Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Общая педагогика

б. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Создает человека воспитание.

А. Сент-Экзюпери

Любая реформа, кроме моральной, бесполезна.

Т. Карлейль

Нет ничего важнее справедливости и нравственности. Распространение и углубление их антиподов в политике, экономике, жизни — дорога гибели человека, народа, страны человечества.

Автор

Сущность воспитания

Сущность воспитания и воспитанности

Воспитание всегда было в центре внимания педагогики и педагогов. Заметный вклад в теорию воспитания внесли отечественные педагоги XIX—XX вв. — К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, Н.К. Крупская, В.Н. Шульгин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.М. Коротов, Ф.Ф. Королев, Э.И. Моносзон, И.А. Каиров, В.И. Журавлев, В.Е. Гмурман, М.Ф. Харламов, Г.Н. Филонов, З.А. Малькова, В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев и др. Воспитание имеет первостепенное значение и ныне, в переломный момент жизни России, при вызовах к его осуществлению в условиях ломки сложившихся десятилетиями и веками стереотипов жизни россиян. Общечеловеческие истины воспитания не устаревают, но их утверждение в жизни сегодня нуждается в новом понимании, организации и методиках. Педагогическая наука испытывает затруднения в осмыслении возникших проблем воспитания, а практика грешит неоправданно поспешным, огульным отказом от опыта прошлого[1].

У педагогической науки при исследовании проблем воспитания (как и в образовании, обучении и развитии) есть свой подход, соответствующий ее предмету. Оставаясь самостоятельной наукой и используя для решения задач воспитания свои методы и концепции, она, когда надо, прибегает к отдельным положениям других наук — философии, социологии, политологии, этики, истории, этнографии, психологии, также проявляющих интерес к проблемами воспитания.

210

На начало XXI в. остается немало вопросов, начиная с серьезных разночтений в понимании самой категории воспитания и его соотношений с другими важнейшими категориями педагогики и ее практикой[2]. Распространен подход по «принципу матрешки»: воспитание — ведущая, всеобъемлющая категория, а остальные (образование, просвещенность, обучение, развитие) — наполняющие ее части. Его сторонники сводят, таким образом, воспитание к некоей сумме педагогических результатов, исходя, очевидно, из желания, чтобы на него работало все. Это в принципе верно, но приводит зачастую к фактическому отрицанию воспитания как особой реальности, категории и работы, к тому, что все говорят о воспитании, но мало кто им предметно занимается. Слабость такого понимания хорошо раскрыта в словах В. Г. Белинского: «Воспитание! Оно везде, куда ни посмотрите, и его нет нигде, куда ни посмотрите»[3]. По-видимому, для исключения возможности таких упреков говорят, что есть воспитание «в широком смысле» — всеобъемлющее (отождествляемое теперь порой и с социализацией)[4] и есть «в узком смысле» — особая работа (сводимая даже до решения узкой воспитательной задачи). Есть и ортодоксы, утверждающие, что «чистого воспитания» вообще нет.

Другой вариант «принципа матрешки»: главное — образование, а все остальное — ее части, т.е. воспитание существует, но как относительно второстепенное и подчиненное образованию явление.

Разное понимание сути, значимости и взаимосвязей основополагающих категорий находит свое определенное выражение и в выстраивании их цепочки: в одном варианте — воспитание, образование, обучение, развитие; в другом — образование, воспитание, обучение, развитие; в третьем — образование, обучение, воспитание и развитие. Подобный разброс мнений по главным позициям парадигмы в науке недопустим, и нужны энергичные усилия по сближению точек зрения с проявлением научной толерантности.

Что имеется в виду, когда в реальной жизни люди говорят о человеке: «он воспитан» или «он не воспитан»? Наличие-отсутствие грамотности? диплома о высшем образовании? умения решать алгебраические задачи? уровня интеллекта? организаторских способностей? мышечной силы? Или другое? Разумеется, другое: при умении читать, считать, наличии диплома об образовании, даже ученой степени, высокой профессиональной умелости человек может быть невоспитанным и, напротив, при их отсутствии — воспитанным[5]. Имеются в виду основные социальные характеристики человека как гражданина, обладателя духовных, мировоззренческих, моральных, патриотических, гуманных, поведенческих, правовых, культурных, трудовых и других ценностных ориентаций, качеств и признаков его поведения.

Воспитанность личности — важнейшая аксеологическая[6] составляющая социальной сущности личности, система жизненных и поведенческих смыслов, значений, ценностей, желаний, отношений и выборов в поступках и жизни, а также ее педагогическое свойство. Значение ценностей в воспитании и передаче опыта из поколения в поколение подчеркнул в своей книге президент Российской академии образования Н.Д. Никандров: когда мы воспитываем и обучаем — мы передаем ценности[7]. В характере потребностей, жизненных ценностных ориентаций, мотивов и стремлений наиболее значимо представлено общее и индивидуальное в воспитанности личности. Они выражаются устойчиво в поведенческих отношениях:

  • к окружающему миру и собственной жизни — человечеству, его проблемам и будущему, угрозам его существования на планете Земля, экологии, связи себя с ними; к раскрытию смысла собственной жизни, своего места в решении общих и личных проблем; к необходимости жить цивилизованно, достойно, самореализоваться в жизни, использовать все свои возможности и достигнуть личной вершины успеха («акме») в самовыражении и самоутверждении; к необходимости вести здоровый образ жизни;
  • к достижениям и ценностям человеческой цивилизации — общечеловеческими ценностям, достижениям культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, праву, свободе, расовому, интеллектуальному и религиозному равенству;
  • к делам по реализации своих жизненных возможностей — к чему реально стремится в жизни, как творит свою судьбу и будущее; как повышает свой личный потенциал качеств, способностей, профессионализма; к удовлетворению каких потребностей стремится, какие ценности современной цивилизации принял и следует им, на что претендует, чего хочет достичь;
  • 212
  • к обществу (общественная интегрированность, российская идентичность, гражданственность) — чувство принадлежности к российскому обществу, причастности к его жизни, проблемам, судьбам, любовь к Родине, ее народу (независимо от социальных, национально-этнических, религиозных и иных особенностей его); уважение к истории, традициям, культуре, языку, нормам поведения в нем; социально правильное отношение к участию в работе общественных формирований, содействию государственным органам, сочетанию личных интересов с общественными; чувство ответственности за судьбу своей страны и ее цивилизованное будущее, достойную жизнь граждан; чувство преемственности поколений и готовности самоотверженно защищать интересы живущего и будущих поколений, при необходимости — и с оружием в руках;
  • к определенной общности, группе (групповая интегрированность) — совпадение (близость) своих социальных взглядов, отношений, интересов, норм поведения, потребностей, намерений, планов с определенной общностью (группой) людей (профессиональной, имущественной, социально-демографической и пр.), понимание единства с ними и необходимости действии вместе с ними (солидарность, корпоративность, коллективизм), сочетая это с гражданственностью;
  • к людям — отношение к людям, уважение их прав, свобод, сочетание своих интересов с интересами других; доброжелательность, дружелюбие, гуманистичность, демократичность, справедливость, порядочность, честность, чувствительность к чужой беде, альтруистичность (забота о других), общительность, открытость, коллективизм, поликультурность (национальная и религиозная толерантность и др.);
  • к социальной активности — необходимость внесения личного вклада в решение проблем жизни россиян, создания в России подлинно цивилизованного, социально ориентированного, демократического, гражданского, правового общества; повышение силы и международного авторитета своей Родины путем посильного участия в этом; совершенствование жизни в непосредственном окружении — семье, по месту жительства, на работе, в общественных местах и формированиях;
  • к трудностям и проблемам жизни (жизнестойкость) — социальный оптимизм, вера в лучшее будущее, убежденность в возможности решить свои жизненные проблемы предприимчивостью, трудолюбием, повышением профессионализма, совместными усилиями с другими людьми; толерантное (устойчивое) отношение к неудачам как к временным, преодолимым, к необходимости «держать удар», делать выводы и не повторять ошибки;
  • к самому себе (самоосознаваемость, «Я-концепция») — как к индивидуальности, личности с достоинствами и недостатками, профессионалу, своему месту среди людей, к мнению о себе; необходимости самосовершенствовать свои свойства и качества, проявлению сил и воли для этого (известно меткое сравнение Л.Н. Толстым человека с дробью, в числителе которой то, как оценивают его люди, а в знаменателе — как он оценивает себя сам; чем больше знаменатель, тем меньше дробь).

Интересна группировка ценностей, включающих самодостаточные ценности (ценности в достигаемой цели), ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества'.

Государственные образовательные стандарты содержат частично положения, характеризующие воспитанность личности (хотя и не именуют их так) и соответствующие качества выпускника образовательного учреждения, профессионала, указывая среди них гражданскую зрелость, включенность в жизнь общества, бережное отношение к социальным ценностям, профессиональную идентичность, общественную активность, этичность, культурность, уважение к закону, гуманность, уважение к правам и достоинству граждан, высокое нравственное сознание, твердость моральных убеждений, чувства долга и ответственности, принципиальность, волю и др.

Воспитанный человек ведет себя воспитанно, поскольку иначе вести себя не может. Он хочет не казаться воспитанным, а быть таким внутренне, ведет себя воспитанно не из страха перед наказанием или осуждением, не для внешнего показа, а для себя, «наедине с собой», не желая даже в мыслях поступать иначе, для самоуважения, не марая свою совесть и не испытывая ее угрызений.

Воспитанностью должны отличаться также и группы людей, и все население.

Воспитание представляет собой (в общепедагогическом понимании) системную целенаправленную деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, административных, производственных, общественных организаций и отдельных лиц по содействию гражданам созданием условий, оказанием помощи и поддержкой в их социальном (гражданском, патриотическом, правовом, нравственном, культурном и пр.) личностном росте, обретении сильных сторон индивидуальности в интересах их самих, общества и государства. У воспитанного человека больше шансов сделать много полезного в жизни, людям и [8]

для себя, для достижения достойного положения среди людей и их уважения. Воспитание занимает важнейшее место в социализации человека, но не сводится к ней.

  • [1] См.: Барсукова Т.И. Российская мысль о государственной пользе в сфере воспитания // Педагогика. 2001. № 7. С. 67—72. Обнадеживает сообщение, что у нас разрабатывается общенациональная программа развития воспитания. См.: В Российскойакадемии образования // Педагогика. 2003. № 3. С. 3—13; 2003, № 3. С. 3—13.
  • [2] Существующее состояние проблемы воспитания один из педагогов назвал даже«полной неразберихой».
  • [3] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ60-х гг.). С. 286.
  • [4] 2 Есть и утверждения, что воспитание — часть социализации (что, по-видимому,верно. — А.С.) и что социализация — часть воспитания. См.: Российская педагогическая энциклопедия. М.: БРЭ, 1993. Т. 1. С. 165.
  • [5] Иначе пришлось бы отрицать наличие воспитанности — трудолюбия, честности,совести, уважения к другим людям, любви к своему народу и его культуре, готовности проявлять героизм при защите России и т.п. — у населения, жившего лет200 назад и раньше, бывшего почти поголовно безграмотным.
  • [6] От греч. ах'ш — ценность. Возможно, есть смысл назвать теорию воспитанияаксиатикой (по созвучию с теорией обучения — дидактикой).
  • [7] Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
  • [8] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред.В.А. Сластенина. М.: 2002. С. 74—77. По тексту эта группировка отнесена к ценностям педагога, но она применима для оценки сформированности ценностей каждого человека.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы