Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow Отечественная история

Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру

Необычный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время золотым веком. Культура развивалась на фоне все возрастающего самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.

В стране продолжало распространяться просвещение. Образцовым учебным заведением стал Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В Лицее получили образование великий поэт А. С. Пушкин, выдающийся дипломат А. М. Горчаков, знаменитый ученый Н. Я. Данилевский. Был основан ряд университетов, специальных вузов.

Русская наука вышла на уровень мирового признания. Н. И. Лобачевский создал учение о неевклидовой геометрии. В. В. Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Химик Н. Н. Зинин положил начало анилинокрасочной промышленности. Н. И. Пирогов явился основоположником анатомо-экспериментального направления в хирургии. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале построили первый двигатель на паровой тяге и первую железную дорогу.

В литературе происходила смена литературных направлений и стилей. На смену классицизму М. М. Хераскова, Г. Р. Державина пришел сентиментализм Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А. С. Пушкин.

Характерные черты реализма, внимание к простому человеку, глубокие раздумья о судьбах Родины отчетливо проявились в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова. Большое значение для развития литературы имела деятельность пушкинских журналов «Современник» и «Отечественные записки».

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм, что ярко проявилось в портретах А. С. Пушкина, выполненных О. А. Кипренским, В. А. Тропининым. Художественные и идейные искания русской общественной жизни отразились в картинах К. П. Брюлова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу». В русскую живопись стал входить бытовой сюжет. К нему обратился А. Г. Веницианов. Его картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» посвящены изображению крестьян. Сатирическим содержанием, разоблачающим нравы верхушки общества, наполнены полотна П. А. Федотова.

В архитектуре господствовал поздний классицизм (монументальность, строгость, простота). Наиболее яркими творениями этого периода стали Адмиралтейство в Петербурге (А. Д. Захаров), Большой театр в Москве (О. Бове, А. А. Михайлов).

В новую фазу вступал театр. Талантливые артисты М. С. Щепкин, В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова закладывали основы русской театральной школы. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьес Н. В. Гоголя «Ревизор», А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Характеризуя в целом развитие национальной культуры в первой половине XIX в., можно утверждать, что главным достижением в этом процессе явилось становление русского литературного и разговорного языка. Большая заслуга в этом известных выдающихся поэтов и писателей, а также Общества любителей российской словесности, объединившего тех деятелей отечественной культуры, которые активно выступали против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов в русском литературном языке.

Во второй половине XIX в. сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стало характерно стремление к служению обществу и на благо народа. Правительство стремилось предотвратить расширение влияния на интеллигенцию либеральнобуржуазной и революционной идеологии. Около 10% государственного бюджета тратилось на удовлетворение социокультурных потребностей. Церковное, школьное воспитание строилось в духе обновленной теории народности С. С. Уварова.

В конце века в России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Отечественная наука, особенно область естествознания, утвердилась на мировом уровне. Крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской, открытия в физике и механике А. Г. Столетова, П. Н. Яблочкова, А. Н. Лодыгина, изобретение радио А. С. Поповым.

Художественная литература сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов. Философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве величайшего русского писателя Л. Н. Толстого.

Театральное искусство формировалось в основном на национальной драматургии А. Н. Островского, А. П. Чехова. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Е. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр.

Окончательно оформилась национальная музыкальная школа. В России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков.

В живописи утвердился реализм. Основавшие в 1870 г. «Товарищество передвижных художественных выставок» И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге стремились развивать национальные традиции и приблизить искусство к народу. Яркими фигурами среди передвижников были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов. В скульптуре реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина, М. О. Микешина, М. М. Антокольского.

В целом достижения русской культуры XIX в. получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Не ослабевает и в современных условиях всемирно-историческое влияние творчества А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, художников- передвижников, композиторов «Могучей кучки», режиссерской школы К. С. Станиславского на культурное развитие человечества.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы