Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Общая педагогика

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Дело науки — служить людям.

JI.I1. Толстой

ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастий, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник.

М.В. Ломоносов

Чем более наука служит народу, тем более жизнь обогащает науку.

Г.В. Плеханов

Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым всегда будет тот, который опередит других в области мысли и умственной деятельности.

Л. Пастер

Педагогика и современность

Педагогика: наука и практика

Существует множество определений педагогики - наУки ДРевней и современной, нужной людям и широко вошедшей в практику жизни, признанной и неизменно повышающей свое значение. Если попытаться свести их воедино и выделить то общее, что используется для ее характеристики, то можно сказать, что это наука:

  • гуманитарная — о человеке;
  • общественная — об обществе и жизни людей в нем;
  • социально ориентированная, рассматривающая становление, совершенствование людей и общества в непрерывном процессе передачи и обогащения знаний и опыта от поколения к поколению и использования их в новых условиях;
  • самобытная — о воспитании, образовании, обучении, развитии и самосовершенствовании как главных способах передачи и обогащения знаний и опыта, обеспечивающих жизненный успех людей и прогресс общества;
  • практичная — о путях и способах решения задач воспитания, образования, обучения, развития, самосовершенствования и цивилизованного индивидуального самовыражения человека в едином целостном педагогическом процессе и создания благоприятных социально-педагогических условий для этого;
  • социально важная — нужная обществу, активно откликающаяся на удовлетворение потребностей в людях, способных обеспечивать социальное благополучие, преобразования, прогрессивное развитие его в интересах всех людей и каждого отдельного человека;
  • нужная любому человеку при его подготовке к жизни, для самореализации, самоосуществления и самоутверждения в ней,
  • нужная всем людям, чтобы социальная среда отличалась просвещенностью, гуманностью, нравственностью, демократичностью, законностью, чтобы ее условия благоприятствовали свободному и цивилизованному развитию каждого и всех для успеха в жизни, продолжения дела предшествующих поколений и обеспечения лучшего будущего для последующих;
  • общевозрастная — нужная всем возрастным категориям граждан для личного совершенствования и успеха в каждом возрастном периоде жизни;
  • общепрофессиональная — нужная представителям практически всех профессий, особенно гуманных, чья работа связана с людьми;
  • гуманная — раскрывающая необходимость и возможности доброжелательного, тактичного, доверительного отношения к человеку, оказания помощи ему при его подготовке, совершенствовании и достижении успехов в жизни;
  • демократичная — ориентированная на построение всей работы с людьми на основах равенства, взаимного интереса и уважения мнений, самостоятельности, содействия индивидуальному развитию и подготовке к жизни в условиях подлинной демократии и социально ориентированной экономической системы, а также активной деятельности по созданию, укреплению и совершенствованию таких условий;
  • эффективная — разрабатывающая наиболее успешные формы, методы, технологии достижения целей воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования;
  • надежная — опирающаяся на опыт всех предшествующих поколений людей, внимательно собирающая и изучающая его сейчас и самостоятельно, в научных поисках и экспериментах разрабатывающая новые интенсивные технологии.

Слово «педагогика» употребляется в четырех значениях:

  • 1) как явление жизни, т.е. как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства;
  • 2) как наука, изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства;
  • 3) как учебная дисциплина, содержащая достижения педагогической науки и связывающая их с педагогической практикой;
  • 4) как педагогическая практика, воплощающая положения и рекомендации системообразующей педагогической науки и учебной дисциплины, а также смежных наук и дисциплин в живую работу с людьми.

Как наука педагогика представляет собой особую сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, ориентированных на познание педагогической действительности, производство системы достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития, самосовершенствования людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу — в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем.

Встречается порой мнение, что педагогика не наука, а искусство. Раньше, а иногда и ныне опираются на точку зрения выдающегося педагога XIX в. К.Д. Ушинского (1824—1870), считавшего, что ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле слова: «Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем имеется цель и идеал его творчества»[1]. Очевидно, что такое понимание науки, имевшееся полтора века назад и отрывающее ее от практики, не соответствует современному. Наука — одна из форм общественного сознания, имеющая производительную функцию: она формирует новые знания, нужные для практики, и создает новую практику.

Бывает и такая аргументация педагогики как искусства: наука предписывает строгие обобщенные правила, а педагогическая работа с человеком индивидуализирована, ситуативна, неповторима в каждый момент, представляет собой творчество, приравненное к искусству, и требует от педагога особого дара, а не знаний и навыков[2]. Такое обоснование ошибочно и вредно хотя бы потому, что содержит скрытую мысль: «Незачем изучать педагогику; если тебе дано от природы и Бога быть педагогом — ты им и будешь, а если нет — значит, не суждено».

Представление о педагогике только как искусстве противоречит и аксиоматическому положению общенаучной методологии о единстве общего, особенного и единичного в явлениях реального мира. Чтобы познать конкретное явление (например, поступок человека в какой- то конкретной ситуации), надо обязательно увидеть в нем признаки общего и особенного (типовых вариантов общего). Это сужает поле непознанного в нем, позволяет выделить «участки» его единичности (уникальности, неповторимости), нуждающиеся в познании и творческом усилии понять их. Вооружая педагога системой достоверных знаний о сущности педагогических явлений и методах их применения на практике, педагогическая наука открывает возможность успешно действовать в конкретных ситуациях, учитывая и уникальное в них.

Если обратиться к основам семантики слова «искусство», то они не противопоставляются научности. Современные энциклопедии трактуют искусство как высокую степень умения, мастерства в определенной сфере деятельности. Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. Даля слово «искусный» означает относящийся к искусу, дошедший до уменья или знания многим опытом, а «искусство» — принадлежность искусного. Творчество не рождается на пустом месте, а возникает на базе обширных и глубоких знаний, навыков, умений, опыта человека. Суть того, что добавляется к ним и создает похожесть педагогического труда на искусство, — личность педагога, любовь к своему труду и людям, искреннее стремление содействовать их успеху в жизни, самоотдача и педагогические способности.

Существовало и сохраняется у отдельных теоретиков мнение, что педагогика не наука, а практика, использующая достижения многих наук, что она «комплексная наука», «над-наука». Так, в «Педагогической энциклопедии», изданной в 1962—1968 гг., она определена как «совокупность теоретических и прикладных наук, включающих воспитание, образование и обучение» (Т. 3. С. 283). Подобные ошибочные утверждения фактически отрицают педагогику как самостоятельную науку и освобождают ее от необходимости исследовать свои специфические проблемы.

Человечество в своей истории выработало три основных способа решения стоящих перед людьми проблем.

Исторически первым был метод проб и ошибок, учеба только на собственных ошибках. Какие-то положительные результаты он давал, но развитие и темпы улучшения достигаемых результатов шли медленно. Тот, кто действовал таким способом, отставал от динамизма жизни, от многих других людей, не выдерживал конкуренции.

На рубеже 30-х гг. XX в. ведущее значение в деятельности людей приобрел второй способ — использование опыта других, успешных в делах и жизни людей. Широкие масштабы приобрело выявление носителей такого опыта, изучение, использование его в своей работе.

Но после Второй мировой войны на передовые позиции вышел третий способ — научный подход к решению проблем, использование людьми, стремящимся к высоким результатам, достоверных научных знаний, достижений и возможностей науки. С тех пор развитие фундаментальных и прикладных наук, полное использование на практике их рекомендаций и достижений стало у цивилизованных народов основным способом достижения быстрого прогресса и успехов в жизни и любой области человеческой деятельности. Однако все же есть люди, критикующие науку за то, что она еще не на все может дать ответы. Но, по мысли великого физика Альберта Эйнштейна (1879—1955), наука еще не может решать все вопросы жизни, но все же это самая ценная вещь, которую мы имеем. Российский врач и педагог Н.И. Пирогов (1810—1881) писал: «Где господствует дух науки, там творится великое и «малыми средствами».

Н.И. Пирогов

В.П. Борисенков

Сказанное в полной мере относится к научной педагогике. Нет в мире более сложных проблем, чем человеческие, нет более трудного дела, чем помочь человеку стать достойным, раскрыть себя и реализоваться в жизни. «...Человек — это самый сложный из всех объектов, — подчеркивает В.П. Борисенков, — а подготовка образованного и нравственного человека — самый наукоемкий из всех процессов»[3]. В педагогической работе с человеком научная безграмотность решений равносильна знахарству в медицине. Анализ опыта свидетельствует, что из 25 педагогически значимых решений, принятых по догадке, без знания педагогической науки, 24 — ошибочны или неполноценны.

Анахронизм педагогической необразованности и неразумности особенно нетерпим на фоне требований сложной жизни, достижений современной мировой цивилизации, открываемых ею для каждого больших возможностей, которые сами по себе не превратятся в действительность. Вместе с тем современная эпоха предъявляет исключительно высокие требования к педагогической науке — находиться на переднем крае и развиваться в ногу с происходящими глобальными переменами в жизни людей.

  • [1] См.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. М.; Л., 1950.Т. 1. С. 12.
  • [2] См.: Стефановская Т.Л. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций. М., 1988.
  • [3] Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. № 1. С. 3.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 
Популярные страницы