с. 358]. Гордость удачей достижения становится исходным пунктом, началом позитивных чувств, гордости за свою культуру, национальную идентичность, психологического восприятия собственной самости, т.е. началом формирования национального самосознания. Идеалы, идеи и творения искусства «повышают чувства отождествления, в которых так нуждается каждый культурный круг, открывая путь к совместным высоко оцениваемым переживаниям» [5, с. 359]. Это тот случай, когда взаимная рефлексия близких по духу и хорошо знакомых культур, их сравнение и сопоставление сближает нации, становится основой их интеграции. Гордость удачей собственных достижений не мешает культурному сближению наций.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >