Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Дизайн деловых периодических изданий

Психология восприятия цвета

Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета. Психологический аспект восприятия неразрывно связан с социокультурным, физиологическим и эстетическим и зависит от множества факторов. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны знания о физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях.

Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психическое состояние. Любое произведение прикладного искусства или дизайна — стены зданий, декоративные ткани, полиграфическая продукция, одежда, машины и орудия труда — создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Зная особенности каждого цвета, дизайнер может сформировать определенный образ, вызвать необходимые эмоции, ассоциации.

Количество имён цвета

Имя цвета — его психологическая характеристика, имеющая выраженную этническую компоненту. Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности того или иного цвета в обыденной жизни народа они могут иметь большее или меньшее отражение в языке. Например, в языках народов, связанных своей деятельностью преимущественно с сельским хозяйством, есть множество слов для обозначения оттенков зелёного, что связано с жизненно-важной необходимостью контролировать и оценивать состояние выращиваемых растений.

Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.

Количество основных цветов в разных культурах различно. Древний Восток предполагал наличие пятиэлементного мира, в Европе фиксировали три основных цвета, со времен Ньютона говорят о семи цветах.

В культуре разных народов эмоциональное и прикладное восприятия цвета различны и связаны с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии.

Отсюда различие восприятия, например, белого и черного цвета (траур или радость — в зависимости от культуры, религии).

Поскольку в конкретном языке и (шире) в конкретной культуре концентрируется исторический опыт их носителей, ментальные представления носителей различных языков могут не совпадать. В качестве примера того, как по-разному языки выделяют внеязыко- вую реальность, нередко приводят термины системы цветообозначе- ния. Так, в русском языке присутствуют два отдельных слова «синий» и «голубой» — в отличие от многих романских языков, в которых диапазон цветов соответствующей части спектра перекрывается единым обозначением, типа английского blue (ср. нем. blau и фр. bleu).

Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом. Цветовые ассоциации можно классифицировать следующим образом:

  • • весовые {легкие, тяжелые, воздушные, невесомые...)
  • • температурные {горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие...)
  • • осязательные {мягкие, жесткие, колючие, нежные...)
  • • пространственные {выступающие, отступающие, близкие, далекие...)
  • • акустические {тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие...)
  • • вкусовые {сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые...)
  • • возрастные {детские, молодежные, стариковские...)
  • • сезонные {весенние, летние, зимние, осенние...)
  • • этические {мужественные, сентиментальные, смелые...)
  • • эмоциональные {веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет. (Подробный перечень ассоциативных названий цветов и их оттенков в Приложение 2).

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы