Методологические основы изучения национального характера

1. Отыскать первооснову, главное свойство (ядро, стержень) национального характера, концентрирующее в себе всю историю народа, его нравственные и культурные ценности, традиции, быт, освободительную борьбу и общественное развитие. И тогда многие черты характера представителей данного народа (доброта, жизнерадостность, религиозность, ревнивость, злопамятство, ленивость и т.д.) получают в свете своей первоосновы свою национальную окраску. Ибо нетрудно заметить, что мы перечислили черты характера людей, принадлежащих к разным национальностям, как межнациональные, интернациональные черты. Национальный характер подразумевает свойства весьма многочисленной человеческой группы, живущей иногда на огромной территории с различными климатическими, географическими и иными условиями, внутри которой «северяне» могут по темпераменту, реакции, обычаям, социальной ориентации и т.д. резко отличаться от «южан». Такие отличия, причем резкие, можно обнаружить как у русских, так и немцев, французов, итальянцев и др. Проблема в том, чтобы понять, как вся история народа, его общественный строй, среда обитания, культура, взаимоотношения с соседями и внешним миром вообще отразились на общих свойствах характера всего народа и как эти свойства интегрированы в характере индивида.

Национальный характер — явление более высокого уровня, выражает более развитые формы духовной жизни и социальной организации. Такая черта характера русских, как персонификация власти, или особая религиозность польского характера, деловитость американца, пунктуальность и дисциплинированность немца и т.д. имеют за собой многовековую социальную практику, традицию.

2. Как психология, так и национальный характер тесно и глубоко связаны с областью бессознательного, и здесь действуют инстинкты и бессознательные реакции. Г. Лебон подчеркивал, что

люди каждой национальности обладают, несмотря на различие их социального положения, неразрушимым запасом идей, традиций, чувств, способов мышления, составляющих бессознательное наследие их предков, против которого всякие аргументы совершенно бе с- сильны [5, с. 98].

Рациональным в полном смысле слова будет наше понимание, объяснение и описание своеобразия национального характера данного народа, если мы сумели понять, почему и как он возник исторически.

3. Но своеобразие национального характера не означает его исключительность, т.е. такую уникальность, которая исключает схожесть, повторяемость важнейших его свойств у разных народов. Уникальным и неповторимым является лишь исторический путь народа, определивший своеобразие накопленного опыта, традиций и моральных ценностей, спрессованных и концентрированных в национальном характере в качестве его первоосновы, ядра. И идеальный тип, яркий представитель данного народа наиболее полно, законченно демонстрирует свойства характера, прямо вытекающие из этой первоосновы. Ни один народ не обладает такими чертами, свойствами характера, которые бы мы не могли зафиксировать, найти у других народов. Раскрыть национальный характер — значит определить, какие черты и свойства чаще всего встречаются у данного народа, какая их комбинация особенно характерна и какова роль в этом главного, стержневого свойства? Ограниченность описательного метода (чем грешат многие эмпирические социологические исследования) прежде всего заключается в том, что одному народу приписываются черты характера (доброта, терпеливость, религиозность, гостеприимность и т.д.), которые с такой же широтой проявляются у многих народов. Близкие географические, климатические, исторические и иные условия жизни (не говоря уже об этнической и языковой близости) реально обусловливают и общность ряда свойств характера многих народов, например, кавказских — азербайджанцев, армян, грузин, осетин и др. В этом направлении действуют также и общие факторы цивилизации, религии, воспитания, социально-экономического, политического, духовного общения.

Теоретико-аналитический подход позволяет не только дойти до первоосновы национального характера, создать образ идеального типа, но и найти в этом контексте национальное своеобразие тех общих свойств, которые нередко встречаются у многих народов. Тогда, например, можно говорить не просто о религиозности, терпеливости и т.д. русского национального характера, а о своеобразии их проявления. Может быть у поляков или итальянцев, венгров или испанцев эти свойства характера выступают иначе, имеют свои окраски, модификации? И мы обнаружим, что религиозность русского характера имеет мессианскую природу и основу, связана с поисками абсолютного добра и т.д.

4. Если использовать методологию Э. Фромма, то можно раскрыть и еще одну важную особенность национального характера. Хотя Фромм и говорит о социальном характере, о закономерностях его формирования и роли в рыночных отношениях, но его идеи о том, что речь идет о больших социальных общностях, основанных на общности культуры, позволяет применять их и к национальному характеру. Национальный характер, имея многовековую психологическую основу, окончательно формируется, кристаллизируется в процессе формирования рыночных отношений и структур, т.е. в эпоху становления индустриализма. Характер народа формируется не гладко, эволюционно, путем внутреннего развития собственно психологии и количественных накоплений различных черт психики, а подчиняется потребностям рыночной общественной структуры, т.е. функционирует так, как того требуют эти структуры. Следовательно, национальный характер содержит в себе историю, служит настоящему, функционирует, служа существующим структурам. Но есть другая, очень важная сторона проблемы: национальный характер, раз он сложился, организуя энергию членов общества, побуждает их поступать так, как они должны, испытывая удовлетворение от своих действий, соответствующих требованиям культуры. Эта глубокая мысль Э. Фромма указывает на то, что теперь национальный характер будет прокладывать пути в будущее, определять характер развития, формы, орудия, способы деятельности, адекватные существующей культуре и духовности. Национальный характер не может оторваться, уйти от тех базовых ценностей, морали, норм, которые его формировали, выпестовали. Не только, например, политическая реальность, но ее образы, как идеалы, мы находим в глубоких недрах национального характера. Национальная политическая реальность — творение национального характера, она подготовлена политической культурой, духовной жизнью, общей ценностной ориентацией народа.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >